1.Актуальность темы.
Традиционно литература используется в целях умственного,нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей с литературными произведениями вызывает у них интерес и любовь к родному языку, его богатству и красоте. Воспитательное значение литературы заключается в том, что в произведениях даются образцы положительного и отрицательного поведения с точки зрения нравственно – этических норм.
2.Задачи работы по ознакомлению с художественной литературой
На основе восприятия выдвигаются следующие задачи по ознакомлению с художественной литературой:
1. Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;
2. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов, развивать поэтический слух.
3. Формировать способность элементарно анализировать содержание и форму произведения.
Задача детского сада заключается в подготовке к долгосрочному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, т.к в дошкольном возрасте ребёнок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка,загадка,пословица, небылица).
Основными методами являются следующие:
1. Чтение воспитателя по книге или наизусть.Это дословная передача текста.Читающий, сохраняя язык автора, передаёт все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.
2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста возможна перестановка слов, их замена, толкование). Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей.
3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
4. Заучивание наизусть.
Проведение занятия требует создания спокойной обстановки, чёткой организации детей, соответствующей эмоциональной атмосферы.
Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышает степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями,достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.
При повторном чтение произведения (если оно короткое) и рассматривают иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.
Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Основной принцип показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста. Основная задача чтения дошкольника - научить слушать и слышать (правильно воспринимать речь). Картинка - иллюстрация, помещаемая в детской книге, помогает воспитателю преподнести ребенку читаемый текст, но она и может помешать восприятию, если показать ее не вовремя.
При знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Надо, чтобы картина следовала за словом, а не наоборот - иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словом, потому, что дети "не услышат" слова, его звуковая оболочка их не заинтересует. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес, любопытство детей к данной книге.
Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми: выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов.
Ознакомление с художественной книгой .
В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги.
Начиная с младшей группы детей подводят к различению жанров. Воспитатель сам называет жанр художественной литературы: «расскажу сказку, прочитаю стихотворение». Рассказав сказку, воспитатель помогает детям вспомнить интересные места, повторить характеристики персонажей («Петя-петушок, золотой гребешок», «Выросла репка большая-пребольшая»), назвать повторяющиеся обращения («Козлятушки--ребятушки,отомкнитеся, отопритеся!», «Терем-теремок, кто в тереме живет?») и действия («Тянут-потянут, вытянуть не могут»). Помогает запомнить этот материал и научиться повторять его с разными интонациями.
Дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь их недостаточно выразительна. Причинами могут быть плохая дикция, неумение правильно произносить звуки. Поэтому надо учить детей четко и внятно произносить звуки, повторять слова и словосочетания; создавать условия для того, чтобы новые слова вошли в активный словарь.
Заучивание стхотворений.
Заучивание стихотворения – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.
При заучивании стихотворений с детьми воспитатель ставит перед собой сразу несколько задач: вызвать интерес к стихотворению и желание знать его, помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов, обеспечить запоминание.
В младшем дошкольном возрасте используются короткие стихи и потешки (А. Барто «Игрушки»). В них описывают хорошо знакомые игрушки, животные, дети. Наличие игровых моментов небольших стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в заучивании стихов. Поскольку у детей младше 4-х лет еще недостаточно развита способность к запоминанию на занятиях не ставится задача запомнить стихотворение. Вместе с тем стихи заучиваются в процессе многократного повторения.
Педагог может включить литературный материал в другие занятия, например, на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром используются стихотворения, загадки; на занятиях по лепке и рисованию дети вместе с воспитателем вспоминают героев, сюжет сказки, на тему которой они собираются лепить или рисовать. Литературному воспитанию детей также способствует проведение праздников, вечеров развлечений. Причем, все дополнительные формы работы педагогам следует проводить с привлечением родителей.
Советы для родителей по ознакомлению детей с художественной литературой.
При организации домашнего чтения педагогу следует дать советы родителям, какие произведения следует читать своим детям, для этого можно использовать информационные стенды, а также провести индивидуальные консультации. Часто родители нуждаются в помощи при выборе места и времени для чтения детям. В этом случае им можно посоветовать, гуляя с ребенком, возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами, побеседовать с ним об уже прочитанной книге. В режиме дня можно выделить 15-20 минут перед сном,чтобы почитать ребенку. Во время чтения необходимо следить за санитарно-гигиеническим состоянием (правильная осанка, выбор места для чтения, время для чтения). В процессе чтения родителям следует помнить,что ребенок не должен быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения необходимо активизировать его внимание. Пусть малыш за взрослым повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.
Предметно-развивающая среда.
В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой группе создается литературный центр, это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы. К устройству уголка предъявляется ряд требований:
Удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума.
Хорошая освещенность в дневное и вечернее время.
Эстетичность оформления – литературный центр должен быть уютным, привлекательный.
В литературном центре должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции картин.
В младших группах литературный центр организуется не сразу, так как у детей нет навыка пользоваться книгой и часто они используют ее как игрушку. В литературном центре должны быть 3 – 4 книги, отдельные картинки, тематические альбомы. Книги должны быть с небольшим количеством текста, яркими иллюстрациями. Воспитатель приучает детей к самостоятельному пользованию книгой, рассматривает иллюстрации, читает текст, говорит о правилах пользования(не рвать, не мять, не рисовать).
Таким образом, все формы работы по знакомству детей с художественной литературой воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.
В заключении следует отметить, что литература оказывает большое влияние на нравственное развитие дошкольника. Поэтому очень велика роль педагога в процессе организации детского чтения .