Описание педагогического опыта
материал на тему
Описание педагогического опыта на тему: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-театрального искусства"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 23.78 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Калининградская область
Описание педагогического опыта музыкального руководителя
МБДОУ детский сад «Теремок»
п. Большаково МО «Славского городского округа»
Кремер Ольги Анатольевны
Тема: « Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально – театрального искусства»
2017 – 2018г. г.
«Таланты создавать нельзя,
Но можно создавать почву,
на которой особенно
успешно они
произрастают».
Все мы когда-то были детьми. Все пришли в этот мир необыкновенный и удивительный. Из эмоций и переживаний, из первых горьких обид и из настоящих побед складывается личность человека. Впереди у каждого свой большой путь. Как пройти его, что оставить после себя людям, наверняка каждый человек задумывается над этим вопросом.
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление – дать детям знания, научить их читать, писать, считать, а не способность чувствовать, думать, творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают. Всё чаще проявляются равнодушие и чёрствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и креативному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать музыкаль-театрализованная деятельность. Она оказывает большое влияние на развитие всех психических процессов: речь, память, мышление. Воспитательные возможности музыкально-театральной деятельности очень широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии. Через образы, краски, звуки, умело поставленные вопросы, заставляем детей думать, анализировать, делать выводы, обобщать, видеть, слышать, любить природу и уметь её защищать и сохранять.
Основной целью воспитания, основанной на выбранном нами приоритете общечеловеческих ценностей, является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
Основная задача представляемой модели развития творческих способностей средствами музыкально - театрального искусства, заключается в том, чтобы гармонизировать отношение ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных противостояний.
Отсюда вытекают следующие задачи:
1.развитие творческих способностей
2.развитие образовательного и мыслительного процесса
3.развитие креативного мышления
4.овладение навыками общения и коллективного творчества
5.развитие сферы чувств, сочувствия, сопереживания.
Путь познания труден, и я прилагаю усилия, чтобы пройти его вместе с ребёнком. Перед каждым ребенком ставлю нужно только преодолимые для него задачи, каждого заинтересоваю. Ребёнок должен находиться постоянно в состоянии успеха, должен идти вверх и вперёд, и каждый раз планка, которую он преодолевает, должна быть чуть выше. Для этого я создаю атмосферу интенсивного творчества между мной и ребёнком.
Музыкально-театральная студия «Радость» существует на протяжении 21 года.
Воспитательно-образовательный процесс строится в соответствии с программой «Детство», используется программа «Камертон» Э. П. Костина,
А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская парциально используется программа «Ладушки» И. Каплунова, И. Новоскольцева, используются программы Радыновой О.П. «Музыкальное развитие детей», Бурениной А.И. «Ритмическая мозаика», Гераскиной Л.В. «Ожидание чуда», Чуриловой Э.Г. «Арт-фантазия».
Я считаю, что дать детям знания, развить навыки и умения - не самоцель. Гораздо важнее пробудить интерес к музыкально- театральному искусству.
Творчество - неотъемлемая часть моей работы.
На занятиях я активизирую познавательный интерес, развиваю зрительное и слуховое внимание, память, находчивость, фантазию, креативное мышление, воображение, умение согласовываю действия с другими детьми, развиваю способность верить в любую воображаемую ситуацию.
Процесс образовательных представляет собой систему творческих игр и этюдов, в состав которых входит игра на традиционных и музыкальных инструментах, сделанных своими руками из бросового материала. Игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний, а соучастником педагогического процесса.
Новые образовательные ситуации я преподношу в виде проблемных ситуаций, требующих от детей активных поисков и провожу в занимательной, интересной детям форме, основанной на сюжетном построении. Образовательные ситуации должны характеризоваться эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. К каждому ребенку я нахожу индивидуальный подход, а также воспитываю в детях самостоятельность и уверенность в своих силах, поощряя и отмечая каждое новое решение творческой задачи, каждую удачную находку.
Одним из основных средств развития ребёнка, источником его индивидуальных знаний социального опыта является среда. Поэтому при организации предметно-пространственной среды, обеспечивающей музыкально-театральную деятельность детей, я учитываю следующее:
-обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей,
-организация « зон приватности». Организовать специальные места, где каждый ребенок может хранить своё личное имущество: домашнюю любимую игрушку, украшения, театральный костюм, любимое растение и
- предоставление права и свободы каждого ребенка на любимое занятие или на театрализацию любимого произведения.
-создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования.
Период подготовки спектакля разделяется на систему занятий включающих в себя следующие виды деятельности:
- театральная игра
- ритмопластика
- культура и техника речи
- основы театральных культур
- основы развития у детей восприятия музыкальных и не музыкальных звуков
- работа над спектаклем
Из личного опыта: в процессе знакомства детей с богатством и разнообразием мира звуков мы развиваем тонкость и чуткость слуха, фантазию и изобретательность, объединяя музыку, движение и слово в единое импровизационное действие. Простейшие инструменты для звуковой игры - это голос, звучащие жесты и шумовые инструменты. Педагог и ребёнок участвуют в нём как равноправные партнёры: соотносят звуки окружающего мира с знакомыми предметами, экспериментируют, находятся в постоянном поиске, анализируют.
В настоящее время большое значение уделяю развитию танцевального творчества детей в музыкальных играх-этюдах, формированию у детей навыков хореографической пластики, музыкального ритма, развитию их творческих способностей, умению воплощать их музыкально-двигательный образ, а также активно слушать музыку, быть предельно ритмичными и выражать свои музыкальные впечатления в осмысленных пластических движениях и действиях. Ритмичные упражнения развивают у детей координацию движений, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, исправляют природные недостатки (сутулость, развёрнутость и т.д.). Ритмика является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки ума и психологического напряжения. В связи с этим необходимо уделять умение комбинировать знакомые элементы танца. Детское танцевальное творчество носит импровизационный характер, т.е. придумывание и исполнение танца происходит одновременно. Несмотря на такую слитность, анализ детской танцевальной импровизации позволяет выделить в ней элементы обоих видов творчества: композиционного и исполнительского.
Изучение проблемы творческих импровизаций дошкольников, показало, что дети, как правило, придумывают не выразительные композиции, бедные по набору движения, отказываются выполнять творческие задания. Это можно объяснить тем, что дети не знают о возможностях танца «рассказать» о чём-либо или не знают, как можно воплотить тот или иной образ, передать то или иное содержание. Следовательно, одним из главных условий развития танцевального творчества у дошкольников является осмысленное отношение детей к средствам музыкально-двигательной выразительности, овладение языком музыки и движений (танцевальных и пантомимических). Для этого я и веду целенаправленное обучение ребёнка этому языку, в процессе которого они начинают осознанно понимать музыку и систематику движений, также применять простейшие приёмы композиции танца. Обучение я строю на сочетании таких выразительно - композиционных средств, как музыка, движение и слово. Задача состоит в том, чтобы обратить внимание детей на особенности музыкального образа, выделить средства музыкальной выразительности, подсказать, как достичь музыкальности движения. Для развития танцевального творчества я использую музыкальные ритмические игры-этюды, которые представляют собой законченные двигательные композиции с определённым эмоциональным содержанием и тематикой: «Попрыгунья», муз. Г.Свиридова, «Упрямец», муз. Г. Свиридова, «Волшебные фигуры», муз. Б. Можжевелова, « Материнские ласки», муз. А.Гречанинова и т.д. Они вызывают живой интерес у детей, благодаря возможности перевоплощения, разнохарактерности игровых персонажей и их общение между собой по ходу музыкального сюжета. Сюжетное развитие помогает ребёнку видеть в этюде особую форму рассказа и воспринимать выразительные движения как специфические повествовательные средства.
Эмоциональная насыщенность занятий, активный поиск чего-то нового, интересного, экспериментирование, стремление достичь через коллективное творчество подчёркивает необходимость работы студии «Радость» в воспитательно-образовательном процессе нашего дошкольного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание педагогического опыта "Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с малой Родиной"
Патриотическое воспитание дошкольников. Музейная педагогика....
С чего начинается Родина? -описание педагогического опыта.
Сегодняшние дошколята -это будущие строители, инженеры ,учителя, врачи , руководители. Какими они вырастут? Будут ли они гордиться своей малой Родиной, станут ли они преумножать её богатства и заботит...
Описание педагогического опыта работы «Проектно-исследовательская деятельность как средство раскрытия познавательно-речевых способностей детей»
Одно из 4-х направлений развития ребенка, согласно введенным Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (Приказ Министерства обр...
Описание педагогического опыта "Применение нетрадиционных техник в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию" (педагогическая концепция)
Направление моей работы с детьми - художественно-эстетическое. Это направление совместной деятельности с детьми мне очень близко, есть желание создавать творческие ...
Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...
Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...
Описание педагогического опыта работы в группе раннего возраста №1 (ясельной) по развитию речи
Использование современных технологий познавательно-речевого развития у детей младшей ясельной группы. ...
- Мне нравится (1)