Консультация «Становление ответственного поведения дошкольников»
консультация на тему

Чуркина Людмила Михайловна

Осознание своего поведения и начало личного самопознания – одно из главных новообразований дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает понимать, что он умеет, а что нет, знает свое место в системе отношений с другими людьми, осознает не только действия, но и внутренние переживания, открывает свою внутреннюю жизнь, которая и составляет суть самопознания.  Поэтому есть возможность сформировать у него чувство ответственности. Представленный материал нацелен на знакомство педагогов с этапами работы в различных видах деятельности по данному направлению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otvetsv.-_konsultatsiya.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Становление ответственного поведения дошкольников»

Цели: - Повышение психолого-педагогической компетентности  

              воспитателей

Осознание своего поведения и начало личного самопознания – одно из главных новообразований дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает понимать, что он умеет, а что нет, знает свое место в системе отношений с другими людьми, осознает не только действия, но и внутренние переживания, открывает свою внутреннюю жизнь, которая и составляет суть самопознания.  Поэтому есть возможность сформировать у него чувство ответственности. Прочность, устойчивость которой, как качества личности будут зависеть от того механизма, какой был положен в основу педагогического воздействия. Этот процесс включает в себя поэтапную работу в различных видах деятельности: игровой, учебно-познавательной и др.

            Первый этап: формирование у детей представлений и мотивации выполняемой деятельности.

На данном этапе дети выполняют прямые указания. Взрослый знакомит их с нравственными нормами и правилами поведения на материале художественной литературы, иллюстраций, наблюдений, игр. Игры с правилами дают возможность решать самые разные задачи, направленные на развитие:

- способности познавать себя и других («Волшебные камушки», «Ласковые дети», «Назови себя»,…)

- эмоциональной осведомленности («Цветное настроение», «Маски» и др.)

- невербальных средств общения («Угадай, кто я», «Зоопарк», «Скульптор»)

- вербальных средств общения («Подари цветок», «Молчанка»,..)

- умения вести разговор в различных ситуациях («Разговор по телефону», «Как нам быть?», «Как с тобой разговаривают?» и др.)

Чтение художественной литературы: стихи, сказки, рассказы (А.Пушкин, Д,Мамин-Сибиряк, П,Бажов, Л,Толстой, и др.произведения из программы воспитания в дет.саду) также формируют различные нравственные качества. Можно предложить послушать произведение, а затем разыграть ситуации, например по рассказу В.Осеевой «Просто старушка».

Не мене эффективны для формирования ответственности как нравственного качества личности беседы. В ходе этических (подготовленных, плановых) бесед («Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему?», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму?», «Что такое дружба?», «Кого люди называют смелым?») на примере героев у детей закрепляются – в сравнении с отрицательными качествами персонажей- представления о доброте, скромности, смелости, самостоятельности, и др. Так, с помощью воспитателя дети учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, и взрослых ,понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.

        Второй этап: становление практических навыков проявления ответственного поведения.

Основные направления на данном этапе:

-проблемные ситуации с последующим анализом, который должен произвести ребенок;

- комплекс занятий;

- комплекс сюжетно-дидактических игр;

- методы педагогического стимулирования.

Любую проблемную ситуацию можно рассматривать как творческую задачу, в основе которой кроется неразрешенное противоречие. Поэтому именно проблемные ситуации – эффективное средство формирования ответственного поведения. Их специально может создавать взрослый в различных видах деятельности.

Например, вы с ребенком стали свидетелем неблаговидного поступка других детей. Спросите у него: «Правильно ли они поступили? Как надо было поступить? А ты бы смог поступить правильно в такой ситуации?»

Воспитание ребенка – процесс длительный .возможен возврат к ранее выработанным, неправильным формам поведения. Надо набраться терпения ,настойчивости, решительности в достижении желаемых целей и взаимопонимания с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ответственного поведения детей в возрасте 6-ти-7-ми лет в быту.

Научить детей правильно вести себя в неординарной ситуации, оказавшись в ней один на один. Так же к конспекту занятия прилагается презентация, просмотреть которую вы можете перейдя по ссылке http://ww...

Консультация для родителей "Воспитание ответственности у дошкольников"

Рассматривается проблема ответственности детей за свое поведение и ценности системы родителей в ориентации на детское воспитание....

Консультация "Обеспечение безопасного поведения дошкольников сети Интернет."

Внимание родителей является самой эффективной защитой от опасностей в интернете. Только родители могут научить детей тому,как правильно вести себя в сети Интернет....

Консультация «Культура речевого поведения дошкольника»

Дошкольный возраст – это период интенсивного овладения ребенком родной речью. За короткий период жизни продолжительностью всего в несколько лет ребенок проходит удивительный по своей стремительн...

Методическая разработка "Влияние занятий плаванием в бассейне ДОУ на формирование ответственного и безопасного поведения дошкольников на воде"

Формирование у дошкольников безопасного поведения на воде, через использование авторских игр и игровых упражнений в бассейне ДОУ....