Описание педагогического опыта работы «Проектно-исследовательская деятельность как средство раскрытия познавательно-речевых способностей детей»
методическая разработка (средняя группа) по теме

Чулисова Любовь Сергеевна

Одно из 4-х направлений развития ребенка, согласно введенным Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №655 от 23.11.2009г.), определяется как познавательно-речевое. Именно речь выполняет в жизни ребенка самые разнообразные функции – общения, передачи накопленного опыта, регуляции поведения и деятельности. Все функции речи диалектически связаны между собой: они формируются посредством друг друга и функционируют одна в другой, речь является результатом мысли, а  не опережает или подменяет ее. К 5-6 годам современный ребенок овладевает  всей системой родного языка: умеет полно и последовательно излагать свои мысли, четко строить  сложные развернутые предложения, логически обосновывать свои высказывания, свободно пересказывать рассказы и сказки, правильно произносить все звуки и многосложные слова. Чтобы эти функции своевременно появились и полноценно реализовывались,  важно чтобы они находили  применение  в  практической, исследовательской  деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:

Описание педагогического опыта работы

«Проектно-исследовательская деятельность как средство раскрытия познавательно-речевых способностей детей»

       Одно из 4-х направлений развития ребенка, согласно введенным Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №655 от 23.11.2009г.), определяется как познавательно-речевое. Именно речь выполняет в жизни ребенка самые разнообразные функции – общения, передачи накопленного опыта, регуляции поведения и деятельности. Все функции речи диалектически связаны между собой: они формируются посредством друг друга и функционируют одна в другой, речь является результатом мысли, а  не опережает или подменяет ее. К 5-6 годам современный ребенок овладевает  всей системой родного языка: умеет полно и последовательно излагать свои мысли, четко строить  сложные развернутые предложения, логически обосновывать свои высказывания, свободно пересказывать рассказы и сказки, правильно произносить все звуки и многосложные слова. Чтобы эти функции своевременно появились и полноценно реализовывались,  важно чтобы они находили  применение  в  практической, исследовательской  деятельности.

       Учитывая, данные особенности,  развития познавательно - речевой активности каждого ребенка, в образовательной деятельности с детьми я использую проектно-исследовательскую технологию, на основе которой была создана мною  система работы “Проектно-исследовательская деятельность как средство раскрытия познавательно-речевых способностей детей”, построенная на использовании групповых и индивидуальных детских исследовательских проектов. Я  выделяю,  среди  других  инновационных  технологий,   данную технологию и по причине  того,  что она позволяет мне осуществлять  интегративный  подход, позволяющий сэкономить время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности.

       «Интеграция» означает «объединение нескольких учебных предметов в один». Поэтому интеграция в образовании проявляется в том, что суммарное воздействие образовательных компонентов на воспитанников во много раз активнее и предпочтительнее, чем влияние  каждого из них по отдельности, что обеспечивает позитивный результат обучения и воспитания. На них объединяются различные области знаний, содержание которых педагог отбирает, исходя из заданной темы, диктуемой программой детского сада. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для самостоятельной деятельности детей.

       В образовательном процессе можно выделить три уровня проявления интеграции:

       Внутрипредметный - осуществляет внутрипредметный взаимодействия  позволяющая на основе внутрипредметного синтеза объединить фундаментальные, чисто научные знания, т.е. устанавливаются связи между отдельными связями одной образовательной области со знаниями других областей,  одного программой с другим (например понятие «знак» ассоциируется с музыкальным, экологическим, математическим).

       Межпредметный -  позволяет осуществить межпредметные взаимодействия (например один раздел программы связан с другим или парциальными программами; один раздел связывает двумя или болея разделами или парциальными программами). При этом, чем больше связи, тем насыщеннее становится интеграция .

       Общепредметный - способствует обще предметному взаимодействию.

 На основе уровня интеграции содержание учебного материала определены следующие принципы построения интегрированного содержания дошкольного образования:

 1. Преемственности (установление связей между предшествующей подготовкой и вновь получаемыми знаниями)

 2. Соответствия (чтобы новое содержание не отрицало старое, но как бы развивало его)

 3. Сотрудничество (взаимосвязь)

 4. Дополнительности

 5. Региональности (учет особенностей края)

     Эффективности сближения и тесной связи различных направлений можно достичь разработкой содержания интегрированного подхода  непосредственно к каждому разделу программы используемых в работе с дошкольниками.

     Интеграция может происходить по следующим направлениям:

- развитие речи – расширение и систематизация словарного запаса, развитие инициативной речи, совершенствование грамматической структуры речи;

- ознакомление с окружающим миром – систематизация  и углубление знаний  о предметах и явлениях, развитие познавательной мотивации, формирование интереса  к различным формам познания мира: моделирование и экспериментирование, наблюдения, чтение, обсуждение, продуктивная деятельность.

-подготовка к обучению грамоте - развитие речевого слуха, формирование звукового синтеза, ознакомление с предложением и словом в предложении.

- продуктивная деятельность – реализация впечатления, знаний и эмоционального впечатления в сюжетно - ролевой игре, изобразительном творчестве, инсценировках, реализация коммуникативных навыков в совместной игровой  и творческой деятельности, развитие сенсорных эталонов.

- музыкальное воспитание – в большей степени, чем в другой вид искусства доступно ребенку, т.к. в процессе слушания музыки у детей формируется восприятие музыкальных образов, они учат соотносить с литературными и выразительными образами изобразительного искусства разных видов  (живопись, графика, декоративно - прикладное искусство); разучивание песен обогащает лексический запас ребенка, помогает его закрепить;

- ознакомление с художественной литературой, выступающей по отношению к другим видам искусства, своеобразной основой, связанной с песней оперой, балетом, общими образами. Произведение литературы выступает в форме своеобразного стержня,  объединяющего другие виды искусства.

- изобразительное искусство - способствует развитию, внимания, наблюдательности, движения, индивидуальных объектов, видение объекта или явления, его эмоциональную окраску.

- драматизация – связывает художественное творчество с личными переживаниями и позволяет знакомиться с окружающим миром через образы, краски, звуки.

       Мой опыт работы показывает, что хорошее основание для проведения интегрированной занимательной  деятельности  дают сочетания следующих предметов: «Познание»+«Коммуникация»+«Художественное  творчество»+«Чтение художественной литературы»+ «Музыка»+ «Труд»+ «Физическая культура», по следующему ряду  причин:

1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве.Соединяются  знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга.

2. Интегрированная занимательная деятельность  развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей, ручной умелости и речевой компетентности.

3. Форма проведения интегрированной занимательной деятельности нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение проведения данной деятельности поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности. Такая деятельность раскрывает значительные педагогические возможности, снимает усталость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразную деятельность, повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, мышления, речи и памяти.

4. За счет усиления меж предметных связей высвобождаются часы, которые можно использовать для игровой или самостоятельной деятельности детей.

5. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения творчества педагога, раскрытия его способностей.

       Важно отметить, что методика проведения интегрированной занимательной деятельности  существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения  в данной  деятельности необходимо использовать различные методы и приемы. Наиболее эффективны из них,  на мой взгляд, следующие:

- сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;

-проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ. Используются задания типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и др. Ребенок приучается спрашивать об одном и том же предмете по-разному;

- разнообразные речевые дидактические игры (для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах).

        Работая  в данном  направлении мною  наработана  определенная   структура и методика проведения  данного вида деятельности, хотя основой остается  проект, но внутри него,   необходимо знать и выполнять, на мой взгляд, следующие  требования:

- четкость, компактность, сжатость учебного материала;

- продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов  программы на каждом  этапе;

- взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе;

- большая информативная емкость учебного материала, используемого в данной деятельности;

- систематичность и доступность изложения материала;

- необходимость соблюдения временных рамок.

- методику подготовки и проведения;

- определить область знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения;

- проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна;

- учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста;

- определить одно или несколько базовых направлений интеграции содержания образования;

- выявить основной принцип построения системы интегрированной деятельности (например, тематический) и распределять задачи и содержательный материал занятий в соответствии с ним. Если в ДОУ нет единого тематического планирования;

- продумать развивающие задачи;

- использовать разнообразные виды деятельности, имеющие возможность интеграции друг с другом (например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, музыкальным оформлением и введением в активную речь детей номинативной и понятийной лексики);

- учитывая особенности формирования разных видов мышления дошкольников, использовать большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой);

 - использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера    

  (проблемные ситуации,  логические задачи, экспериментирование, моделирование и  

   т.д.);

 - учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и    

   проведения интеграции.

 - обязательно проводить  анализ   реализуемой деятельности и конечного продукта -  

   проекта

       В ходе анализа педагог получает возможность взглянуть на свою деятельность  как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с группой и конкретными воспитанниками. Это - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.

Еще одно важное условие – оценивание. Критерии оценки эффективности интегрированной занимательной деятельности:

- качество знаний по теме (направлению и др.): полнота, правильность, осознанность;

- умение устанавливать взаимосвязи объектов, явлений и процессов;

- отношение воспитанников к объекту, явлению, занятию.    

       Проект, а как и его главная составляющая, интегративная деятельность, решает не множество отдельных задач, а их совокупность. Формы могут быть различные, но в каждом должно быть достаточно материала для упражнения деятельных сил ребенка. Интегрированная занимательная деятельность объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных отношений.  Используя данный опыт  в работе с воспитанниками,  я  помню, что проект (как результат интеграции) — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей и конечно родителей. Считаю, что положительных результатов в решении  проблемы познавательно-речевого развития детей можно достичь только при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.

       Работая, над каким либо определенным проектом родители привлекаются для помощи в поиске и подготовке новой необходимой информации по теме проекта (найти стихи, загадки, приметы, поговорки и т.д.), оказании помощи детям при составлении рассказа (родители записывают рассказ под диктовку детей).

       Еще одной педагогической находкой, при решении выше поставленных задач,  считаю для себя создание речевой копилки, в которой   ребенок играя  сам создает, формирует  свое  речевую активность, а взрослые, воспитатель  и  родители    помогают ему в этом.  Она представляет  собой  книгу  составленную по темам ДОУ, имеющая конверты  для вкладывания выполненных заданий. Каждый конверт имеет свое назначение: 1- для словарной работы, 2- для грамматики , 3- для фонетики, 4- для связной речи.  Каждая тема обязательно содержит  задания  по  всем 4 компонентам речи, задания продумываются педагогом самостоятельно, они могут быть  разно уровневыми  с учетом особенностей и возможностей детей, но обязательно должен соблюдаться принцип   построения заданий: словарь – фонетика – грамматика -  связная речь. Педагог может изменить количество конвертов, путем их увеличения. Также для детей  этот метод позволяет раскрыть и проявить себя, повысить самооценку, преодолеть робость и застенчивость, проявить свои эмоции. Работа с речевой копилкой  может проходить как в режимные моменты (например, в утренние часы  на круге, перед обедом и т.д.), так и непосредственно в ходе совместной деятельности взрослого и ребенка (при проведении  рисовании, при конструировании, во время опытно-экспериментальной деятельности), что также позволяет педагогу осуществлять применение различных методов и приемов. Ценность данного  материала в том,  что здесь оформляется весь результат индивидуальной деятельности  ребенка, и есть возможность регулирования речевой компетентности ребенка и осуществления взаимодействия с родителями.

       Преимущества данного вида деятельности, представленного мною,  заключаются в том, что они:

- способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

- в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы,  снимают перенапряжение, перегрузку;        

- углубляют представления о понятии, закономерностях,  расширяют кругозор, способствуют формированию разносторонне, гармонически и  интеллектуально развитой личности;

- основываются на нахождении новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения воспитанников в различных предметах;

- эмоционально развивают детей, так как основаны на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения и др.

-  педагогическая и методическая технология  проекта и как его основная составляющая -  интеграция,   может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование.

Ожидаемые результаты

   Такой подход в итоге позволяет мне у  каждого ребенка:

- Повысить уровень коммуникабельности (развитие свободного общения со взрослыми и детьми).

- Развивать все компоненты устной речи детей.

- Научить объединять сведения из различных областей знаний на основе единого проекта;

- Развить природную любознательность и интерес к самостоятельному приобретению знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта работы в группе раннего возраста №1 (ясельной) по развитию речи

Использование современных технологий познавательно-речевого развития у детей младшей ясельной группы.   ...

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Описание педагогического опыта работы «Развитие связной описательной речи у детей старшего дошкольного возраста на основе инновационных методов и приёмов ТРИЗ»

Условия  формирования опыта.Одним из основных направлений деятельности МБДОУ д/с №7 «Рябинушка» является познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста.  Поэтому, работая  уч...

Описание педагогического опыта работы воспитателя доу по теме: " Ручной труд, как средство формирования экологической культуры дошкольников "

В данном материале ручной труд рассматривается в контексте формирования экологической культуры. ...

Обобщение педагогического опыта работы по теме: Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников.

данной работе описываю свой педагогический опыт  по теме  пластилинография как средство развития творческих способностей детей....

обобщение опыта работы Тема:«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДОУ»

Обобщила опыт работы по теме" Проектная деятельность как средство развития активности у детей старшего дошкольного возраста"...