МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ЗДРАВСТВУЙ, МИР БЕЛОГОРЬЯ»
методическая разработка (средняя группа) на тему

Брус Татьяна Николаевна

 

 

МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

«ЗДРАВСТВУЙ, МИР БЕЛОГОРЬЯ»

Брус Т.Н.

МБДОУ ДСКВ «Капелька» г.Грайворона

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

«ЗДРАВСТВУЙ, МИР БЕЛОГОРЬЯ»

Брус Т.Н.

МБДОУ ДСКВ «Капелька» г.Грайворона

В статье «О родине большой и малой»  (1958 г.) Александр Твардовский писал, что «...чувство родины в обширном смысле - родной  страны, отчизны - дополняется еще чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных  мест, отчих краев, района, города или  деревушки. Эта малая  родина, со своим особым обликом, со своей - пусть самой скромной и непритязательной - красой предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой родине, что обнимает все малые и - в великом целом своем - для всех одна».[5]

Всестороннее  развитие детей должно проходить только в тесном контакте с природой.  Общение с окружающим миром неизменно влияет на ребенка, делает его чувства добрее и мягче, пробуждает в нем лучшие качества. Прогулки, в которых ребенок наблюдает за животными, птицами, рыбками, развивают его мышление и положительные эмоции.  Он обогащает свои знания, чувства, у него складывается правильное расположение к живому миру. Возникает стремление создавать, а не разрушать.

Однако на протяжении длительного периода времени остаётся актуальной проблема формирования познавательной активности детей.

Задачи познавательного развития в ФГОС дошкольного образования направлены на развитие кругозора детей, пытливости и познавательной мотивации, становление сознания, развитие воображения и творческой активности.  В требованиях ФГОС  результатами изучения Программы представлены целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка в плане познавательного развития на этапе завершения дошкольного образования.[1]

С 2016 года в нашей группе «Золотой ключик» стала апробироваться региональная парциальная программа по познавательному развитию «Здравствуй, мир Белогорья». Она является составной частью проекта «Создание региональной системы  личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» («Дошкольник Белогорья»). Программа соответствует требованиям ФГОС и является результатом многолетней экспериментальной деятельности дошкольных учреждений региона и кафедры  дошкольного и начального образования ОГАОУ ДПО «БелИРО».

Цель программы: обеспечение познавательного развития детей 3 - 8 лет на основе социально-культурных традиций Белгородской области, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников, потребностей детей и их родителей.[2]

Данная программа помогает педагогам развивать личность каждого ребёнка, помогает  подобрать такие формы и пути во взаимодействии с детьми, которые дают возможность приобрести, накопить и расширить их знания. Заданная программа помогает развивать интересы ребенка к моделированию и поисковой деятельности.

Создание и применение моделей поисковой деятельности является одним из основных средств познания мира и окружающей среды. Некоторые предметы бывают настолько трудны, что наилучшим способом их исследования часто является построение модели. Поэтому построить модель исследуемого предмета помогает педагогу не только реальный мир, но и мир условных знаков.

В группе «Золотой ключик» созданы все условия для знакомства детей с природой Белгородской области. Для этого был создан живой уголок, который  входит в обязательный перечень условий, обеспечивающих ознакомление детей с окружающим миром. Свободный подход, наглядность и понятность главный приоритет живого уголка.

В уголке природы осуществляется наша практическая работа по познанию мира и окружающей среды.  Этому способствует разнообразие различных растений, аквариумных рыбок, домашних животных (кролик, котёнок, щенок и т.д.). В распоряжении детей имеются альбомы с гербарием, где собраны растения, растущие на территории  Белгородской области.

Вместе с демонстрацией растений и животных в своей работе мы используем моделирование окружающей среды как активную самостоятельную деятельность. При этом дети начинают понимать способ замещения признаков и связей между реальными объектами и их схематическими изображениями и знаками.

В уголке природы группы «Золотой ключик» имеются  наглядные пособия: наборы открыток «растения луга», «комнатные цветы», «растения леса», «растения водоёма». Имеются различные картины, иллюстрации и альбомы о природе. Эти наглядные пособия помогают детям увидеть то, что далеко от места их проживания и тактильно им не доступно. Наглядные пособия дают возможность очень внимательно, подробно рассмотреть и описать то, что мы можем не заметить в природе. Иллюстрации помогают сравнивать рост и развитие некоторых птиц, животных нашего края в течение года. Ведь в природе очень сложно увидеть,  как появляются птенцы в гнезде, как птица учится летать и. т. д. Не всегда возможно в естественных условиях организовать наблюдение за дикими животными. Но это легко можно сделать при рассмотрении картин, фотографий и схем. В своих наблюдениях мы используем метод сравнения с человеком.  Мы называем диких животных Белгородской области: лось, кабан, косуля, лиса и сравниваем их с размером взрослого человека в пропорциях. В этом случае  дети представляют настоящие размеры животных.

Ценной находкой мы считаем изготовление карточек с гербарием, где высушены некоторые из представителей флоры Белгородской области             (ромашка, подорожник,  мать-и-мачеха, пустырник, чистотел, подснежник и другие растения). Дети имеют возможность внимательно рассматривать растения, наблюдать за ними на протяжении длительного времени.

Ребята с большим удовольствием играют в дидактические игры с применением  таких карточек как: «Такой листок лети ко мне» (сенсорно графическое моделирование); «Растения луга - водоёма» (сенсорно графическое моделирование); «Экологическая тропа» (предметное моделирование); «Угадай где растёт?»  и другие.  Игра развивает любознательность, речь, память и помогает овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. На основе полученных знаний развиваются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение и желание наблюдать, логическое мышление, эстетическое отношение ко всему живому миру, любовь к природе и  навыки бережливого отношения к ней.

Наш Белгородский край - это неповторимое сочетание красивейших природных пейзажей с ландшавтом большого города, который обрамлен живописными деревушками и селами. Регулярные экскурсии по родным местам позволяют нам исследовать растительный мир полей и лугов. Здесь любое время года по-своему прекрасно: в летнее время  все цветет и благоухает, зима полна снежного очарования, весной все оживает и расцветает, а осень приносит уникальные сочетания пестрых листьев.

Изучение природы нашего родной края  создает условия для полноценного эстетического и нравственного развития детей.

Благодаря экскурсиям у детей развивается наблюдательность, поднимается настроение, они эмоционально откликаются на каждый интересный предмет или событие. Ребята  собирают разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работе в уголке природы. Дети нашей группы ходят на экскурсии в парк им. В.Г. Шухова, к водоёму на Петровскую кручу. С родителями они посещают местные достопримечательности - озеро Моховатое, урочище Земной Рай. Используя предметно - схематическое, сенсорно - графическое моделирование дети изображают увиденное. Вспоминают самые  яркие и интересные моменты проведенных экскурсий.

 Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи. При этом  развитие мышления и речи идет как единый процесс.

Наблюдая за живой  природой ребёнок учится мыслить, передавать свои чувства, творить. [3]

В нашей группе ведутся дневники  наблюдений. Заполняя дневники различными символами и знаками, дети замечают изменения, происходящие в природе.  В дневнике «Деревья» мы отмечаем время смены окраса листочков, в дневнике «Насекомые» мы отмечаем появление и исчезновение насекомых, в дневнике «Птицы» отмечаем их перелёты. Ребята с интересом заполняют дневники и используя их  в дальнейшем могут осмысленно рассказывать о своих наблюдениях.

У нас на площадке растет наша гордость - огромный дуб. Этому  дереву больше ста лет. В кроне дуба живу разные птицы, жуки и насекомые. И поэтому у наших ребят есть замечательная возможность в течение года наблюдать за многими живыми объектами природы.

Каждый раз, подходя с детьми к дубу, мы здороваемся с нашим великаном. Вспоминаем стихотворение Ирины Токмаковай «Дуб». Художественная литература, пословицы, поговорки, загадки, русские народные сказки положительно воздействует на мировосприятие детей. Используя художественные образы, дети глубже понимают окружающую действительность.

О каждом дереве, которое растёт на территории детского сада, ребята смогут рассказать стихотворение, загадать загадку. Для полного восприятия предметов  нам помогают предметно-схематические модели. Метод моделирования помогает понять текст и запомнить последовательность событий. Например, в книгах Ирины Гуриной «Как появляется бабочка», «Как появляется птица», «Как появляется лягушка», «Как появляется цветок» использовался метод моделирования для понимания текста, запоминания последовательности событий. После прочтения сказки дети могут зарисовать и смоделировать понравившейся сюжет. Книга Владимира Зотова «Лесная Мозайка» учит ребят ориентироваться в многообразии мира животных, растений, насекомых. Поэтические произведения дают доступный пониманию пример гуманного отношения к природе.

 Любой объект природы, живописный или простой, крупный или небольшой, по-своему интересен и объясняя его, ребёнок учится устанавливать его отношение к природе, отражать его в рассказах, стихах, песнях.

Значительное место в работе по ознакомлению с природой родного края мы отводим  экспериментированию.  На нашей игровой площадке имеется огород, где дети могут выращивать разные растения и наблюдать за их развитием. Где лучше растут помидоры на солнышке или в тени?  Что произойдёт,  если одно растение поливаем водой, а другое нет? На какой почве лучше растёт капуста? И т. д.  Такие занятия  побуждают детей самостоятельно делать выводы, искать причину, способ действия, проявлять творчество. Дети очень любят проводить эксперименты с водой, песком, глиной, листочками и т. д. Очень много поделок делают дети из природного материала.  Умеют замечать сходство сухой ветки, кусочка коры с каким-нибудь сказочным образом, животным. Каждый год у нас проходит выставка поделок из природного материала. Дети довольно успешно делают различные предметы из желудей, шишек, бересты и украшают групповую комнату. [4]

Полученные в детстве верные знания о природе, образуют прочную основу  для последующего её познания, воспитания любви и бережливого отношения к ней.

Используемая литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  (Приказ МО РФ от 17 октября 2013 года № 1155).

2. Парциальная программа дошкольного образования «Здравствуй, мир Белогорья!» (образовательная область «Познавательное развитие») Белгород: издательство Бел ИРО, 2015 г.

3. Николаева С. Н Методика экологического воспитания в детском саду. Работа с детьми средней и старшей групп детского сада: кн. для воспитателей детского сада. -    М., 1999.

4. Куликовская И. Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2010. - С.80.

5.  Твардовский И. ТРодина и чужбина: Книга жизни. Предисл. В. Ивановой; послесл. В. В. Ильина. - Смоленск : Посох :  Русич, 1996. - 351 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания...

Статья "Познание природы родного края- как средство патриотического воспитания"

Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является путеводной звездой, которая на протяжении жизни человека определяет очень многое, если не сказать – все!...

Организация взаимодействия с родителями в рамках реализации проекта «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края».

В данной статье описывается насколько важно экологическое воспитание в раннем дошкольном возрасте, обосновывается необходимость целенаправленной работы с семьями воспитанников по экологическому воспит...

Из опыта работы по реализации образовательной области художественно – эстетического развития: «Развитие детей старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности, через приобщение люби к природе родного края».

Из опыта работы по реализации образовательной области художественно – эстетического  развития: «Развитие детей старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности,  чер...

"Экологические сказки как средство эмоционального познания природы родного края»

1 слайдЗдравствуйте уважаемые родители, сегодня мы поговорим с вами о том, как экологические сказки помогают детям узнать природу родного края.Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» ...