Консультация «Культура речевого поведения дошкольника»
консультация

Алькаева Оксана Алексеевна

Дошкольный возраст – это период интенсивного овладения ребенком родной речью. За короткий период жизни продолжительностью всего в несколько лет ребенок проходит удивительный по своей стремительности путь от лепета младенца до свободного оперирования богатым набором слов, грамматическим строем речи. К шести годам подавляющее большинство детей свободно овладевает родной речью. Ее успешному развитию способствует целенаправленные воздействия семьи и детского сада. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Культура речевого поведения дошкольника»

 

Дошкольный возраст – это период интенсивного овладения ребенком родной речью. За короткий период жизни продолжительностью всего в несколько лет ребенок проходит удивительный по своей стремительности путь от лепета младенца до свободного оперирования богатым набором слов, грамматическим строем речи. К шести годам подавляющее большинство детей свободно овладевает родной речью. Ее успешному развитию способствует целенаправленные воздействия семьи и детского сада. Однако одна немаловажная сторона речевого развития ребенка-дошкольника, не привлекает достаточного внимания родителей и семьи в целом. Это культура речевого поведения детей - речевой этикет. Как, например, ребенку обратиться к взрослому?  В каких случаях говорить «вы», а в каких «ты»? Какие выражения употребить, когда надо попросить о чем-либо? К сожалению чаще всего родители обращают внимание на эту сторону воспитания лишь тогда, когда в той или иной жизненной ситуации обнаруживается невоспитанность ребенка. Ребенок усваивает родную речь подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только грамотную речь, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. Выдающийся педагог А.С.Макаренко писал о роли примера взрослых: «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь, или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями   и с врагами, как вы смеетесь, читаете газеты, - все это для ребенка имеет большое значение». Необходимо избавить ребенка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, а тем более нецензурные слова. Обратите внимание, как разговаривают между собой дети во дворе, в детском саду, на игровой площадке. Вы без труда заметите тех, кто не говорит, а кричит, безусловно подражая кому-то из взрослых. А часто ли мы обращаемся к своему ребенку не в форме приказания, а просьбы и употребляем слово «пожалуйста», благодарим его, высказываем родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости? Признаемся себе, что мы спешим отметить дурное в его поведении, а ведь малыш, еще только постигающий, «что такое хорошо и что такое плохо», так нуждается в одобрении, в образцах правильной вежливой речи. Среди детей дошкольного возраста распространено употребление имен собственных в пренебрежительной форме: «Сашка», «Катька» и т.п. Этим они не обязательно выражают соответствующее данной языковой форме отношение. Порой даже не осознают оттенка, придаваемого суффиксом «к» Но тому, кого так называют, это может быть неприятно и даже обидно. А ведь мы зачастую сами подаем ребенку пример такого обращения, когда говорим о своих знакомых «Машка», «Ванька». Пример для подражания ребенок получает не из лучших.

     Выражение «доброе утро», «спокойной ночи» являются неотъемлемыми составными речевого этикета ребенка, как и слова «здравствуйте», «до свидания», произносимые приветливо, с улыбкой. Ведь мимика и интонация имеют порой не меньший смысл, чем само содержание высказывания.  

     С четырехлетнего возраста дети должны приветливо здороваться, входя в группу детского сада, в квартиру соседей, а уходя, так же приветливо говорить, «До свидания». Приучите ребенка всякий раз, когда понадобится вещь, принадлежащая другому члену семьи, товарищу, спрашивать разрешения. Спрашивая разрешения, ребенок тем самым выражает уважение к правам другого человека. Сколько детских конфликтов может быть предупреждено, если вовремя воспитать у ребенка привычку просить разрешения!

     Речевой этикет предписывает внимательно слушать говорящего, не перебивать, усиленно не жестикулировать, рассказывая о чем-либо, не говорить с набитым пищей ртом. Всему этому также надо учить детей.  «Волшебное слово» - это меткое выражение хорошо известно нашим малышам. Но все ли им пользуются? Напоминайте вашему ребенку, чтобы он не забывал о «волшебной силе» слова «пожалуйста», обращаясь с той или иной просьбой к взрослым или к сверстникам.  С самого раннего возраста нужно приучать детей выражать благодарность словом «спасибо».   Если двухлетний малыш говорит взрослому «ты», в его устах это звучит даже мило. Но с четырех лет дети уже могут и должны, обращаясь к взрослому, говорить ему «вы» и называть по имени и отчеству (кроме родителей, бабушки, дедушки – самых близких родных).

   Освоение ребенком правил речевого поведения способствует формированию положительных качеств личности. Сначала малышу объясняют, как надо выразиться в том или ином случае, что надо сказать, и он поступает таким образом, выполняя указания взрослого или подражая ему. Постепенно у него вырабатывается привычка, благодаря которой он может поступать в соответствии с правилами речевого этикета задолго до того, как сможет осмыслить их значение.

     В старшем дошкольном возрасте ребенок проявляет вежливость в своем речевом поведении вполне осмысленно.  Не менее важна и обратная зависимость: речевого поведения от характерологических качеств. Так, например, для того, чтобы ребенок приветствовал при встрече взрослых, сверстников и выполнял другие правила речевого этикета в общении с ними, надо воспитывать у него доброжелательность, уважительное отношение к старшим, к товарищам. Многие дети, легко перенимая услышанные слова и выражения, не всегда могут оценить их с точки зрения благопристойности.  К ужасу родителей, это могут быть бранные слова, услышанные где – -нибудь на улице. В таком случае следует спокойно, не теряя самообладания, объяснять ребенку, что это плохое слово, которое не следует повторять.  Если чрезмерно не акцентировать на нем внимание, малыш вскоре забудет его.

     В высказываниях некоторых детей слишком часто звучит слово «хочу», за которым нередко кроются эгоистические начала: «Хочу эту куклу», «Хочу кататься» (на чужом велосипеде) – только и слышишь из уст иного малыша.  Конечно, не в слове дело, но все же, стоит призадуматься над этим и уж во всяком случае, не потакать бесконечным «хочу» и «не хочу».  Научите ребенка пользоваться выражениями: «разрешите, пожалуйста», «можно поиграть этим мячом?» и т. п.

   Речь некоторых детей изобилует разного рода оскорбительными кличками, конечном же, не ими выдуманными.  Если в семье ребенок то и дело слышит «растяпа», «дурак»,  «бестолочь»,  эти слова прочно входят в его собственный лексикон и никак не украшают ни его речь, ни отношения с теми, кому адресуются. Если вы считаете нужным сделать ребенку замечание, постарайтесь выбрать тактичные выражения и не выговаривайте ему на людях. Лучше это сделать, оставшись наедине с ним.

   Одним из эффективных средств воспитания речевого этикета является рассказывание ребенку сказок, чтение доступных его пониманию произведений детской литературы. Беседуйте с ребенком о прочитанном, подчеркивайте особенности речевого поведения персонажей. Освоение ребенком речевого этикета повышает культуру его речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение старших дошкольников культуре речевого поведения ( в процессе чтения сказок).

Актуальность данной темы определяется ролью языка как важнейшего средства человеческого общения и тем обстоятельством, что на современном этапе в образовательно – воспитательных учреждениях, в частнос...

«Воспитание культуры речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)».

Материал содержит описание опыта работы учителя-логопеда по формированию социально-коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)....

ООД по формированию культуры безопасного поведения дошкольников на улицах и дорогах города «Торопыжка и его друзья»

Источник: https://doshvozrast.ru/metodich/pedoput109.htmДанный материал будет полезен  для отработки безопасного маршрута «Дом-детский сад»....

Консультация для педагогов Тема: «Культура речевого поведения педагога ДОУ»

Специфика педагогической деятельности заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности подрастающего человека, выработку определенных ...

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности и культуры безопасного поведения дошкольников в пожароопасной ситуации»

laquo;Формирование основ безопасности   жизнедеятельности и культуры безопасного поведения   дошкольников в пожароопасной ситуации»Возникновение пожаров из-за шалости детей,...

Формирование предпосылок экологической культуры и поведения дошкольников по средствам развивающего конструктора «Фанкластик»

Детский конструктор «Фанкластик»-это уникальная развивающая игра для детей, немеющая аналогов. Дети познают этот мир через игру. И как бы это банально не звучало, именно игра помогает всес...

Консультация для педагогов Воспитание культуры речевого поведения ребенка в детском саду

Воспитание культуры речевого поведения ребенка в детском саду....