Семинар-практикум для педагогов на тему: "Наказывая, подумай зачем?".
учебно-методический материал по теме
Известно, что готовых рецептов не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему, однако можно поиграть как в театре, обсудить сложные ситуации с педагогами и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_s_pedagogami.docx | 96.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум тема "Наказывая, подумай зачем".
1.Рефлексия чувств на запреты взрослых на потребность ребенка в познании окружающего мира.
2. Отработка способов негативного опыта при взаимодействии с детьми.
Участники: администрация, воспитатели, специалисты.
Форма проведения: групповая.
Продолжительность: 1 ч. 30 мин.
Необходимые материалы: картонная коробка, листы бумаги, карандаши, тестовые карточки
Известно, что готовых рецептов не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.
У ребенка представления о мире еще не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача – задача взрослых людей, окружающих ребенка, – помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша. Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей и в то же время научит разбираться в бесконечных "нельзя" и "можно"! Чтобы научить этому детей, педагогам самим нужно отлично в этом разбираться. Поэтому педагогам предлагается пройти тест "Можно и нельзя". После выполнения теста проводится его обсуждение. Выясняются ситуации, когда можно, а когда нельзя наказывать ребенка. В заключение педагогам предлагается отрезать ножницами колонку теста "Наказание возможно". Оставшаяся часть в качестве "памятки" может использоваться в работе.
"Можно и нельзя"
Внимательно прочтите и оцените предложенные ситуации. Как вы считаете, можно ли наказывать ребенка в данных ситуациях? Отметьте значком выбранный вами вариант ответа.
| Наказание невозможно | Наказание возможно |
Ребенок болеет | o | o |
Перед сном | o | o |
Сразу после сна | o | o |
Во время еды | o | o |
Во время занятий | o | o |
Во время игры | o | o |
Непосредственно после душевной или физической травмы | o | o |
Ребенок искренне старается что-то сделать, но у него не получается | o | o |
Воспитатель находится в плохом настроении | o | o |
Игра «Пожиратель детских обид».
Педагог-психолог предлагает вспомнить ситуации взаимодействия с детьми (коллегами), когда они эмоционально негативно - со злостью отреагировали на поступок, действия, непослушание детей или какого-либо ребенка, неосознанно сказали грубое слово, фразу, а может просто проигнорировали важную просьбу ребенка в тот момент для него. Затем всем участникам показывается большая картонная коробка в образе коварного пожирателя – нежелательного поведения или негативных эмоций.
Все участники на листах записывают или изображают в рисунке негативное отношение к детям (коллегам), далее листы целые или разорванные на кусочки отпускают в коробку.
После того как пожиратель «съел все обиды», коробка обматывается с помощью скотча, для того чтобы ничего больше не повторилось.
Так что же такое дисциплина?
Дисциплина – это система определенных запретов, необходимая ребенку для ощущения защищенности. За "нельзя" взрослых скрывается забота о детях. И дети это чувствуют, их жизнь становится понятной и предсказуемой. Ребенок еще очень мал и многого не знает, вокруг него существует огромный непознанный мир, таящий в себе много интересного, но и много опасного. Только взрослый с помощью дисциплинарных мер может обеспечить его безопасность, помочь разобраться в этом многогранном мире, его законах и особенностях. И ребенок понимает, что это – забота о нем, что сильный и мудрый взрослый вводит его в новый мир, что он знает больше, больше умеет и поможет ему, малышу, узнать и научиться тому, что умеет сам.
Трудно стать мудрым проводником, а не бездумным надзирателем. Что можно требовать от ребенка 3–7 лет? Первое, что мы должны осознать, чтобы приучить ребенка к дисциплине, – дать ему почувствовать, что его искренне любят, – вот главная и наиболее важная часть хорошей дисциплины.
Мы начинаем приучать малыша с самого раннего детства, знакомим его с первыми "нельзя". Нельзя трогать горячее! Нельзя делать больно взрослым! Нельзя ползти куда захочешь – можно больно упасть! Малыш постепенно понимает: “Взрослые предостерегают его от падения, мама предупреждает, а если ее не слушать, будет больно, неприятно, обидно!“
А что происходит, если нельзя все? Тогда ребенок рано или поздно узнает, что тот или иной запрет был неверным. Он начинает думать, что его не слишком то знают, что ему нужно, или не слишком справедливы к нему. У ребенка возникает непреодолимое и обоснованное желание нарушать такие запреты. Он рассматривает каждую просьбу или требование как навязанную ему повинность и активно учится сопротивляться ей, а иногда делает все наоборот.
Что же происходит, когда все можно? Тогда ребенок думает, что его никто не предостерегает, все разрешают, а вокруг столько опасного, неприятного! Он еще очень мал и чувствует себя в опасности, ведь рядом нет кого-то большого и надежного, а взрослые, наверное, и сами еще многого не знает и во многом не уверены. У ребенка возникает повышенная тревожность, неуверенность в себе, он не может научиться принимать решения, во всем сомневается.
Формы наказаний
Если существуют запреты, то неизбежно возникает вопрос о наказаниях, поскольку запреты в силу тех или иных причин могут нарушаться. Вообще смысл наказания должен быть совершенно конкретным: вам нужно эффективно пресечь недопустимое поведение.
Выделим и проанализируем основные формы воздействия на детей. Под словом "ругать" обычно подразумевается повышение голоса, крик. Что есть крик? Это бессилие взрослого, выброс негативных эмоций на детей, педагогическая беспомощность ("я не могу общаться с ребенком"). Любой крик – это стресс для нервной системы ребенка, которая является более гибкой и чувствительной, чем у взрослых. В состоянии стресса ребенок не слышит запрета. Он слышит, что его не любят. Выплескивая эмоцию, мы можем рассчитывать только на ответную эмоцию. У ребенка чаще всего ответная реакция – страх, замкнутость, протест. Крик ничего не дает ребенку. И, как следствие, воспитательного результата быть не может.
А постоянный крик либо перестает ребенком замечаться, что, в свою очередь, рождает у него манеру разговаривать так же, просто потому, что он к ней привык, либо приводит к неврозу.
Когда можно кричать? Когда ребенок подвергает свою жизнь опасности или его действия могут причинить вред окружающим.
Другое дело – запреты. Они очень важны для формирования у детей социальных навыков. Запрещать надо, но спокойным, уверенным голосом. Шлепнуть ребенка можно быстро, не затрачивая время и усилия на объяснения. Что это дает? Любой человек инстинктивно боится физического наказания (попросту говоря, удара), а кроме того, ребенок еще и слабее взрослого. В ребенка вселяется страх. Боясь наказаний, ребенок может начать лгать и обманывать родителей. Если сам факт наказания слишком расстраивает детей, они могут забыть, за что их наказывают.
Упражнение «Ничего нельзя».
Участники делятся на 2 подгруппы. С помощью карточек, на которых написаны роли распределяются в соответствии с ней. Затем один из участников - «ребенок» - сидит на стуле в центре круга. Педагогам предлагается разыграть ситуации, когда взрослые что-то запрещают, например, поочередно связывает шарфом руки («нельзя трогать»), ноги («нельзя туда ходить»), далее завязываются уши («не слушай, это не для твоих ушей») и, наконец, - глаза («не смотри, это нельзя смотреть детям»). Часто говорим: «Помолчи!» (завязывается рот). Ведущий спрашивает «обвязанного», что он при этом чувствует. Высказывания участника - «ребенка» позволяют другим участникам понять, осознать и сопережить весь негатив запретов взрослых. Обмен мнениями.
Запрет важен ребенку потому, что он обозначает границу. Благодаря этой границе ребенок чувствует, что все находится под контролем взрослых, поэтому он спокоен. Без запрета тревога ребенка растет. Ребенок должен чувствовать защиту. Ошибочное мнение, что ребенку нельзя запрещать. Ребенок провоцирует взрослых на запрет, потому что хочет почувствовать, что есть взрослые, которые контролируют ситуацию, защищают.
Запреты должны быть точные, ясные, но их должно быть не много.
Запреты делятся на осознанные и неосознанные.
Осознанные запреты – это защита (нельзя трогать горячее)
Неосознанные запреты:
• Привычка запрещать, так как взрослым в детстве это тоже запрещали.
• Выразить свое недовольство. Например, взрослые разозлились из-за чего- то, поэтому ставят запреты, чтобы наказать.
• Когда родители завидуют. Например, в детстве взрослым не брали игрушки, поэтому они говорит: «У тебя итак столько игрушек, в моем детстве у меня не было игрушек». Поэтому взрослые ставят ограничения. Этот запрет не относится к защите ребенка.
Три реакции на запреты.
1. Возмущение, слезы, крик. Задача взрослых выдержать
2. Принятие. Ребенок понял, что кто-то следит за ситуацией
3. Манипуляция (если ребенку часто запрещают).
Как делать запреты.
Объяснить причину. Каждый раз объяснять не нужно.
Важно выдерживать обратную реакцию ребенка. Это реакция естественная. Нельзя менять решение, если ребенок пытается манипулировать.
Упражнение "Какие бывают наказания"
Доска делится на четыре поля, каждое имеет свое название:
- "Физическое наказание";
- "Изоляция";
- "Наказание словом";
- "Лишение приятного".
Названия полей скрыты. По ходу обсуждения возможных вариантов наказаний психолог делает записи на доске в соответствующем поле. В конце упражнения названия полей открываются. Обсуждаются наиболее действенные варианты, выявляются преимущества и недостатки того или иного варианта. Взрослые , наказывающие детей, могут стать для них примером. Ребенок, подражая взрослому, тоже станет решать свои проблемы силовым способом.
Изоляция – часто применяемый способ, когда ребенок выводится (отделяется) из группы сверстников или из игры на определенный период времени. При этом изоляция должна быть организована. Должно быть специальное место – другая комната, "виноватый" стульчик, находящиеся в поле зрения взрослого. Желательно оговорить с детьми заранее время изоляции (пока пересыпается песок в часах, движется стрелка на период конкретной игры). Время, которое проводит ребенок, наблюдая движение стрелки часов, пересыпание песка, становится для него периодом успокоения, дает ему возможность побороть свои импульсы. В итоге изоляция из наказания перерастает в способ помощи справиться со своими эмоциями.
У каждого ребенка есть свои предпочтения. Но есть занятия, любимые всеми детьми: просмотр мультфильмов, поездка в гости, в цирк. Очень хорошо, если в группе есть какой-либо ритуал, традиция (помощь воспитателю, кормление рыбок и т. п.). И отказ ребенку в праве участвовать в совместном ритуале станет для него сильным переживанием.
Наказание ли это? Конечно же, и довольно ощутимое! И главное, не обидное и не оскорбительное. Ведь дети хорошо чувствуют справедливость, а это справедливо. Взрослый просто не дарит им свое время, потому что расстроен или рассержен.
Какой же практический вывод? Нужно иметь запас больших и маленьких праздников, "зону радости". Если нет традиции совместных дел с ребенком, то стоит ее создать. И сделать эти занятия или дела регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно, если он не совершит чего-нибудь очень плохого. Отменяйте их, только если случился проступок, действительно ощутимый, и вы на самом деле расстроены.
Лишение приятного – наиболее приемлемый способ регулировать поведение ребенка. Ведь наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое. После того как мы проанализировали все возможные наказания, нужно остановиться на очень важном моменте, ответить на главный вопрос. Итак, как наказывать ребенка, не унижая его? Выделим то, что всегда нужно помнить взрослому, которому хочется наказать ребенка:
- всегда соблюдайте четкую позицию: "Я взрослый";
- учитывайте соответствие, равноценность проступка наказанию;
- общайтесь с ребенком "глаза в глаза", на уровне роста ребенка, уверенным голосом;
- в особых ситуациях необходимо брать ребенка за плечо, руку, останавливая его действия.
Наказание лучше действует, когда:
- оно применяется сразу после проступка, а не спустя некоторое время;
- после проступка всегда (а не иногда) следует наказание;
- наказание сопровождается объяснением того, почему ребенка наказали и что должен делать ребенок, чтобы его не наказывали в будущем;
- у ребенка теплые, любящие отношения с человеком, применяющим наказание.
Правила поведения взрослого при воспитании детей
- Нельзя унижать ребенка. Унижения разрушают положительную самооценку. Ребенок начинает чувствовать вину за то, что он вообще живет на свете. В результате может вырасти глубоко несчастный человек.
- Никогда не нужно угрожать. Угрозы заставляют ребенка бояться и ненавидеть угрожающего ему взрослого. От угроз ребенок не перестанет вести себя кое как, а если и перестанет, то только в присутствии взрослого, но потом обязательно "отыграется".
- Не следует вымогать обещания. Обещание, как и угроза, относятся к будущему – когда оно еще наступит? А ребенок живет в настоящем. Вымогание обещаний разовьет в нем либо чувство вины, либо циничность в словах и делах.
- Неразумно требовать немедленного повиновения. Ребенок не робот и не зомби. Ему нужно время, чтобы понять и принять или не принять ваше наставление. Предупреждайте его, что время игры скоро закончится. Даже в безоговорочных обязанностях должна оставаться иллюзия самостоятельности.
- Не нужно допекать, опекая. Иначе ребенок никогда не почувствует, что может что-то сделать сам. А это снижает самооценку и приводит к комплексам. Кроме того, излишняя опека приучает ребенка к мысли, что можно не напрягаться – и так все для тебя сделают.
- Нельзя слепо потакать ребенку. Чем более конкретны "да" и "нет", тем проще ребенку понять, что взрослый от него хочет. Некоторые правила ребенок будет усваивать быстро, другие же потребуют большего времени и терпения.
- Нужно быть последовательным, чтобы достичь понимания. Ребенок не в состоянии понять взрослые "иногда", "может быть", "отчасти" и "только по праздникам". Можно ли научиться переходить дорогу, если бы в понедельник, вторник и четверг красный свет означал "стоп", а в среду и субботу – "можно перейти"?
Методы саморегуляции
Стрессы сопровождают нас повсюду и необходимы нам для того, чтобы выжить. В разумных пределах они сказываются на нашем здоровье положительно и могут приносить радость. Если стрессы выходят за пределы разумного, то могут оказать разрушительное воздействие на многие аспекты нашего бытия - здоровье, счастье, производительность труда, взаимоотношения, личное развитие.
Жизнь в обществе заставляет людей быть сильными. Стресс на работе зачастую интерпретируется как признак слабости и может навредить карьере. И тогда человек начинает подавлять в себе ощущение, в результате чего вырабатывается стратегия отрицания стресса, что усугубляет сложившееся положение. Как же справляться со стрессом?
Предлагаем познакомиться с естественными и искусственными методами саморегуляции, которые позволят преодолеть стресс.
Естественные методы основаны на использовании человеком тех возможностей, которые он имеет «под рукой» - в своей жизни и работе. По существу, эти методы связаны с разумным планированием режима своего труда и отдыха. Искусственные методы разработаны в практической психологии и активно применяются в самых разных сферах жизни.
Естественные методы саморегуляции
Вспомните, что вы делаете, чтобы улучшить свое настроение и успокоиться? Есть ли у вас «секреты», помогающие восстановить внутренний эмоциональный баланс и равновесие в стрессовой ситуации?
Если вы вспомнили не менее пяти занятий, которые помогают вам «защититься» от разрушающего стресса, то это свидетельствует о том, что вы успешно работаете над собой. Если же у вас возникают трудности в определении одного-двух таких занятий, это признак того, что вы себя «забросили» и пустили «стихию» разрушительного стресса на самотек.
Излишняя продолжительность рабочего дня, информационная и интеллектуальная перегрузка, дефицит времени, недостаточная двигательная активность, характерные для современного общества, наталкивают на мысль о поиске способов, которые бы минимизировали разрушительную силу стресса, вызванного вышеперечисленными факторами.
Вот эти способы:
- различная физическая нагрузка – занятие физкультурой и спортом (игра в футбол, лыжные пробежки, пешие прогулки и др.). Важно физически устать и психологическая усталость тоже пройдет, раздражение заметно снизится, а то и совсем исчезает;
- быстро успокоиться и привести свои нервы в порядок помогает вода: плавание в бассейне, различные водные процедуры - ванная, душ, баня, сауна;
- хобби и увлечения, помогают человеку расслабиться и получить от жизни удовольствие. Некоторые отдыхают в кругу семьи. Особенно благотворно действует общение с детьми, занятие с домашними питомцами. Часто мужчины находят отдушину в рыбалке, женщины предпочитают «шопинг»;
- важно время от времени доставлять себе удовольствие - время делать то, что приятно;
- легко «сбросить» стресс помогает общение со спокойными и оптимистичными людьми.
Искусственные методы саморегуляции в виде упражнений разработаны для целенаправленного снятия человеком внутреннего напряжения, для управления самим собой в стрессовой ситуации.
Предлагаем познакомиться с некоторыми из них и попробовать выполнить те, которые вам понравятся Упражнения, которые оказались наиболее эффективными, рекомендуем регулярно практиковать в своей повседневной жизни, в работе.
Упражнение «Убежище»
Представьте себе, что у вас есть удобное и надежное убежище, в котором вы всегда можете отдохнуть, когда захотите. Дорогу в это убежище знаете только вы, никто другой вас там не потревожит.
Не обязательно, чтобы это место существовало в жизни. Если у вас нет такого убежища, придумайте его. Это может быть маленький домик в далекой деревне или небольшая квартира на окраине города, о которой никто не знает. Мысленно представьте себе это место. Опишите вещи, которые вам нравятся и которые создают ваше жизненное пространство. Представьте, что вы делаете, когда отдыхаете в своем убежище. Возможно, вы слушаете музыку, смотрите на огонь в камине, читаете, рисуете или делаете что-то другое. Старайтесь думать о тех занятиях, которые вам наиболее приятны.
В течение дня каждый раз, когда вы чувствуете себя особенно уставшим и начинаете нервничать, на несколько минут представляйте себя в своем убежище.
Упражнение «Внутренний луч»
Сядьте в удобное кресло и закройте глаза. Представьте, что в верхней части вашей головы возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и теплым, ровным и расслабленным светом изнутри освещает ваше лицо, шею и плечи. По мере движения луча разглаживаются складки бровей и зажимы в области губ, расслабляются мышцы лица, исчезает напряжение в области затылка, освобождаются от напряжения плечи. Внутренний луч формирует вашу новую внешность - спокойного и уверенного в себе человека, удовлетворенного собой и своей жизнью. Заканчивайте упражнение словами: «Я стал(а) новым человеком! Здоровым и уверенным! Спокойным и стабильным!»
Упражнение «Настроение»
Сядьте за стол и возьмите цветные карандаши, краски, фломастеры. Перед вами - чистый лист бумаги. Нарисуйте абстрактный сюжет: линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и сделать изображение, нарисовать его как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Представьте, что вы переносите свое беспокойство и тревогу на бумагу, стараясь его полностью «выплеснуть». Рисуйте до тех пор, пока не заполнится все пространство листа, и вы не почувствуете успокоение. Ваше время сейчас не ограничено: рисуйте столько, сколько вам нужно.
Затем переверните лист и напишите несколько слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы ваши слова возникали свободно, без специального контроля с вашей стороны.
После того, как вы нарисовали свое настроение и переложили его в слова, с удовольствием, эмоционально разорвите листок и выбросьте его в урну. Все! Теперь вы избавились от своего напряженного состояния! Ваше напряжение перешло в рисунок и исчезло вместе с ним.
Надеемся, что овладев перечисленными методами саморегуляции, вы сможете сохранить душевное равновесие и решить любые жизненные проблемы.
Наблюдатель
Ребенок
Мама
Папа
Бабушка
Дедушка
Воспитатель
Няня
Старший брат
или сестра
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"
Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской а...
Семинар-практикум "Адаптация молодых педагогов к ДОУ"
Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому...
Семинар-практикум «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»
Семинар-практикум«Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»...
Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»
Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», групп...
Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...
Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».
Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....
Семинар-практикум для молодых педагогов на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации молодых педагогов в инновационной образовательной среде»
Проблема конфликта между родителями и педагогом - это глобальная проблема общества в целом,самой системы образования.Существует также множество субъективных причин,которые даже при очень хорошем воспи...