Ознакомление старших дошкольников с литературными жанрами.
консультация (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
«Ознакомление старших дошкольников с
литературными жанрами».
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.
Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С.Я.Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке “талант читателя”.
Кто же вводит ребенка в мир книги? Этим занимаются родители и работники дошкольных учреждений. Библиотека и школа - последующий этап формирования читателя.
Исходя из этого, самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения должен быть воспитатель дошкольного учреждения. Он не только воплощает задачу приобщения детей к книге, рождение в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения, пропагандист книги и книжного знания; социолог, быстро и точно реагирующий на изменение детского отношения к книге и процессу чтения; психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на детей.
Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.
«Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание - великое дело: им решается участь человека» (В. Г. Белинский)
Рассмотрим характеристики ознакомления детей 2-7 лет с художественными произведениями на разных этапах дошкольного детства:
- в 1 младшей группе воспитатель приучает детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождает чтение показом игрушек, картинок (фланелеграф), персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учит слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.
- во 2 младшей группе воспитываются умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. С помощью воспитателя дети инсценируют и драматизируют небольшие отрывки из народных сказок. Дети учатся читать наизусть потешки и небольшие отрывки из народных сказок.
- в средней группе педагог поддерживает внимание и интерес к слову в литературном произведении, объясняет, как важны в книге рисунки; показывает, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Дети знакомятся с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.
- в старшей группе воспитатель учит определять жанр произведений; побуждает рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа; помогает детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения; учит вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста; помогает выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.
- в подготовительной к школе группе внимание детей обращается на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); воспитатель помогает почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививает чуткость к поэтическому слову; помогает детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно -методическая разработка на тему "Обучение старших дошкольников пересказыванию литературных произведений"
В материале представлен анализ проблем по обучению старших дошкольников пересказыванию литературных произведений и дан практический материал для работы воспитателям по данному направлению...
Конспект интегрированного занятия ООД «Познавательное развитие» для старших дошкольников Тема: «ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ»
quot;Литературная викторина по сказкам"...
Методическая разработка организации совместной деятельности дошкольников и педагога по освоению природного и культурного наследия Выборгского района и ознакомлению старших дошкольников с необычными архитектурно-декоративными объектами. Городская прогулка
Объектом для исследования детей во время прогулки могут стать не только известнейшие достопримечательности района, но и самая обычная клумба, имеющая необычное архитектурно-декоративное оформление....
Ознакомление старших дошкольников с жанрами литературы
Ознакомление старших дошкольников с жанрами литературы...
Перспективное планирование по ознакомлению младших дошкольников с малыми жанрами фольклора
Перспективное планирование по месяцам "Знакомство с малыми жанрами фольклора младших дошкольников"...
Викторина для старших дошкольников «Права литературных героев»
Конспект по правовому воспитаниюВикторина «Права литературных героев»...
Характеристика методов ознакомления старших дошкольников с социальным миром на примере представлений о семье и актуальность их комплексного использования в старшем дошкольном возрасте
Характеристика методов ознакомления старших дошкольников с социальным миром на примере представлений о семье и актуальность их комплексного использования в старшем дошкольном возрасте Концепция м...