С чего начинается Родина? -описание педагогического опыта.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Сегодняшние дошколята -это будущие строители, инженеры ,учителя, врачи , руководители. Какими они вырастут? Будут ли они гордиться своей малой Родиной, станут ли они преумножать её богатства и заботиться о её процветании? Всё зависит от нас -воспитывающих взрослых.
Во все времена в обществе возникает необходимость возвращения к лучшим традициям нашего народа , к его вековым корням , к таким вечным понятиям , как род, родство, Родина. "Знать-значит любить"- гласит русская поговорка. Поэтому знакомить детей с малой Родиной надо начинать в дошкольном возрасте. Эти знания , а значит и чувство гордости за родную землю , за земляков, живущих рядом помогут детям правильно распоряжаться, владеть , сохранять и приумножать наследство, полученное от потомков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_opyt.docx | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«С чего начинается Родина?».
Описание педагогического опыта воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения « Преображенский детский сад №1 «Аленушка» Киквидзенского муниципального района Волгоградской области Новиковой Елены Владимировны.
Преображенская
2013г.
Раздел I
ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ.
- Тема опыта : « Воспитание любви к малой Родине, как средство формирования у детей патриотических чувств и развития духовности».
- Автор опыта : Новикова Елена Владимировна.
- Место функционирования опыта : 403221 , станица Преображенская Киквидзенского района Волгоградской области , ул.Мира , 73 В , т.3-15-37.
- Длительность функционирования опыта : над данной проблемой работаю с 2010 года.
- Уровень новизны опыта : поисково-изобретательский.
- Опыт представлен : настоящим описанием и следующими приложениями :
-Приложение №1 «Перспективное планирование по ознакомлению младших дошкольников с малой Родиной –станицей Преображенской»;
-Приложение № 2 «Перспективное планирование по ознакомлению старших дошкольников с малой Родиной –станицей Преображенской»;
-Приложение №3 Проект «Народные умельцы земли Киквидзенской»;
- Приложение №4 Проект « Они приняли присягу и были ей верны»;
-Приложение №5 Проект «Семейные традиции»;
-Приложение №6 Встреча с народным мастером резьбы по дереву;
-Приложение №7 «Турпоход на реку Бузулук»;
-Приложение №8 Развлечение «Вся семья вместе, так и душа на месте»;
-Приложение №9 «Стихи местных поэтов о малой Родине»;
- Приложение №10 Фотоматериалы;
- Приложение №11 Конспект занятия в подготовительной группе «Моя Родина»;
-Приложение №12 Конспект целевой прогулки в подготовительной к школе группе «Улица, на которой стоит наш детский сад»;
-Приложение № 13 Конспект экскурсии в краеведческий музей в старшей группе.
-Приложение № 14 Альбом «Милый сердцу уголок;
-Приложение № 15 Конспект занятия в подготовительной группе «Красная Книга».
-Приложение № 16 Конспект беседы в старшей группе «Моя малая Родина»;
-Приложение № 17 Анкета для родителей « Воспитание патриотического самосознания в семье»;
-Приложение № 18 Альбом «Старинный образ станицы Преображенской»;
-Приложение № 19 Родительское собрание «Всему начало-отчий дом».
Раздел II
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ.
1.Актуальность опыта.
Мир детства… Из него многое западает в душу . Вот пример из моего детства : часто мы с бабушкой сидели возле русской печки , в которой весело потрескивали дрова , а яркие языки пламени создавали на стене диковинные силуэты чего-то необыкновенного. Бабушка месила тесто и неторопливо вела рассказ о своём детстве , молодости , о жизни в родительском доме .Мне до сих пор хочется оказаться возле той печки и рядом с бабушкой.
Останутся ли у современных детей яркие воспоминания из своего детства , если они много времени проводят возле телевизора или компьютера ?
А чему они могут научиться , если играют с куклой Барби и человеком-пауком?
А ведь так хочется , чтобы дети наши знали , что Родина – это всё, что нас окружает.
У каждого листочка , у каждого ручья есть главное на свете –есть Родина своя.
Для ивушки плакучей -нет реченьки милей , для беленькой березки –опушки нет родней.
Есть ветки у листочка , овражек у ручья. У каждого на свете ЕСТЬ РОДИНА СВОЯ.
Всё начинается с малого .
Любовь к родному краю , к родной станице , к родному языку начинается с любви к своей семье , к своему дому.
Постепенно эта любовь переходит в любовь к родной стране –её истории , традициям.
Сегодняшние дошколята- это будущие строители, инженеры, служащие, депутаты , руководители, врачи, учителя.
Какими они вырастут?
Будут ли они гордиться своей малой Родиной , станут ли преумножать её богатства и заботиться о её процветании ?
Всё зависит от нас –воспитывающих взрослых.
Детство – это то, что даётся каждому из нас только на очень короткий промежуток ; это то чувство , которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаём своим детям.
В обобщенном мною опыте решены следующие проблемы :
-создана предметно-развивающая среда в группе, способствующая воспитанию гражданина и патриота;
-разработано перспективное планирование по ознакомлению старших и младших дошкольников с малой Родиной ;
-установлены тесные связи с семьей;
- сформированы у детей познавательный интерес и потребность к посещению краеведческого музея ;
- обогащены знания об истории ,культуре и природе родного края.
2.Задачи, решаемые в опыте.
*Подобрать художественную литературу , методические пособия , где рассказывается о станице Преображенской , о народных умельцах , о героях войны и труда.
* Организовать деятельность детей , способствующую формированию духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому , семье, д\с , станице , к природе родного края.
*Привлечь родителей в воспитательно- образовательный процесс через совместную с детьми деятельность.
*Создать в окружении ребенка эмоционально благополучную атмосферу.
3. Педагогические средства, используемые в опыте.
1)Форма проведения :
-занятия познавательного характера,
- экскурсии,
- целевые прогулки к памятникам боевой Славы, по улицам,
- развлечения ,
- чтение художественной литературы, стихов местных поэтов, статей из районной газеты «Нива»,
- встречи с интересными людьми ,
-дидактические игры,
-проектная деятельность ,
-самостоятельная игровая деятельность,
-мини-походы в природу.
2)Форма организации : коллективная ,групповая , индивидуальная.
3) Методы:
- словесные : беседы , чтение , прослушивание аудиозаписей;
-наглядные: экскурсии , рассматривание иллюстраций , фото, наблюдения;
-практические : дидактические игры , оформление альбомов , изготовление поделок , создание коллажей;
4)Приёмы : обращение к жизненному опыту детей , исследовательские действия , игровые приёмы.
4.Технология опыта.
Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою родину, надо с детства научить его любить свой край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает.
Ведущая цель моей работы состоит в том , чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому , семье, к истории и культуре малой Родины , созданной трудами родных и близких людей.
Наследование нравственных и духовных ценностей родной культуры в дошкольном возрасте – это и есть самый естественный , а потому и верный способ патриотического воспитания , воспитания чувства любви к Родине.
Для определения сформированности представлений старших дошкольников о своей малой Родине мною было исследовано 23 ребенка старшей группы «Непоседы»: была проведена беседа на тему : «Моя малая Родина» (приложение 16).Детям в индивидуальной форме предлагалось ответить на вопросы.
Результаты проведенной беседы показали, что у большинства детей недостаточно сформированы знания о малой Родине.
Также было проведено анкетирование родителей «Воспитание патриотического самосознания в семье».(Приложение 17).
В большинстве случаев родители затруднялись ответить на вопросы , ставили прочерк.
Свою работу я начала с серии конспектов о родной станице. Прежде всего были созданы условия для формирования представлений о малой Родине. Это и книги местных поэтов и фотографии станицы, и иллюстрации. Всё это вызвало у детей огромный интерес. Рассматривая увлеченно фотографии, дети задавали много вопросов :»Сколько улиц у нас в станице?» , «Откуда произошли названия улиц?», «Кто строил дома?»,»Почему наша станица носит название Преображенская?».
Работа с детьми строилась в форме путешествий по родной станице, где дети имели возможность увидеть её красоту и творение рук человеческих.
Чтобы удовлетворить интерес детей я много читала и рассказывала детям об истории возникновения станицы, беседовала с детьми на темы : «Кто прославил нашу станицу?»,»Красавец-Бузулук», «Деревянные дома-терема», «Исторические памятники».
Рассматривая фото зданий нашей станицы, дети отражали свои впечатления в продуктивной деятельности, в занятиях по конструированию.
Я рассказывала детям, что каждое из зданий- это результат работы многих людей. У каждого из них- своя история и уникальность.
Так, здания детской библиотеки и полиции раньше были купеческими особняками. А в здании по ул.Комсомольской находился штаб В.И.Киквидзе, в честь которого наша станица была переименована в рабочий поселок Киквидзе.
Особое место принадлежит такой результативной форме работы, как экскурсии.
В ходе их дети получают знания о малой Родине, обогащаются знаниями о труде людей-земляков, их жизни. Постигая новое, дети начинают активно общаться между собой и взрослыми.
Мною и детьми старшей группы, а потом и подготовительной , были совершены экскурсии :
- в краеведческий музей;
- в пожарную часть;
- в детскую и взрослую библиотеки ;
- в парк к Вечному Огню, к памятнику В.И.Киквидзе;
-в музей Киквидзенского РОВД;
-в районный дом культуры;
-в редакцию газеты «Нива»;
--на пекарню;
- в отделение «Скорой помощи»;
-по улицам Мира , Сухова, Попова;
Целевые экскурсии помогают детям понять принципы функционирования различных учреждений, формируют представления ,кто и как заботится о людях станицы. Во время экскурсий и прогулок по станице , я обращала внимание детей на ухоженные здания, на деревья и кустарники , посаженные вдоль дорог, на чистоту, царящую вокруг.
Объясняла детям, что всё это –результат труда преображенцев. Благодаря их усилиям , наша станица –такая уютная и красивая.
Чтобы сохранить и преумножить красоту , созданную руками земляков, ребята придумали «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ НАШЕЙ СТАНИЦЫ» :
1.Не ходи по газонам!
2. Не ломай деревья!
3.Не рви цветы!
4.Не сори!
5.Помни! Красота станицы –это труд многих людей!
Изготовили фотоколлаж «Чисто не там , где метут, а там ,где не сорят» совместно с родителями ,где на одной половине листа –красивые клумбы , фонтан , чистые скамейки; на другой половине- валяющиеся банки ,бутылки, обертки от конфет, сломанные цветы и деревья.
Каждый момент ознакомления дошкольников с родной станицей пронизан воспитанием уважения к человеку-труженику, защитнику нашей земли, как в военное время, так и в мирное. (Слайды 2-3).
Очень интересно и увлекательно проходят встречи с интересными людьми станицы: -народными умельцами,(Приложение 6); местными поэтами, ветеранами боевых действий, ветеранами войны и труда.
Знания и представления о жизни и труде взрослых в нашей станице дети получают на таких занятиях, как «»Профессии моих родителей»,»Трудный путь хлеба»,»Есть такая профессия –Родину защищать», «Приходите к нам учиться», «Я покажу тебе музей». Это дает детям понимание многообразия социальных ролей, выполняемых взрослыми, учит проявлять уважение к людям труда. Представления о жизни людей-земляков дети получают в процессе повседневных наблюдений, игр, бесед, тематических прогулок, экскурсий.(Слайды 4-5).
Дети любят бывать в парке : тихо постоять у Вечного огня , пройти по Аллее Героев .( Слайды 6-8).
Была налажена работа с детской и взрослой библиотекой ,дети с нетерпением ждали встречи с миром книг ,сказок, приключений, проводились викторины , игры, конкурсы , посещены выставки народных умельцев- мастера резьбы по дереву А.В.Иншина, рукодельниц Н.Володиной, Р.Кононенко, фотовыставка «Родная земля» С.Коверченко. Собрана тематическая папка «Народные умельцы».
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер , пронизывать все виды деятельности дошкольника. Для этого я использовала метод проектов. Он позволяет развивать познавательный интерес , формирует коммуникативные навыки и нравственные качества. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать себя полноправным участником событий. Открываются широкие возможности в организации совместной познавательно-поисковой и продуктивной деятельности воспитателей, родителей и детей. Мною были разработаны и осуществлены долгосрочные , исследовательско-творческие проекты «Они приняли присягу и были ей верны»,»Народные умельцы земли Киквидзенской».
Эффективным способом ознакомления детей с родной станицей является моделирование. Дети совместно с родителями изготовили макет нашей станицы ,на котором были отмечены улицы, площадь, храм , светофоры ,здания. Наряду с макетом была изготовлена карта станицы Преображенской, с помощью которой дети довольно быстро научились ориентироваться на улицах. Также её использовали при составлении маршрутов походов и экскурсий.
Очень много знаний дети «почерпнули» с помощью «музейной педагогики».
Непосредственное знакомство с коллекциями музеев , историческими экспонатами оказали огромное эмоциональное воздействие на детей. В нашей станице есть краеведческий музей. В нем очень много познавательного и интересного. Дети с удовольствием ходят на экскурсии, когда мы возвращаемся в детский сад ,спрашивают: «А мы ещё туда пойдем?». Расположен музей в уютном деревянном домике с крылечком.(слайд 9).
При входе в музей встречает диорама «Гражданская война в станице». Директор музея рассказала детям в доступной форме про годы гражданской войны. Почувствовать себя легендарным Киквидзе ,мальчишки смогли ,примерив бурку командира. Рассматривая экспозиции в музее следовала принципу «Руками трогать»! .Это значит, дети не только услышат рассказ экскурсовода и увидят экспонаты. Они смогут их ощупать, пролистать, прикоснуться. Полученная таким образом информация останется в памяти надолго. (слайд 10).
Очень удивлены были дети таким экспонатом ,как настоящий бивень мамонта, найденный археологами при раскопках на территории нашего района. (слайд 11)
В зале музея «Казачья горница» дети познакомились с бытом, одеждой и оружием казаков. (Слайд 12).
В зале «Родина-мать зовет» дети узнали о беспримерном мужестве и храбрости воинов-земляков в годы Великой Отечественной войны. Из рабочего поселка Киквидзе на фронт ушло 1300 человек. Домой вернулись лишь 433 земляка, 10 из них –Героями Советского Союза.
Современные дети разделены во времени с непосредственными участниками Отечественной войны уже несколькими поколениями. Сегодняшние дети постигают социальную действительность и жизненные ценности с помощью компьютера и телевизора. Распространенные любимые игры «стрелялки». В этих играх дети ежедневно кого-то убивают в «виртуальном мире», невольно привыкая оценивать человеческую жизнь количеством набранных очков.
Я считаю , что основным условием нравственно-патриотического воспитания дошкольников является установление тесной взаимосвязи со старшим поколением. Встречи с ветеранами войны , тружениками тыла оставляют у детей неизгладимое впечатление. Послушать рассказ ветерана о войне , потрогать медали –всё это не оставляет равнодушным ни одного ребенка. Частыми гостями в группе были М.И.Чердак, Ф.П.Морозова, В.П. Бакалдин,Т.Н.Белякова, Е.И .Жарина. Дети с удовольствием с ними общались , рисовали и изготавливали для них подарки ,устраивали для них концерты. Цель этих встреч –это передача духовного богатства и жизненного опыта от старшего поколения к младшему. После таких встреч дети понимают , что одним из проявлений любви к Родине и преданности ей у взрослого человека является готовность встать на её защиту.(слайды 13-15).
Прослушали рассказ об экспозиции «Идет война народная», «Им было столько на земле обещано»-о воинах ,ветеранах боевых действий. Надо было видеть, как дети бережно и трепетно передавали из рук в руки пилотку старшего лейтенанта Алексея Жарина, погибшего в ходе контртеррористической операции в Чечне, примеряли настоящую железную каску солдата. Дети увидели реальные вещи времен войны, письма с фронта- эти пожелтевшие листочки истории, ветхие, но такие дорогие для людей, прослушали военные песни на стареньком патефоне.(слайды 16-17).
При посещении музея Киквидзенского РОВД дети познакомились с этапами развития милиции, посмотрели какую форму носили милиционеры 40 годов, какое у них было оружие ,каким транспортом пользовались .Сравнили форму и оружие с сегодняшними средствами полицейских , примерили бронежилет ,прочувствовали его тяжесть, пришли к выводу , что полицейский должен быть сильным ,ловким , изобретательным , метким.(Слайд 18).
Особое место в своей работе я отвожу созданию предметно-развивающей среды. Беседы о работах народных мастеров помогают детям понять, как приятно делать красивые и нужные вещи для людей, радовать своих родных , близких и друзей. Так появилась «Мастерская радости». Полочка красоты ! Полочка эта не простая , а волшебная! Время от времени появляются на ней очень красивые предметы ( подарки народных умельцев) и исчезают. Кто первый из детей заметит на этой полочке новое , тот получает право первым рассмотреть этот предмет и рассказать о нем.(Слайд 19).
В группе оформлен уголок патриотического воспитания «Милый сердцу уголок». Изготовил его народный умелец А.В.Иншин. В нем находятся иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки «Узнай меня , я рядом», «Красная Книга»», «Азбука маленького россиянина»,»Стихи местных поэтов».
Воспитывая у детей любовь к малой Родине, я подводила детей к пониманию, что наша станица-частица большой России, также ,как и везде, во всех уголках и городах много общего:
- люди трудятся для всех,
-везде сохраняют традиции,
-берегут природу, родную землю.
В своей работе я опиралась на знания и опыт детей, учитывала их психологические особенности и эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления.
Невозможно привить детям любовь к родной земле ,не познакомив с её природными богатствами.
В общении с природой формируются лучшие качества маленького человека : привязанность к родным местам , чуткость, отзывчивость , сострадание.( Слайд 20-21).
С красотой малой Родины знакомлю детей на занятиях познавательного характера, на экскурсиях и прогулках. Во все времена года дети бывают в парке, на лугу, у реки, в березовой роще.(Слайды 22-23).
Уделяю внимание природоохранному вопросу. Знакомлю детей с растительным и животным миром малой Родины. Приучаю детей беречь природу. В подготовительной группе был собран богатейший природный материал : гербарии разнотравья луга, леса, коллекции почв, камней. Дети различают породы деревьев, растущих в нашей местности, знают животных и птиц.
В ходе работы я привлекала родителей к сбору познавательного материала, к организации фотовыставок, проведению совместных праздников и досугов (Приложение 8)., к участию в реализации проектов совместно с детьми.
Родители очень увлеклись сбором информации и активно оказывали помощь. Родители Тимура Рамазанова , живущие на улице Попова , предоставили папку о земляке ,Герое Советского Союза В.С.Попове; сам Тимур очень увлеченно рассказал ребятам о военных подвигах героя. Потом эти впечатления отразились в сюжетно-ролевых играх детей.(слайды 24-25)
Родители Саши Драгунова собрали информацию о том , что в годы войны у нас в станице в здании школы был госпиталь, где лечили раненых бойцов.
Родители Димы Бобровского предоставили материалы об известном писателе-земляке Н.В.Сухове , в честь которого названа одна из улиц нашей станицы. Очень ценными и поистине историческими были фотографии , предоставленные бабушками и дедушками воспитанников. Так у нас появился альбом «Старинный образ станицы Преображенской». (Приложение 18).
Каждому из нас мила родная сторона. Родная земля –как родная мать :добрая, щедрая, мудрая и бескорыстно любящая.( слайд 26).
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - матери, отцу, бабушке, дедушке.
Сейчас я работаю во 2 младшей группе. Родители моих воспитанников –люди молодые. И невооруженным взглядом видно , что во многих семьях наблюдается ослабление связей между родителями и детьми.
Это ведёт к потере традиций , которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. В беседах на вопрос «Какие семейные традиции есть в вашей семье?» большинство родителей лишь пожимали плечами и уверенно отвечали , что таковых нет.
Приступая к составлению проекта «Семейные традиции» задумалась, как построить совместную работу с родителями , чтобы наши дети выросли не «Иванами , не помнящими своего родства», а продолжателями семейных традиций своих родителей и настоящими патриотами своей Родины.
Семья-это самая благородная форма существования человека. И пусть с губительной целью приходят житейские бури и неурядицы , они ничего не смогут сделать , пока все мы будем хранителями своего семейного архива , своих семейных традиций.
Задачи проекта:
-Сплотить детей , педагогов и родителей единой творческой мыслью через изучение семейных традиций.
-Создать условия для совместной работы ДОУ и семьи по возрождению семейных и народных традиций.
-Воспитывать уважение к членам свой семьи , бережно относиться к своим реликвиям и обычаям.
Особенностью данного проекта является то , что он может осуществляться только в тесном контакте с родителями.
Была проведена огромная плодотворная работа : это и анкетирование родителей «Знаете ли Вы русские праздники , обычаи, традиции?», и консультации для них «Народные праздники», «Сказка, рассказанная на ночь», «День рожденья- только раз в году», «Что такое семейные традиции?», и родительское собрание «Всему начало –отчий дом» (Приложение 19).(Слайд 27)
Изготовлены папки-передвижки «Наши добрые дела», каждой семьей генеалогические древа.
Была проведена фотовыставка «Я и моя семья», проведены акции «Поговори со мною, мама» ,»Бабушкина сказка».Также были проведены занятия познавательного характера «Моя семья», «Наши имена», «Моя любимая мама».( Слайды 28-29).
Были проведены развлечения с мамами «Хорошо рядом с мамой»,
с бабушками «Масленица удалая», с папами «Папы всякие важны», семейные «Вся семья вместе, так и душа на месте» (Приложение 8).
Предлагаю посмотреть видеозапись семейного праздника.
Каждая встреча открывает детям что-то новое в жизни взрослых: одни умеют интересно рассказывать, другие – мастерить, третьи - играть. Родители и другие члены семьи по-новому видят своего ребёнка. Проникаются его интересами. В условиях двухсторонних эмоциональных контактов формируется понимание и любовь ребёнка к родителям, родителей к своему малышу. (слайды 30-32).
В течение года родители вместе с детьми совершили полезные и добрые дела по улучшению условий пребывания детей в детском саду. Это участие в субботниках, в посадке цветов, в обустройстве участка для прогулок.
В ходе реализации проекта мы разучивали с детьми и родителями народные песни , танцы, хороводы, народные игры, много читали художественной литературы, русского фольклора, произведения местных поэтов. Очень увлеченно играли в сюжетно-ролевые игры «Семья»,»Дочки-матери». Все свои впечатления дети отражали в рисунках, аппликациях ,лепке и играх, беседах.
Были проведены конкурсы среди родителей «Наша дружная семья»,
среди бабушек «Секреты бабушкиного сундука».(Слайд 33).
Создали мини-музей «Семейные реликвии».
Глядя на бесценные экспонаты , семейные реликвии , бережно хранящиеся в семьях и вверенные детскому саду , родители задумались об истории своих семей , о ценности и значимости сохранения тех вещей , которые кажутся ненужным хламом.
Я думаю , что это сподвигнет родителей на создание коллекций дома, ведь история вещи –это история человека , истории семьи, история Отечества.
Я уверена, что выбранное мною направление перспективно , что патриотическое воспитание нужно начинать с рождения ребенка в каждой семье , с приобщения к традициям.
А ведь какое приятное дело- ждать Дня Рождения , субботнего похода в парк и в лес, или просто вечернего чаепития всей семьей , маминой сказки на ночь , всех этих чудесных событий , без которых невозможно ощутить себя одной семьей , такой веселой, дружной и счастливой.
А сейчас я приглашу своих воспитанников и родителей – бесценных помощников и друзей. Они прочтут стихи и споют песню в качестве музыкального подарка гостям.
Выступления детей с родителями.
И польза, и удовольствие , полученное всеми участниками проекта , вызвали искреннее желание продолжить сотрудничать в новых проектах , чтобы семьи стали особым государством , чтобы детство малышей было намного богаче.
Таким образом, работая по теме «Моя семья», я стараюсь сформировать у детей первоначальное представление о семье, с одной стороны воспитывать любовь и уважение к своим родным и близким, а с другой стороны привлечь родителей к сотрудничеству с педагогами, чтобы они принимали активное участие в деятельности детского сада.(Слайд 34).
Во все времена в обществе возникает необходимость возвращения к лучшим традициям нашего народа , к его вековым корням , к таким вечным понятиям , как род, родство ,Родина.
«Знать- значит любить «-гласит русская поговорка. Поэтому знакомить детей с малой Родиной надо начинать в дошкольном возрасте . Эти знания , а значит и чувство гордости за родную землю , за земляков, живущих рядом помогут ребенку правильно распоряжаться , владеть , сохранять и приумножать наследие, полученное от потомков.
5.Результативность работы.
Результатом моей работы является то, что у детей обогащены знания об истории, культуре и природе родного края малой Родины.
Сформирован интерес и потребность к посещению краеведческого музея.
Дети узнали, что много интересного и полезного можно узнать посетив музей.
Данные проведенной диагностики показывают, что уровень знаний детей о станице повысился (приложение 20 ).
В процессе познания малой Родины дети учатся любить ее, любить и уважать людей , живущих рядом.
Дети стали открытыми в проявлении чувств: они говорят о своей любви к станице, родной природе, проявляют уважение к ветеранам, людям-труженикам, проявляют желание узнавать историю малой родины, любознательность.
У детей развилось умение сравнивать и сопоставлять события и явления, появилось разграничение старого и нового, умение воспринимать конкретные исторические события, возрос познавательный интерес.
В процессе работы по ознакомлению дошкольников с малой Родиной у детей обогатился и активизировался словарь, сформировался интерес к исследованию природы родного края, значительно расширилось представление об окружающем мире.
Результатом работы так же явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания. У родителей выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное становление детей.
Дети с желанием и радостью знакомятся с нашей станицей , а это значит , что они уже любят свою малую Родину , и есть надежда , что повзрослев , они будут настоящими патриотами своего Отечества.
Раздел III
СВЕДЕНИЯ О ПЕРСПЕКТИВАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ОПЫТА В МАССОВОЙ ПРАКТИКЕ.
1. Теоретико-практические основы опыта
В основу опыта легли концепция дошкольного воспитания, рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Т.И.Оверчук, Е.И Шаламовой, Е.Ю. Александровой, Е.П.Гордеевой.
2. Условия эффективности опыта
- Типовой детский сад общеразвивающего вида с 10 часовым пребыванием, функционирует 7 групп.
- Средняя наполняемость в группе – 20 детей в возрасте 6-7 лет, 3-4 лет.
- Развивающая среда соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста, младшего дошкольного возраста, группа оснащена всем необходимым материалом, указанным в приложениях.
- Наличие краеведческого музея в непосредственной близости от детского сада.
- Образование воспитателя – среднее профессиональное.
3. Перспективы и возможности использования опыта
Данный опыт может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений, работающим в группах старшего дошкольного возраста, а так же родителями дошкольников.
ЛИТЕРАТУРА
- Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ / Е.Ю. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с.
2 . Мини программа «Малая родина» из воспитательной системы «Маленькие россияне». Опыт работы детского сада №2 пос. Рамонь Воронежской области. –«Мозаика-Синтез», 2008. – 85 с.
3.Оверчук Т.И. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. /Т.И. Оверчук . - «Мозаика-Синтез», 2008. – 165 с.
4. Рожко Л.И., Яровая Л.В. Патриотическое воспитание дошкольников. /Л.И.Рожко. - Волгоград. Учебный год. 2008. - №4. – с.13 – 22.
5.Шаламова Е.И. Патриотическое воспитание: создание развивающей среды. /Е.И.Шаламова. Ребенок в детском саду. 2009. - №5 – .
6. Тюрикова А.Н. Сотрудничество детского сада с семьей по гражданскому образованию дошкольников. / А.Н.Тюрикова. -Волгоград. Учебный год. 2008.- №3.– с.24-27.
Приложения:
- Приложение №1 «Перспективное планирование по ознакомлению младших дошкольников с малой Родиной-станицей Преображенской»;
- Приложение №2 «Перспективное планирование по ознакомлению старших дошкольников с малой Родиной –станицей Преображенской»;
- Приложение №3 Проект «Народные умельцы Земли Киквидзенской» ;
- Приложение №4 Проект «Они приняли присягу и были ей верны»;
- Приложение №5 Проект «Семейные традиции»;
- Приложение №6 Встреча с народным мастером резьбы по дереву;
- Приложение № 7 Турпоход на р.Бузулук;
- Приложение № 8 Развлечение « Вся семья вместе, так и душа на месте»;
- Приложение № 9 Стихи местных поэтов;
- Приложение № 10 Фотоматериалы;
- Приложение № 11 Конспект занятия в подготовительной группе «Моя Родина»;
- Приложение № 12 Конспект целевой прогулки в подготовительной группе «Улица, на которой стоит наш детский сад»;
- Приложение № 13 Конспект экскурсии в краеведческий музей в старшей группе;
- Приложение № 14 Альбом «Милый сердцу уголок»;
- Приложение № 15 Конспект занятия в подготовительной группе « Красная Книга»;
- Приложение № 16 Конспект беседы в старшей группе «Моя малая Родина»;
- Приложение №17 Анкета для родителей «Воспитание патриотического самосознания в семье»;
- Приложение № 18 Альбом «Старинный образ станицы Преображенской»;
- Приложение № 19 Родительское собрание «Всему начало-отчий дом»;
- Приложение № 20 Диагностика уровня знаний детей подготовительной группы по теме «Малая Родина».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание педагогического опыта "Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с малой Родиной"
Патриотическое воспитание дошкольников. Музейная педагогика....
Описание педагогического опыта работы «Проектно-исследовательская деятельность как средство раскрытия познавательно-речевых способностей детей»
Одно из 4-х направлений развития ребенка, согласно введенным Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (Приказ Министерства обр...
Описание педагогического опыта "Применение нетрадиционных техник в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию" (педагогическая концепция)
Направление моей работы с детьми - художественно-эстетическое. Это направление совместной деятельности с детьми мне очень близко, есть желание создавать творческие ...
Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...
Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...
Описание педагогического опыта работы в группе раннего возраста №1 (ясельной) по развитию речи
Использование современных технологий познавательно-речевого развития у детей младшей ясельной группы. ...
Описание педагогического опыта «Применение нетрадиционных техник в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию» (педагогическая концепция)
Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев....