Развитие речи старших дошкольников посредством художественной литературы
статья по развитию речи (старшая группа) на тему
Художественная литература сопровождает ребенка с первых дней его жизни. Знакомство начинается еще с пелёнок, с первых колыбельных песенок, потешек. Активное общение с окружающим способствует формированию языкового запаса, грамматического строя речи. Художественные произведения способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_starshikh_doshkolnikov_posredstvom_khudozhestvennoy_literatury.docx | 28.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи старших дошкольников посредством художественной литературы
Задачи литературного воспитания
1 Воспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным текстам , желание внимательно их слушать.
2 Обогащать читательский опыт за счет разных малых форм фольклора, простых народных и авторских сказок, рассказов и стихов.
3 Обогащать личный опыт детей знаниями, эмоциями и впечатлениями об окружающем, необходимыми для правильного понимания содержания литературного текста.
4 Способствовать восприятию и пониманию текста детьми , помогать мысленно представит события и героев, выявлять яркие поступки героя, пытаться их оценить, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тексте.
5 Обращать внимание детей на простые традиционные средства языковой выразительности , на интонационную выразительность рассказчика .
6 Поддерживать непосредственный эмоциональный отклик на литературное произведение, его героев.
Художественная литература сопровождает ребенка с первых дней его жизни. Знакомство начинается еще с пелёнок, с первых колыбельных песенок, потешек. В детском саду чтение произведений разных жанров сопровождает ребенка на протяжении всего дня (в режимных моментах, во время наблюдения, во время художественной деятельности, игры и т.д). Художественная литература знакомит и объясняет ребенку окружающую его действительность. Показывает ему жизнь человека, человеческие взаимоотношения , мир природы, животных. Чтение литературных произведений развивает мышление и воображение, обогащает представление об окружающем мире, развивает эстетический вкус приучая ко всему прекрасному, особую роль оказывает на развитие речи малыша . Основная задача детского сада и воспитателя это привить любовь ребенка к художественному слову, уважению к книге, желание общаться с ней. Знакомство с художественной литературой происходит при чтении произведений разных жанров: сказок, рассказов, стихов, загадок, потешек, песенок, прибауток .Дети начинают понимать на конкретном примере содержащиюся в произведении окружающую действительность и соотносить её с реальной жизнью. Усваивая содержание сказки, ребенок запоминает слова различных героев и начинает использовать их в своей речи. Художественная литература знакомит детей с красотой и образностью русского языка. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами. При прослушивании произведения в центре внимания находится главный герой. Дети представляют его образ, внимательно следят за его поступками , бурно переживая за него, как бы проживая его жизнь вместе с ним. Особо значимую роль в осознании текста имеют иллюстрации, они помогают наиболее верно представить героев и нарисовать наиболее точную картину событий. Воспитатель должен учить детей правильно воспринимать литературное произведения . Ребенок должен усвоить не только его содержание, но и понять настроение, чувство которое хотел передать автор, должен научиться анализировать произведение. Для наиболее успешного освоения произведения воспитатель должен создать наиболее благоприятные условия, что бы дети с интересом дослушивали его до конца. После того, как произведение прочитано, воспитатель должен провести беседу, что бы уточнить содержание прочитанного, и помочь донести до ребенка сущность прочитанного. Кроме того широко используются после прочтения произведения игры инсценировки , театрализация, художественная деятельность, что доставляет ребенку огромную радость .Большое значение имеет правильный подбор книг. Книга должна положительно влиять на литературное развитие ребенка и прививать любовь и желание читать, формировать его духовные ценности. Так же стоит учитывать доступность прочитанного материала. В круг чтения у детей младшего возраста входят русские народные произведения, русский народный фальклор, фальклор народов мира, произведения зарубежной литературы отобранные с учетом возрастных особенностей детей. Занятие по ознакомлению детей с литературными произведениями требует от воспитателя особой подготовки. Также прививать любовь к книге должны и в семье . Только при совместной работе детского сада и родителей можно будет добиться эффективного результата по ознакомлению детей с художественной литературой.
Используемая литература
1 Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство». Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2011г.
2 Л.М.Гурович « Ребенок и книга». Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2000г.
3 О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой». Творческий центр Сфера» Москва 1999г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи у дошкольников посредством художественной литературы.
Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержатель...
Проект "Развитие дружеских взаимоотношений у старших дошкольников посредством художественной литературы"
Рекомендации родителям и педагогам, что почитать детям о дружбе...
Формирование речевых компетенций как предпосылок читательской грамотности у старших дошкольников посредством художественной литературы
Комплексно-тематическое планирование могут использовать как педагогические работники (воспитатели, учителя-логопеды, дефектологи, педагоги-психологи, музыкальные руководители), так и родители.Комплекс...
Консультация для родителей «Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников посредством художественной литературы» -1
Ни для кого не секрет, что сегодня дети и экономика неразрывно связаны. Малыши, так или иначе, сталкиваются с миром финансов. Ребенок растет, и знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаме...
Развитие связной речи у дошкольников посредством художественной литературы
Знакомство человека с миром начинается с того, что он видит, что его окружает. Узнает все это ребенок тогда, когда называет словом. Следовательно, родной язык помогает ребенку осознать окружающий его ...
Формирование речевых компетенций как предпосылок читательской грамотности у старших дошкольников посредством художественной литературы
Литературные произвдедения для развития связной речи у дошкольников по теме НАСЕКОМЫЕ...