Приемы адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ.
статья (старшая группа) по теме
Анализируя свой педагогический опыт работы, я решила раскрыть наиболее значимую для меня тему - адаптации ребенка к детскому саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья: Приемы адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ. | 18.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Кейс на тему:
«Приемы адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ».
Выполнила: Суханова
Анна Юрьевна
г. Санкт - Петербург
Содержание
1. Актуальность
2.Адаптация как психолого – педагогический феномен
3. Факторы, влияющие на прцесс психолог – педагогической адаптации к ДОУ
4. Советы и рекомендации для родителей
5. Педагогические приемы для успешной оптимизации адаптации ребенка в ДОУ
- Актуальность
Адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении является актуальной, так как проблема адаптации детей 2-3 года жизни условиям детского сада имеет большое значение. Адаптация ребенка к новым для него условиям среды – тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни, и, возможно, приводящий к стрессу. От того как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье.
Недостаточная компетентность родителей и воспитателей в работе с детьми раннего возраста в период адаптации их к условиям детского обусловили актуальность темы: «Адаптация детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ»
Анализируя свой педагогический опыт работы, я решила раскрыть наиболее значимую для меня тему - адаптации ребенка к детскому саду.
Проблема:
- какие существуют педагогические приемы для оптимизации успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ?
2. Адаптация как психолого - педагогический феномен.
Адаптация – это процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. В зависимости от различных факторов адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения проходить по –разному. Выделяют следующие группы:
«Легкая адаптация» - отрицательное эмоциональное состояние ребенка длится недолго. В первые дни у него уменьшается аппетит и сон, он вяло играет. Но в ходе дальнейшего привыкания к новым условиям все это проходит в течении первого месяца пребывания ребенка в детском саду.
«Адаптация средней тяжести» - эмоциональное состояние ребенка нормализуется медленнее. В течении первого месяца он болеет, как правило острыми респираторными инфекциями. Болезнь длится 7 -10 дней и завершается без каких – либо осложнений.
«Тяжелая адаптация» - эмоциональное состояние ребенка нормализуется медленно. Иногда этот процесс длится несколько месяцев.
За этот период ребенок или болеет еще раз, часто со значительными осложнениями, или проявляет стойкие нарушения поведения. У таких детей наблюдается бурная негативная эмоциональная реакция и негативное отношение к окружающему детскому учреждению.
Легкую адаптацию и в определенной степени адаптацию средней тяжести можно считать закономерной реакцией детского организма на изменение условия жизни.
Тяжелая адаптация свидетельствует о чрезмерности психоэмоциональных нагрузок на организм ребенка и требует соответствующего внимания как со стороны воспитателя и родителя ребенка, так и со стороны психолога.ж
3. Факторы, влияющие на процесс психолого – педагогической адаптации детей к ДОУ
Факторы, влияющие на адаптацию ребенка в ДОУ:
- Особенности развития ребенка (возраст поступления в ДОУ, состояние здоровья, характеристики познавательной сферы ребенка, индивидуально – психологические черт, сформированность навыков общения со взрослыми и сверстниками).
- Характеристики семейной ситуации (положение ребенка в семье, привязанность ребенка к родителям, воспитательная позиция родителей, стиль детско – родительских отношений).
- Социальная и педагогическая среда ДОУ ( особенности педагогического процесса, стиль педагогического общения личностные качества педагога.
- Советы и рекомендации для родителей.
Ваш малыш пришел в детский сад. Для него началась новая жизнь – это новое окружение, новая обстановка, незнакомые люди. Слово «Адаптация» означает приспосабливаться на новые для ребенка условия. Как помочь малышу в период адаптации? Эти проблемы решают в детском саду все вместе: Мед. сестра, воспитатели, родители, психологи.
Самая важная задача создать эмоционально-благоприятную ситуацию в группе, оберегая нервную систему детей от стрессов и перегрузок, поэтому я Вам хочу предложить следующие рекомендации уважаемые родители:
- Постарайтесь быть терпеливыми к себе и ребенку, прислушивайтесь к советами просьбам воспитателей, медицинскому работнику.
- Обучайте детей дома всем навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки, одеваться и раздеваться, самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой.
- Одежда для данного возраста должна быть удобной, и легко одеваться на ребенка.
- Сократите просмотр взрослых телепередач, а больше уделяете внимание своему малышу читайте: сказки, стихи, потешки, пойте детские песенки.
- Проявляйте с малышом творческую деятельность (рисуйте, лепите,).
- Расширяйте «социальный горизонт», пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках.
- Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите ребенку, что вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоциональнее положительно родители будут относится к такому важному событию, тем мене болезненно будет протекать процесс адаптации.
- В детский сад можно брать любимую игрушку, тем легче ребенку будет находится в группе.
- Планируйте свое время так, чтобы первый месяц посещения ребенка ДОУ у Вас была возможность не оставлять его там на целый день.
- Ребенок должен приходить в детский сад здоровым.
- Формы и способы адаптации.
В процессе привыкания ребенка к дошкольной образовательному учреждению используют следующие формы и способы адаптации:
– элементы телесной терапии (объятия, поглаживания);
– исполнение колыбельных песен перед сном;
– релаксационные игры (песок, вода);
– музыкальные занятия и развитие движений;
– сказкотерапия.
Используемая литература
1. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образоват.
учреждения и семьи: пособие для воспитателей / О.Г. Заводчикова. – М.: Просвещение, 2007.
2. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ.
пособие / Н.В. Кирюхина. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006.
3. Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду . – М.,
2008.
4.Кузьмина А.В.Взаимодействие педагогов и родителей в период адаптации ребенка в детском саду//Обучение и воспитание:методики и практики.2015. - № 18.-URL:http://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-pedagogov-i-roditeley-v-period-adaptatsiirebenka-v-detskom-sadu(дата обращения: 31.01.2016).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ» МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г.Железногорск Курской области МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
-Как максимально адаптировать дошкольное образовательное учреждение к потребностям и интересам конкретного ребенка.-Как организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребенка к новым услов...
Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ» МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г.Железногорск Курской области
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИКИНПО(ПКиПП)СОО Программа по адаптации детейраннего дошкольного возрастак условиям дошкольногообразовательного учреждения«ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ ...
Программа адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ»
Проблема социальной адаптации ребенка не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных. Социальная адаптация ребенка перестает рассматриваться в биологическом аспекте приспособления индивида к ...
Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения "Дом, в котором хорошо малышам и взрослым".
Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения....
«Приемы адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ».
Адаптация к детскому саду – нелегкое время, как для каждого ребенка, так и для родителей. Поступление ребѐнка в дошкольное образовательное...
Планирование работы по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения.
Составила: Музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 10 комбинированного вида» города Железногорск...
Презентация:"Методы и приемы адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям в ДОУ
Актуадьность:Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения, новую обстановку незнакомых люде...