« Развитие познавательного интереса дошкольников к миру природы средствами конструирования из природного и бросового материала».
статья на тему
Предварительный просмотр:
Гаттас С.Е.,
Воспитатель МБДОУ детский сад 10
ГО Красноуфимск
« Развитие познавательного интереса дошкольников к миру природы средствами конструирования из природного и бросового материала».
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
В. А. Сухомлинский
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяют: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях); о малой родине и Отечестве, представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы,
Одним из приоритетных направлений МБДОУ детский сад10является познавательное и речевое развитие, которое направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития через решение следующих задач: развитие познавательно – исследовательской и конструктивной деятельности, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Познавательный интерес – избирательная направленность личности напредметы и явления окружающей действительности. Эта направленностьхарактеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у ребенка постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сампостоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность дошкольникасовершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Работая по направлению «Развитие познавательного интереса дошкольников к миру природы средствами конструирования из природного и бросового материала» в соответствие с запросом родителей и с учетом приоритетной деятельности образовательного учреждения создала общеразвивающую программу дополнительного образования по развитию познавательного интереса дошкольников к миру природы «Самоделкин». Созданные поделки из природного и бросового материала обладают многими полезными для работы качествами: яркой окраской, разнообразием форм, гибкостью, пластичностью, легкостью использования в работе.Работа с готовыми формами не только развивает воображение и творчество детей, хорошую ручную умелость, но и закладывает у них бережное отношение к окружающей природе. Особое внимание при совершенствовании предметно – пространственной среды уделила познавательному развитию и речевому развитию детей. В группе создан экологический центр «Хочу все знать», который ориентирован на осуществление опытно-экспериментальной деятельности детей, организации простейших опытов с бумагой, песком, воздухом, водой. В содержание центра включены: природные материалы, коллекции, гербарии, иллюстративный и дидактический материал.
Разработала и оформила наглядные пособия, дидактические игры, схемы, модели, создана картотека опытов, наблюдений.
В качестве основных форм работы с детьми использую:
- игры на познание и классификацию объектов окружающего мира: «Назови одним словом», «Что где растет», «Цепочка», «Почемучка»;
- игры на развитие чувственного восприятия: «Волшебные звуки», «Угадай на вкус»;
- игры, способствующие формированию основ экологического самосознания: «Хорошо - плохо», «Что будет, если», «Береги живое»;
- беседы: «Космос. Вселенная. Звезды», «Лес в жизни человека», «Пожар – стихийное бедствие»;
- занятия: «Что мы знаем о воде», «Почему исчезают животные», «Сбережем удивительный мир растений и животных леса» ;
- цикл наблюдений не только в природе, но и за деятельностью человека, обращая внимание на взаимосвязь и взаимозависимость всех явлений;
- экскурсии:
- на «Станцию Юных Натуралистов»;
- на реку Саргу и Уфу;
- в Красноуфимский краеведческий музей и др.
- труд в природе: на участке вывешиваются кормушки, собирают и выращивают в зимний период корм для птиц и подкармливают их зимой, наблюдают за растениями на участках детского сада, собирают семена садовых цветов, выращивают рассаду декоративных и овощных культур;
- самостоятельная деятельность: эффективным методом формирования интереса дошкольников к природе является экспериментирование, где дети проводят простейшие опыты, знакомятся со свойствами предметов и материалов, проводятся эксперименты с песком, водой, бумагой, снегом. Прежде, чем приступить к какому-либо эксперименту, мы вместе с детьми выбираем объект исследования, затем подбираем оборудование, выдвигаем различные версии, что получится. Затем проводим непосредственно эксперимент и сравниваем то, что получилось, с тем, что прогнозировалось. В результате использования различных форм экологического воспитания у детей развит интерес к познанию окружающего мира через исследовательскую деятельность, инициативность, любознательность. Одним из важнейших направлений воспитательно - образовательной деятельности является работа с родителями.В работе с родителями использую следующие формы работы:
- консультации: «Как проводить экологические эксперименты дома», «Знакомство с комнатными растениями»;
- конкурсы: родители участвуют в конкурсе поделок из бросового материала « В гармонии с природой и собой»;
- участие в развлечениях и праздниках;
- Детско-родительские проекты «Животные уральского леса», « Наши любимцы», « Птицы нашего края»;
- Участие в акциях: «Кормушка», «Елочка», « Мы за чистый город» и др.
Результатом совместной деятельности по данной теме является активное участие детей и родителей в конкурсах разного уровня. Где имеют призовые места. Таким образом, у детей проявляется любознательность, инициативность, стремление к самостоятельному познанию окружающего мира, желание самостоятельно экспериментировать, выполнять простейшие опыты, а также интерес к окружающей их природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников через ознакомление с природой
Исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников через ознакомление с природой...
Программы «Развитие познавательного интереса у детей к природе родного края, по средствам ознакомления с растительным миром».
Создание условий для развития познавательного интереса детей к природе в процессе ознакомления с растительным миром родного края....
Картотека дидактических игр,направленных на развитие познавательного интереса дошкольников к миру растений"
Картотека дидактических игр , направленных на развитие познавательного интереса дошкольников к миру растений....
СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ТОНКИХ ДВИЖЕНИЙ РУК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИРОДНОГО И БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА.
Обоснование разработки системы упражнений на развитие мелкой моторики и тонких движений с использованием природного и бросового материала. Развитие мелкой моторики и тонких движений является тол...
«Развитие познавательного интереса к предметному миру у детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»
Актуальность. Современный этап культурно-исторического развития общества характеризуется все возрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни познания объективного мира, изменением социально...
Исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников при ознакомлении с природой
Ознакомление с природой начинается с первых шагов по родной земле. С большим интересом дети участвуют в самой разной исследовательской деятельности. Жажда новых впечатлений, л...
«Исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников через ознакомление с природой»
Консультация для воспитателей на тему: «Исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников через ознакомление с природой»...