РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ И.И. ШИШКИНА «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ ».
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Познакомить детей с таким жанром живописи, как пейзаж; учить их воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник, вызывать у детей желание рассматривать картины о природе; Расширить знания детей о творчестве художника пейзажиста И. И. Шишкина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.docx | 23.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Ребята, сегодня будет необычный день. Полный волшебства и превращений. Да, да, вы не ослышались. Сегодня каждый из вас получит возможность переместиться в пространстве и времени, оказавшись далеко-далеко отсюда. Сегодня я буду волшебницей, а помогать мне в этом будет моя волшебная палочка.
-Ребята, послушайте стихотворение.
Я иду тропой лесною,
Справа лес, и слева лес,
Гляну вверх, а надо мною,
Свет божественных небес,
То кукушка закукует,
То услышу дятла стук.
И на травушке дождинки,
Расстилаются ковром,
И гуляет по тропинке
Солнца лучик огоньком.
-Ребята, скажите, о чём это стихотворение? (о природе).
Ребята, какой же удивительный мир окружает нас, это мир природы. Уметь видеть её красоту помогают нам художники. Вы уже знакомы с художниками, которые иллюстрировали сказки, а есть и другие , которые помогают нам увидеть красоту природы на картине. Картины, которые они пишут называются - пейзажами,
- а как вы думаете, как называют художника, который пишет пейзажи? (художник – пейзажист)
- да правильно, художники пейзажисты.
-У нас в России жил замечательный художник И.И Шишкин, больше всего любивший изобразить на своих полотнах лес. И. И. Шишкин – художник, который исходил пешком сотни километров по лесам и полям России.
Всю жизнь он изучал русский северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь.
Свою любовь к родине он перенес в своих картинах, изображал всякие породы деревьев, кустов и трав, сосновые и еловые леса. Так же он изображал дубы и березы, и почву под деревьями – это были и камни, и песок, глина, неровности почвы, сухие листья, хворост, валежник.
Шишкину все казалось интересным, что было связано с природой, и старый пень, и коряга, и сухое дерево.
Слайд №1
-Посмотрите на его портрет. Крепкий, широкоплечий мужчина с бородой, чем-то напоминает могучее дерево. Шишкин Иван Иванович – Один из самых выдающихся художников пейзажистов. В народе его так и называли-"Лесной богатырь", "Царь леса"
Даже фамилия у него была лесная – Шишкин, а имя и отчество –русские и простые Иван Иванович. (Рассказ педагога сопровождается показом слайдов)
Слайд№2 Шумят на его картинах сосновые рощи, волнуется золотая рожь, шелестят листвой могучие дубы. Кто ни посмотрит залюбуется .
-А сейчас настало время стать участниками путешествия, в которое приглашает нас художник
Однако, для того, чтобы узнать, куда мы сегодня с вами отправимся в путешествие, нужно сначала отгадать загадки, с помощью которых вы узнаете название волшебной картины.
Внимательно слушайте и отгадывайте первое слово:
Вот проснулось в небе солнце,
Заглянуло к нам в оконце.
Петушок горланит мудро,
Возвещая: «Это …. …»
Дети: Утро!
Воспитатель: Правильно дети! Первая подсказка это слово утро.
Продолжаем отгадывать. Следующая загадка - подсказка.
На мне колючие иголки,
Но я не пихта и не ёлка.
Стройна, прекрасна, зелена
Весь год красавица ….
Дети: Сосна!
Воспитатель: Правильно дети! Вторая подсказка это слово сосна.
Продолжаем отгадывать последнюю подсказку.
Там деревьев много разных,
Трав, лишайников, кустов,
Птиц, зверей, грибов и ягод,
И, конечно – комаров.
Там всегда полно чудес –
Я люблю прогулки в ... !
Дети: Лес.
Воспитатель: Да, правильно. Теперь у вас есть три слова подсказки (утро, сосна, лес). Кто из вас уже догадался о какой картине идет речь? Дети: Утро в сосновом лесу!
Воспитатель: Я вас поздравляю, вы справились с заданием, Давайте почувствуем себя героями этой картины, приготовьтесь к волшебству.
Но, для того, чтобы попасть в волшебный лес, нужно произнести волшебные слова. Встаём. Закрываем глазки. (Воспитатель произносит слова) «Вокруг себя обернись, 1, 2, 3 – и в лесу ты окажись!»
Слайд№3 (Музыка Утро в лесу)
Открываем глазки. Посмотрите, ребята, какой красивый лес. Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь. Покажите, какие в лесу высокие деревья.(дети поднимают вверх руки)
-Подул теплый ветерок, зашелестели листья.(дети быстро шевелят пальцами рук)
-Подул холодный ветер, закачались сосны.(дети покачивают и машут руками)
-Ветер затих-не шевелятся больше ни листочки ни ветки.(дети расслабляются)
-Снова подул ветер.(дети вновь напрягаются и машут руками, затем опять расслабляются)
(Дыхательная гимнастика)
Аромат сосны вдыхаем,
(Глубокий вдох носом).
И дыханье затаим.
(Затаить дыханье).
А теперь мы выдыхаем,
(Выдох через рот со звуком «А-а-а»).
Отдыхаем, отдыхаем.
(Отдых).
– здесь мы вдыхаем свежий воздух
– кругом пахнет сосновой смолкой. Чувствуете ли вы запах хвои, влажного мха?
– хочется дышать ароматами соснового бора, не переставая
-Посмотрите ребята внимательно, как называются деревья которые написал художник?(сосны)
-А как называется лес, в котором растут только сосны? (сосновый бор)
-Верно, сосновый бор. Посмотрите на деревья. Как вы можете охарактеризовать их-какие они? (высокие, могучие, стройные, толстые и.т.д)
-Какая крона у сосны? (редкая, лапчатая, ажурная)
-Как вы думаете, какой главный цвет в лесу? (зеленый)
-Одинаковый ли зеленый цвет использует художник, когда рисует лес? (разные его оттенки)
– посмотрите как много разных оттенков зеленого, теплые оттенки зеленого и холодные оттенки, почти синие.
- художник использовал в своей работе разные оттенки зеленого цвета, для того чтобы показать солнечные и теневые места в лесу. Показать старые и молодые деревья.
- Посмотрите в левом верхнем углу, какой оттенок художник выбрал темно-зелёный или светло-зелёный? (тёмно- зелёный)
-Почему? (солнце не успело осветить сосны).
-А в правом верхнем углу, какой оттенок выбрал художник? (светло-зелёный).
-Почему? (солнце осветило верхушки сосен).
-Что ещё можно сказать о сосновом лесе?
(дремучий, непроходимый).
- как вы думаете, какое время суток изображено на картине? (На картине изображено утро) - почему? (Солнце только взошло и осветило верхушки деревьев и виден не рассеявшийся ещё туман)
- кого вы видите в центре картины? (Медведицу с медвежатами)
-Посмотрите и скажите, что делают медвежата (Они лазают по дереву, которое наклонилось к земле)
- ребята может вы что – нибуть необычное заметили в картине?
- а вам хотелось бы побывать в таком лесу? почему?
- ребятки художник назвал эту картину «Утро в сосновом лесу», а какое бы вы, дали ей название?
- вам нравится эта картина?
-Мы не видим художника, не слышим его голоса, но как он рассказал нам о красоте леса? (кистью, красками)
-Ребята, наше путешествие подходит к концу. Нам нужно возвращаться обратно. Для этого я вновь взмахну своей волшебной палочкой и мы с вами вернемся назад. Но для того, чтобы вернуться обратно из волшебного леса, нам надо произнести опять волшебные слова. Закрывайте глазки. (Воспитатель говорит)
«Вокруг себя обернись, 1,2, 3 в детском саду окажись!»
-Открывайте глазки. Вот мы снова в садике!
- А теперь давайте вспомним, как зовут художника, с творчеством которого мы познакомились на сегодняшнем занятии? ( И.И Шишкиным)
-А как называется картина, которую мы рассмотрели? ("Утро в сосновом лесу")
-Как можно назвать одним словом то, что изображено на картине? (пейзаж)
-Да ребята, теперь мы знаем, что картина на которой изображена природа, называется-пейзажем, а художника, который нарисовал его-пейзажистом.
Заключение
- ребятки давайте мы повернемся друг другу и подарим друг другу улыбку. Вот такое прекрасное, хорошее настроение мы получаем от общения с искусством.
Спасибо всем за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия рассматривание картины И.И.Шишкина "Утро в сосновом бору".
Познакомить детей с художником И.И.Шишкиным, содержанием его картины "Утро в сосновом бору".Воспитывать у них художественный вкус,умение понимать картину и средства её выразительности....
Конспект беседы по искусству (рассматривание картины И.И.Шишкина "Утро в сосновом бору").
Познакомить детей с таким жанром живописи как пейзаж. Учить и воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник. Учить выделять оттенки цветов как средств...
Рассматривание картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору»
Занятие по ИЗО в старшей группе с использованием нетрадиционной техники рисования....
Конспект ННОД по развитию речи : РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ И.И. ШИШКИНА «УТРО В СОСНОВОМ БОРУ».
Программное содержание: Познакомить детей с таким жанром живописи, как пейзаж, учить их воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник, учить выд...
НОД "Рассматривание картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору»
Знакомство с творчеством русского художника – пейзажиста И.И. Шишкина...
Конспект занятия "Рассматривание картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору»
Познакомить детей с таким жанром живописи, как пейзаж, учить их воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник, учить выделять оттенки цветов, ка...
Рассматривание картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»
План – конспект НОД по рассматриванию картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» с детьми подготовительной группы....