Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_opyta.docx | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание педагогического опыта воспитателя
МБДОУ №2 «Дюймовочка»
Дёминой Надежды Юрьевны
По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить
вопросы и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном
и нравственном уровне в сравнении с теми,
кто такой школы не прошел»
Актуальность и проблематика. Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
Наша задача, задача педагогов – не пресекать исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать ее развитию.
Это требует пересмотра технологий образования дошкольников, ориентируя нас педагогов, на использование в своей деятельности более эффективные формы и методы, позволяющие строить педагогический процесс на основе развивающего обучения с учетом значимых для развития дошкольников видах детской деятельности. С утверждением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования данная деятельность дошкольников вышла на новый этап развития. В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано:
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- склонен наблюдать, экспериментировать;
- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Дошкольный возраст – сензитивный период для развития познавательных потребностей, поэтому очень важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную.
В Федеральном законе «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности ДОУ является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Проблема повышения познавательной активности детей существует в современной действительности и поэтому актуальность этой темы очевидна.
В связи с этим и представляет особый интерес детское экспериментирование и его активное внедрение в практику работы дошкольного учреждения.
Учитывая:
• тенденцию модернизации дошкольного образования;
• недостаточность методических разработок в плане осуществления деятельного подхода к детскому экспериментированию;
• противоречие между огромным исследовательским потенциалом и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения дошкольников, актуальной становится разработка системы по осуществлению деятельного подхода к проблеме детского экспериментирования.
Исходя из актуальности данного направления детской деятельности понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребенка, я пришла к идее разработки инновационного опыта, целью которого является создание комплексной системы, направленной на развитие познавательной активности ребенка через организацию познавательно - исследовательской деятельности.
Новизна данного опыта, комплексное использования элементов ранее известных и современных методик познавательно – исследовательской деятельности при организации работы с детьми.
Задачи, решаемые в процессе познавательно-исследовательской деятельности:
- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления,то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств(эталонов , символов, условных заместителей, моделей);
- расширение перспектив развития познавательно-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Фундаментом при разработке системы работы по организации познавательно – исследовательской деятельности лежат научные исследования Л.А. Парамоновой, О.В.Дыбиной, Н.Н.Подьякова, А.Л.Венгер в основе их работ лежит деятельный подход. Разработчики отмечают, что деятельность развивается от возраста к возрасту, меняется ее содержание форма.
С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше тяготеет к деятельному характеру познавательной деятельности. В дошкольном возрасте познавательная деятельность ребенка осуществляется совместно с практической, т.е. у детей формируется практико-познавательная деятельность, которую я стараюсь развивать, совершенствовать в условиях своей группы, используя разнообразные формы и методы.
Совместная познавательно - исследовательская деятельность взрослых и детей и самостоятельная детская деятельность организуется мной в разных формах:
− сюжетно-ролевая игра;
− рассматривание;
− наблюдение;
− беседа;
− экскурсии;
− конструирование;
− экспериментирование;
− исследовательская деятельность;
− коллекционирование;
− развлечения, викторины, конкурсы.
Каждая из этих форм имеет определенную логику построения и развития, различную временную продолжительность и содержательную составляющую, постоянное усложнение и вариативность организации. Все это в первую очередь связано с возрастом воспитанников и их индивидуальным темпом познавательного развития.
В сюжетно-ролевой игре отражаются впечатления детей о непосредственно воспринимаемой окружающей действительности, осуществляется актуализация происходящих явлений и событий. Иными словами, в процессе игры ребенок систематизирует информацию, упорядочивает, расширяет и закрепляет ее. Содержание творческих игр отражает направленность детского познания.
Рассматривание представляет собой целенаправленное и мотивированное восприятие ребенком наглядных средств: картин, иллюстраций, рисунков, слайдов и т.д.; позволяет формировать у детей наглядные образы знакомых и незнакомых предметов, тех, которые дети не могут непосредственно воспринимать в жизненных ситуациях.
Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие предметов или явлений окружающего, обогащает представление ребёнка, направляет мыслительную деятельность, способствует совершенствованию познавательных психических процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, речи).
Беседа – форма организации познавательной деятельности, в которой через диалогическое общение расширяются, уточняются и систематизируются представления ребенка о предметах и явлениях окружающего, актуализируется личный опыт.
Экскурсия как форма организации познавательной деятельности предоставляет возможность знакомить детей в естественной обстановке с многообразием окружающего мира, видеть взаимосвязи его объектов и явлений, наблюдать причинно-следственные зависимости, развивает любознательность и расширяет познавательные интересы. Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, в результате которой ребенок получает определенный продукт. При этом в конструировании заложено познавательное начало: ребенок познает форму, величину, цвет, пространственные отношения, особенности различных материалов.
Коллекционирование – форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определенную ценность для ребенка. Коллекционирование поддерживает индивидуальные познавательные предпочтения детей.
Экспериментирование – форма поисковой познавательно-исследовательской деятельности, направленной на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними. У детей развиваются наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
Исследовательская деятельность как особая форма познавательно-исследовательской деятельности направлена на освоение ребенком способов реализации познавательных инициатив. Исследовательская деятельность расширяет представления ребенка об окружающем, связывая их в целостную картину мира.
Развлечения, викторины, конкурсы я рассматриваю как своеобразные формы познавательной деятельности с использование информационно-развлекательного содержания, в которых предполагается посильное участие детей. Возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку, признание собственных успехов придают ценность тому, чем дети овладели в других формах познавательной деятельности. Использование перечисленных форм работы с детьми позволяет мне гибко строить целостный воспитательно-образовательный процесс в группе.
Планирование воспитательно – образовательного процесса определяет его последовательность.
Составление тематического плана – это одно из условий эффективной работы с детьми.
Мой тематический план составлен для детей дошкольного возраста с учетом интеграции образовательных областей. Прослеживается централизация тем, темы реализуются через разнообразные виды детской деятельности с интеграцией в содержании нескольких образовательных областей и с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми (игра, наблюдение, экскурсия, беседа и т.д.). Темы помогают организовать информацию оптимальным способом, у детей появляется больше возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Введение похожих тем в разных возрастных группах обеспечивает достижения единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста. Согласно утвержденного федерального государственного образовательного стандартам планирование образовательного процесса должно основываться на комплексно - тематическом планировании. При разработке и составлении тематического плана мной учитывались возрастные особенности детей, программные требования и самое главное интересы детей.
Планирование и организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
1.Живая природа (характерные особенности сезонных и разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и другое.)
2. Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и другое.)
3. Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и другое.) Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации.
При организации работы с детьми я не забываю о ведущих принципах развития дошкольников которые помогают мне продуктивно организовывать познавательно – исследовательскую деятельность:
Принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;
Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;
Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;
Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности;
Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура).
Одно из главных условий успешной организации познавательно-исследовательской деятельности это создание предметно-развивающей среды в группе. Предметная среда, окружающая ребенка, в значительной степени определяет направленность его деятельности, так как предметы зачастую побуждают детей начать действовать с ними, и определяет характер из действий. Поэтому предметная среда должна быть развивающей. Вместе с тем поведение воспитателя также составляет элемент развивающей среды, поскольку от него в значительной степени зависит, какие поведенческие стратегии будут выбирать, и реализовывать дети; будет их деятельность носить преимущественно исследовательский и творческий характер или характер воспроизводящий. В моей группе создан уголок экспериментирования. Дети работают в уголке не только в процессе специально организованной деятельности, но и практикуют индивидуально исследовательскую практику. Моя задача состоит в том, чтобы по максимуму помочь, ребенку в организации его опытно исследовательской деятельности.
При оборудовании уголка экспериментирования я учитывала следующие требования: безопасность, мобильность, достаточность материала, доступность, также материал, находящийся в уголке экспериментирования должен соответствовать среднему уровню развития ребенка, но необходимо иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
Моими первыми помощниками в решении задач по поисково-исследовательской деятельности являются родители. Ребенок и дома продолжает быть исследователем, родители не все и не всегда могут помочь своим детям. В помощь родителям я подобрала практический демонстрационный материал, при помощи которого родители могут самостоятельно дома вмести с детьми экспериментировать и проводить опыты.
Анализируя все вышесказанное можно сделать вывод, что специально организованная познавательно - исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
Хотелось бы, чтобы все следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского: « Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, что бы ребенку захотелось еще раз возвратиться ».
Используемая литература:
1. Н.Н.Поддьяков. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект.- Волгоград: Перемена, 1995.-48с.
2. Н.Н.Поддьяков. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М.: 1996.-32с.
3. О.В.Дыбина. Неизведанное рядом. ООО ТЦ Сфера, 2010.-192с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. ПРИКАЗ №1155 от 17 октября 2013г. МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДИРАЦИИ.
5.Л.А. Парамоновой . Развивающие занятия с детьми. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010г.
6. Е.В.Волкова, С.Л. Микерин. Играем в ученых. Новосибирск: Сиб. унив.изд-во,2008.-256с.
7. Генезис сенсорных способностей М.: Педагогика , 1976. - 256 с. . / Под редакцией Л.А. Венгера
8. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста М.: Просвещение ,1989.- 127 С Под редакцией Л.А. Венгера
9. Программа «Одаренный ребенок» М.: Новая школа , 1995. – 64 с. Под редакцией Л.А. Венгера
10. Угадай, как нас зовут: Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста М.: Просвещение , 1994.—96 с. 2-е изд Под редакцией Л.А. Венгер
Приложение
Тематическое планирование познавательно – исследовательской деятельности для детей дошкольного возраста.
Перспективный план познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе.
месяц | Познавательно – исследовательская деятельности | Формы работы | Задачи исследования | Интегрируемые образовательные области | Материал | ||
сентябрь | Может ли растение дышать? (исследование + опыт) | Наблюдение Моделирование Проблемная ситуация Беседа | Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. Определить, что все части растений участвуют в дыхании. | Познание Коммуникация | Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа, прозрачная емкость с водой, лист на длинном стебельке. | ||
сентябрь | Для чего корешки? (опыт) | Моделирование Наблюдение Рисование Беседа | Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функции растения. | Познание Коммуникация Художественное творчество | Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа, карандаши, бумага. | ||
октябрь | Как устроены перья у птиц? (исследование) | Рассматривание Моделирование Обсуждение Беседа. | Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. | Познание Коммуникация | Перья куриные, гусиные, лупы, «замок – молния», свеча, волос, пинцет. | ||
октябрь | Почва. (опыты) | Проблемная ситуация Наблюдение Беседа Опыт | Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки). | Познание Коммуникация | Почвы, спиртовка, металлическая тарелка. Стекло или зеркало, емкость с водой. | ||
ноябрь | Кто чистит аквариум? (исследование) | Проблемная ситуация Рассматривание Наблюдение | Выявить взаимосвязь в живой природе экосистемы «пруд». | Познание Коммуникация | Аквариум со «старой» водой, моллюски, лупы, кусок белой ткани. | ||
ноябрь | Упрямый воздух. (опыты) | Рассматривание Беседа Опыт | Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы. | Познание Коммуникация | Шприцы, емкость с водой (подкрашенной) | ||
декабрь | «Сухой из воды». (опыты) | Моделирование Наблюдение Выдвижение гипотез Опыт | Определить, что воздух занимает место. | Познание Коммуникация | Емкость с водой, стакан с прикрепленной на дне салфеткой, деревянные бруски с флажками. | ||
декабрь | Сравнить жизнь диких и домашних животных. (исследование) | Чтение литературы, проблемные ситуации. Рассматривание и обсуждение иллюстраций | Уточнить с детьми признаки домашних и диких животных; Доказать, что домашние животные отличаются от диких. | Познание Коммуникация | Видеофильмы, энциклопедии. | ||
январь | Волшебница вода. (опыты) | Моделирование Рассматривание Беседа Опыт | Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия. Выявить процесс испарения воды. Познакомиться с процессом конденсации. | Познание Коммуникация Социализация | Емкости с одинаковым количеством обычной и соленой воды, молоком, соком, растительным маслом, схемы. | ||
февраль | Почему первые птицы не летали? (исследование) | Проблемная ситуация Чтение энциклопедий Рассматривание иллюстраций Опыт Рисование | Выявить особенности строения птиц, помогающие им держаться в воздухе. | Познание Коммуникация, Художественное творчество Социализация | Модели крыльев, грузы разного веса, перо птицы, лупы, бумага, картон, тонкая бумага. | ||
февраль | Свойства воды. (опыты) | Наблюдение Моделирование Рассматривание Проблемная ситуация | Сравнить свойства воды, льда, снега. Выявить особенности их взаимодействия. | Познание Коммуникация | Емкости со снегом, водой, льдом. | ||
март | Как появились моря и материки. (исследование) | Проблемная ситуация Опыт Создание макета Рисование | Объяснять происходящие на планете изменения с использованием полученных знаний. | Познание Коммуникация Социализация Художественное творчество | Емкость с почвой, камешки, вода. Карандаши, бумага. | ||
март | Мы – фокусники. (опыты) | Проблемная ситуация Выдвижение гипотез Опыт Наблюдение Игровые ситуации | Выявить свойства магнита; прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества. | Познание коммуникация | Пластмассовая тарелка, фанера, картон, ткань, бумага, стаканы с водой, магнит; мелкие реагирующие на магнит предметы; емкость с песком и мелкими металлическими предметами. | ||
апрель | «Вершки – корешки» (опыт) | Моделирование Опыт Наблюдения | Выяснить, что раньше появляется из семени. | Познание Коммуникация Художественное творчество | Бобы (горох, фасоль), влажная ткань (бумажные салфетки). Прозрачные емкости, зарисовка с использованием символов строения растения. | ||
апрель | Опыление растений. (исследование) | Моделирование Рассматривание иллюстраций Рисование | Выявить, как происходит процесс опыления у растений. | Познание Коммуникация Художественное творчество | Ватные шарики, порошок краситель двух цветов, макеты цветов, коллекция насекомых, лупы. Карандаши, бумага. | ||
май |
| Итоговые мероприятия по содержании тематического плана |
|
Перспективный план познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе.
месяц | Познавательно – исследовательская деятельности | Формы работы | Задачи исследования | Интегрируемые образовательные области | Материал |
сентябрь | Куда тянутся корни? (исследование + опыт) | Проблемная ситуация Наблюдение Рассматривание Беседа | Установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды. | Познание Коммуникация | Два растения в горшках с поддоном, модель зависимости растений от факторов внешней среды. |
сентябрь | Какие корни у растений тундры? (опыты) | Моделирование Опыт Наблюдение Рисование | Понимать взаимосвязь строения корней с особенностями почвы в тундре. | Познание Коммуникация Художественное творчество | Пророщенные бобы, влажная ткань, термометр, вата в высокой прозрачной емкости. Листы белой бумаги, карандаши. |
октябрь | Как появились острова, материки. (исследование) | Моделирование Проблемная ситуация Наблюдение Опыт | Объяснить происходящее на планете изменения с использованием полученных знаний | Познание Коммуникация Социализация | Емкость с почвой, камешками, залитая водой |
октябрь | Изобретаем прибор для вскапывания почвы. (исследование) | Проблемная ситуация, Рассматривание Беседа Моделирование | Уметь самостоятельно находить новые решения при выполнении задания с поставленным условием; проявлять устойчивое стремление преобразовывать предмет. | Познание Коммуникация Социализация Художественное творчество | Иллюстрации с изображением орудий труда для обработки почвы, карандаши, краски, альбомные листы, фломастеры. |
ноябрь | «Растущие малютки» (исследование) | Моделирование Наблюдение Рисование Экспериментирование | Выяснить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы. Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия. | Познание Коммуникация Социализация Художественное творчество | Емкости с крышкой, молоко, полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупы. Карандаши, тетради. |
ноябрь | Свечка в банке. (опыт) | Проблемная ситуация Опыт Наблюдение | Выявить, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомиться со способами тушения пожара. | Познание Коммуникация Социализация | Свеча, банка, бутылка с обрезным дном. |
декабрь | Почему в пустыне у животных окрас светлее, чем в лесу? (исследование) | Опыт Моделирование Проблемные ситуации Создание макета «Пустыня» | Понимать и объяснять зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы (природно – климатические зоны) | Познание Коммуникация Социализация | Ткань светлых и темных тонов, рукавички из драпа черного и светлого цвета. |
декабрь | Почемучкины вопросы. (опыты) | Моделирование Конструирование Опыт Беседа | Анализировать и делать выводы на основе знаний о свойствах воздуха: теплый воздух поднимается в верх, т. е. легче холодного, воздух плохо проводит тепло. | Познание Коммуникация | Папиросная бумага, подставка с иглой. |
январь | Фильтрование воды. (опыты) | Моделирование Проблемная ситуация Опыт | Познакомить с процессами очистки воды разными способами. | Познание Коммуникация Социализация | Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости. |
февраль | Фильтрование воды. (опыты) | Моделирование Проблемная ситуация Опыт | Продолжать знакомить с процессами очистки воды путем фильтрования. | Познание Коммуникация Социализация | Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости |
февраль | Зеленые витамины для птиц. (эксперимент) | Сюжетно – ролевая игра, труд в уголке природы (посадка), проблемные ситуации. | Систематизировать представления о птицах; Закрепить знания об особенностях зимующих птиц; Закрепить знания детей о росте растений, условиях для его роста. | Познание Коммуникация Социализация | Почва, ящик для рассады, семена разных трав, овса, лейка, палочки для рыхления земли. |
март | Почему растаяла избушка лисы? (опыт со льдом) | Игра – ситуация, моделирование, слушание музыки. | Закрепить свойства снега и льда, умение определять разные состояния воды, устанавливать причинно – следственные связи в явлениях окружающей жизни. | Познание Коммуникация Социализация | Домик из кусочков льда, лампа, иллюстрация к сказке, поддон. |
март | Земля – магнит (опыт) | Моделирование Игровая ситуация Проблемная ситуация Беседа | Выявить действие магнитных сил. | Познание Коммуникация Социализация | Гвозди по количеству детей, батарейки, проволока; иголки, тарелки с водой, растительное масло, магниты на каждого ребенка; металлические опилки, металлические скрепки. |
апрель | Почему в пустыне мало воды? (исследование) | Рассматривание карты Эксперимент Беседа | Объяснять некоторые особенности природно – климатических зон Земли. | Познание Коммуникация | Макет «Солнце – Земля», две воронки, прозрачные емкости, мерные емкости, песок, глина. |
апрель | Быстрые растения. (исследование) | Труд в уголке природы Наблюдение Беседа | Выявить приспособление некоторых растений к короткому, благоприятному для жизни периоду. | Познание Коммуникация Социализация | Луковицы тюльпанов, почва. |
май | Итоговые мероприятия по содержании тематического плана |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...
Организация познавательно- исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.
«Я буду так вводить малышей в окружающий мир, чтобы они каждый день открывали в нём что-то новое, чтобы каждый наш шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы. Буду заб...
Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста
Педагогическая идея воспитателя рганизации познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей «Организация познавательно- исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста. Организация самостоятельной поисковой деятельности дошкольников».
Как правильно организовать поисковую деятельностьдошкольников....
Методическая разработка по теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста».
Развитие познавательной активности ребенка через организацию познавательно - исследовательской деятельности....
Методическая разработка по теме"Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста"
Планирование и организация работы....
Опыт работы по теме "Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста"
Вашему вниманию предоставлен опыт работы по теме: «Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»...