Программа «Природа родного края»
материал на тему
- Ознакомление с природой родного края – растительным и животным миром Бурятии.
- Формирование основ экологической культуры у детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15 с.Кабанск»
Программа «Природа родного края»
Выполнила: воспитатель
Бушкова Т. О
2013г.
Пояснительная записка
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой и любовью, а живя в другом месте, постоянно с гордостью рассказывает о красоте и богатстве родного края? В этом яркое выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди – все это передается с ранних лет.
Программа предусматривает в себе соединение двух направлений:
- Ознакомление с природой родного края – растительным и животным миром Бурятии.
- Формирование основ экологической культуры у детей.
Программа направлена на формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней, экологически грамотного и безопасного поведения ребенка.
Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему так важно научить ребенка беречь природу. Дошкольное детство - именно тот возраст, когда идет становление важнейших качеств человеческой личности, и в частности, закладываются основы экологической культуры.
Дошкольники очень любопытны и с интересом присматриваются к окружающей действительности, и начинать надо с воспитания интереса и любви к природе, а все это зарождается при непосредственном общении с ней. Интересное и красивое встречается на каждом шагу, и малыши ко всему тянутся, и требуют объяснения – почему? И очень важно не отмахнуться от его вопросов, не заглушить интерес.
Материал представлен как совокупность знаний и активных действий ребенка: интереса к растительному и животному миру и желания практически сохранять, поддерживать и создавать нужные условия, эмоционального отклика, радости от общения с природой.
Программа «Природа родного края» тесно связана с такими науками как:
- география (место обитания, происхождение данного вида);
- биология (строение растений и животных, необходимые условия для их роста и развития);
- медицина (знакомство с лекарственными растениями, с правилами их сбора и хранений);
- психология (учет возрастных особенностей детей при отборе содержания и методов обучения и воспитания).
Определенное место в программе отведено знаниям о взаимоотношениях человека с природой, о том, что состояние наших лесов, рек определяется деятельностью людей. Заповедные парки, заказники, лесонасаждения – творения рук человека, но и вырубка леса, исчезнувшие растения, животные, грязный воздух – тоже итог его деятельности.
Особое место в программе занимает формирование у детей представлений о взаимосвязи обитателей леса, растений, животных, их пищевой зависимости друг от друга. На примере растений и животных Бурятии раскрывается понятие «живой цепочки».
Программа «Природа родного края» построена по принципу концентричности – от младшего возраста к старшему. Объем знаний постепенно наращивается по спирали, каждый виток которой закрепляет, расширяет и углубляет знания детей, постепенно подводя к понятию – экологическая культура. Основой программы является растительный и животный мир Бурятии.
Принцип гуманистичности, прежде всего связан с понятием экологической культуры, владеющей основами культуры потребления, заботящейся о своем здоровье и желающей вести здоровый образ жизни. Содержание экологического образования должно способствовать также формированию у ребенка представлений о человеке как части природы. Принцип гуманистичности предусматривает педагогику сотрудничества взрослого и ребенка, диалоговую форму обучения, когда ребенок становится равноправным членом обсуждения, а не обучаемым.
Принцип целостности отражает целостное восприятие окружающего мира ребенком и его единство с миром природы.
Принцип регионализма проявляется в отборе для изучения объектов живой природы своего края, с учетом его историко-географических, этнографических особенностей. Это очень важный момент, т.к. опыт показывает: многие дошкольники лучше знают представителей растительного и животного мира тропических лесов, чем обитающие рядом с ними. Крайне важно показать ребенку особенность взаимоотношения человека и природы на примерах региона, в котором он живет.
Программа предусматривает организацию взаимодействия дошкольников с природой ближайшего окружения, познания того, что растет и живет рядом с ребенком, используя различные формы: наблюдение, труд, экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание картин, просмотр видеофильмов, слайдов, проведение экспериментов, создание экологической тропы, сбор и коллекция листьев и сухотравья.
Программа «Природа родного края» ставит перед собой и задачи нравственно-эстетического воспитания детей. В ходе ее выполнения у ребенка формируется способность к эмоциональному сопереживанию, одобрения прекрасного к природе, осуждения злого и неправильного отношения к ней.
Взаимосвязь между восприятием природы и приобщением к художественному образу усиливает и углубляет это чувство.
Произведения художественной литературы ярко и образно помогают раскрыть природу родного края. Широко использованы стихи, рассказы поэтов и писателей Бурятии.
Постигать красоту, гармонию природы помогает мир музыкальных произведений самых разных по тематике: классическая и современная, народная музыка, в которой содержатся яркие запоминающиеся образы (голоса птиц и животных, шум дождя и моря). Широко используем видеозаписи, слайды, где знакомим с редкими кадрами природы Байкала (цветы байкальских берегов, нерпичьи лежбища, утренние туманы, шторма и прибои у древних скал, песнь водопадов), доступные детям.
Отведена роль и изобразительному искусству. Предлагаемые детям произведения, представлены в разных жанрах (живопись, скульптура, натюрморт), в которых художники передают красоту родной природы, вызывают у детей чувство прекрасного.
Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии (сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам), позволяет ребенку увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы.
Играя с растениями и животными, дошкольники учатся распознавать настроения живого существа, его своеобразие, что также способствует формированию чуткости и душевной отзывчивости ребенка.
Где бы ни жил ребенок, везде есть свой интересный мир животных и растений. Если мило место, где ты родился, то тебе дорог каждый камешек, каждая былинка. И все это надо уметь показать детям, научить их смотреть и видеть, искать, выращивать и выхаживать, любоваться красотой своего родного края, его природой. Это поможет ребенку в будущем стать защитником, хозяином и творцом природы.
В экологической программе «Природа родного края» выделено 3 блока. Содержание программ распределено по возрастам:
- 1 по 4 темы - для детей 3-4 лет;
- 5 по 10 темы – для детей 4-5 лет;
- 10 по 18 темы – для детей 5-6 лет.
Для каждой темы предлагается определенное количество мероприятий – это занятия, целевые прогулки, экскурсии, дидактические игры, подвижные игры, труд, художественная литература, рассматривание картин, просмотр видеофильмов, слушание музыкальных произведений.
Темы разделены на три блока:
- Растительный мир
- Животный мир
- Природоохранная деятельность
1. Дать представление о 2 – 3 видах растений (деревья: береза, ель; цветы: анютины глазки, бархатцы; травянистые растения: одуванчик, крапива; овощи – фрукты: морковь, капуста, огурец, помидор, яблоко, груша).
Строение Плоды
2. Первоначальное представление о домашних животных (собака, кошка, корова, коза, лошадь, кролик).
Уход Детеныши
3.Первоначальное представление о диких животных (лиса, заяц, медведь).
Детеныши Приспособление к месту обитания
4.Воспитание бережного отношения к природе
5.Различать и называть по внешнему виду растения сада и огорода (кабачок, горох, свекла, репа, лук, ранет, вишня).
Сад Огород
6.Представления о растениях леса (цветы: ромашка, колокольчик; ягоды: малина, рябина; грибы: рыжик, мухомор)
Съедобные Несъедобные
7.Лекарственные растения Бурятии (подорожник, чистотел, лопух, крапива)
8.Расширять представления о домашних животных и пользе для человека (овца, свинья).
Детеныши Повадки Уход Условия
9.Расширять представления о диких животных в природных условиях (белка, еж, кабан, волк, бурундук, олень)
Передвижение Питание Приспособление Защищенность
10.Приучать любить и охранять природу
11.Закреплять обобщенные представления о растительном мире Бурятии (деревья и кустарники: кедр, сосна, тополь, клен, дикая яблонька, черемуха, акация, багульник; травянистые растения: подснежник, жарки, саранки; овощи и фрукты как необходимые человеку витамины).
12. Лекарственные растения (шиповник, чабрец, василек, пижма, ромашка, мята).
13.Закреплять и расширять представления о дарах лесов Бурятии (ягоды: голубика, черника,клюква, волчья ягода; грибы: масленок, волнушка, бледная поганка, дождевик).
14.Систематизировать знания о домашних животных и домашних птицах (куры, гуси, утки, индук).
уход условия, внешний вид повадки
15. Систематизировать знаний о диких животных (соболь, лось, рысь, косуля).
повадки приспособленность и роль в живой природе
16. Формировать представления о птицах (синица, сорока, голубь, ворона, глухарь, ласточка, снегирь, свиристель, грач, жаворонок, журавль, цапля).
зимующие оседлые перелетные
17.Знакомить с животным миром Байкала (байкальская нерпа, омуль, голомянка, щука, окунь, сорога).
18. Формировать основы экологической культуры. Земля – наш дом.
Цель программы:
Воспитание гуманной, социально-активной, экологически грамотной личности.
Задачи:
- Развитие познавательного интереса к природе, желания больше знать о растительном и животном мире родного края.
- Формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней.
- Формирование умения и навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.
- Выявление особенностей ближайшего окружения родного края.
- Воспитание социально-активных качеств личности (бережное отношение, сохранение природы, эстетическое отношение и т.д.)
Предполагаемый результат
Знакомя детей с природой родного края на занятиях, экскурсиях, прогулках,
проводя экспериментально - исследовательскую деятельность, дети овладевают не только знаниями и умениями, но и у них развивается познавательный интерес, эстетические чувства, у них формируется желание активно трудиться, защищать, облагораживать окружающую среду, природу родного края, оказывать посильную помощь растениям и животным, преобразуя и охраняя ее.
2 младшая группа
Растительный мир | Животный мир | Природоохранная деятельность |
1.Цель: Дать представления о растениях Занятия:
Цель: уточнить представления об овощах – фруктах как о растениях, уточнить величину, форму, цвет.
Цель: уточнить представление о деревьях как о растениях, о составных частях дерева (корень, ствол, ветви, листья). Целевые прогулки:
Цель: закреплять составные части дерева. Показать сходство и отличия.
Цель: познакомить с садовыми цветами (анютины глазки, бархатцы). Выяснить составные части цветка, учить любоваться цветами. Дидактические игры:
Цель: закрепление составных частей дерева, овощей, фруктов, садовых цветов, умение складывать целое из частей. Художественная литература:
Подвижные игры:
Цель: развивать активность детей, ловкость движений, умение соблюдать правила, согласовывать движения. Труд:
| 2.Дать первоначальное представление о домашних животных
Цель: познакомить с домашними животными – обитателями скотного двора, их детенышами (домашние животные живут рядом с человеком, он ухаживает за ними).
Цель: закреплять умение выделять и правильно называть части тела животного, его особенности. Побуждать детей к сравнению. 3.Дать первоначальные представления о диких животных.
Цель: Формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей.
Цель: закрепить части тела щенка, котенка, уточнить, как мама называет щенка, котенка. Как можно играть с котенком и щенком?
Цель: закреплять, как зовут мам у детенышей домашних животных.
Цель: закреплять знания о том, как живут звери зимой. Вызвать к ним добрые чувства.
Цель: закреплять характерные признаки животных по описанию, по определенным частям тела (хвост, лапки, клюв и т.д.)
| 4. Воспитание бережного отношения к природе
Цель: Формировать представления, что деревья и куст – это растения, у них общие признаки, но есть и различия. Вызвать интерес и уважение к жизни растений.
Цель: познакомить с весенними цветами, их строением. Прививать любовь и желание сохранять растения. Учить обследовательским действиям.
Экологические сказки:
Рассматривание иллюстраций на тему «Хорошо – плохо» |
Средняя группа
Растительный мир | Животный мир | Природоохранная деятельность |
Цель: 5. Учить называть и различать по внешнему виду растения сада (фрукты, цветы), огорода (овощи). 6. Дать представление о растениях леса Бурятии:
7. Познакомить с лекарственными растениями Бурятии (крапива, лопух, подорожник). Занятия:
Цель: обобщить представления о растениях (дерево, куст, трава). Различать и называть части растений. Формировать представление о потребностях растений (свет, тепло, влага, земля)
Дать понять, что овощи и фрукты – кладовая витаминов, необходимых человеку.
Цель: Познакомить с ягодами, цветами, грибами, местных лесов. Целевые прогулки:
Цель: выяснить, что растет в огороде, в саду, на клумбе.
Познакомить с названиями нескольких цветов – ноготки, флоксы. Показать строение цветка.
Закреплять названия лекарственных растений, выяснить, почему их так называют. Экскурсии:
Цель: показать разнообразие трав в природе. Обобщить представления о приспособленности растений к разным сезонным изменениям. Дидактические игры:
Подвижные игры:
Художественная литература:
Труд:
Рассматривание картин:
| 8 –9. Расширять представления о домашних и диких животных.
Цель: формировать понятие –домашние животные (живут рядом с человеком, приносят пользу, человек о них заботится) и желание за ними ухаживать.
Цель: закрепить знания о диких животных: о передвижении, питании, приспособленности, защите). Прививать любовь к животным родного края.
Цель: формировать представления о том, как дикие животные приспосабливаются к жизни в диких условиях.
Цель: понаблюдать за теленком, козочкой. Закрепить основные части тела животных, сравнить их, найти сходство и отличие.
Цель: познакомить с внешним видом цыплят, с особенностями их поведения, частями тела. Поддерживать доброе отношение к цыплятам.
Цель: закреплять и систематизировать знания о диких и домашних животных, чем они питаются, где живут, какую имеют окраску, как разговаривают и т.д.
1. Д.Н.Дугаров «Лошадь у водопоя». | 10. Приучать любить и охранять природу.
Цель: помочь детям понять через рассказы, стихи, загадки как вести себя, чтобы не причинять вреда всему, что нас окружает: другим людям, животным, воде, воздуху, птицам и пр.
Цель: показать, что животный и растительный мир.
Цель: познакомить с некоторыми правилами поведения в лесу.
Цель: закрепить правила поведения в лесу. Помочь устранить неполадки (сломанные ветки, мусор).
Цель: расширять и закреплять знания о лесе, его законах, воспитывать любовь к природе и бережное отношение ко всему живому. Развлечения:
|
Старшая группа
Растительный мир | Животный мир | Природоохранная деятельность |
11. Закрепить и обобщить представления о растительном мире. Занятия:
Цель: Сформировать обобщенное представление о растениях, об их приспособлении к среде обитания, к сезону, о необходимости растений для человека и животных.
Цель: Вспомнить характерные признаки овощей и фруктов. Выяснить, что можно приготовить из них, как люди делают запасы на зиму, как правильно употреблять их в пищу (в овощах и фруктах могут содержаться нитраты, вредные для организма и т.д.).
Цель: дать представления о происхождении картофеля, приемах его возделывания. Активизировать и обогащать словарный запас детей (клубни, крахмал, рассыпчатая). Развивать любознательность. Целевые прогулки:
Цель: показать детям садовые цветы, закрепить отличительные особенности цветов. Найти привлекательность и объяснить почему. Выяснить, что садовые цветы недолговечны, но красивы и радуют людей своей красотой.
Цель: Закрепить признаки овощей, пользы для человека, понаблюдать за трудом колхозников.
Цель: Познакомить детей с растениями поля, из семян которых выпекают черный и белый хлеб. Дидактические игры: - «Садоводы – овощеводы», - «Консервный завод», - «Узнай растение», - «От зернышка до булочки». Труд:
Художественная литература:
12. Знакомство с лекарственными растениями (пижма, чистотел, шиповник, мята, ромашка, василек, чабрец, одуванчик, подорожник) Занятия:
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать творческое воображение. Целевая прогулка на участке детского сада «Зеленая аптека». Цель: выяснить, растут ли на нашем участке растения – помощники. Закрепить полученные знания о пользе этих трав. Дидактические игры: Цель: «Узнай целебную траву», «Сложи картинку». Художественная литература: 1. В.Чефранов. Травы друзья.
Труд: Сбор и засушивание растений. Приготовление фиточая. 13. Закрепление и расширение представлений о дарах лесов Бурятии. Занятия:
Цель: создать у детей представление о лесе, о том, что растет в лесу, мерах предосторожности, которые нужно соблюдать при сборе грибов, ягод. Научить отличать дикорастущие ягоды от садовых. Развивать умение выделять и сравнивать существенные признаки, причинно- следственные связи.
Цель: формировать умения применять на практике знания о приспособлениях растений к условиям жизни. Целевые прогулки: 1. По улице – «Знакомство с деревьями» Цель: закрепить и уточнить знания о названиях и разновидностях деревьев, кустарников.
Цель: выяснить представления детей об этих растениях, их отношения к ним, заинтересовать проблемой. Дидактические игры:
Художественная литература:
Рассматривание картин: 1. А.Грицай. Подснежники. 2. И. Грабарь. Березы. Рябина. 3. А.Рылов. Зеленое кружево. Труд
Подвижные игры:
| 14. Систематизировать знания о домашних животных и домашних птицах.
Цель: закреплять понятие «домашние животные», «домашние птицы», расширять представления об их образе жизни, приносимой пользе для человека. Обогатить знания о породе кошек и собак. Воспитывать доброе и чуткое отношение к животным. 2.Беседа о чабане. Цель: Познакомить детей с экосистемой – «степь», с традиционным ремеслом бурятского народа – занятием скотоводством. Дать представление, что степь – это не только место для пастбища, но и место обитания для различных животных, насекомых, птиц.
Цель: выяснить, какие животные пасутся на пастбище (кони, коровы, козы, бараны, их детеныши), закрепить названия детенышей этих животных, кто их пасет.
Цель: Закрепить основные части тела животного, выяснить, чем отличается собака от кошки. Наблюдение за кошкой и котятами. Цель: выявить признаки кошки, котенка как домашних животных, как зверей. Воспитывать удовольствие от общения с ними. Выяснить, как можно играть с щенком и котенком.
«Молодой табунщик». 15. Систематические знания о диких животных
Цель: научить детей определять и понимать приспособленческие признаки животных к природе в разное время года. Создать представление о том, что лес – это среда обитания растений и животных.
Цель: формировать представления о жизни животных в лесу в зимнее время года (линька, спячка, запас корма и т.д.)
Цель: формировать представления о приспособленности хищников.
Цель: дать представления об особенностях внешнего строения и поведения крота, о его приспособленности к подземному образу жизни. «Узнай по силуэту», «Чей хвост, лапы, клюв», «Угадай, какой наш дом», «Охота», «Кто летает, прыгает, плавает».
16. Формировать представления о птицах.
Цель: познакомить с птицами родного края. Показать разнообразие птиц в природе, их особенностей (внешний вид, повадки, приспособленность).
Цель: закреплять понятия - зимующие, оседлые, перелетные птицы. Уточнять представления об условиях жизни птиц.
Цель: понаблюдать за поведением птиц, выявить характерные признаки той или иной птицы и повадки. Целевая прогулка в музей. Знакомство с птицами родного края.
Цель: закрепить имеющиеся сведения детей о птицах.
Цель: закрепить знания о птицах. Воспитывать наблюдательность, умение замечать сходство и различия.
17. Дать знания о животном мире Байкала
Занятия:
Цель: познакомить детей с уникальным озером нашей республики. Организовать выставку «И в шторм, и в ясный день прекрасен ты, Байкал».
Цель: познакомить с новым животным озера – байкальской нерпой, ее приспособленностью жить в воде. Экскурсии:
Цель: Закрепить знания детей о животном мире Байкала Дидактические игры:
Целевая прогулка на реку Селенгу. Цель: выяснить особенности реки, ее обитателей. Художественная литература:
| 18. Формирование экологической культуры дошкольников. Земля – наш дом
Цель: Дать представление о понятии «живое» (на примере живых цветов и аквариумных рыбок) и «неживое» (на примере искусственных цветов и игрушек). Сравнивать живое и неживое по характерным особенностям (живет, растет, развивается, дышит, питается, размножается и т.д.).
Цель: Познакомить детей с понятием «юный эколог». На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе.
Цель: Дать детям представление о том, что планета Земля – это громадный шар. Большая часть земного шара покрыта водой, кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди.
Цель: дать представления о леснике – человеке, который заботится о лесе.
Цель: дать детям представления о том, что люди плохо зная природу, погубили много растений и животных.
Цель: познакомить детей с заповедниками и памятниками природы своей местности.
Цель: Способствовать развитию у детей эмоционально- положительного, экологически правильного отношения к животным и растениям. Целевая прогулка «Свет, тепло, воздух». Цель: закрепить с детьми условия, необходимые для жизни растений и Экскурсия «Человек – часть природы». Цель: объяснить детям взаимосвязь человека и природы (человек – воздух, человек – вода), условия выживания человека. Воспитывать бережное отношение к природе. «Хорошо – плохо», «Лесной барометр, «Вот какие хитрецы», «Чем похожи, чем отличаются», «Как вести себя в лесу», «Что было бы, если бы…» (кошка лаяла), «Растения и животные Красной книги», «Посели животное», «Догони свою тень». Цель: закреплять знания детей о природе, о правилах поведения в лесу, расширять знания о законах природы, местах обитания, различать объекты живой и неживой природы. Развивать творчество, внимание, мышление. Эксперименты:
Цель: дать понятие о способе потери воды растениями. 2. «Летающие семена». Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит. 3.Как маскируются животные. Цель: выяснить, как маскируются животные.
как услышать воздух». Цель: опытническим путем закрепить знания детей о воздухе.
Цель: показать, что солнечный луч может превращаться в разноцветный.
Цель: выяснить свойства воды. Игры – беседы со схемами:
|
Критерии оценки уровня развития по экологическому воспитанию:
1. Знает о культуре поведения в природе.
2. Имеет представление о способах правильного взаимодействия с растениями и животными. Имеет знания о взаимосвязях в природе.
3.Имеет знания о характерных особенностях растений и животных.
4.Имеет представления о сезонности.
5.Проявляет наблюдательность, трудолюбие, бережное отношение к окружающей природе.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программы «Развитие познавательного интереса у детей к природе родного края, по средствам ознакомления с растительным миром».
Создание условий для развития познавательного интереса детей к природе в процессе ознакомления с растительным миром родного края....
Рабочая программа по кубановедению : «Воспитание любви к малой родине, ознакомление дошкольников с природой родного края»
Воспитание патриотических чувств дошкольников на основе ознакомления с культурой и историей малой родины....
МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ЗДРАВСТВУЙ, МИР БЕЛОГОРЬЯ»
МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ«ЗДРАВСТВУЙ, МИР БЕЛОГОРЬЯ»Брус Т.Н.МБДОУ ДСКВ «Капелька» г.Грайворона...
Образовательная программа кружка «Природа родного края»
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического о...
Проект по нравственному патриотическому воспитанию во второй младшей группе « Родной мой край-моя станица. Природа родного края».
проектная деятельность...
Проект по нравственному патриотическому воспитанию во второй младшей группе « Родной мой край-моя станица. Природа родного края».
проектная деятельность...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию» (ознакомление с природой родного края) на тему «Природа Краснодарского края» для детей старшей группы
Ознакомление с достопримечательностями природного мира Кубани.Познакомить детей с крупной рекой Краснодарского края; конкретизировать знания детей о животном и растительном мире Краснодарского кр...