«Развитие познавательного интереса к предметному миру у детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»
материал
Актуальность. Современный этап культурно-исторического развития общества характеризуется все возрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни познания объективного мира, изменением социального устройства и возникновением качественно новых видов деятельности в ранее неизвестных областях. Особое значение здесь приобретает стремление и способность личности активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, а также создавать, изобретать новые предметы, стратегии поведения и деятельности. Это активное познавательное отношение к действительности должно формироваться с детства.
Окружающий ребенка мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание войти в этот мир, преобразовать его, усовершенствовать, а для этого ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь достаточный запас представлений об истории создания и изменении предметов человеком.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Социально-педагогическая практика «Эволюция предмета»
на тему: «Развитие познавательного интереса к предметному миру у детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»
Актуальность. Современный этап культурно-исторического развития общества характеризуется все возрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни познания объективного мира, изменением социального устройства и возникновением качественно новых видов деятельности в ранее неизвестных областях. Особое значение здесь приобретает стремление и способность личности активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, а также создавать, изобретать новые предметы, стратегии поведения и деятельности. Это активное познавательное отношение к действительности должно формироваться с детства.
Окружающий ребенка мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание войти в этот мир, преобразовать его, усовершенствовать, а для этого ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь достаточный запас представлений об истории создания и изменении предметов человеком.
Цель – формировать восприятие целостной картины мира у детей дошкольного возраста через создание и использование многообразной деятельности музея (формирование представлений об истории создания предметного мира).
Задачи:
- Учить детей видеть предметы и явления окружающего мира в их развитии (прошлое, настоящее, будущее предмета).
- Развивать умение рассматривать окружающие предметы во взаимосвязях и взаимозависимостях («человек – предмет», «ребенок – предмет»).
- Развивать способность прогнозировать будущее предметов.
- Расширять представления детей о профессиях.
- Воспитывать у детей бережное отношение к предметам окружающего мира.
Ресурсы практики
Материально-техническая база:
- детские энциклопедии;
- серия наглядно-дидактических пособий «Расскажите детям»;
- схемы-карточки;
- демонстрационный материал «Истории обычных вещей»;
- мультимедийные презентации;
- дидактические настольно-печатные игры;
- атрибуты, игрушки для игр-путешествий;
- мини-выставки детских коллекций;
- мини-выставки одного предмета;
- компьютер, проектор;
- пластилин, кубики, цветная бумага, ножницы, клей, кисточки, краски, карандаши.
Программно-методическое обеспечение:
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
- Рыжова, Н. А. Мини-музей в детском саду / Н. А. Рыжова, Л. В. Логинова, А. И. Данокова. – М. : Линка – Пресс, 2008.
- Дыбина О. В. «Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов» / О. В. Дыбина. – М. : Сфера, 2015.
- Перспективный план совместной работы с детьми дошкольного возраста по теме «Эволюция предмета».
- Конспекты игр-путешествий с детьми дошкольного возраста.
- Сценарии развлечений для детей дошкольного возраста.
- Материалы интернет – сайта «Музея одного предмета».
Материалы по работе с родителями:
- устный журнал «Играем, изучаем, познаем...» (памятки, консультации);
- тематическая выставка для родителей.
Реализация
1. Использование педагогических технологий:
- музейная педагогика;
- проектная деятельность;
- исследовательская деятельность;
- информационно-коммуникативная деятельность;
- мультимедийная деятельность.
2. Организация воспитательно-образовательного процесса в следующих формах:
познавательно-эстетическая деятельность:
- выставки репродукций картин известных художников, в том числе художников чувашского края;
- посещение музеев, встречи с местными художниками;
- опыты, экспериментирование;
- рассматривание отдельных произведений или специально подобранных серий картин, скульптур, иллюстраций;
- экскурсии;
речевая деятельность:
- беседы по картинам;
- составление мини-рассказов;
- сказки, легенды, рассказы, мифы;
художественно-продуктивная деятельность:
- изготовление скульптур, эстампов, коллективных панно;
- изобразительная деятельность, в том числе с использованием нетрадиционных техник;
- мини-выставки детских работ;
игровая деятельность:
- игровые проблемные ситуации, разыгрывание исторических ситуаций;
- интеллектуальные викторины;
- ролевые игры.
3. Работа с семьей:
направления:
- педагогическое просвещение родителей, оказание практической помощи в вопросах воспитания;
- вовлечение родителей в совместную активную деятельность с детьми и педагогом;
формы работы с родителями:
- выставки;
- проектная деятельность;
- проведение тематических дней;
- создание мини-музея;
- детско-родительский клуб «День в музее».
Календарный план реализации
Этапы работы | Наименование мероприятий | Период реализации |
Подготовительный этап | Изучение методической литературы, опыта работы других педагогов по данной проблеме | сентябрь 2020 |
Обогащение предметно-развивающей среды для формирования и активизации познавательной сферы дошкольников | в течение года | |
Определение содержания и структуры игр-путешествий и бесед | сентябрь 2020 | |
Разработка перспективного плана совместной работы с детьми дошкольного возраста | октябрь 2020 | |
Подбор дидактических игр | сентябрь 2020 | |
Подбор диагностического материала | сентябрь 2020 | |
Диагностика выявления уровня знаний детей об истории происхождения предмета | сентябрь 2020 | |
Анкетирование родителей | октябрь 2020 | |
Основной этап. | Организация мини-выставки для родителей и педагогов познавательных детских книг и пособий | октябрь 2020 |
Оформление и обновление атрибутов и пособий к играм | в течение года | |
Составление конспектов игр-путешествий по ознакомлению детей с предметами быта | по перспективному плану | |
Подборка альбомов и демонстрационного материала: «История обычных вещей» | в течение года | |
Работа с детьми:
| в соответствии с перспективным планом | |
Основной этап. |
| в течение года |
Работа с родителями:
| март 2021 апрель 2021 | |
Заключительный этап | Презентация результатов проекта «Эволюция предмета» | май 2021 |
Анализ проделанной работы, подведение итогов, результатов реализации проекта | май 2021 | |
Повторная диагностика по выявлению уровня представлений воспитанников об истории создания предметного мира | май 2021 | |
Повторный опрос родителей воспитанников | май 2021 |
9. Ожидаемые результаты
- Дети научились видеть предметы и явления окружающего мира в их развитии.
- Сформировано умение рассматривать окружающие предметы во взаимосвязях и взаимозависимостях.
- Дети способны прогнозировать будущее предметов.
- Дети имеют достаточно глубокие представления о мире профессий.
- Дети в повседневной жизни показывают бережное отношение
к предметам окружающего мира.
Анализ реализации
Нет таких детей, которые бы совершенно ничем не интересовались. И если мы говорим, что у ребёнка нет никаких интересов, значит, пока его внутренний мир беден, впечатления случайны, поверхностны. А это зависит от взрослых, не сумевших вовремя направить внимание ребёнка на те предметы и явления окружающего, которые захватили бы его ум и воображение. Воспитатель формирует и направляет детские интересы, расширяет и углубляет их, старается придать им устойчивость, действенность, нравственную направленность. Здоровый, нормальный ребёнок интересуется всем, что окружает его, хочет проникнуть в суть явлений, пытается делать самостоятельные умозаключения. Однажды мне в руки попались картинки старинных вещей, прообразов современных вещей, я показала их детям и они заинтересовались тем, как эти вещи выглядят сейчас. Я решила помочь детям узнать историю возникновения различных вещей.
Именно поэтому мы начали работу по ознакомлению детей с историей развития предметов быта, с целью раскрытия перед детьми дошкольного возраста удивительного рукотворного мира, мира творческой деятельности человека. Показывая ребёнку, как человек изменял предметы, делал их удобными в использовании, мы как бы отправляемся в прошлое и мысленно переносимся в быт и жизнь людей прошлых веков.
Благодаря средствам музейной педагогики в группе возможно построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности.
Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми и родителями. Появилась возможность «погружения» детей в новую для них предметно-информативную среду; возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослым; возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – накоплен достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление и т.д.).
Подобранный нами дидактический материал на три блока:
I блок – информационный. Включает материал, благодаря которому ребенок получает информацию об истории создания и изменения человеком предметов;
II блок – логический. Включает дидактические игры на установление логической последовательности изменения человеком предметов (развитие способности устанавливать причинно-следственные связи между потребностями человека и совершенствованием создаваемых им предметов);
III блок – блок преобразования. Включает в себя творческое преобразование предметов окружающего мира.
Специально организованная деятельность в мини-музее проводится 2 раза в неделю и включает различные формы и методы работы с детьми (индивидуальную деятельность, совместную деятельность).
В работе используются игры, которые проводятся не только на этапе ознакомления с новым материалом, но и на этапах закрепления, повторения, обобщения.
Для формирования представлений о создании и изменении предметов человеком нами были выделены три группы предметов:
1. Предметы, облегчающие труд в быту: пылесос, утюг,
2. Предметы, удовлетворяющие потребности, необходимые для жизни человека (посуда): ложка, тарелка, вилка
3. Предметы, облегчающие труд на производстве: часы, телефон
Для того чтобы дети получили информацию об истории предметов, мы используем игры-путешествия и оформление мини-музеев одного предмета.
Выбор тем для путешествий в прошлое предметов, конечно же, зависит от возраста и возможности показать те или иные предметы. В этой работе мне помогают родители, бабушки и дедушки воспитанников. Они приносят некоторые сохранившиеся от старых времён вещи и предметы, помогают в оформлении уголков старины в группе.
В результате проведения цикла мероприятий, дети проявили желание участвовать в драматизации тех сценок из прошлой жизни, повысился уровень знаний воспитанников о происхождении предметов окружающего быта.
Таким образом, подводя предварительный итог, можно сказать, что создание мини-музея в группе детского сада является одним из эффективных средств развития познавательного интереса к предметному миру.
11. Перспективы на будущее
Данную проблему нельзя считать до конца изученной. В перспективе будет иметь дальнейшее развитие, и охватывать детей подготовительной группы.
12. Список литературы
- Веракса, H. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве / Н. Е. Веракса, А. У. Веракса. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.
- Денисенкова, Н. Ваш ребенок познает мир / Н. Денисенкова // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 1. – С. 100-106.
- Дыбина О. В. «Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов» / О. В. Дыбина. – М. : Сфера, 2015.
- Дыбина, О. В. Предметный мир как источник познания социальной действительности / О. В. Дыбина. – Самара : Волга, 1997.
- Дыбина, О. В. Ребенок и окружающий мир / О. В. Дыбина. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.
- Мацкевич, Л. Историческое познание и музей / Л. Мацкевич // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 5. – С.61-63.
- Морозова, А. Н. Музейная педагогика : из опыта методической работы / А. Н. Морозова, О. В. Мельникова. – М. : Сфера, 2006.
- Наугольных, И. Р. Развивающие технологии в детском саду, или Как вырастить почемучек / И. Р. Наугольных // Дошкольная педагогика. – 2008. – №11. – С. 18-20.
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
- Пастухова, И. О. Детский сад и музей / И. О. Пастухова // Управление ДОУ. - 2007. - №2. - С. 102-107.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательного интереса к предметному миру у детей раннего возраста
Презентация. Предметная деятельность в раннем возрасте....
Педагогический проект: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»
Особенно важно уже в дошкольном возрасте поддержать и направить интерес ребенка к людям разных национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии традиции и культуры. Со...
Формирование познавательного интереса к предметному миру у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
В статье отражены задачи, этапы работы по данному вопросу...
Формирование познавательного интереса к предметному миру у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
Выступление на МО из опыта работы по обобщению АПО....
Проект на тему "Создание предметно-пространственной среды, способствующей развитию познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики».
Представленный материал поможет создать действенную развивающую предметную среду, способствующую развитию познавательных и творческих способностей у детей дошкольного возраста ...
Презентация Этнокультурное образование детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики
Музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Это особая форма работы с детьми и родителями, это способ «погружения» детей в информативную, новую и необычн...
Перспективный план работы с воспитанниками 5 - 6 лет В рамках реализации региональной инновационной площадки по теме «Социокультурное воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»
Перспективный план работы с детьми старшей группы «Непоседы» 5 - 6 лет. В рамках реализации региональной инновационной площадки по теме «Социокультурное воспитание детей дошколь...