Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы по художественно-изобразительной деятельности и развитию речи на тему: «Красно – чёрная Мезень». c использованием инновационных технологий
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме

 

Дети знакомятся с декоративно-прикладным искусством- Мезенской росписью.Путешествуя с девочкой Мезеночкой узнают о характерных элементах, символах, цветах мезенской росписи

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск»
«Детский сад № 20 «Земляничка»

Конспект совместной деятельности
с детьми подготовительной группы по художественно-изобразительной деятельности и развитию речи на тему: «Красно – чёрная Мезень».
c использованием инновационных технологий

Разработала:

 воспитатель 1 квалификационной

 категории:

Круглова Н. В.


Цель:

1.Продолжать знакомить детей с декоративно – прикладным искусством, прививая интерес к происхождению и развитию Мезенской росписи.
2.Развивать интерес к северному народно – художественному  промыслу – Мезенская роспись; учить рассматривать, выделять основные элементы узоров (кони, олени, птицы, символы в геометрических бордюрах), выделять особенности  Мезенской росписи, основные цвета (красный, чёрный,).

Программные задачи:

1.Способствовать развитию технических навыков при росписи и нанесении мезенских узоров: заливка – красным цветом (кисть №3), прорисовка деталей (кисть №1).
2.Закреплять представления детей о последовательности выполнения мезенского узора, познакомить с алгоритмом работы художника, закреплять представления о композиционном расположении узоров на изделиях.
3.Обогащать и активизировать словарь детей существительными, глаголами, прилагательными, опираясь на предложенную тему: солонка – соль – насыпать, ковш – вода – черпать и т.д. ,
4.Способствовать развитию грамматического строя речи, совершенствовать навык образования относительных прилагательных: дерево – деревянный, липа – липовый.
5.Совершенствовать навык слогового анализа слов.
6.Совершенствовать фонематическое восприятие детей, закреплять умение выделять и называть первый звук в слове.

7.Развивать зрительное восприятие, наглядно – образное мышление. Память.
8.Воспитывать нравственные ценности: чувство патриотизма, уважения к труду народных мастеров.
9. Вызвать интерес к дальнейшему познанию декоративно – прикладного искусства.

Формы и методы:


1.Использование схем – моделей (алгоритм выполнения мезенского узора; авторская разработка).
2.Использование игровых приёмов – карточки по прикладному искусству; хохломское лото « соотнеси» ( авторская разработка).
3.Игровой - «Чудо – короб» (сенсорное развитие; авторская разработка).


Предварительная работа:

1.Знакомство с декоративно – прикладным искусством, беседа о разнообразии промыслов России.
2.Экскурсия в русскую народную избу в детском саду.
3.Познакомить с историей возникновения промысла «Мезень»:, рассматривание иллюстраций, фотографий, рассматривание изделий с Мезенской росписью.
4.Оснащение развивающей среды по данному виду работы.
5.Изготовление силуэтов прялок, коробов, ковшей, разделочных досок, тонировка изделий, прорисовка каймы.

Материалы к занятию:

1.Письмо
2. Мезенская прялка.
3.Расписной мезенский короб.
4.Кассеты с музыкальным сопровождением.
5.Игра – лото «что к чему».
6. Мяч.
7.Карточки разрезные с Мезенскими узорами.

8.Схемы – модели последовательности выполнения мезенских узоров.
9.Мезенская утварь (веретёна по количеству детей).
10. Иллюстрации о Мезенской росписи, карточки с декоративными элементами.
11. Подготовленные силуэты.
12. Гуашь (красная, чёрная).
13. Кисти, (№1,№.3).


Организация совместной деятельности

1.Первая часть – вводная. Проходит в полукруге на ковре.
2. Вторая часть – практическая. Проходит за столами.
3. Третья часть – динамическая. Оценка результатов.

Может проводиться как с подгруппой, так и с группой.


Ход совместной деятельности:

1 ЧАСТЬ. ВВОДНАЯ.

Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам в группу «пришло письмо» и обнаружила я его, когда пришла на работу. Вот так сюрприз! Без вас читать не стала, ведь адресовано оно вам (педагог показывает письмо детям, заинтересовывая их). Что – же в нём написано. Интересно, сейчас прочитаем. (создание проблемной ситуации; открывается письмо, прочитывается: «Еду к вам издалека за помощью. Скоро буду»; воспитатель комментирует прочитанное: «Кто–то едет к нам, ребята, за помощью, раздаётся стук в дверь).

Девочка Мезеночка: - Здравствуйте, скажите, пожалуйста, я в детский сад попала?


Воспитатель: - Да, к ребятам в детский сад. Это вы нам письмо прислали?


Девочка Мезеночка: - Да, я.


Воспитатель: - Давайте познакомимся!


Девочка Мезеночка: - Я, девочка из села «Полощелье» и зовут меня Мезеночка. Это не простое село. (дети проявляют приобретённые ранее знания: рассказывают, что рисунки появились ещё на стенах, в пещерах, что в росписи значение имеют ярусы (2 – 3), значение знаков – символов (воздух, земля, вода, огонь, небо), - а, почему только два цвета? (потому что использовали в древности толь со глину и сажу). Я хочу побольше узнать об этой росписи и научиться её рисовать, вы мне поможете?

Воспитатель: Я думаю, что наши ребята с удовольствием помогут.


Девочка Мезеночка: - Какие вы молодцы! Я знала, что надо к вам ехать, точно мне поможете.


Воспитатель: - Мы постараемся, правда, ребята. Ой, какой у тебя необычный короб, а ещё коробочка интересная такая (педагог продолжает заинтересовывать детей).


Девочка Мезеночка: - Да – а! только в них столько заданий, что мне одной и не управиться. Ребята, вы мне поможете (привлекает детей)? 


Девочка Мезеночка: - Вот и первое задание (из мезенского короба появляются расписные изделия). – Ребята, в моём чемодане много мезенских изделий, каждому изделию своя полочка (мезенская утварь будет расставляться по полочкам в соответствии с заданием): нижнюю займёт посуда, в названии которой один слог; вторую - в два слога. Третью – из трёх слогов, четвёртую – из четырёх (посуду ребята не видят, они будут её обследовать тактильно при помощи чудесной коробки; продевают руку в рукав, называют посуду и показывают её, затем работают со слогами). Дети произносят название посуды, делят слово на слоги и ставят посуду на нужную полку(ковш, прялка, шкатулка, короб, стаканчик, доски и т.д.).


Девочка Мезеночка: - Молодцы, вы, какие! Помогли мне порядок навести.
- Второе задание потруднее будет (достаётся из чемодана мезенское лото «соотнеси», Где необходимо сопоставить мезенскую посуду с продуктами питания глагол (солонка – соль – солить и так далее); – посмотрите, сколько непонятных карточек, все запутанные такие (ведётся работа по развитию речи, обогащению и активизации словаря; дети проговаривают названия посуды, названия продуктов, образовывают глаголы; педагоги анализируют детские ответы). – Молодцы!

Девочка Мезеночка: - Я девчонка удалая, люблю я поиграть, а вы со мной хотите?
« Какой, какая, какое»
(называется ключевое словосочетание, а дети подбирают к нему прилагательное: ложка из дерева – деревянная, ложка из берёзы – берёзовая ложка, стакан из липы). – Вот и играть с вами весело (действия происходят с мячом).

Девочка Мезеночка: - Мне понравилось. Ой, что – то в звуках я запуталась , а , вы не сбиваетесь? Помогите мне, пожалуйста.
- А теперь игра другая, лови, бросай, первый звук называй!
Игра:
« Узнай звук».
(называется посуда и бросается мяч, например: супница – {с}, ковш – {к} и т.д.). – Ой, задания–то, закончились. Не зря я к вам приехала, вы всё отщёлкали как орешки (смеётся). Спасибо большое. Пора и в путь дорогу собираться. Ух, что – то я утомилась (потирает лоб).

Воспитатель: - Гостья наша отдохни, а мы тебе подарки приготовим, будешь всем рассказывать, что у ребят в гостях была.


2 ЧАСТЬ. ПРАКТИЧЕСКАЯ.


Воспитатель: - Перед тем как отправляться сувениры расписывать мы с вами поиграем 

(ребятам предлагаются карточки по декоративно – прикладному искусству, на которых можно увидеть разные росписи , детям необходимо найти мезенский узор и рассказать про него; использование авторской разработки).

– Молодцы. Эти узоры нам пригодятся для росписи. Ребята, работать мы будем своё рабочее место, соединяя картинку, называют прорисованные за столами, но проходить мы к ним будем, закрепляя мезенские элементы росписи (детям предлагаются разрезные картинки – половинки, они ищут элементы). – Что же, элементы и узоры Мезени вспомнили, а кто вспомнит, как располагается рисунок в росписи, на основе какой линии он появлялся? (вспоминают, что по форме изделия выкладывался рисунок, на основе ярусов затем дети рассматривают мезенские прялки и вспоминают последовательность работы по схемам – моделям декоративного рисования – авторская разроботка

Воспитатель: - Пальчики разомнём и приступим к делу (проводится пальчиковая гимнастика « Кручение – верчение с использованием мезенских веретён):

Кручение - верчение
Прекрасной красоты!
( вращающие движения между ладонями ложек)
Кручение - верчение
Мезенской широты!
( вращающие движения по руке, прокручивая пальцами второй руки ложку до локтя).

Воспитатель: - Сейчас вы услышите приятную музыку. Можно приступать к работе (фрагмент классической музыки Чайковского П.И., дети приступают к росписи, девочке Мезени предлагается присоединиться к ребятам и она соглашается: педагог наблюдает, помогает).

3.ЧАСТЬ : ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ.

Идет рассматривание мезенских прялок, выполненных детьми.

Девочка Мезеночка: - Ой, ребята, какие вы удальцы, прямо мастера настоящие, расписные прялки с многообразием узоров получились.

Воспитатель: - Да, у каждого мастера своё письмо, свои узоры, своё сочетание элементов, именно поэтому мезенские мастера оставляют на изделиях свои инициалы. Наш подарок вам готов!

Девочка Мезеночка: - Спасибо, милые дети. Мне очень, очень у вас понравилось. Спасибо за ложки расписные. А я дарю вам развивающую игру в группу, чтобы вы продолжали своё знакомство с русским народным декоративно – прикладным искусством («Сложи узор»). До свидания, до новых встреч!

Воспитатель: - Интересная была встреча, правда?

(педагог беседует с ребятами о мероприятии: что сложного, что увлекательного, запоминающего)

Воспитатель: - Вот как интересно узнавать об истории русской земли, о труде мастеров и мастериц, живущих с нами на одной земле.

Предполагаемый результат:

- Развитие у детей интереса к народно – прикладному искусству, в частности к росписи своего региона.

- Желание детей использовать полученные навыки в самостоятельной деятельности, при изготовлении подарков друзьям и родным.

-С помощью родителей обогащения художественного уголка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по реализации образовательной области "Речевое развитие" (с использованием технологии сказкотерапии, игротренинга, здоровьесберегающей технологии) «По произведениям В.В.Бианки»

ЦЕЛЬ: закрепить и обобщить знания по творчеству В.В. Бианки. Задачи: - в игровой форме обобщить знания, полученные при знакомстве с творчеством В.В. Бианки;- способствовать формированию первых по...

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы «Секреты воды» (образовательная область «Познавательное развитие»)

Цель: совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды. Показать разнообразие состояний воды в окружающей среде, обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, ...

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы № 2 по познавательному развитию с использованием метода фокальных объектов технологии ТРИЗ. Тема: «Хвойный лес».

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы № 2 по познавательному развитию с использованием метода фокальных объектов технологии ТРИЗ.  Тема: «Хвойный лес»....

"Волшебный цветок" Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологийЦель: Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных и творч...

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи с использованием элементов здоровьесберегающих технологий. Непосредственно-образовательная деятельность: «Если хочешь быть здоров».

НОД  «Если хочешь  быть здоров» Цель: Создавать условия для формирования у детей потребности к здоровому образу жизни. Задачи:  Образовательная задача: С...

КОНСПЕКТ Совместной деятельности с детьми подготовительной группы (с ТНР) по « Художественному – эстетическому развитию»

КОНСПЕКТСовместной деятельности с детьми подготовительнойгруппы (с ТНР) по « Художественному – эстетическому развитию»...