Проект «Родной свой край люби и знай!»
проект на тему

Никифорова Марина Игоревна


Проект «Родной свой край люби и знай!»

«Я узнал, что у меня

Есть огромная семья:

И тропинка, и лесок,

В поле - каждый колосок,

Речка, небо голубое-

Это все мое, родное!

Это Родина моя!

Всех люблю на свете я!»

(В. Орлов)

АКТУАЛЬНОСТЬ

Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

ПОЯСНИТЕЬНАЯ ЗАПИСКА

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.

Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.

Цель: формирование нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны.

Задачи:

1. Воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, гордости за принадлежность к великой России.

2. Воспитывать чувство любви к малой родине- родному поселку, Республике Марий Эл.

3. Воспитывать чувство любви и бережного отношения к национальной культуре, природе, людям труда.

4. Заложить основы теплого чувства и привязанности к своей семье. Сформировать понятия- семья, я- член семьи, родные люди, родители, прародители.

Гипотеза: Детям в дошкольном возрасте присуще еще неосознанное чувство патриотизма. Для того, чтобы дошкольник вырос действительно патриотом своей Родины, это чувство необходимо целенаправленно развивать и укреплять, привлекая детей к участию в различных мероприятиях, привлекая к этому и родителей воспитанников.

Ожидаемые результаты.

1. Развитие у детей чувства гордости за принадлежность к гражданам своей страны.

2. Формирование добрых, теплых взаимоотношений в семьях.

3. Составление конспектов занятий, досугов и праздников патриотической направленности.

4. Привлечение родителей к работе с детьми.

Формы работы: тематические занятия, экскурсии, выставки детских рисунков, беседы, знакомство с символикой государства, чтение художественных произведений, музыкальные и спортивные развлечения, праздники, конкурсы, заучивание стихов и песен о Родине, знакомство с произведениями народного творчества, оформление семейных фото- альбомов, оформление патриотического уголка, создание музея народного быта.

Участники –партнеры проекта: все педагоги детского сада, дети всех групп, их родители, сотрудники музея, детской библиотеки.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный

Мероприятия для педагогов:

1. создание творческой группы.

2. Определение целей и задач проекта.

3. Составление плана мероприятий.

4. Подбор методической литературы.

5. Ознакомление родителей с проектом.

Мероприятия для родителей:

1. Знакомство с целями и задачами проекта.

Основной этап.

Мероприятия для педагогов.

1. Проведение познавательных, игровых и досуговых мероприятий.

2. Написание конспектов проводимых мероприятий.

3. Привлечение родителей к участию в проекте.

4. Подготовка детей к участию в конкурсах.

Мероприятия для детей:

1. Участие во всех мероприятиях плана.

2. Заучивание стихов и песен о Родине.

3. Участие в конкурсах.

Мероприятия для родителей:

1. Помощь педагогам в организации и проведение мероприятий плана.

2. Непосредственное участие в занятиях, праздниках.

3. Изготовление необходимых костюмов, атрибутов.

4. Участие в конкурсе «Осенние фантазии»

5. Составление «Герб моей семьи»

Заключительный этап

Мероприятия для педагогов

1. Подведение итогов.

2. Анализ выполнения плана мероприятий.

3. Анализ успешности работы с детьми, родителями.

Мероприятие для детей:

1. Праздник-концерт «Мы живем в России»

Мероприятие для родителей:

1. Помощь в подготовке праздника и непосредственное участие в нем.

2. Открытие музея народного быта.

1 неделя «Неделя изодеятельности» с 1 по 11 октября

1. Марийский орнамент.

2. «Укрась рубашку Онару»

3. «Платье моей бабушки»

4. Магазин марийских сувениров (выставка)

- доски, полотенца, матрешки, кружки, ложка

5. Конкурс детских рисунков «Мой любимый поселок»

2 неделя «Неделя сказок» с 12 по 18 октября

-чтение марийских народных сказок («Заячий домик»«Кокша-богатырь»«Сереброзубая Помпалче»)

-изготовление атрибутов к настольному театру

-«Путешествие по марийским сказкам»

3 неделя «Неделя подвижных игр» с 19 по 25 октября

-составление картотеки народных подвижных игр

-разучивание марийских народных игр с детьми

4 неделя «Неделя марийской поэзии» с 26 октября по 4 ноября

- составление картотеки стихов о Родине, Марийском крае (на русском и марийском языках)

-разучивание стихотворений с детьми

-конкурс чтецов «Марийский край родной»

Мероприятия с детьми:

- экскурсии и прогулки по поселку

- экскурсии и прогулки в природу в разное время года

-чтение произведений о родной природе, Родине

-специальные занятия по темам «Моя Россия»«Республика Марий Эл»«Наш поселок»«Моя семья»

-конкурсы «Осенние фантазии»«Мой любимый поселок»«Марийский край родной»

-знакомство с традиционной марийской культурой, вышивкой, росписью

-знакомство с народными подвижными играми

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Родной свой край люби и знай!»

 «Я узнал, что у меня

Есть огромная семья:

И тропинка, и лесок,

В поле - каждый колосок,

Речка, небо голубое-

Это все мое, родное!

Это Родина моя!

Всех люблю на свете я!»

(В. Орлов)

АКТУАЛЬНОСТЬ

Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

ПОЯСНИТЕЬНАЯ ЗАПИСКА

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.

Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.

Цель: формирование нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны.

Задачи:

1. Воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, гордости за принадлежность к великой России.

2. Воспитывать чувство любви к малой родине- родному поселку, Республике Марий Эл.

3. Воспитывать чувство любви и бережного отношения к национальной культуре, природе, людям труда.

4. Заложить основы теплого чувства и привязанности к своей семье. Сформировать понятия- семья, я- член семьи, родные люди, родители, прародители.

Гипотеза: Детям в дошкольном возрасте присуще еще неосознанное чувство патриотизма. Для того, чтобы дошкольник вырос действительно патриотом своей Родины, это чувство необходимо целенаправленно развивать и укреплять, привлекая детей к участию в различных мероприятиях, привлекая к этому и родителей воспитанников.

Ожидаемые результаты.

1. Развитие у детей чувства гордости за принадлежность к гражданам своей страны.

2. Формирование добрых, теплых взаимоотношений в семьях.

3. Составление конспектов занятий, досугов и праздников патриотической направленности.

4. Привлечение родителей к работе с детьми.

Формы работы: тематические занятия, экскурсии, выставки детских рисунков, беседы, знакомство с символикой государства, чтение художественных произведений, музыкальные и спортивные развлечения, праздники, конкурсы, заучивание стихов и песен о Родине, знакомство с произведениями народного творчества, оформление семейных фото- альбомов, оформление патриотического уголка, создание музея народного быта.

Участники –партнеры проекта: все педагоги детского сада, дети всех групп, их родители, сотрудники музея, детской библиотеки.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный

Мероприятия для педагогов:

1. создание творческой группы.

2. Определение целей и задач проекта.

3. Составление плана мероприятий.

4. Подбор методической литературы.

5. Ознакомление родителей с проектом.

Мероприятия для родителей:

1. Знакомство с целями и задачами проекта.

Основной этап.

Мероприятия для педагогов.

1. Проведение познавательных, игровых и досуговых мероприятий.

2. Написание конспектов проводимых мероприятий.

3. Привлечение родителей к участию в проекте.

4. Подготовка детей к участию в конкурсах.

Мероприятия для детей:

1. Участие во всех мероприятиях плана.

2. Заучивание стихов и песен о Родине.

3. Участие в конкурсах.

Мероприятия для родителей:

1. Помощь педагогам в организации и проведение мероприятий плана.

2. Непосредственное участие в занятиях, праздниках.

3. Изготовление необходимых костюмов, атрибутов.

4. Участие в конкурсе «Осенние фантазии»

5. Составление «Герб моей семьи»

Заключительный этап

Мероприятия для педагогов

1. Подведение итогов.

2. Анализ выполнения плана мероприятий.

3. Анализ успешности работы с детьми, родителями.

Мероприятие для детей:

1. Праздник-концерт «Мы живем в России»

Мероприятие для родителей:

1. Помощь в подготовке праздника и непосредственное участие в нем.

2. Открытие музея народного быта.

1 неделя «Неделя изодеятельности» с 1 по 11 октября

1. Марийский орнамент.

2. «Укрась рубашку Онару»

3. «Платье моей бабушки»

4. Магазин марийских сувениров (выставка)

- доски, полотенца, матрешки, кружки, ложка

5. Конкурс детских рисунков «Мой любимый поселок»

2 неделя «Неделя сказок» с 12 по 18 октября

-чтение марийских народных сказок («Заячий домик»«Кокша-богатырь»«Сереброзубая Помпалче»)

-изготовление атрибутов к настольному театру

-«Путешествие по марийским сказкам»

3 неделя «Неделя подвижных игр» с 19 по 25 октября

-составление картотеки народных подвижных игр

-разучивание марийских народных игр с детьми

4 неделя «Неделя марийской поэзии» с 26 октября по 4 ноября

- составление картотеки стихов о Родине, Марийском крае (на русском и марийском языках)

-разучивание стихотворений с детьми

-конкурс чтецов «Марийский край родной»

Мероприятия с детьми:

- экскурсии и прогулки по поселку

- экскурсии и прогулки в природу в разное время года

-чтение произведений о родной природе, Родине

-специальные занятия по темам «Моя Россия»«Республика Марий Эл»«Наш поселок»«Моя семья»

-конкурсы «Осенние фантазии»«Мой любимый поселок»«Марийский край родной»

-знакомство с традиционной марийской культурой, вышивкой, росписью

-знакомство с народными подвижными играми


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Родной свой край люби и знай!"

Педагогический проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...

Проект «Родной свой край - люби и знай»

Проект по направлению: охрана, сохранение и популяризация исторического и культурного наследия города Северодвинска «Родной свой край - люби и знай» Малая Родина... У каждого человека она своя, н...

Проект Родной свой край люби и знай

Проект разработан для формирования нравственно - патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста...

Инновационно - педагогический проект "Родной свой край - люби и знай"

Данный проект предназначен к  приобщению ребенка к истории и культуре  своего города;   пополнитю  знаний   детей о  городе,  в  котором  мы  живем, ...

Экологический проект "Родной свой край - люби и знай".

Проект направлен на формирование предпосылок экологического сознания детей старшего дошкольного возраста. Раскрытию взаимосвязи животного и растительного мира, их значение для человека. Развитию ...