Проект «Родной свой край - люби и знай»
проект (подготовительная группа) по теме
Проект по направлению: охрана, сохранение и популяризация исторического и культурного наследия города Северодвинска «Родной свой край - люби и знай»
Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, — именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие любви к родному краю.
Воспитать любовь к родному краю – это значит так показать детям их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство гордости за своих земляков.
В настоящее время работа по воспитанию любви к малой Родине, а именно Архангельской области, особенно актуальна и связано это прежде всего с большим оттоком населения из нашего региона. По данным Росстата, численность населения Архангельской области за 8 лет сократилась на 11%. При этом темпы миграции жителей Поморья растут с каждым годом. Черезкаких-то 80-90 лет в регионе не останется ни одного постоянного жителя.Одной из причин растущей миграции мы считаем ослабление чувства патриотизма, любви к родному краю.Поэтому работу по ознакомлению с родным краем, воспитанию любви к «малой» Родине мы считаем важной задачей на сегодняшний день и начинать ее нужно с детства.
Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав все, что свято чтут люди, – значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине. Обращение к отеческому наследию прививает уважение к земле, у ребенка появляется чувство гордости за нее.
Знание истории своего края, родной культуры способствует формированию личности, которая в будущем могла бы ставить своей целью процветание и развитие «малой» родины.
Воспитание любви к родному краю– ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Подобная работа может быть эффективной только при условии активного привлечения к ней родителей и другой общественности. Долгосрочный целевой проект «Родной свой край - люби и знай!», содержащий систематическую работу, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки, позволит дать положительные результаты.
Уникальность данного проекта заключается в том, что над его реализацией работают в содружестве коллективы ДОУ и школы. Благодаря этому взаимодействию процесс познания прошлого и настоящего Русского Севера становится развивающим, увлекательным и осознанным, что крайне важно и необходимо в период формирования личности ребенка как гражданина.
В рамках проекта планируется использование различных форм подачи материала патриотической тематики, вовлечение детей и родителей в совместную творческую деятельность, направленную на воспитание любви к «малой» Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по направлению: охрана, сохранение и популяризация исторического и культурного наследия города Северодвинска «Родной свой край - люби и знай».
1. Проблема.
Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, — именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие любви к родному краю.
Воспитать любовь к родному краю – это значит так показать детям их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство гордости за своих земляков.
В настоящее время работа по воспитанию любви к малой Родине, а именно Архангельской области, особенно актуальна и связано это прежде всего с большим оттоком населения из нашего региона. По данным Росстата, численность населения Архангельской области за 8 лет сократилась на 11%. При этом темпы миграции жителей Поморья растут с каждым годом. Черезкаких-то 80-90 лет в регионе не останется ни одного постоянного жителя.Одной из причин растущей миграции мы считаем ослабление чувства патриотизма, любви к родному краю.Поэтому работу по ознакомлению с родным краем, воспитанию любви к «малой» Родине мы считаем важной задачей на сегодняшний день и начинать ее нужно с детства.
Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав все, что свято чтут люди, – значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине. Обращение к отеческому наследию прививает уважение к земле, у ребенка появляется чувство гордости за нее.
Знание истории своего края, родной культуры способствует формированию личности, которая в будущем могла бы ставить своей целью процветание и развитие «малой» родины.
Воспитание любви к родному краю– ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Подобная работа может быть эффективной только при условии активного привлечения к ней родителей и другой общественности. Долгосрочный целевой проект «Родной свой край - люби и знай!», содержащий систематическую работу, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки, позволит дать положительные результаты.
Уникальность данного проекта заключается в том, что над его реализацией работают в содружестве коллективы ДОУ и школы. Благодаря этому взаимодействию процесс познания прошлого и настоящего Русского Севера становится развивающим, увлекательным и осознанным, что крайне важно и необходимо в период формирования личности ребенка как гражданина.
В рамках проекта планируется использование различных форм подачи материала патриотической тематики, вовлечение детей и родителей в совместную творческую деятельность, направленную на воспитание любви к «малой» Родине.
2. Цель и задачи проекта.
Основная цель: возрождение нравственного потенциала личности, ее национального самосознания, национальной гордости через использование возможностей семьи, дошкольных, школьных учреждений по сохранению духовных традиций Русского Севера, формирование у ребенка ценностных ориентиров, основ гражданской позиции, приобщение к истории и культуре родного края посредством интерактивного музея.
Задачи:
- Создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры родного края через организацию интерактивного музея «Русский север»;
- Воспитание чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие интереса к истории семьи, семейным традициям;
- Вовлечение взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, города;
- Сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном городе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала.
- Календарный план
1 блок «Моя семья»
Перечень основных мероприятий совместной деятельности с детьми | ||||
№ | Тема, формы проведения | Цель | Ответственные | Сроки |
1 | «Моя семья»- выставка детских рисунков | - воспитывать у детей любовь и уважение к родителям и другим членам семьи; - развивать художественно-творческие способности | Хватова Е.В Литвиненко Ю.А. Сафонова Н.В. | февраль |
2 | Творческий мини-проект «Я и моя семья» | -формирование у детей и взрослых способов межличностного взаимодействия, обогащение их социального опыта; - формирование ценностного отношения членов семьи друг к другу и окружающим | Хватова Е.В Литвиненко Ю.А. Сафонова Н.В. | Март |
3 | «Древо моей семьи»-составление родословного дерева совместно взрослых и детей | -развитие интереса к истории своей семьи, своего рода, созданию родословной; - учить детей понимать свою роль в семье | Хватова Е.В Литвиненко Ю.А. Сафонова Н.В. | Апрель |
4 | Акция «Солнце семейных традиций» | - познакомить детей и взрослых с семейными традициями; -формирование ценностного отношения к близким людям | Хватова Е.В Литвиненко Ю.А. Сафонова Н.В., Шилова Т.Ю., Водянникова А.В. | Май |
5 | «Радуга детства»-фестиваль, посвященный дню защиты детей | - формирование знаний правовой культуры детей, педагогов, родителей по защите прав ребенка. - воспитывать у детей чувство любви и привязанности к самым близким людям, - воспитание у дошкольников чувства товарищества и взаимопомощи в усложненных жизненных ситуациях. | Хватова Е.В Литвиненко Ю.А. Сафонова Н.В., Шилова Т.Ю., Водянникова А.В., Музыкальные руководители | Июнь |
6. | «И душа на месте, когда вся семья вместе» Музыкальное развлечение, посвященное дню семьи | -укрепление детско-родительских отношений, - формирование ценностного отношения к близким людям | Музыкальные руководители, Литвиненко Ю.А. Сафонова Н.В., Долгополова О.Н. Журина Н.Е, Хватова Е.В | Июль |
7 | Турслет «Сила моя-поморская семья» | - познакомить родителей и детей с народными играми-развлечениями: подвижными, хороводными; - через совместную деятельность родителей с детьми способствовать гармонизации детско - родительских отношений | Хватова Е.В Литвиненко Ю.А. Сафонова Н.В., Долгополова О.Н. Журина Н.Е | Август |
8 | Фотовыставка «семейный отдых» | -пропаганда семейных ценностей; - возрождение традиций внутрисемейной этики; - популяризация нравственных ценностей; - развитие творческого потенциала | Хватова Е.В Литвиненко Ю.А. Сафонова Н.В., | Сентябрь |
9 | «Почитай мне сказку, мама»-практикум для родителей | -Вызвать у родителей интерес к проблеме детского чтения; - познакомить их с методами и приемами используемыми при ознакомлении детей с художественной литературой; -познакомить с навыками выразительного чтения - познакомить с творчеством С.Г Писахова; | Шилова Т.Ю. Хватова Е.В Литвиненко Ю.А. Сафонова Н.В., | Октябрь |
10 | Мама, мамочка, мамуля –. мини-проект, посвященный Дню матери | -Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей; - воспитывать уважение, бережное отношение к матери, способствовать созданию теплых взаимоотношений в семье; -вызвать интерес к работе и повседневным заботам матери | Музыкальные руководители, Шилова Т.Ю, Литвиненко Ю.А. Сафонова Н.В | Ноябрь |
- блок -«Мой любимый город- Северодвинск»
Перечень основных мероприятий совместной деятельности с детьми | ||||
№ | Тема, формы проведения | Цель | Ответственные | Сроки |
1 | «История улиц-история города» Экскурсия по городу | -познакомить детей с историей города; -воспитывать уважение к людям, построившим город. | Литвиненко Ю.А. Сафонова Н.В., Хватова Е.В | февраль |
2 | «Мой город-Северодвинск» Игра-путешествие в интеллектуальном клубе «Почемучка» | - формирование интереса к своей малой родине-улице, домам, памятникам; -углубить знания о достопримечательностях родного города - учить ориентироваться в плане города | Долгополова О.Н., Журина Н.Е, | Март |
3 | «Северодвинск в годы ВОВ» -посещение краеведческого музея | -сообщить детям элементарные знания о ВОВ, -дать знания детям о тружениках тыла; | Литвиненко Ю.А. Сафонова Н.В., Хватова Е.В | Апрель |
4 | «День победы» Праздничный концерт для ветеранов | - прививать чувство уважения к ветеранам, желание сделать приятное; --расширить представления о празднике Дне Победы - развивать исполнительские способности | Литвиненко Ю.А. Сафонова Н.В., Хватова Е.В. музыкальные руководители, | Май |
5 | «Северодвинск - город корабелов»- посещение городского краеведческого музея, экспозиции «городская субмарина» | -расширить представления о профессиях, представленных на предприятиях города - показать значения труда конкретного человека для общего блага; - воспитывать желание подражать своим родителям | Литвиненко Ю.А. Сафонова Н.В., Хватова Е.В. | Июнь |
6 | «С днем рождения, любимый город!»-праздник -акция | -воспитывать у дошкольников чувство привязанности, гордости за свой город; - развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе. | Литвиненко Ю.А. Сафонова Н.В., Журина Н.Е, Долгополова О.Н., музыкальные руководители | Июль |
7 | Мастерская мечты «Провинция у моря» - создание макета «город Северодвинск в будущем» (совместно с родителями) | - развивать конструктивно-творческие способности детей - закреплять знания об особенностях архитектуры города, организации уличного пространства - через совместную деятельность родителей с детьми способствовать гармонизации детско - родительских отношений | Литвиненко Ю.А. Сафонова Н.В., Журина Н.Е, Долгополова О.Н. | Август |
8. | «Северодвинск-прошлое, настоящее, будущее»- создание экспозиции в интерактивном мини-музее | - поддерживать интерес детей и взрослых к истории города; - закреплять знания о символах города; - способствовать формированию чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее своего города. | Литвиненко Ю.А. Сафонова Н.В., Журина Н.Е, Долгополова О.Н | Сентябрь-октябрь |
9 | Конференция -презентация интерактивного музея «Русский Север» (сопровождение аудио и видео гидом всех представленных экспонатов) | - обобщить накопленный опыт работы с детьми, родителями, представителями культуры, искусства города в ходе реализации проекта; -воспитывать уважительное, бережное отношение к истории, достопримечательностям, культуре, природе своей «малой» родины. | Журина Н.Е, Долгополова О.Н | Ноябрь |
3 блок - «Север-край родной»
Перечень основных мероприятий совместной деятельности с детьми | ||||
№ | Тема, формы проведения | Цель | Ответственные | Сроки |
1 | «Поморы – потомки Новгородцев» Игра-путешествие в интеллектуальном клубе «Почемучка» | -познакомить детей с историей возникновения Поморов, с историей родного края; | Литвиненко Ю.А. Сафонова Н.В., Долгополова О.Н., Хватова Е.В. | февраль |
2 | «Быт и традиции поморов»- посещение интерактивного музея «Русский Север» | - познакомить детей с предметами быта Поморов, внешним обликом; -познакомить с традициями народов родного края; | Литвиненко Ю.А. Сафонова Н.В., Долгополова О.Н., Журина Н.Е | Март |
3 | «В гости к Марьюшке» - мастер-класс для родителей и детей по плетению из бересты | -познакомить детей и родителей с древними с художественными промыслами и ремеслами поморов; - практическое освоение навыками берестоплетения | Литвиненко Ю.А. Сафонова Н.В., Долгополова О.Н., Журина Н.Е., Хватова Е.В | Апрель |
4 | «Изобразительное искусство Архангельской области. Мезенская роспись» Мастер-класс по мезенской росписи | -познакомить детей с разными росписями Русского севера; -дать углубленные знания и практические навыки в мезенской росписи | Литвиненко Ю.А. Сафонова Н.В., Хватова Е.В | Май |
5 | «Аленкины игрушки»-мастер-класс по изготовлению кукол-скруток | -продолжать знакомить родителей и детей с народно-прикладным искусством Архангельской области: каргопольскими игрушками, куклами-скрутками, -дать практические навыки по изготовлению тряпичной куклы | Литвиненко Ю.А. Сафонова Н.В., Журина Н.Е, Долгополова О.Н. | Июнь |
6 | «Великий помор» Виртуальная экскурсия в интеллектуальном клубе «Почемучка» на родину М.В.Ломоносова | -познакомить с жизнью, великими делами знаменитого помора М.В.Ломоносова; -воспитывать чувство гордости и уважения к великому земляку; | Литвиненко Ю.А. Сафонова Н.В., Долгополова О.Н., Хватова Е.В, Журина Н.Е | Июль |
7 | «Наш край –красивый и богатый»-Просмотр презентации «Природа Севера» | -познакомить детей с климатическими особенностями Северного края; - познакомить с животными и растениями родного края; - дать знания детям о животных и растениях Северного края, занесенных в Красную книгу | Литвиненко Ю.А. Сафонова Н.В. | Август |
8. | «Ярмонка» - организация ярмарки даров осени на базе средней общеобразовательной школы №30 | -познакомить детей с и родителей с народными праздниками поморов; - изготовление поделок из природного материала; | Литвиненко Ю.А. Сафонова Н.В., Хватова Е.В, Долгополова О.Н Журина Н.Е Музыкальные руководители | Сентябрь |
9. | «Осенины или праздник урожая» - Музыкальное развлечение | - продолжать знакомить детей и родителей с народными праздниками поморов; - познакомить с фольклором Русского севера; - через совместную деятельность родителей с детьми способствовать гармонизации детско - родительских отношений | Литвиненко Ю.А. Сафонова Н.В., Журина Н.Е, Долгополова О.Н, Музыкальные руководители | Октябрь |
10 | КВН «Знатоки родного края» между детьми дошкольного и школьного возраста | - уточнить полученные детьми в ходе проекта знания о родном крае; | Хватова Е.В, Долгополова О.Н | Ноябрь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Родной свой край люби и знай!"
Педагогический проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...
Проект "Родной свой край люби и знай!" для детей старшего дошкольного возраста
Проект для детей старшего дошкольного возраста....
Проект Родной свой край люби и знай
Проект разработан для формирования нравственно - патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста...
Инновационно - педагогический проект "Родной свой край - люби и знай"
Данный проект предназначен к приобщению ребенка к истории и культуре своего города; пополнитю знаний детей о городе, в котором мы живем, ...
Экологический проект "Родной свой край - люби и знай".
Проект направлен на формирование предпосылок экологического сознания детей старшего дошкольного возраста. Раскрытию взаимосвязи животного и растительного мира, их значение для человека. Развитию ...