Образовательная программа кружка «Природа родного края»
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в дошкольном учреждении, как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка.
Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. Экологическое воспитание личности дошкольника означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания – является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.
Цель формирования экологической культуры дошкольников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы: НОД, повседневная деятельность.
Кружковая работа по экологии в ДОУ позволяет развить у дошкольников способности к экологическому мышлению. Это проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для Природы последствий своей деятельности.
Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.
Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в ДОУ свидетельствуют о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с детьми.
После анализа некоторых программ по экологическому воспитанию дошкольников, мной была разработан проект «Экосистемы России», а затем и рабочая программа по реализации данного проекта, в условиях ДОУ. Проект долгосрочный, программа реализации проекта рассчитана на 1 год обучения. Спецификой проекта является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу дошкольника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми, взаимодействие с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность проекта осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы».
Средствами эффективного усвоения программы являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на участке ДОУ, помощь в озеленении группы и «Экологической комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников.
Данная рабочая программа направлена на формирование экологической культуры дошкольников, на расширение знаний о неживой природе, на обучение детей понимать причинно-следственные связи в окружающем мире. Рабочая программа составлена на основе использования технологий программы экологического образования дошкольников программы; О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» ; Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа», а также технологии программы экологического образования детей «Мы» под редакцией Н. Н. Кондратьевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_polnaya.docx | 47.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
Бобровская станция юных натуралистов
Утверждено «УТВЕРЖДАЮ»
педагогическим советом Директор
МКУ ДО Бобровская СЮН МКУ ДО Бобровская СЮН
Протокол № _________ __________________________
от _________________2018 г. А.В.Максимкина
Образовательная программа
кружка
«Природа родного края»
Срок реализации: 1 год
Руководитель: педагог дополнительного образования
МКУ ДО Бобровская СЮН
Завальских Елена Александровна
г.Бобров
2018 г.
Содержание.
1. Пояснительная записка.
2. Цели и задачи программы.
3. Содержание программы.
3. Календарно-тематическое планирование.
3. Список литературы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в дошкольном учреждении, как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка.
Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. Экологическое воспитание личности дошкольника означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания – является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.
Цель формирования экологической культуры дошкольников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы: НОД, повседневная деятельность.
Кружковая работа по экологии в ДОУ позволяет развить у дошкольников способности к экологическому мышлению. Это проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для Природы последствий своей деятельности.
Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.
Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в ДОУ свидетельствуют о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с детьми.
После анализа некоторых программ по экологическому воспитанию дошкольников, мной была разработан проект «Экосистемы России», а затем и рабочая программа по реализации данного проекта, в условиях ДОУ. Проект долгосрочный, программа реализации проекта рассчитана на 1 год обучения. Спецификой проекта является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу дошкольника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми, взаимодействие с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность проекта осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы».
Средствами эффективного усвоения программы являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на участке ДОУ, помощь в озеленении группы и «Экологической комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников.
Данная рабочая программа направлена на формирование экологической культуры дошкольников, на расширение знаний о неживой природе, на обучение детей понимать причинно-следственные связи в окружающем мире. Рабочая программа составлена на основе использования технологий программы экологического образования дошкольников программы; О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» ; Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа», а также технологии программы экологического образования детей «Мы» под редакцией Н. Н. Кондратьевой.
Цели и задачи программы
Цели программы:
- Создание условий для формирования эколого-краеведческой культуры детей старшего дошкольного возраста коррекционной группы.
- Формирование потребности изучать и познавать окружающий нас мир.
- Формирование ответственного отношения к родной природе и готовности к активным действиям по ее охране.
Основные задачи программы:
- Формирование основ экологического мировоззрения и культуры.
- Формирование экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой.
- Формирование осознанного и бережного отношения детей к природе родного края.
- Расширение и обобщение знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.
- Развитие общих познавательных способностей: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно – следственные связи.
В основе программы лежат следующие принципы:
- Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей с речевыми нарушениями.
- Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.
- Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.
- Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.
- Принцип системности. Деятельность планируется систематически.
- Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.
Основные формы и методы работы:
- Экскурсия
- Наблюдение
- Беседа
- Исследовательская деятельность
- Экспериментальная деятельность
- Проектная деятельность
- Эколого-природоведческие игры, игры-путешествия
- Работа с энциклопедической и природоведческой литературой
Условия реализации программы
Для эффективной реализации настоящей программы в детском саду созданы благоприятные условия:
- Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: групповые уголки природы, подобраны и размещены растений в соответствии с их биологическими особенностями; на территории садика: экологическая тропа, сад и огород, зона лекарственных растений;
- Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов;
- Создана мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами природы.
Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими центрами:
«Маленький ученый»
- Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;
- Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы; Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
- Гайки, винтики, гвоздик, проволока;
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;
- Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, опилки, стружка;
- Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;
- Детские халаты, фартуки;
- Схемы для проведения опытов;
- Журнал для фиксирования результатов.
«Уголок природы»
- Календарь природы, модель календаря природы
- Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений)
- Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки)
- Воронки
- Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины)
- Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы
- Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…)
- Экологические наборы «Пруд», «Лес», «Евразия» (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания)
«Огород на подоконнике»
- Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур)
- Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями)
«Умелые ручки»
Центр оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафами.
Детям предложены различные материалы:
- Для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти…)
- Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто)
- Для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты…)
Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам…) и работ самих детей, выполненных в различных техниках.
«Экологическая тропа»
Центр организован на территории детского сада.
Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Общие сведения о кружке:
Год занятия кружка – второй
Количество детей – 40 человек (2 группы по 20 человек)
Возраст 5-7 лет
Количество занятий – 2 в неделю, по 30 минут.
Место занятий – МБОУ д.с №5 « Сказка» г.Бобров
Занятия проводятся во второй половине дня, два раза в неделю, по 30 минут.
Дни недели – понедельник, пятница.
Формы проведения: игра – путешествие; экскурсии в природу; досуги; экспериментальная деятельность;
Методы проведения: рассматривание картин, демонстрация фильмов и презентаций, труд в природе.
Наглядные: наблюдения кратковременные/длительные, определение предмета по определённым признакам, восстановление картины целого по отдельным признакам.
Практические: игры – эксперименты, дидактические игры (настольно-печатные, словесные, игры-занятия, подвижные игры, творческие игры.
Словесные: рассказывание, беседа, чтение.
Формы подведения итогов по проделанной работе:
1. Экологическая информация для родителей на темы: данные об экологической ситуации в посёлке; правила поведения в экстремальных условиях; выращивание экологически безопасного урожая; комнатные, лекарственные, пищевые растения; домашние животные, их содержание в доме и значение для ребёнка.
2. Организация выставки детских работ по наблюдениям в природе во время экскурсий, целевых прогулок, трудовой деятельности в природе.
3. Изготовление макетов экосистем России совместно с детьми и их родителями.
Рабочая программа проекта «Экосистемы России», включает в себя 4 основные темы (зоны), которые в течение года будут реализовываться в совместной работе педагога с детьми.
Дата | Тема | Цели и задачи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С 14.09.2018 по 02.11.2018 | Лесная зона «Кто в лесу главный?» | Цель: Развитие познавательного интереса, экологического сознания. Формирование представлений детей о взаимодействии в экосистеме «Лес» живой и неживой природы. Задачи: Сформировать у детей представление о зоне лесов (тайга и лиственный лес; о климатических и природных особенностях). Выявить взаимосвязи между растениями и местом обитания, питания животных. Развивать экологическое мышление в процессе мыслительной деятельности. Способствовать воспитанию интереса к природе нашей страны. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С 06.11.2018 по 07.12.2018 | Зона – пустыня «Почему у «пустыни» такое название?» | Цель: Систематизация и конкретизация знаний детей о живой и неживой природе пустыни, формирование умения устанавливать взаимосвязи в экосистеме на уровне частных и обобщённых понятий. Задачи: Способствовать расширению представлений детей об особенностях природных условий пустыни (особенности климата, растительного и животного мира). Развивать познавательную активность детей, творческое воображение. Вызвать интерес к природе разных климатических зон. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С 10.12.2018 по 28.02.2019 | Арктическая зона «Почему белые медведи не живут в лесу» | Цель: Формирование представления детей о климатических условиях Крайнего Севера, установления связей между изменениями в живой и неживой природе. Задачи: Познакомить детей с природными условиями Арктики, их обитателями. Формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания. Создавать условия для ориентировочно - исследовательской деятельности. Развивать умственную операцию сравнения и доказательною речь. Способствовать развитию интереса к познанию окружающего мира. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С 01.03.2019 по 31.05.2019. | Степная зона «Что такое степь?» | Цель: Систематизация и конкретизация знаний детей о живой и неживой природе степи, установления связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Задачи: Способствовать расширению представлений детей об особенностях природных условий степи (особенности климата, растительного и животного мира). Развивать познавательную активность детей, творческое воображение. Воспитывать бережное, заботливое, гуманное отношение к природе. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Календарно-тематическое планирование.
Список литературы:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа : «По тропинкам родного края» (для детей 3-5 лет).
Программа «По тропинкам родного края» рассчитана на 2 года обучения. Цель программы – сформировать представление у детей о природе естественной, независимой от человека и его деятельности, и природе ...
Непосредственно образовательная деятельность по внеобразовательной программе: "Путешествие по родном краю" в старшей группе, по теме: «История и достопримечательности города Инза».
Добрый день уважаемые коллеги! Совсем недавно устроилась работать в детский сад, по образованию я учитель географии. Вот решила рискнуть и предложить вашему вниманию мою разработку по внеобразовательн...
Мониторинг эффективности реализации парциальной программы «Лучше нет родного края» МБДОУ «Курумканский детский сад «Росинка» 1 младшая группа (2-3 года)
На основе полученных данных, я разрабатываю индивидуальные образовательные траектории развития воспитанников своей группы (с учетом зон активного и ближайшего развития) по методике А...
Мониторинг эффективности реализации парциальной программы «Лучше нет родного края» МБДОУ «Курумканский детский сад «Росинка»
1 младшая группа (2-3 года) май 2017г....
Дополнительная развивающая программа по изучению родного края
Дополнительная развивающая программа по изучению родного края...
Дополнительная образовательная программа краеведческой направленности "Родной край"
Программа расчитана на старший дошкольный возраст. Программа способствует формированию у детей ценностного отношения к своей малой родине....
Рабочая программа образовательной дополнительной услуги «Природа родного края»
Наш город Нижневартовск, в котором мы живём, находится в суровом краю....