Методическая разработка "Влияние занятий плаванием в бассейне ДОУ на формирование ответственного и безопасного поведения дошкольников на воде"
методическая разработка (старшая группа)

Иванова Зинаида Ивановна

Формирование у дошкольников безопасного поведения на воде, через использование авторских игр и игровых упражнений в бассейне ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezopasnost_na_vode_ivanova_1.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние занятий плаванием в бассейне ДОУ на формирование ответственного и безопасного поведения дошкольников на воде

С началом летнего периода и каникул дошкольники разных возрастов перемещаются из пыльных и жарких городских дворов к водоемам. Хорошо, если к оборудованным спасательными станциями пляжам, но иногда, дети без разрешения взрослых и без их контроля купаются в запрещенных местах. Неустойчивость детской психики в критические ситуации не позволяет адекватно оценить опасность своего поведения и поведения сверстников на воде, что приводит к печальным последствиям. Статистика неумолима, с началом купального сезона гибнут дети.

С раннего возраста большинство дошкольников с удовольствием посещают бассейн, получая положительный эмоциональный заряд. Плавание благоприятно влияет на физическое состояние ребенка. Пребывание в воде уже влияет на состояние крови, а выполнение упражнений укрепляет сердце и всю сердечно-сосудистую систему организма. Контраст воды и воздуха способствует закаливанию организма, повышает стойкость против температурных колебаний и невосприимчивость к простудным заболеваниям. Во время плавания значительно увеличивается легочная вентиляция, количество поглощаемого организмом, а также очищенная кожа становится дополнительным источником поступления кислорода в организм. Кожные покровы укрепляются и противостоят наружному проникновению инфекций. Нахождение ребенка в воде снимает нагрузку с неокрепшего костного скелета, физические упражнения в воде укрепляют мышцы, но при этом сжигаются жировые отложения, способствуя формированию стройного тела, соответствующего возрастным параметрам.

Но плавание в бассейне это не просто плескание в воде, а занятия физической культурой, позволяющее ребенку не только укрепить свой организм, но и научиться плавать в воде. Младшие дети при первых посещениях испытывают неуверенность и даже страх перед водой, поэтому с каждым ребенком проводится индивидуальная работа посредством игровых приемов по привыканию к купанию в бассейне. Нарукавники, плавательные круги и доски придают уверенность боязливым детям освоиться и весело играть со всеми детьми. Игровой метод необходим потому, что обучение плаванию сопряжено с многократностью повторений одних и тех же упражнений, поэтому придуманные инструктором по плаванию игровые упражнения помогают преодолеть сложность обучения. Например, такие упражнения как «Глазки в воде», «Нос утонул!», «Раки», «Акула» обеспечивают правильность их выполнения. Постепенно, играя в воде, дети преодолевают чувство страха, подражают животным (рыбкам, лягушкам), копируют их движения.

Для поддержания мотивации дошкольников к освоению плавательных навыков, инструктор по плаванию создала авторский игровой комплекс на воде. Для детей 4-5 лет помогают адаптироваться к водной среде такая игра как «Много, один, ни одного», когда дети свободно перемещаясь по бассейну собирают снежинки, считая их. Игра «Удивительные рыбки» помогает преодолеть боязнь погружения в воду: чтобы достать со дна рыбок необходимо скрыться под водой и быстро встать. Тренировке дыхательной системы способствует игра «Пушбол». В обруч помещают теннисный мячик, на который дошкольники энергично начинают дуть, стремясь переместить его через разделительную ленту на противоположную сторону «поля» (водный футбол).

Для дошкольников старшего возраста составлены более сложные игры. Игра «Крабовый остров» развивает опорно-двигательный аппарат, формирует такие качества как ловкость, координацию движений посредством ловли «крабов» (мелких предметов) со дна бассейна. С помощью мини-коврика на присосках «Морские обитатели» дошкольники учились погружаться в воду и ориентироваться под водой, отыскивая морских звезд, осьминогов, крабов. Прежде чем совершить погружение в воду дети узнают много нового и интересного о морских глубинных обитателях. С помощью решения математических задач дошкольники упражнялись в умении открывать глаза под водой и находить нужную цифру, утонувшую в бассейне.

Интересным опытом для занятий в бассейне стало применение музыкального сопровождения при выполнении подготовительных упражнений на суше и на небольшой глубине в воде, сочетающегося с природными звуками. Например, музыкальные композиции «Океан», «Песнь кита», «Морские мелодии» и др. Такое сопровождение способствует адаптации детей к водной среде, помогает обрести уверенность к выполнению физических упражнений. Музыкальное сопровождение усиливает релаксационный эффект. Выполнению упражнения «Котята», «Солнышко», «Пушинка», «Жучок» помогает ласковая, спокойная мелодия, способствующая перевоплощению в выбранный персонаж.

Большое значение для успешного обучения плаванию дошкольников имеют совместные спортивные праздники на воде. Именно они способны максимально раскрыть внутренние ресурсы не только детей, но и семей. Доставить удовольствие от совместных игр и соревнований на воде и совместного общения. Правильно подобранный сюжет, сказочные или литературные персонажи создают атмосферу спортивной соревновательности, энтузиазма и радости. В бассейне были проведены такие праздники как «Семейные забавы», «Крош и его друзья», «Необитаемый остров». Во время праздника «В некотором царстве» после общеразвивающих упражнений на «суше», где взрослые вместе с детьми разминались перед соревнованием, все проходят в бассейн, к4оторый стилизован по сказочный пруд. Забавный Водяной из известного мультфильма встречает гостей в своем «болоте» и организует водные соревнования с детьми и взрослыми в ловкости, быстроте реакции, в меткости («Водолазы», «Я кидаю, ты лови», «Поплавок», «Зеркальце» и другие. Совместно с инструктором по физкультуре и воспитателями в подготовительной группе была проведена квест-игры «Остров сокровищ». Взрослые вместе с детьми преодолевали препятствия в тропических лесах физкультурного зала, в океанских просторах бассейна, чтобы найти клад на острове. Участие в праздниках помогает детям глубже осознать значение систематических упражнений в бассейне для достижения желаемых результатов, пробуждает интерес и стремление научится плавать. Родители понимают меру своей ответственности за безопасное поведение ребенка на воде.

Так постепенно, шаг за шагом, дошкольники под руководством опытного инструктора по физической культуре, при поддержке родителей осваивают плавательные навыки, укрепляют свое здоровье. Занимаясь плаванием дошкольники приобретают такие волевые качества личности, как дисциплинированность, целеустремленность и сила воли, которые так пригодятся им в будущем! А главное, дошкольники получают навык безопасного поведения на воде.

Литература:

  1. Архипов С. В. Развитие плавательных навыков на основе программы по опережающей подготовке для старших дошкольников // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №91 С.185-190.
  2. Ведерникова, О.Б. Сюжетные занятия как одна из форм обучения плаванию дошкольников / О.Б. Ведерникова, Е.В. Миргородская // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2008. - № 4 (104). - С. 21-22.
  3. Лукина, Т.А. Использование игр при обучении дошкольников плаванию // Дошкольное образование - развивающее и развивающееся. - 2015. - № 1. - С. 68-70.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Тема: "Формирование основ безопасного поведения дошкольников 4-5 лет"

Методическая разработка. Тема: "Формирование основ безопасного поведения дошкольников 4-5 лет"...

Методическая разработка : «Создание автогородка как одно из условий формирования навыков безопасного поведения дошкольников на улице»

Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желани...

«Стандартизация образовательной деятельности по формированию здорового и безопасного поведения дошкольников

Взрослым кажется ,что дети не заботятся о своем здоровье :если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины ,повыбили бы себе глаза ,поломали бы ноги и позабо...

Родительское собрание на тему: «Роль семьи в формировании ЗОЖ и безопасного поведения дошкольника».

Родительское собрание на тему:  «Роль семьи в формировании ЗОЖ и безопасного поведения дошкольника»....

Консультация для родителей "Правила поведения дошкольников на воде" Безопасность на воде.

Уважаемые родители (законные представители) предлагаем вам информацию по безопасному поведению на воде в летний период для вас и ваших детей....

Методическая разработка сценария познавательно-развлекательного мероприятия в средней группе по безопасности поведения на воде «Чтобы не было беды — будь осторожен у воды».

Цель: Продолжать знакомить детей с правилами безопасного поведения на воде, через игровые ситуации.Задачи:- образовательные: формирование у детей представления о безопасном поведении на водоёме; ...

Методическая разработка на тему : "Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством различных игр»

Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности. Малыш ещё не может самостоятельно определить всю меру опасно...