Мастер - класс для воспитателей ДОУ "Применение современных нетрадиционных развивающих игр и пособий в работе с дошкольниками"
материал на тему
Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования мотивирует педагогов на поиск наиболее эффективных, инновационных форм, методов, приемов работы с детьми дошкольного возраста. В педагогических изданиях постоянно появляется информация о новых нетрадиционных развивающих пособиях, являющихся эффективным средством речевой и познавательной активности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_rech.docx | 23.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №13" города Канаш Чувашской Республики
Мастер - класс
«Применение современных нетрадиционных развивающих игр и пособий в работе с дошкольниками»
(представление опыта работы воспитателя)
Подготовила: воспитатель
Фадеева Александра Сергеевна
г. Канаш, 2018г.
Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования мотивирует педагогов на поиск наиболее эффективных, инновационных форм, методов, приемов работы с детьми дошкольного возраста. В педагогических изданиях постоянно появляется информация о новых нетрадиционных развивающих пособиях, являющихся эффективным средством речевой и познавательной активности детей.
В своём коллективе на семинарах, педсоветах и мастер-классах мы подробнее изучаем их и активно используем в работе.
Некоторые пособия делаем сами и эта работа требует немалого времени, сил и материалов, поэтому помощь родителей воспитанников играет здесь важную роль.
В младших группах много внимания уделяется сенсорному воспитанию, развитию у детей сенсомоторных навыков посредством игровой деятельности и здесь большое значение имеет предметно - развивающая среда, которая окружает ребёнка в дошкольном учреждении и дома.
Уже не первый год воспитатели нашего детского сада используют в работе развивающие игры с блоками Дьенеша. Это замечательное дидактическое пособие способствует усвоению сенсорных эталонов, а также развивает мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать.
Развивающие игры с блоками Дьенеша относятся к современным образовательным технологиям
Я использую блоки Дьенеша в работе и с малышами и с детьми старшего дошкольного возраста, предлагая игры разной сложности. Сделала большой комплект карточек-символов, обозначающих свойства предметов, и использую их в таких играх, как - «Магазин игрушек», «Художники», «Найди блок».
(рассказ сопровождается показом)
Следующие нетрадиционные развивающие пособия, которые я изготовила для детей своей группы это: "Сенсорный куб", "Чудо - тапочки", "Тактильная книга", направленные на развитие у детей мелкой моторики рук, совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире!
Все пособия яркие, привлекающие своей новизной, вызывающие желания, играя, осваивать непростые для малышей действия (застёгивание пуговиц, шнуровка, липучки, завязывание бантиков, кнопки, замочки) (сопровождается показом)
Подробнее хотелось бы остановиться на «Тактильной книге». Сегодня в условиях повсеместной информатизации дети мало интересуются книгой. Поэтому очень актуальна проблема воспитания у дошкольников любви к книге как одному из источников формирования целостной картины мира.
Создание Тактильных книг имеет неоценимое значение.
В изготовлении тактильной книги, которую я хочу вам представить, приняли активное участие родители моих воспитанников. Одни подбирали материалы, а другие оформляли некоторые страницы, которые представляют собой объемные картинки-конструкции.
Книга полна сюрпризов, ярких, привлекающих детское внимание. Дошкольники с большим интересом и восхищением их рассматривают, трогают, ощупывают, в то время как обычные книги просто перелистывают!
Благодаря творческому подходу педагогов на книжных страницах можно увидеть застёгивание замочков, пуговиц, можно с помощью липучек проиграть различные ситуации со стиркой и развешиванием белья, одеванием и раздеванием куклы, сбором овощей и фруктов в корзинки и наоборот. Также можно обыграть различные ситуации на дороге, на море, научиться считать и ощупывать бусинки разной фактуры, а также разучить весёлый счёт до 10 с помощью игры в сказочный поезд.
Уникальность книг - в их эксклюзивности, не похожести одной на другую , каждая создаётся в единственном экземпляре .
Именно общение с тактильной книгой для детей, страницы которой буквально оживают в руках, способствует развитию воображения и фантазии ребенка, подвигает на поиски нового и интересного в окружающем мире. Тактильные книги для детей - шаг к реализации ФГОС ДО, т.к. их создание помогает решать не только образовательные, развивающие, но и коррекционные задачи. Инклюзивное образование предусматривает работу воспитателей с детьми с ОВЗ, которых в настоящее время становится всё больше.
Тактильные книги необходимы , например, для работы с детьми, имеющими нарушения зрения.
Очень важный этап развития компенсаторных возможностей слепых и слабовидящих детей – это восполнение недостатка зрения тактильными ощущениями.
Специальные цветные рельефные книги позволяют ребенку с нарушением зрения увидеть красоту иллюстраций, ощутить контур изображения, сделать процесс обучения увлекательным и способствуют приобщению к чтению в более раннем возрасте, развитию сохранных анализаторов, расширению возможностей адаптации к полноценной жизни.
Как показали наблюдения, тактильные книги больше всего нравятся детям дошкольного возраста.
И ещё одно интересное развивающее пособие, с которым я хотела вас познакомить и которое пришлось по душе всем педагогам детского сада это - Лэпбук
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная папка» (lap – колени, book – книга), или как его еще называют тематическая папка. Это такая небольшая самодельная папка, которую ребенок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.
Лэпбук обычно выглядит как интерактивная папка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, с вынимающимися и разворачивающимися листочками, с кармашками, дверками, подвижными деталями, маленькими книжками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.
Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную вместе с родителями или воспитателем папку; ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
Поэтому папку недостаточно просто склеить. По ней надо заниматься.
Давайте посмотрим из чего состоит лэпбук!
Лэпбук состоит из папки формата А3, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией.
Что вам понадобится:
- распечатанные шаблоны лэпбука
- лист плотной бумаги формата А3 или 2 листа А4
- ножницы
- клей-карандаш
- цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки
- скотч
- безграничная фантазия.
Тема для лэпбука
Тема для папки может быть совершенно любой, как и ее сложность. Но лучше всего получаются лэпбуки на какие-то частные, а не на общие темы.
План
Лэпбук - это не просто папка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.
Макет
Надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. И все это разместить на разных элементах.
В заключении мне хотелось бы познакомить вас с интересным развивающим пособием нового поколения "Логико - Малыш", которое мы начали использовать с прошлого года с целью развития у детей мыслительных операций, в частности, логического мышления!
Его можно использовать на подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми 3-7 лет. Пособие достаточно дорогое, поэтому мы предложили родителям воспитанников приобрести его для занятий с детьми дома. Отрадно, что некоторые родители приобрели пособие "Логико - Малыш себе домой. Наши воспитатели также приобрели по одному экземпляру пособия для индивидуальной работы с детьми в детском саду.
Работа с пособием представляет собой действия с игровыми карточками и планшетом.
Для работы с планшетом "Логико - малыш" не нужны ни карандаши, ни тетради, также не являются обязательными чёткие инструкции по выполнению задания. Взрослому достаточно один раз объяснить порядок действий, чтобы после этого дети сами могли выполнить задание.
Что же представляет из себя планшет? Это пластиковая прочная основа с подвижными цветными фишками. Имеется достаточное количество комплектов карточек с заданиями определенной тематики разного уровня сложности, в том числе на развитие логического мышления.
Комплекты карточек разработаны по разным тематикам и для разных возрастных групп детей. В каждом комплекте карточек есть методические рекомендации с пояснениями.
Применение в работе с детьми планшета "Логико-Малыш" позволяет:
- систематизировать и закреплять пройденный материал в игровой форме;
- оперативно проводить контроль усвоенных знаний и сформированных умений и навыков;
- развивать логическое мышление, речь, воображение, память и другие высшие психические функции в комплексе.
Вот некоторые инструкции для работы с планшетом "Логико-малыш":
- Все фишки расположите в нижнем ряду планшета.
- Выберите карточку из комплекта.
- Вставьте карточку в планшет вопросной стороной к себе (сверху зеленая полоса с вопросом).
- Внимательно рассмотрите карточку. Вы видите 6 изображений на основном поле (они отмечены кружками, стрелочками или другими знаками в цвет фишек) и 6 изображений в правом вертикальном ряду. Между ними нужно найти логическую связь - подобрать пары.
- Выберите одно изображение основного поля, найдите фишку соответствующего цвета и передвиньте ее к правильному ответу в правом ряду карточки. Таким образом, выполните остальные задания.
- Переверните карточку для проверки результата. Цвета фишек на планшете и кружков на карточке должны совпасть.
- В случае ошибки верните фишку на исходное место, переверните карточку и постарайтесь найти правильное решение.
- Снова проверьте результат на ответной стороне.
На ответной стороне на красной полосе расположены дополнительные вопросы или темы для бесед.
Очень важно когда ребенка окружают игры и пособия, которые пополняют, обогащают и развивают способности детей.
Я надеюсь, что моё выступление заинтересовало вас и вы будете использовать новые формы работы с детьми, применяя те интересные развивающие пособия, о которых было рассказано. Творческих вам успехов, дорогие коллеги!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования для работы с детьми».
Старшая группа...
Мастер-класс для воспитателей ДОУ "Нетрадиционные техники рисования"
Мастер-класс по ознакомлению с некоторыми нетрадиционными техниками рисования....
Конспект мастер-класса для воспитателей по нетрадиционной технике рисования «Лес полон сказок и чудес»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга Конспект мастер-класса дл...
Мастер – класс для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии художественного творчества детей. Применение методики Погодиной С.В.»
laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, че...
Мастер-класс для воспитателей по нетрадиционному рисованию в младшей группе.
цель: знакомство с нетрадиционными техниками рисования; формирование позновательной активности ребёнка....
Мастер - класс для воспитателей "Развиваем логику. Развивающие игры по ФЭМП" в рамках очередного методического семинара "Профессиональное развитие педагога дошкольного уровня образования"
Развивающие игры позволяют разнообразить дидактические средства работы с детьми по ФЭМПи развитию логического мышления. Они расширяют возможность создания и решения проблемных ситуаций, открывают эффе...
Мастер-класс для воспитателей по нетрадиционным техникам рисования "Осенние деревья"
Муниципальное автономноедошкольное образовательное учреждение «Детский сад №20» Энгельсского муниципального района Саратовской области....