анализ деятельности учителя-логопеда (дефектолога, психолога)
методическая разработка по теме
Рекомендуемые вопросы для оценки деятельности учителя-логопеда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_deyatelnosti_pedagoga.docx | 30.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ деятельности учителя-логопеда
- Насколько цель профессиональной деятельности учителя-логопеда согласуется с целями деятельности образовательного учреждения?
К задачам приоритетного национального проекта «Образование» относятся обеспечение доступности и повышение качества образования, выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в школу. Это нашло свое отражение в определении цели деятельности учреждения, заключающейся в организации работы по комплексному развитию детей посредством создания единого образовательного пространства, реализации интегрированного подхода в педагогическом процессе.
В ДОУ воспитывается большое количество детей с нарушениями речевого развития различной этиологии. Данная группа нуждается в реализации логопедического воздействия, основным направлением которого являются развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений.
Цели профессиональной деятельности учителя-логопеда — обеспечение организационной, содержательной, методической составляющих логопедического сегмента в едином образовательном пространстве учреждения, объединение взаимодействующих, взаимовлияющих друг на друга усилий взрослых по максимальному развитию возможностей детей, устранению имеющейся у них речевой патологии, профилактике вторичных нарушений. Это способствует достижению поставленной образовательным учреждением цели деятельности, решению актуальных задач образования на современном этапе его развития.
- Какие важные проблемы удалось решить за период, прошедший после последней аттестации?
В период, прошедший после последней аттестации велась работа по следующим направлениям:
— повышение качества образования выпускников дошкольных логопедических групп в части преодоления недостатков речевого развития (динамика результативности работы учителя-логопеда представлена в п. 9 данного самоанализа);
оптимизация интегративного взаимодействия специалистов образовательного учреждения по коррекции речевых нарушений у детей на основе активного общения, взаимодополнения, сотрудничества и сотворчества.
— расширение деловых и творческих контактов с коллегами, обобщение и распространение результатов работы выступления, публикации и другие формы деятельности.
Количественный рост детей-логопатов, усложнение речевых диагнозов, снижение уровня качества знаний по предметам гуманитарного цикла у детей, имеющих речевые отклонения, нарушение психологического профиля, снижение уровня социальной адаптации в микрои макросоциумах позволили позиционировать вышеназванные проблемы и сформулировать цель деятельности учителя-логопеда за указанный период — поиск оптимальных путей повышения уровня показателей скорригированной речи, выявление и устранение речевых проблем.
Анализ применяющихся на период начала работы по решению данных проблем форм, методов и приемов показал резервные возможности взаимодействия специалистов образовательного учреждения, которое должно не только декларироваться, но и реально осуществляться. Изучение теоретической литературы, диагностические методы и приемы, анализ данных, полученных в результате диагностики, позволили выстроить схему интегративного взаимодействия, установить меру личной ответственности всех участников, определить организационные связи между ними, создать атмосферу заинтересованности в результатах труда.
Результатами работы по вышеозначенной проблематике следует считать:
- регулярное проведение открытых мероприятий для слушателей курсов повышения квалификации различного профиля;
- выступление перед учителями-логопедами;
- проведение консультаций для родителей;
- публикация статьи.
- Какова роль учителя-логопеда в реализации программы развития образовательного учреждения(указывается статус учреждения, где работает учитель-логопед)?
Программа развития муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного возраста детского предполагает решение задач по формированию единого образовательного пространства «Начальная школа — детский сад», укреплению и развитию физического и психического здоровья, созданию основ коррекционно-развива-ющего взаимодействия «Взрослый — ребенок» с целью развития механизма компенсации нарушений у каждого ребенка. Мое участие, как учителя-логопеда, выразилось в разработке и реализации коррекционно-развивающего направления программы развития: составлении индивидуально-ориентированных образовательных маршрутов детей, имеющих речевые нарушения различной этиологии; организации работы комплексной психолого-педагогической, поддержки; создании видеоматериалов.
- Как учитываются образовательные потребности воспитанников в профессиональной деятельности?
Коррекционно-логопедическая работа с ребенком строится с учетом его образовательных потребностей, индивидуальных и возрастных особенностей, которые определяются прежде всего в результате комплексного обследования, проводимого в первой половине сентября. Результаты его заносятся в речевую карту установленного образца, что позволяет выстроить маршрут индивидуальной логопедической работы, построить определенный прогноз, разделить на подгруппы в зависимости от структуры и сложности речевого дефекта, проследить за динамикой речевого процесса.
Учет образовательных потребностей детей реализую в рамках следующих направлений:
- работа по развитию понимания речи;
- создание мотивации для развития речевых коммуникаций;
- формирование пространственных представлений и сенсо-моторных навыков;
- коррекция дефектного звукопроизношения;
- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
- уточнение и расширение словарного запаса;
- усвоение грамматических категорий;
- развитие психологической базы речи;
- воспитание осознанной и активной мотивации к учению;
- подготовка к обучению в школе.
Вся работа идет с опорой на сохранные анализаторы, с учетом компенсаторных возможностей ребенка, его творческих способностей и сензитивных периодов развития.
- Что делается для эффективного использования времени детей и собственного времени на занятиях и вне их? Какие технологии и приемы обучения используются в педагогической деятельности?
Эффективность использования времени детей и своего на занятиях и вне их достигается прежде всего за счет четкого планирования всего объема работы, форм, методов и приемов ее организации. Планирование, в свою очередь, определяется целями и задачами, поставленными на текущий учебный год, а также мониторинговыми исследованиями, индивидуально-возрастными особенностями детей. В рамках групповых, подгруп-повых и индивидуальных занятий мною используются:
- определенный организационно-методический инструментарий, игровые технологии (с учетом того, что занятия проводятся с детьми дошкольного возраста и ведущая деятельность в этом периоде — игра);
- технология «Педагогика сотрудничества», основанная на гуманно-личностном подходе к ребенку. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н. К. Крупская, СТ. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко), достижения русской (К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой) и зарубежной (Ж. -Ж Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) психолого-педагогической практики и науки;
- технология уровневой дифференциации, индивидуализации обучения;
- информационные технологии (О. И. Кукушкина, ПЛ. Гончарова и др. )
- развивающего обучения (И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Н. А. Менчинская);
- адаптирующей педагогики (Е. А. Ямбург, Б. А. Бройде и др. ).
Регулярно, в течение года, вне занятий организую индивидуальные и групповые консультации для родителей и педагогов, семинары-практикумы, выступления на методических объединениях и педагогических совещаниях, оформляю различные методические материалы на стендах в соответствии с годовым планом работы.
- Как организуется взаимодействие с детьми на занятиях и вне их?
Взаимодействие с детьми на занятиях носит системный и конструктивный характер, реализуется через различные организационные формы: занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые), игры (обучающие, обобщающие, познавательные, развивающие, продуктивные, коммуникативные, творческие, предметные, сюжетные, ролевые, вербальные, подвижные и т. д.), интегрированные занятия в содружестве с другими специалистами. Критерии, по которым формируется группа детей, могут быть различными, например, по возрастному принципу, уровню сформированное тех или иных навыков, единообразию коррекционной задачи в связи с автоматизацией одной и той же группы звуков. В рамках проводимого занятия использую самые различные виды деятельности, методы и приемы, а также обязательно обращаю внимание на формирование умений у детей работать в макрои микрогруппе, в паре, уметь слушать и слышать товарища, проводить оценку и самооценку. При организации взаимодействия с детьми на занятиях и вне их обязательно решается триединая задача: образовательная, воспитательная, коррекционная, что является фактором успешности обучения и социализации детей.
- Как оценивается уровень познавательного интереса обучающихся на занятиях? Что предпринимается для развития интереса к занятиям?
Уровень познавательного интереса детей ко всем формам проведения занятий практически всегда стабильно высокий. Однако это не значит, что все до одного ребенка с большой степенью готовности воспринимают предлагаемый материал. Есть ребята с низким уровнем мотивации учебной деятельности. И над этим приходится много работать, выяснив сначала причины данного явления, которые могут быть связаны с нарушениями иного плана, чем речевые. Сбор анамнестических данных, динамическое наблюдение, применение различных диагностических методик, рассмотрение вопроса на психолого-медико-педагогическом консилиуме учреждения позволяют выработать индивидуальный образовательный маршрут, провести при необходимости его корректировку и, в конечном итоге, сделать выводы о причинах низшего уровня познавательного интереса тех или иных детей.
Ребята логопедических групп принимают участие во всех проводимых на уровне учреждения конкурсах рисунков.
- Каким образом обеспечивается удовлетворение образовательных потребностей отдельных обучающихся с отличающимися способностями или склонностями?
Ответить на этот вопрос хочется с учетом нескольких позиций. Проявляемые склонности и (или) способности к какомулибо виду деятельности (изобразительной, конструктивной и др. ) необходимо использовать с максимальной отдачей для решения коррекционно-развивающих задач. Например, склонность или способность ребенка к лепке позволяет решить задачи развития двигательно-моторного праксиса, тонко дифференцированных движений рук и соответственно подготовки их к письму, сенсорики, пополнения и обогащения словарного запаса, умения построения предложений по демонстрации действий, отработки грамматических категорий, автоматизации звукопроизношения, развития связной речи.
Отличительные способности и склонности могут быть обусловлены разными причинами. Так, в нашем учреждении были интегрированы дети с особыми образовательными потребностями, (нарушения у них речи объясняется нейросенсорной тугоухостью). С ними проводилась иная работа. Их склонности, способности, результаты диагностики, опора на сохранные анализаторы обязательно учитываются при подборе заданий, организации работы, создании соответствующей адаптивной среды.
- Какова динамика результативности по преподаваемому предмету?
Данные приведены по протоколам заседаний психолого-медико-педагогической комиссии.
- Какие методы оценки деятельности обучающихся используются? Насколько они соответствуют поставленным целям? Каким образом используется информация, полученная в результате оценки? Каково участие обучающихся в оценке их учебной деятельности?
В процессе специально организованных занятий и вне их применяются оценки:
- в форме эмоционального отношения;
- оценочного суждения (словесного поощрения и др. );
- отметки-символа («солнышко», «тучка» и т. п. ).
Информация, полученная в результате оценки, должна выполнять стимулирующую функцию, быть всесторонней. Привлечение воспитанников к участию в оценке их учебной деятельности имеет положительный воспитательно-образовательный эффект: уточняются те или иные знания, развиваются аналитическая деятельность мозга, критичность, осмысленность усвоения материала.
Оценка обязательно должна быть объективной, справедливой, ясной и понятной для ребенка, содержать для него информацию о его успехах.
- Как оцениваете уровень психологической атмосферы в группе детей? Какие меры предпринимаются по созданию обстановки взаимного доверия, уважения, открытости?
Уровень психологической атмосферы в группе комфортный, у подавляющего большинства детей бодрое, жизнерадостное настроение. При проведении каких-либо мероприятий, связанных с соревновательными моментами, отмечаются сплоченность, чувство сопереживания за результат. Данные подтверждены социометрическим исследованием и результатами анкетирования. С детьми, имеющими какие-либо особенности настроения, поведения, проводятся индивидуальная коррекционно-психоло-гическая работа, различные досуговые мероприятия, организуется совместная деятельность по какому-либо предмету.
- Формы взаимодействия с родителями: как сообщается информация об учебных достижениях? Как учитываются мнение родителей и их запросы относительно успеваемости и развития ребенка?
Конструктивное взаимодействие с родителями — один из краеугольных камней успешной деятельности учителя-логопеда. Применяю разнообразные формы: беседы, индивидуальное и групповое консультирование, родительские собрания, конференции и клубы, организация совместных мероприятий, использование различных наглядных средств, выставки, совместное заполнение индивидуальных дневников. Обязательно учитываются мнение родителей и их запросы относительно успеваемости и прогресса ребенка, организуются различные совместные формы деятельности родителей и детей, хотя приходится признать существование фактов, когда родители индифферентно относятся как к наличию речевого нарушения, так и их результатам работы по его преодолению.
- Как оцениваете взаимоотношения с коллегами?
Как партнерские, конструктивные, доверительные. Многие коллеги обращаются за помощью, в которой им не отказываю.
- Как повышаете уровень профессионального мастерства? Какое место занимает самообразование?
Уровень профессионального мастерства регулярно повышаю как на специально организованных курсах повышения квалификации, так и путем участия в семинарах различного уровня, методобъединениях.
Самообразованием занималась в период с. .. по. .. год. Работала по теме:
- С какими трудностями сталкиваетесь в профессиональной деятельности?
Превышение нормативов комплектования логопедических групп в связи с возрастающим количеством детей-логопатов ведет к увеличению объема работы, написанию большего количества документации и соответственно уменьшению времени, затрачиваемого на индивидуальную работу с ребенком. Здесь необходима концентрация усилий по преодолению речевой патологии разных специалистов, что само по себе положительно, но хотелось бы не экономить на времени индивидуального общения с ребенком.
Иногда приходится преодолевать инертность мышления некоторых педагогов и родителей, считающих, что работа с детьми-логопатами трудоемкая, а результат бывает сильно отсрочен по времени, что снижает его привлекательность. Или, наоборот, считающих, что коррекция произойдет сама собой, без особых усилий с их стороны. Приходится убеждать, что за положительным результатом всегда стоит огромный труд. Самостоятельно, без усилий со стороны профильных специалистов и родителей проблему не решить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная интегрированная деятельность учителя-логопеда и педагога-психолога
тема: "Развитие пространственных представлений и закрепление умения употреблять словесно пространственные отношения предлогами и наречиями" на примере лексической темы семья.Уважаемые колл...
Совместная непосредственно образовательная деятельность учителя-логопеда и педагога-психолога.
Занятие по развитию связной речи для детей с ОНР....
Годовой план и анализ деятельности учителя-логопеда за 2014-2015 учебный год.
Труд будит в человеке творческие силы. А.К. Толстой...
Годовой план и анализ деятельности учителя-логопеда за 2015-2016 учебный год.
Человек совершенствуется при помощи труда. Т.Карлейль...
Конспект интегрированной образовательной деятельности учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога для детей с ОВЗ в старшей группе по теме: «Перелетные птицы»
В процессе занятия дети закрепили представление о перелетных птицах, отгадывали загадки, выполняли занимательные упражнения. Вместе со сказочными героями "Лисой" и "Журавлем" отпра...
Взаимодействие учителя логопеда, учителя дефектолога, психолога и родителей с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Данная статья о взаимодействии службы специалистов (дефектолога, учителя-логопеда, психолога) и родителей с детьми ОВЗ. Совместные пути решения проблем....