Ознакомление старших дошкольников с жанрами литературы
статья (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Белова Людмила Викторовна

Ознакомление старших дошкольников с жанрами литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_starshih_doshkolnikov_s_zhanrami_literatury.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление старших дошкольников с жанрами литературы

Так как я работаю с детьми старшего дошкольного возраста, хочется поделиться опытом своей работы по ознакомлению дошкольников старшего возраста с литературными жанрами. Ознакомление происходит в три этапа:

1. «Сказка»

2. «Стихотворение»

3. «Басня»

Предлагаю познакомиться с ходом знакомства детей дошкольного возраста с данными жанрами:

1. Знакомство дошкольников с литературным жанром «Сказка».

Воспитатель: Ребята, за последнее время мы прочитали с вами произведения таких авторов, как Лев Николаевич Толстой («Косточка», «Котенок»), К. Ушинского («Каждой вещи свое место»), Воронковой («Маша - растеряша»), Н. Носова («Про репку», «Огурцы»). К какому жанру литературы относятся эти произведения? (Рассказы)

Рассказ - это история, рассказанная писателем, которая может произойти в жизни, на самом деле.

У всех детей есть любимый литературный жанр - это сказка.

Вы принесли из дома свою любимую книгу со сказками, они расположены на нашей выставке

Какие сказки вы любите?

Ответы детей: (…)

Воспитатель: Сказки бывают разные: некоторые придуманы народами, например, …

Я предлагаю обыграть русскую народную сказку «Теремок» в хороводе.

Обыгрывание сказки детьми «Теремок»

Воспитатель: Есть сказки, которые написали авторы. Каких сказочников вы знаете?

Ответы детей: (Пушкин, Маршак, Успенский, Ш. Перро, Бр. Гримм, Г. Х. Андерсен или другие)

Воспитатель: А чем отличаются сказки от рассказа?

Предположения детей: (там есть чудеса,  …)

Воспитатель: Какие?

Предположения детей: (звери говорят на человеческом языке; скатерть -самобранка, сапоги - скороходы, ковер - самолет, шапка - невидимка и др.)

Воспитатель: Давайте обыграем сказку «Колобок».

Обыгрывание детьми сказки «Колобок»

Воспитатель: Я приготовила для вас загадки про сказки. Попробуйте их отгадать и правильно назвать сказку:

В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка.

Лечит маленьких детей

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый …

Стрела молодца угодила в болото,

Ну, где же невеста? Жениться охота!

А вот и невеста, глаза на макушке.

Невесту зовут …

Из танцзала короля

Девочка домой бежала

Туфельку из хрусталя

На ступеньках потеряла.

Тыквой стала вновь карета…

Кто, скажи, девчушка эта?

Родилась у мамы дочка

Из прекрасного цветочка

Хороша малютка, просто

С дюйм была малышка ростом

Если сказку вы читали

Знаете, как дочку звали.

Что за сказка: кошка, внучка,

Мышь, еще собачка Жучка

Деду с бабкой помогали

Корнеплоды собирали.

Воспитатель: Ребята, я думаю, что одним из самых любимых ваших сказочников является К. И. Чуковский. Какие он сказки написал?

Ответы или предположения детей: («Федорино горе», «Айболит», «Мойдодыр»).

Воспитатель: Я вместе с вами прочитаю сказку «Телефон».

Чтение детям сказки «Телефон»

Воспитатель: Почему мы называем это произведение сказкой?

Ответы и предположения детей: (Животные говорят на человеческом языке)

Воспитатель: Хочется отметить, что это сказка в стихах. Не торопитесь относить книги домой, давайте мы их почитаем друг другу в группе.

2. Знакомство дошкольников с литературным жанром «Стихотворение».

Воспитатель: Послушайте, какую историю написал Яков Аким про жадину:

Кто держит конфету свою в кулаке,

Чтоб съесть ее тайно от всех в уголке.

Кто, выйдя во двор никому из соседей

Не даст прокатиться на велосипеде.

Кто мелом, резинкой, любою безделицей

В классе ни с кем, ни за что не поделится.

Имя тому подходящее дадено,

Даже не имя, а прозвище - жадина!

Жадину я ни о чем не прошу.

В гости я жадину не приглашу.

Не выйдет из жадины друга хорошего,

Даже приятелем не назовешь его.

Поэтому честно, ребята, скажу:

С жадными я никогда не дружу.

Вопрос воспитателя: Что я вам прочитала?

Ответы детей: (стихотворение или другой ответ)

Вопрос воспитателя: Как вы это определили? Мне кажется, что это просто рассказ (в стихотворении окончания слов звучат одинаково в строках). Когда в конце строчки слова звучат одинаково - это называется рифма:

Кулаке - уголке

Соседей - велосипеде

Безделицей - не поделится

Дадено - жадина

Воспитатель: Поиграем с вами в игру «Подбери рифму с помощью картинок».

Игра с детьми «Подбери рифму с помощью картинок».

Воспитатель: А теперь попробуем подобрать рифму без картинок на мои слова, а если рифма мне понравится, я ее запишу

Игра с детьми «Подбери рифму без картинок».

Котик (бегемотик - животик)

Дом (лом, ком, сом, том)

Капуста (пусто, мангуста)

Игрушка (Петрушка, хлопушка, пушка, катушка)

Зайчонок (бочонок, лисенок)

Ласка (каска, маска, глазки)

Воспитатель: А теперь попробуем сочинить стихотворение:

Совместное сочинение стихотворения (педагог проговаривает четверостишие, дети подбирают к нему окончание).

Вот как мы стихи писали,

Рифмы хором подбирали.

На окошке серый котик

Моет языком … (животик).

Их окошка виден дом,

Красят стены в доме … (том).

Есть у котика игрушка-

Деревянная … (катушка).

Любит котик мою ласку,

Он зажмуривает … (глазки).

Сочинили мы все это-

Вот такие мы … (поэты).

Обращение воспитателя: Ребята, а где еще можно встретить рифму, кроме стихотворений?

Ответы и предположения детей: (в загадках, считалках, …)

Воспитатель: Да вы правы:

-в загадках

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В лесу на старом дубе

Орешки я грызу.

-в считалках:

Тады – рады - тынка-

Где же наша свинка?

Тады – рады - толки

Съели свинку … (волки).

Тады – рады - тынкой

Ты бы их дубинкой.

Тады – рады - тутки

С волком плохи … (шутки).

Тады – рады - тышка,

Выходи, трусишка!

- в дразнилках:

Жадина - говядина,

Турецкий барабан!

Кто с тобой подружится -

Тот рыжий таракан.

Обращение воспитателя: А вы знаете сказочного героя Незнайку из книги Николая Носова? Он тоже пытался очинять стихи. Послушайте, что у него получилось.

Чтение отрывка из сказки Н. Носова «Незнайка в солнечном городе»

3. Знакомство дошкольников с литературным жанром «Басня».

Воспитатель: Послушайте историю, которая произошла с кукушкой и петухом.

Чтение басни «Кукушка и Петух»

Беседа воспитателя с детьми: (педагог задаёт вопросы конкретные или наводящие, а дети отвечают и поддерживают диалог)

Скажите, что я вам прочитала?

Почему вы решили, что это стихотворение? (Есть рифма)

Что такое рифма? (Когда в конце строчек слова звучат одинаково)

О ком это стихотворение? (О кукушке, петухе, они хвалят друг друга)

Скажите, а это может быть на самом деле? (Нет, значит это похоже на сказку)

Почему похоже на сказку? (Потому, что птицы не могут говорить на человеческом языке)

Значит, это сказка в стихах.

Как поет кукушка? (Ку - ку)

Ее пение можно сравнить с пением соловья?

Петух говорил правду, когда сказал, что кукушка поет как соловей? (Он обманывал, льстил кукушке)

Почему он это делал? (Потому что кукушка тоже его хвалила)

Обращение воспитателя: В этом произведении есть мораль, нравоучение, урок: хвалить некрасиво только потому, чтобы тебя тоже потом похвалили:

«За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит петуха?

За то, что хвалит он кукушку»

Воспитатель: Сейчас я сообщу вам что-то новое для вас. То, что я вам прочитала, это не стихотворение, и не сказка, хотя похоже и на сказку и на стихотворение. Это - басня. А в басне обязательно есть мораль, нравоучение, урок.

Мы выяснили, что говорить неправду, даже если она хорошая - нельзя. Это называется лестью. Но есть хорошие правдивые слова, которые называются комплиментами. Мы с вами попробуем говорить друг другу комплименты, т. е. хорошие правдивые слова (в хороводе).

Хоровод с детьми «Сделай комплимент другу»

- Маша, у тебя сегодня красивая прическа…

- Спасибо! И т. д.

Воспитатель: Послушайте историю про ворону и лисицу.

Чтение басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица».

Беседа воспитателя с детьми: (педагог задаёт вопросы конкретные или наводящие, а дети отвечают и поддерживают диалог)

Что я прочитала? (Басню)

О ком эта басня? (О вороне, лисице, как лисица льстила вороне, а ворона ей поверила и   потеряла сыр)

Что обязательно должно быть в басне? (Мораль, нравоучение, урок)

Какой урок в этой басне? (Умей отличать комплименты от лести)

Комплименты - это хорошие, добрые слова, от которых поднимается настроение. Они всегда говорятся от души. А лесть - это когда человек говорит вроде бы добрые слова, приятные слова, а думает по- другому. «У него камень за пазухой»,- т. е. он думает плохо, говорит неправду.

Воспитатель: Давайте с вами посмотрим мультфильм по басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».

Просмотр мультфильма по басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».

Обобщение воспитателем о жанрах: Итак, ребята, мы с вами знаем такие литературные жанры, как рассказ, сказка, стихотворение, басня.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи старших дошкольников посредством художественной литературы

Художественная литература сопровождает ребенка с первых дней его жизни. Знакомство  начинается еще с пелёнок, с первых колыбельных песенок, потешек. Активное общение с окружающим способствует фор...

Консультация для воспитателей. "Ознакомление младших дошкольников с художественной литературой".

1.Актуальность темы.Традиционно литература используется в целях умственного,нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей с литературными произведениями вызывает у них интере...

Презентация - сообщение из опыта работы "Знакомство с профессией. Использование активных форм и методов при ознакомлении старших дошкольников с художественной литературой"

Знакомство с профессией.Современные активные формы и методы при ознакомлении старших дошкольников с художественной литературой по пути изучения разных профессийпомогают мне работу в этом направлении с...

Конспект НОД по ознакомлению старших дошкольников с художественной литературой «Путешествие в страну книг»

Конспект НОД по ознакомлению старших дошкольников с художественной литературой «Путешествие в страну книг»...

Взаимодействие с семьёй в процессе ознакомления младших дошкольников с художественной литературой.

Взаимодействие с семьёй в процессе ознакомления младших дошкольников с художественной литературой....