Чудесные превращения воды познавательно-исследовательский проект по экологии для старших дошкольников
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме
Проект направлен на развитие познавательной активности дошкольников путем формирования естественнонаучных представлений в процессе опытно - экспериментальной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опытно-экспериментальная деятельность | 39.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Медведевский детский сад №2 «Солнышко»
комбинированного вида
Чудесные превращения воды
Проект по экологии
Разработала и реализовала:
Голобородько Л.В., воспитатель
первой квалификационной категории
Медведево
2010
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Актуальность проекта.
Известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе. Дошкольный возраст является тем самоценным этапом развития познавательной активности ребенка, под которым понимается поиск знаний, приобретение этих знаний самостоятельно или совместно со взрослым.
Каждый дошкольник – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя мир. Он стремится к активной деятельности.
Как поощрять детскую любознательность, утолять жажду познания маленьких «почемучек»? Это можно сделать в детском саду, создав комфортные условия для детского экспериментирования. Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно. Об этом упоминают в своих трудах Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько и др. По мнению академика Н.Н.Поддьякова, «…в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».
Не менее важным является вопрос о содержании экспериментирования, т.е. что может и должен увидеть ребенок, с какими объектами и явлениями он должен познакомиться. Проблема моего проекта состоит в том, чтобы изучить, как экспериментальная деятельность воздействует на развитие познавательности ребенка, какие методы и формы работы являются более эффективными.
Цель проекта: развивать познавательную активность дошкольников путем формирования естественнонаучных представлений в процессе опытно - экспериментальной деятельности.
Методические задачи проекта:
- познакомить детей со свойствами воды;
- формировать представления детей о воде, её значении для всего живого;
- учить различать состояния воды: вода - лед – пар;
- развивать интерес к объектам природы и любознательность в процессе экспериментирования;
- формировать навыки мыслительных действий, умение анализировать, делать выводы;
- воспитывать бережное отношение к воде, любовь к природе.
- повысить воспитательную компетентность родителей в экологическом воспитании дошкольников
Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой - один из самых приятных способов обучения, поэтому я решила изучить проблему проекта через организацию экспериментальной деятельности с водой.
Формы работы с детьми: занятия, опытно-экспериментальная деятельность, беседы, использование художественной литературы, наблюдения
Гипотеза: при формировании естественнонаучных представлений в процессе опытно - экспериментальной деятельности у дошкольников развиваются наблюдательность и любознательность, способствующие повышению познавательной активности детей.
Ожидаемые результаты: получив знания о воде и её свойствах, дети лучше будут ориентироваться в окружающей среде; расширится их личный опыт; повысится интерес к познавательной деятельности.
Участники проекта: дети старшей группы МДОБУ «Медведевский детский сад №2 «Солнышко»; воспитатель группы Голобородько Лариса Валерьевна; старший воспитатель; музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Сроки проекта: 5 месяцев (сентябрь – январь)
Этапы проекта:
Этапы проекта | Задачи | Формы работы | Сроки исполнения | Ответственные |
Подготовительный | Определить направления работы по реализации проекта. Выявить у детей имеющиеся знания о воде, уровень заинтересованности детей данной темой. Определить формы и методы работы с детьми по реализации задач проекта Создать условия для организации опытно-экспериментальной деятельности Приобщить родителей к проектной деятельности, определить роль родителей в данном проекте | Изучение методической литературы по теме проекта Диагностика детей. Беседа «Что мы знаем о воде?» Составление перспективного плана кружка «Маленький исследователи», разработка конспектов занятий Подбор оборудования для экспериментальной деятельности. Разработка картотеки игр с водой. Оформление дидактических игр природоведческого характера Проведение анкетирования «Ваше отношение к детскому экспериментированию» | Сентябрь 1.09.2010 – 10.09.2010 13.09.2010 – 17.09.2010 20.09.2010 – 24. 09.2010 В течение всего месяца 22.09.2010 – 24.09.2010 | Воспитатель Старший воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель |
Основной | Систематизировать знания детей о воде, ее назначении и использовании Уточнить и закрепить имеющиеся знания детей о воде и её свойствах (прозрачность, текучесть, отсутствие запаха и вкуса) Расширять представления детей об обитателях водоемов, их приспособленности жить в воде. Познакомить детей со свойством воды растворять некоторые вещества Совершенствовать знания детей о воде, образовании водоемов. Сформировать понятие значения воды для роста и развития растений Познакомить детей со свойствами льда, дать понятие, что это одно из состояний воды. Познакомить с образованием инея, условиями его возникновения. Познакомить детей со свойством воды при нагревании превращаться в пар Систематизировать знания детей о свойствах и состояниях воды, дать первоначальное представление о круговороте воды в природе. Развивать интерес к экспериментальной деятельности. Познакомить с особенностями пресной и морской воды. Познакомить детей со свойствами пресной и соленой воды. Вовлечь родителей воспитанников в воспитательно-образовательный процесс группы | Беседа «Где находится вода и кому она нужна?» Опыт «Свойства воды» Занятие «Кто живет в воде? Экспериментирование «Что растворяется в воде?» Дидактическая игра «Ходят Капельки по кругу». Наблюдение за комнатными растениями, дежурство в уголке природы. Опыт «Лед – твердая вода» Наблюдение «Как образуется иней?» Опыт «Пар – тоже вода» Занятие «Путешествие Капельки» Игра - эксперимент «Волшебные превращения воды» Беседа «Вода морей и океанов» Опыт «Приключения вареного яйца» Защита семейной газеты «Волшебница вода» | Октябрь 05.10.2010 13.10.2010 19.10.2010 27.10.2010 Ноябрь 02.11.2010 В течение месяца 10.11.2010 В течение месяца на прогулке 24.11.2010 Декабрь 07.12.2010 15.12.2010 21.12.2010 24.12.2010 28.12.2010 | Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Музыкаль ный руководитель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель |
Заключительный | Выявить знания детей о воде, уровень интереса детей к экспериментальной деятельности Систематизировать формы и методы работы по организации детского экспериментирования. Разработать рекомендации для родителей по организации опытов и экспериментов в домашних условиях. | Итоговая диагностика знаний детей. Консультация для педагогов «Экспериментирование с водой как средство развития познавательного интереса дошкольника» Памятка для родителей «Экспериментируем дома» | Январь В течение месяца | Воспитатель Воспитатель Воспитатель |
Используя Программу воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С., Комаровой была проведена диагностика имеющихся знаний детей о воде, её свойствах и значении для всего живого.
Детям были представлены вопросы:
1. Что такое вода?
2. Где можно встретить воду?
3. Кому нужна вода?
4. Какие свойства воды ты знаешь?
5. Что такое лед? Какой он?
6. Что такое пар? Какой он?
7. Для чего нужна вода?
Критерии оценки:
Высокий уровень.
Ребенок самостоятельно отвечает на все вопросы диагностики, рассказывает о свойствах воды, проявляет любознательность, высказывают свои суждения о воде, приводит примеры из личного опыта.
Средний уровень.
Дает ответ на часть вопросов. Проявляет положительное отношение к такому объекту неживой природы, как вода, различает её состояния, но называет не все её свойства.
Низкий уровень.
Не дает полного ответа на поставленные вопросы, в целом понимают, что такое вода, но не дает характеристику ее свойствам и состояниям.
Первоначальная диагностика показала: высокий уровень – 32%; средний – 48%; низкий – 20%.
Диагностика на заключительном этапе проекта показала заметную динамику: высокий уровень – 40%; средний –52 %; низкий уровень – 8%.
Таблица Уровень знаний детей о воде, %
Уровень знаний | Начало, Сентябрь 2010 | Конец, Январь 2011 |
Высокий уровень | 32% | 40% |
Средний уровень | 48% | 52% |
Низкий уровень | 20% | 8% |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Познавательно - исследовательская деятельность как направление развития личности старшего дошкольника"
Педагогический проект по познавательно - исследовательской деятельности для детей 6-7 лет....
Проект: «Чудесное превращение воды»
Цель проекта: развивать познавательную активность дошкольников путем формирования естественнонаучных представлений в процессе опытно - экспериментальной деятельности. Детское экспериментирование – это...
Конспект познавательно – исследовательской деятельности с элементами детского экспериментирования для детей второй младшей группы "Чудесное превращение воды"
Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации....
Проект "Чудесные превращения воды"
Данный проект формирует представления детей, о том, что такое снег, и помогает изучить его свойства....
проект "Чудесные превращения воды"
В данном проекте дети разновозрастной группы знакомятся со свойствами воды, делают простые опыты, вместе с родителями и педагогомизготавливают поделки и ищуд материал по теме ....
Конспект занятия в старшей группе Опыт с водой: «Чудесное превращение воды».
В данном занятии вода разной плотности располагается слоями и превращается в российский флаг. Очень занимательный и интересный опыт, который развивает познавательную активность детей....
Проекты по экологии для старших дошкольников
Предлагаю проект для совместного творчества детей, воспитателя и родителей.Осуществление проекта проводилось по разделам....
Комментарии
Проект очень актуальный!!!
Проект очень актуальный!!!