Совместная деятельность с детьми 6-7 лет с ОВЗ
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Рыбакова Анна Борисовна

Формирование представлений детей о времени с элементами ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnik_vremya.docx31.72 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная деятельность с детьми с ОВЗ 6-7 лет

" Волшебник Время"

Цель: Формирование представлений детей о времени.

Задачи:

Образовательные:

- формировать и обогащать знания о времени, его периодичности, сменяемости и в то же время необратимости (в играх.)

                - познакомить с приёмом фантазирования «Изменение времени»

Развивающие: 

азвивать воображение, любознательность, уверенность  в своих силах. 

-способствовать развитию абстрактного мышления                

- способствовать развитию творческих способностей и коммуникативных навыков                

- стимулировать познавательную активность, создавать условия для исследовательской деятельности.

Воспитательные:         

 - воспитывать чувство удовлетворения от умения правильно планировать деятельность по времени.

 -воспитывать уважительное отношение друг к другу, доброжелательность в         общении.

-воспитывать умение работать в группах, договариваться.           

 -создавать благоприятные условия для совместной деятельности с родителями.

Технологии:

-здоровьесберегающие

-исследовательской деятельности

-технология ТРИЗ

-информационно – коммуникативные

-игровая технология

Материал и оборудование:

Телевизор

подборка аудио-видео файлов

Колонка

Ширма

Магнитно-маркерная доска

Мяч с иллюстрациями

Карточки с изображениями диких зверей, насекомых и птиц

Коробка –конус и изображениями различных видов часов  для сюрпризного момента

Фишки разного цвета для разделения детей на команды

1.Приветствие

"-Здравствуйте!"-ты скажешь человеку.

"-Здравствуй!" - улыбнётся он в ответ.

И, наверное, не пойдёт в аптеку,

И здоровым будет много- много лет.

-Давайте нашим гостям пожелаем здоровья : "Здравствуйте!"

2. Появление

Игра "Хорошо - плохо"

-Здравствуйте!  Вы уже начали? Подождите, не начинайте, пожалуйста. Сначала помогите мне его найти. Я его потеряла. Оно пропало…

( Быстро  пересчитывает детей  по головам. Бормочет: «Вроде все здесь» )

-Кого потеряли? Кто пропал?

-Я потеряла ВРЕМЯ. Его было так много, а потом оно исчезло.

-Как исчезло? Давайте всё по порядку.

(ДЕТИ САДЯТСЯ)

-Утром, как обычно, я встала рано. Приняла душ, оделась, приготовила завтрак, всех накормила, проводила на работу и в школу.  Мне надо было успеть сделать очень много дел. Я старалась всё сделать быстро.

 Сначала я  помыла посуду. Правда я разбила одну чашку и блюдце, но я ведь торопилась. Мне надо было ещё так много успеть.

Потом я прибрала квартиру и побежала в магазин за продуктами. Мне ведь предстояло приготовить обед и ужин.

Я решила готовить всё сразу: и суп, и второе, и компот. Я старалась делать всё быстро. Наверное, поэтому всё и перепутала. Вместо соли я положила в суп сахар, а в компот вместо сахара – соль.

-Вот правильно говорят: «Поспешишь, людей насмешишь»

-Я хотела всё исправить. И тут я обнаружила, что времени абсолютно нет!!! Оно пропало!!! Исчезло!!! Помогите мне, пожалуйста, его найти. Как мне надо было себя вести?

---Хорошо, когда знаешь, какие дела нужно делать быстро, а какие — медленно

Да, правильно говорят, что «Спешка к добру не ведёт»

  - Да? Как вы её понимаете? (отвечают дети)

Хорошо, а как надо действовать в случаях, если:

--Переходишь через дорогу, нужно идти быстро или медленно? Почему?

-- А когда с прогулки пришли, как нужно раздеваться?

--Как нужно умываться,

--обедать,

--убирать игрушки,

--рисовать,

--подметать,

--говорить и т. д.

- Получается  -  торопиться плохо, и медлить, тянуть, тоже плохо. Прямо, как в пословице говорится "Спешить не спеши, но поторапливайся!"

3. Физкультминутка

А давайте узнаем, как вы можете следовать этой пословице.

Танец с убыстрением

4. Фантазирование.

  -А вот чтобы все всегда успевать, никогда не спешить и не опаздывать, нужно дружить с Волшебником Времени.

-Что это за Волшебник? Я никогда о таком не слышала.

--Этот Волшебник может управлять временем, он умеет время ускорять и замедлять, останавливать и перепутывать... Если время остановится, то ничего не будет расти, изменяться, все останется таким же, как и сейчас; если время перепутается, то может получиться так, что вначале нужно дом построить, а только потом завезут кирпичи...

Во многих сказках этот Волшебник время ускоряет, помните: «И растет ребенок там, не по дням, а по часам...» Представьте, если бы и с вами такое случилось: привели вас сегодня утром в детский сад, а когда пришли забирать, прошло не 10 часов, а 10 лет, и вам уже не 5 и 6 лет, а 15 или 16...

Сценка с обсуждением:

 Какова будет реакция родителей на такие изменения?

-В какой одежде он пойдёт домой? Мы его приводили, было тепло, а  сейчас холодно?

 -А чем будет заниматься дома— ведь он большой, чтобы играть с игрушками?

-Что будет делать завтра утром: в садик его не отведешь — уже большой, а в школу не возьмут — он ничего не знает, как быть?

--Что хорошего и что плохого, если так быстро стать взрослым?

-- Хотели бы вы, чтобы так получилось?

(Ответы детей)

"+" и "--"  (сравниваем; минусов должно быть больше. Вывод: не надо торопиться расти и об этом существует много пословиц и поговорок. Например: «Всему своё время» )

-А бывает и так, что Волшебник разозлится на людей и перемешает все времена года.

5.  Физкультминутка «Времена года"

Воспитатель предлагает детям вспомнить времена года, их характерные признаки и придумать, какими движениями можно изобразить разные времена года.

Например, зимой холодно — нужно «греться» , весной распускаются цветы, прилетают птицы; осенью идет дождь — нужно «прятаться под зонтиком», летом жарко — можно «позагорать», «искупаться».

Воспитатель называет команды в произвольном порядке, дети должны соответственно реагировать.

6.    Фантазирование (продолжение).        

- А давайте представим, если бы и на самом деле времена года могли сменяться очень быстро: каждый день утром - весна, днем - лето, вечером - осень, ночью - зима. Чем и для чего было бы это хорошо, чем неудобно?

Желательно рассмотреть ситуацию не только с «детской»  точки зрения (по ночам на санках кататься, переодеваться постоянно, как быть с Новым годом и др.) , но и с других различных сторон: что будет с растениями (утром семена — вечером урожай) , с птицами (отлет в теплые края, высиживание птенцов), с животными, с людьми и др.?

Дети разделяются на группы: звери, насекомые, птицы.

Игра "Хорошо - плохо"

Вывод: "Всё хорошо вовремя"

7.  Игровое упражнение "Что длится дольше"

-Ребята, а бывало с вами такое, будто время летит как на крыльях и, наоборот, ползёт медленно, как улитка. Когда это бывает? (ответы детей)

Правильно, когда вы заняты интересным делом или игрой (видеосюжет) А если вам приходится кого- то ждать или вы не знаете чем заняться, говорят: «Скучен день до вечера, коли делать нечего».

Об этом даже автор популярных детских книг написал стихотворение.

( см. приложение №1)

8. Игра « Путешествие во времени».

(Вдруг в руки к воспитателю летит мягкий мяч)

- Ой, мячик. Какой он необычный.  Наверное, его нам прислал Волшебник Времени. Этот мяч умеет путешествовать во времени. Он попадает то в прошлое, то в будущее, то в настоящее. Прошлое – это то, что было раньше. Настоящее — это то, что происходит сейчас, а будущее – это что?

-  Вставайте в круг. Я отправляю мяч в путешествие, а вы должны поймать его и сказать в какое время попал мяч:

- …ты работаешь лётчиком

— …ты собираешь самолётик из Лего

- …ты печёшь блинчики и кормишь своих внуков

- …ты сосёшь соску

- …ты любишь смотреть мультики

- …ты идёшь в детский сад за своим ребёнком

- …ты лежишь в колясочке и плачешь

- …тебе 5 лет

- …ты управляешь своим автомобилем

- …твоя мама – маленькая девочка…

-…твой дедушка катается на самокате…

-…твоя бабушка играет в куклы…

-…твоя мама отвечает у доски…

-…твою маму ведут 1 сентября в школу

-…у тебя много внуков и ты умеешь вязать красивые носки..

-Благодаря волшебному мячику, мы побывали и в настоящем времени, и в прошлом времени и будущем времени, через много лет.

 9.Заключение, подведение итогов.

-Так что же такое время? (ответы детей)

Время нельзя увидеть, услышать, потрогать. Время нельзя повернуть назад, задержать или остановить : проходят секунды, минуты, часы, дни, недели, месяцы, годы. И всё же оно есть. Ведь все события в мире протекают во времени. ( Можно его потратить на безделье и оно пропадёт безвозвратно или использовать его на полезные, нужные, добрые дела. )

---Я поняла, что время у меня не пропало. Я использовала его на полезные, нужные дела. Только как мне  следить за ним?

А как же за ним следить? (ответы детей)

Послушайте загадку:

"Они ходят, но стоят,

Всем о времени твердят,

Когда спать, когда вставать,

Когда можно погулять"

Воспитатель  приносит красивую коробку.

-Люди придумали много часов, чтобы хоть как-то научиться следить и не тратить время зря. Посмотрите сколько здесь много изображений разных часов. Выберите  часы какие вам нравятся. Давайте весной сделаем музей часов. А помогут нам в этом ваши родители.

10. Практическая работа.

-А ещё в этот музей мы повесим портреты Волшебника Времени, которые мы нарисуем вечером. Нарисовать так Волшебника Времени, чтобы было видно, что это именно этот Волшебник, а не какой-нибудь другой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каталог «Совместная деятельность с детьми дошкольного возраста ОО «Художественное творчество» на тему: «Изучаем с детьми Правила Дорожного Движения»

       Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. А необходимость уже в дошкольном возрасте доводить до детей пе...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по образовательной деятельности «Социально-коммуникативное развитие» Тема: «Стоял в поле Теремок…»

Цель: развивать конструктивные способы и средства взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Задачи: ·        продолжать развивать и поддерживать интерес детей...

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы по художественно-изобразительной деятельности и развитию речи на тему: «Красно – чёрная Мезень». c использованием инновационных технологий

Дети знакомятся с декоративно-прикладным искусством- Мезенской росписью.Путешествуя с девочкой Мезеночкой узнают о характерных элементах, символах, цветах мезенской росписи...

Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет

В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...

«Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Опыт использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности в совместной деятельности с детьми....

Конспект совместной деятельности с детьми раннего возраста "Зайчик" (занятие проводится с детьми и родителями)

Конспект совместной деятельности с детьми раннего возраста "Зайчик"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19285103","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","w...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ Тема: «В поисках сказок» Возрастная группа: Средняя группа (4-5 лет) Форма совместной деятельности: Развитие речи

Учебно-методический комплект (программы): Индивидуальная разработка на основе образовательной программы дошкольного образования «Истоки» . Развивающие занятия с детьми 4—5 лет / Под ...