Консультация для воспитателей «Становление коммуникативной компетентности дошкольника согласно ФГОС ДО.»
материал на тему

Иванова Марина Владимировна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stanovleni_kommunikativnoy_kompetentnosti.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Консультация для воспитателей

«Становление коммуникативной компетентности дошкольника согласно ФГОС ДО.»

Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории Иванова М.В.

Социально-коммуникативное развитие рассматривается во ФГОСДО как одно из основных направлений развития дошкольника.

 Актуальность рассмотрения этой проблемы заключается в том, что данная сфера чаще всего находится в области стихийной социализации и редко – в фокусе внимания педагогов. При этом нужно отметить, что во многом благополучная социализация ребенка определяется его успешностью в сфере общения со взрослыми и сверстниками. Многочисленными исследования доказано, что опыт общения, полученный в дошкольном возрасте, значительно определяет успешность человека в сфере общения на протяжении всех последующих этапов развития. Современное общество предъявляет строгие и многочисленные требования к коммуникативной сфере человека. Поэтому становление коммуникативной компетентности и приобретение коммуникативного опыта должны стать сферой пристального и целенаправленного внимания педагога  и, конечно, роль воспитателя в формировании коммуникативной компетентности ребенка трудно переоценить.

Проблема коммуникативного развития в дошкольном  возрасте широко представлена в современных образовательных стандартах.

ФГОС ДО включает:

- совокупность обязательных требований к структуре, содержанию образовательной программы в области социально-коммуникативного развития;

- обязательные требования к условиям реализации программы в области социально-коммуникативного развития;

- требования к результатам освоения образовательной программы в области социально-коммуникативного развития.

В требованиях к программе дошкольного образования в области социально-коммуникативного развития указано, что образовательная программа должна быть направленна:

-на развитие общения со  взрослыми и сверстниками;

- эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу взрослых и детей в детском саду.

В требованиях к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования  выделены целевые ориентиры. Предполагается, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок:

- обладает установкой положительного отношения к другим людям;

-способен проявлять инициативу и самостоятельность в общении;

- активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;

- договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам, старается разрешать конфликты.

Рассмотрим основные требования к условиям реализации программы в области коммуникативного развития:

- учет возрастных особенностей развития общения дошкольников;

- опережающая инициатива взрослого в формировании коммуникативной компетентности;

- создание условий для эмоционального благополучия ребенка в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками с целью формирования у дошкольников положительного образа взрослого и сверстника как субъектов общения;

- создание условий для получения позитивного опыта общения и  становления различных форм взаимодействия со взрослыми и сверстниками с целью полноценного психического развития и позитивной социализации ребенка.

Для реализации и достижения целевых ориентиров Стандарта необходимо учитывать некоторые возрастные закономерности развития сферы общения ребенка и становления коммуникативной компетентности. Знание основных возрастных особенностей развития общения дошкольника – необходимое условие реализации Стандарта.

Обозначим закономерности развития общения, которые определяют коммуникативную компетентность дошкольников.

В рамках личностно-деятельностного подхода открыты многие закономерности развития общения детей. Большой вклад в понимание данных законов внесли М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова.

Общение выступает и условием, и результатом развития дошкольника для полноценного развития познавательной сферы. Также общение оказывает определяющее влияние на эмоциональную сферу ребенка, его эмоциональное благополучие, развитие самосознания и познавания других людей.

Коммуникативное развитие в дошкольном возрасте можно условно разделить на две качественно отличающиеся основные области: развитие общения со взрослыми и развитие со сверстниками.

Через общение со взрослыми ребенку обеспечиваются защита и безопасность, внутренняя базовая модель общения, познание социальных норм.

Общение со сверстниками отличается равноправием, нестандартностью коммуникативных средств, в этой области приобретаются навыки, ребенок учится сотрудничать, обеспечивается чувство эмоционального благополучия.

М.И. Лисина доказала, что потребность в общении со взрослыми формируется в первом полугодии жизни ребенка, а потребность в общении – на втором, третьем году жизни ребенка.

Выделяются четыре критерия сформированности потребности в общении:

- внимание и интерес к другому человеку;

- эмоциональное отношение к нему;

- стремление привлечь к себе внимание другого, инициативность;

- чувствительность к воздействиям другого.

В дошкольном возрасте ребенок проходит несколько стадий развития общения со взрослыми. Данные стадии М.И. Лисина определила как формы общения .

Этапы развития общения со взрослыми

(по М.И. Лисиной)

Форма общения

Время появления

Содержание потребностей

Мотивы

Средства

Ситуативно-личностное

2 – 6 мес.

Внимание и доброжелательность взрослого

Личностный

Экспрессивно-мимические

Ситуативно-деловое

3 мес. – 3 года

Сотрудничество со взрослым

Деловой

Предметно-действенные

Внеситуативно-познавательное

3 – 5 лет

Уважение взрослого

Познавательный

Речевые

Внеситуативно-личностное

6 – 7 лет

Сопереживание и взаимопонимание взрослого

Личностный

Речевые

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно меняется по всем параметрам: содержанию потребности, мотивам и средствам общения.

Сверстники – личности, которые в данный период действуют на сходном уровне сложности поведения (табл.2).

Этапы развития общения со сверстниками

(по А.Г. Рузской)

Форма общения

Время появления

Содержание потребности

Особенности общения

Эмоционально-практическое

2 – 4 года

Стремление привлечь внимание к себе и получить оценку своим действиям

Общение в виде стремления к соучастию в совместных практических занятиях (действия с игрушками, манипуляции, переодевание, убегание).

Дети мало слушают друг друга, главное – демонстрация себя. Дети часто действуют рядом, а не вместе.

Общение способствует развертыванию инициативы в общении и становлению самосознания через взгляд на свои возможности.

Основные средства общения – локомоции или экспрессивно-выразительные движения. Контакты отличаются крайней ситуативностью.

Ситуативно-деловое

4 – 6 лет

Стремление получить признание и уважение ровесника

Сверстник становится предпочитаемым партнером общения.

Формируется сюжетно-ролевая игра.

Содержание общения – деловое сотрудничество.

На этом этапе для дошкольника важен не результат, а процесс. Взаимодействие носит ситуативный характер.

Ребенок постоянно сравнивает себя со сверстником, пристально интересуется всем, что делает последний.

Основное средство общения – ситуативная речь.

Внеситуативно-деловое

6 – 7 лет

Стремление получить признание и уважение ровесника, потребность в самовыражении

Возникают избирательная привязанность, дружба, более устойчивые и глубокие отношения между детьми.

Обращения к сверстнику в этом возрасте приобретает внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о событиях своей жизни, обсуждают свои и чужие поступки.

Все больше контактов на уровне реальных отношений и все меньше – на уровне ролевых.

Образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от ситуации.

Межличностные отношения к сверстнику также претерпевают существенные изменения (Е.О. Смирнова). От индифферентного отношения в младшем дошкольном возрасте (сверстник еще не часть самосознания ребенка) к формированию предметного, конкурентного отношения к сверстник в среднем дошкольном и становлению личностного типа отношения в старшем дошкольном возрасте, где формируется чувство общности со сверстниками и наблюдается преобладание бескорыстного типа отношения к другому.

На основе данных закономерностей к концу дошкольного возраста формируется коммуникативная компетентность дошкольника.

Коммуникативная компетентность – умение успешно общаться, система внутренних ресурсов, необходимых для достижения эффективного общения в определенных ситуациях.

Коммуникативная компетентность, в отличие от коммуникативных умений и навыков, предполагает наличие качеств, позволяющих человеку самостоятельно создавать средства и способы достижения его собственных целей общения в различных ситуациях.

Важно отметить, что существует целый ряд предпосылок для формирования коммуникативной компетентности дошкольника в общении со сверстниками.

В основе коммуникативной компетентности лежа предпосылки, основные из которых – возрастные особенности развития (социальная ситуация развития, ведущая деятельность, особенности психического развития ребенка) и индивидуальные особенности самого ребенка (индивидуальный опыт).

Важно отметить, что коммуникативная компетентность формируется исключительно в процессе реального взаимодействия, совместной деятельности.

                                             Литература

  1. «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения»

 № 2 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Становление коммуникативной компетентности дошкольника согласно ФГОС ДО

Что такое коммуниткативная компетентность?Это умение успешно общаться, это система внутренних ресурсов, необходимых для достижения эффективного общения в определенных ситуациях....

Становление коммуникативной компетентности дошкольника согласно ФГОС ДО

Социально-коммуникативное развитие рассматривается в ФГОС ДО как одно из основных направлений развития дошкольника. При этом нужно отметить, что во многом благополучная социализация ребенка определяет...

Презентация проекта «Формирование понятия «Имени признака» как средство становления коммуникативной компетентности дошкольников ».

Цель: «Создание дидактических условий для становления коммуникативной компетентности дошкольников, через усвоение детьми набора Имен признаков объектов материального мира и описание их конкретных Знач...

Консультация для воспитателей "Социально-коммуникативное развитие дошкольников (в соответствии с ФГОС ДОУ)"

Консультация для воспитателей "Социально-коммуникативное развитие дошкольников (в соответствии с ФГОС ДОУ)"...