Проект «Родной свой край люби и знай!»
«Я узнал, что у меня
Есть огромная семья:
И тропинка, и лесок,
В поле - каждый колосок,
Речка, небо голубое-
Это все мое, родное!
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я!»
(В. Орлов)
АКТУАЛЬНОСТЬ
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
ПОЯСНИТЕЬНАЯ ЗАПИСКА
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.
По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.
Цель: формирование нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны.
Задачи:
1. Воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, гордости за принадлежность к великой России.
2. Воспитывать чувство любви к малой родине- родному поселку, Республике Марий Эл.
3. Воспитывать чувство любви и бережного отношения к национальной культуре, природе, людям труда.
4. Заложить основы теплого чувства и привязанности к своей семье. Сформировать понятия- семья, я- член семьи, родные люди, родители, прародители.
Гипотеза: Детям в дошкольном возрасте присуще еще неосознанное чувство патриотизма. Для того, чтобы дошкольник вырос действительно патриотом своей Родины, это чувство необходимо целенаправленно развивать и укреплять, привлекая детей к участию в различных мероприятиях, привлекая к этому и родителей воспитанников.
Ожидаемые результаты.
1. Развитие у детей чувства гордости за принадлежность к гражданам своей страны.
2. Формирование добрых, теплых взаимоотношений в семьях.
3. Составление конспектов занятий, досугов и праздников патриотической направленности.
4. Привлечение родителей к работе с детьми.
Формы работы: тематические занятия, экскурсии, выставки детских рисунков, беседы, знакомство с символикой государства, чтение художественных произведений, музыкальные и спортивные развлечения, праздники, конкурсы, заучивание стихов и песен о Родине, знакомство с произведениями народного творчества, оформление семейных фото- альбомов, оформление патриотического уголка, создание музея народного быта.
Участники –партнеры проекта: все педагоги детского сада, дети всех групп, их родители, сотрудники музея, детской библиотеки.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный
Мероприятия для педагогов:
1. создание творческой группы.
2. Определение целей и задач проекта.
3. Составление плана мероприятий.
4. Подбор методической литературы.
5. Ознакомление родителей с проектом.
Мероприятия для родителей:
1. Знакомство с целями и задачами проекта.
Основной этап.
Мероприятия для педагогов.
1. Проведение познавательных, игровых и досуговых мероприятий.
2. Написание конспектов проводимых мероприятий.
3. Привлечение родителей к участию в проекте.
4. Подготовка детей к участию в конкурсах.
Мероприятия для детей:
1. Участие во всех мероприятиях плана.
2. Заучивание стихов и песен о Родине.
3. Участие в конкурсах.
Мероприятия для родителей:
1. Помощь педагогам в организации и проведение мероприятий плана.
2. Непосредственное участие в занятиях, праздниках.
3. Изготовление необходимых костюмов, атрибутов.
4. Участие в конкурсе «Осенние фантазии»
5. Составление «Герб моей семьи»
Заключительный этап
Мероприятия для педагогов
1. Подведение итогов.
2. Анализ выполнения плана мероприятий.
3. Анализ успешности работы с детьми, родителями.
Мероприятие для детей:
1. Праздник-концерт «Мы живем в России»
Мероприятие для родителей:
1. Помощь в подготовке праздника и непосредственное участие в нем.
2. Открытие музея народного быта.
1 неделя «Неделя изодеятельности» с 1 по 11 октября
1. Марийский орнамент.
2. «Укрась рубашку Онару»
3. «Платье моей бабушки»
4. Магазин марийских сувениров (выставка)
- доски, полотенца, матрешки, кружки, ложка
5. Конкурс детских рисунков «Мой любимый поселок»
2 неделя «Неделя сказок» с 12 по 18 октября
-чтение марийских народных сказок («Заячий домик», «Кокша-богатырь», «Сереброзубая Помпалче»)
-изготовление атрибутов к настольному театру
-«Путешествие по марийским сказкам»
3 неделя «Неделя подвижных игр» с 19 по 25 октября
-составление картотеки народных подвижных игр
-разучивание марийских народных игр с детьми
4 неделя «Неделя марийской поэзии» с 26 октября по 4 ноября
- составление картотеки стихов о Родине, Марийском крае (на русском и марийском языках)
-разучивание стихотворений с детьми
-конкурс чтецов «Марийский край родной»
Мероприятия с детьми:
- экскурсии и прогулки по поселку
- экскурсии и прогулки в природу в разное время года
-чтение произведений о родной природе, Родине
-специальные занятия по темам «Моя Россия», «Республика Марий Эл», «Наш поселок», «Моя семья»
-конкурсы «Осенние фантазии», «Мой любимый поселок», «Марийский край родной»
-знакомство с традиционной марийской культурой, вышивкой, росписью
-знакомство с народными подвижными играми