Ознакомление старших дошкольников с жанрами литературы
статья (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Ознакомление старших дошкольников с жанрами литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oznakomlenie_starshih_doshkolnikov_s_zhanrami_literatury.docx | 19.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Ознакомление старших дошкольников с жанрами литературы
Так как я работаю с детьми старшего дошкольного возраста, хочется поделиться опытом своей работы по ознакомлению дошкольников старшего возраста с литературными жанрами. Ознакомление происходит в три этапа:
1. «Сказка»
2. «Стихотворение»
3. «Басня»
Предлагаю познакомиться с ходом знакомства детей дошкольного возраста с данными жанрами:
1. Знакомство дошкольников с литературным жанром «Сказка».
Воспитатель: Ребята, за последнее время мы прочитали с вами произведения таких авторов, как Лев Николаевич Толстой («Косточка», «Котенок»), К. Ушинского («Каждой вещи свое место»), Воронковой («Маша - растеряша»), Н. Носова («Про репку», «Огурцы»). К какому жанру литературы относятся эти произведения? (Рассказы)
Рассказ - это история, рассказанная писателем, которая может произойти в жизни, на самом деле.
У всех детей есть любимый литературный жанр - это сказка.
Вы принесли из дома свою любимую книгу со сказками, они расположены на нашей выставке
Какие сказки вы любите?
Ответы детей: (…)
Воспитатель: Сказки бывают разные: некоторые придуманы народами, например, …
Я предлагаю обыграть русскую народную сказку «Теремок» в хороводе.
Обыгрывание сказки детьми «Теремок»
Воспитатель: Есть сказки, которые написали авторы. Каких сказочников вы знаете?
Ответы детей: (Пушкин, Маршак, Успенский, Ш. Перро, Бр. Гримм, Г. Х. Андерсен или другие)
Воспитатель: А чем отличаются сказки от рассказа?
Предположения детей: (там есть чудеса, …)
Воспитатель: Какие?
Предположения детей: (звери говорят на человеческом языке; скатерть -самобранка, сапоги - скороходы, ковер - самолет, шапка - невидимка и др.)
Воспитатель: Давайте обыграем сказку «Колобок».
Обыгрывание детьми сказки «Колобок»
Воспитатель: Я приготовила для вас загадки про сказки. Попробуйте их отгадать и правильно назвать сказку:
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка.
Лечит маленьких детей
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый …
Стрела молодца угодила в болото,
Ну, где же невеста? Жениться охота!
А вот и невеста, глаза на макушке.
Невесту зовут …
Из танцзала короля
Девочка домой бежала
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета…
Кто, скажи, девчушка эта?
Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка
Хороша малютка, просто
С дюйм была малышка ростом
Если сказку вы читали
Знаете, как дочку звали.
Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, еще собачка Жучка
Деду с бабкой помогали
Корнеплоды собирали.
Воспитатель: Ребята, я думаю, что одним из самых любимых ваших сказочников является К. И. Чуковский. Какие он сказки написал?
Ответы или предположения детей: («Федорино горе», «Айболит», «Мойдодыр»).
Воспитатель: Я вместе с вами прочитаю сказку «Телефон».
Чтение детям сказки «Телефон»
Воспитатель: Почему мы называем это произведение сказкой?
Ответы и предположения детей: (Животные говорят на человеческом языке)
Воспитатель: Хочется отметить, что это сказка в стихах. Не торопитесь относить книги домой, давайте мы их почитаем друг другу в группе.
2. Знакомство дошкольников с литературным жанром «Стихотворение».
Воспитатель: Послушайте, какую историю написал Яков Аким про жадину:
Кто держит конфету свою в кулаке,
Чтоб съесть ее тайно от всех в уголке.
Кто, выйдя во двор никому из соседей
Не даст прокатиться на велосипеде.
Кто мелом, резинкой, любою безделицей
В классе ни с кем, ни за что не поделится.
Имя тому подходящее дадено,
Даже не имя, а прозвище - жадина!
Жадину я ни о чем не прошу.
В гости я жадину не приглашу.
Не выйдет из жадины друга хорошего,
Даже приятелем не назовешь его.
Поэтому честно, ребята, скажу:
С жадными я никогда не дружу.
Вопрос воспитателя: Что я вам прочитала?
Ответы детей: (стихотворение или другой ответ)
Вопрос воспитателя: Как вы это определили? Мне кажется, что это просто рассказ (в стихотворении окончания слов звучат одинаково в строках). Когда в конце строчки слова звучат одинаково - это называется рифма:
Кулаке - уголке
Соседей - велосипеде
Безделицей - не поделится
Дадено - жадина
Воспитатель: Поиграем с вами в игру «Подбери рифму с помощью картинок».
Игра с детьми «Подбери рифму с помощью картинок».
Воспитатель: А теперь попробуем подобрать рифму без картинок на мои слова, а если рифма мне понравится, я ее запишу
Игра с детьми «Подбери рифму без картинок».
Котик (бегемотик - животик)
Дом (лом, ком, сом, том)
Капуста (пусто, мангуста)
Игрушка (Петрушка, хлопушка, пушка, катушка)
Зайчонок (бочонок, лисенок)
Ласка (каска, маска, глазки)
Воспитатель: А теперь попробуем сочинить стихотворение:
Совместное сочинение стихотворения (педагог проговаривает четверостишие, дети подбирают к нему окончание).
Вот как мы стихи писали,
Рифмы хором подбирали.
На окошке серый котик
Моет языком … (животик).
Их окошка виден дом,
Красят стены в доме … (том).
Есть у котика игрушка-
Деревянная … (катушка).
Любит котик мою ласку,
Он зажмуривает … (глазки).
Сочинили мы все это-
Вот такие мы … (поэты).
Обращение воспитателя: Ребята, а где еще можно встретить рифму, кроме стихотворений?
Ответы и предположения детей: (в загадках, считалках, …)
Воспитатель: Да вы правы:
-в загадках
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В лесу на старом дубе
Орешки я грызу.
-в считалках:
Тады – рады - тынка-
Где же наша свинка?
Тады – рады - толки
Съели свинку … (волки).
Тады – рады - тынкой
Ты бы их дубинкой.
Тады – рады - тутки
С волком плохи … (шутки).
Тады – рады - тышка,
Выходи, трусишка!
- в дразнилках:
Жадина - говядина,
Турецкий барабан!
Кто с тобой подружится -
Тот рыжий таракан.
Обращение воспитателя: А вы знаете сказочного героя Незнайку из книги Николая Носова? Он тоже пытался очинять стихи. Послушайте, что у него получилось.
Чтение отрывка из сказки Н. Носова «Незнайка в солнечном городе»
3. Знакомство дошкольников с литературным жанром «Басня».
Воспитатель: Послушайте историю, которая произошла с кукушкой и петухом.
Чтение басни «Кукушка и Петух»
Беседа воспитателя с детьми: (педагог задаёт вопросы конкретные или наводящие, а дети отвечают и поддерживают диалог)
Скажите, что я вам прочитала?
Почему вы решили, что это стихотворение? (Есть рифма)
Что такое рифма? (Когда в конце строчек слова звучат одинаково)
О ком это стихотворение? (О кукушке, петухе, они хвалят друг друга)
Скажите, а это может быть на самом деле? (Нет, значит это похоже на сказку)
Почему похоже на сказку? (Потому, что птицы не могут говорить на человеческом языке)
Значит, это сказка в стихах.
Как поет кукушка? (Ку - ку)
Ее пение можно сравнить с пением соловья?
Петух говорил правду, когда сказал, что кукушка поет как соловей? (Он обманывал, льстил кукушке)
Почему он это делал? (Потому что кукушка тоже его хвалила)
Обращение воспитателя: В этом произведении есть мораль, нравоучение, урок: хвалить некрасиво только потому, чтобы тебя тоже потом похвалили:
«За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит петуха?
За то, что хвалит он кукушку»
Воспитатель: Сейчас я сообщу вам что-то новое для вас. То, что я вам прочитала, это не стихотворение, и не сказка, хотя похоже и на сказку и на стихотворение. Это - басня. А в басне обязательно есть мораль, нравоучение, урок.
Мы выяснили, что говорить неправду, даже если она хорошая - нельзя. Это называется лестью. Но есть хорошие правдивые слова, которые называются комплиментами. Мы с вами попробуем говорить друг другу комплименты, т. е. хорошие правдивые слова (в хороводе).
Хоровод с детьми «Сделай комплимент другу»
- Маша, у тебя сегодня красивая прическа…
- Спасибо! И т. д.
Воспитатель: Послушайте историю про ворону и лисицу.
Чтение басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица».
Беседа воспитателя с детьми: (педагог задаёт вопросы конкретные или наводящие, а дети отвечают и поддерживают диалог)
Что я прочитала? (Басню)
О ком эта басня? (О вороне, лисице, как лисица льстила вороне, а ворона ей поверила и потеряла сыр)
Что обязательно должно быть в басне? (Мораль, нравоучение, урок)
Какой урок в этой басне? (Умей отличать комплименты от лести)
Комплименты - это хорошие, добрые слова, от которых поднимается настроение. Они всегда говорятся от души. А лесть - это когда человек говорит вроде бы добрые слова, приятные слова, а думает по- другому. «У него камень за пазухой»,- т. е. он думает плохо, говорит неправду.
Воспитатель: Давайте с вами посмотрим мультфильм по басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».
Просмотр мультфильма по басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».
Обобщение воспитателем о жанрах: Итак, ребята, мы с вами знаем такие литературные жанры, как рассказ, сказка, стихотворение, басня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление старших дошкольников с литературными жанрами.
в помощь воспитателям ДОУ...
Развитие речи старших дошкольников посредством художественной литературы
Художественная литература сопровождает ребенка с первых дней его жизни. Знакомство начинается еще с пелёнок, с первых колыбельных песенок, потешек. Активное общение с окружающим способствует фор...
Консультация для воспитателей. "Ознакомление младших дошкольников с художественной литературой".
1.Актуальность темы.Традиционно литература используется в целях умственного,нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей с литературными произведениями вызывает у них интере...
Презентация - сообщение из опыта работы "Знакомство с профессией.Использование активных форм и методов при ознакомлении старших дошкольников с художественной литературой"
Знакомство с профессией.Современные активные формы и методы при ознакомлении старших дошкольников с художественной литературой по пути изучения разных профессийпомогают мне работу в этом направлении с...
Конспект НОД по ознакомлению старших дошкольников с художественной литературой «Путешествие в страну книг»
Конспект НОД по ознакомлению старших дошкольников с художественной литературой «Путешествие в страну книг»...
Взаимодействие с семьёй в процессе ознакомления младших дошкольников с художественной литературой.
Взаимодействие с семьёй в процессе ознакомления младших дошкольников с художественной литературой....