«Приемы адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ».
консультация (младшая группа) по теме
Адаптация к детскому саду – нелегкое время, как для каждого ребенка, так и для родителей. Поступление ребѐнка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций малыша, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния. Разлука и встреча с родными протекают подчас очень бурно, экзальтированно: малыш не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Анализируя небольшой педагогический опыт работы, я решила раскрыть наиболее волнующую для меня тему - адаптации ребенка к детскому саду. И обозначила проблему следующим образом:
- какие существуют педагогические приемы для оптимизации успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ?
От того, как пройдѐт привыкание ребѐнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приемы адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ | 42.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Кейс на тему:
«Приемы адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ».
Выполнила: Жарова
Вера Александровна
г. Санкт – Петербург
Содержание
1. Актуальность ………………………………………………………………….2
2.Адаптация как психолого – педагогический феномен………………………3
3. Факторы, влияющие на адаптацию ребенка в ДОУ…………………………5
4. Советы и рекомендации для родителей………………………………………7
5. Педагогические приемы для успешной оптимизации адаптации ребенка в ДОУ……………………………………………………………………………….9
Актуальность
Адаптация к детскому саду – нелегкое время, как для каждого ребенка, так и для родителей. Поступление ребѐнка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций малыша, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния. Разлука и встреча с родными протекают подчас очень бурно, экзальтированно: малыш не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется его активность и по отношению к предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом. Ребенок младенческого и раннего возраста менее приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. Установлено, что именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями.
Анализируя небольшой педагогический опыт работы, я решила раскрыть наиболее волнующую для меня тему - адаптации ребенка к детскому саду. И обозначила проблему следующим образом:
- какие существуют педагогические приемы для оптимизации успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ?
От того, как пройдѐт привыкание ребѐнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду.
- Адаптация как психолого - педагогический феномен.
Адаптация (от лат. adapto — приспособляю) – это процесс приспособления к новым условиям. В процессе адаптации ребенка к детскому саду задействовано множество сложных механизмов привыкания, как на физиологическом, так и на психологически-социальном уровне. У всех детей привыкание происходит по - разному, условно его можно разделить на три типа адаптации:
Легко адаптирующиеся дети практически с самого начала чувствуют себя в садике как «рыба в воде», приходят в сад как на «праздник» и порой родители вечером с трудом их могут забрать домой, настолько комфортно они себя чувствуют. Другие тяжело и долго приспосабливаются, доставляя массу переживаний себе, воспитателям и родителям. Нормальная или тяжелая адаптация схожи в своих проявлениях, но различаются по времени протекания. Основные признаки, характеризующие период привыкания ребенка к ДОУ:
– Ребенок плачет, собираясь в сад;
– Тяжело расстается с родителем в садике;
– Снижение аппетита (или отказ в ДОУ от еды);
– Нарушения сна;
– Различные изменения в поведении (плаксивость, нервозность, апатия, агрессия и т.д.);
– Снижение иммунитета, повышение заболеваемости.
Это некоторые признаки адаптации, которые могут проявляться как по отдельности, так и в разных комбинациях у различных детей. Так у детей, которые легко и быстро адаптируются (до двух - трех недель), тревожные «симптомы» могут быть слабовыраженными или вовсе внешне отсутствовать. У детей, нормально адаптирующихся (в среднем от месяца до двух-трех) признаки привыкания, как правило, более ярко выражены. Тяжелая, или затяжная (длительная – свыше 3 месяцев) адаптация характеризуется наличием всех вышеперечисленных признаков и в некоторых случаях чревата более серьезными поведенческими и психологическими изменениями, вплоть до развития различных патологий. Дети 1-го типа адаптации доставляют меньше хлопот и душевных переживаний родителям, они более «удобны» педагогическим работникам, общительны и коммуникабельны. Но все же родителям и педагогам столкнувшимся, на первый взгляд, с данным типом адаптации, не стоит недооценивать столь важный период в жизни ребенка, предоставляя событиям развиваться самостоятельно. Так, иногда бывает, ребенок в первый день приходит с радостью, день проходит без слез, все в пределах нормы, вечером уходить не хочет – родитель радуется, полагая, что ребенок привык. И так, сценарий повторяется один день или несколько, затем следует малоприятный «сюрприз» для родителей: ребенок отказывается идти в сад, плачет, устраивает длительные истерики – адаптация принимает более тяжелую, затяжную форму, со всеми вытекающими последствиями. В настоящее время имеет место тенденция уменьшения детей, легко адаптирующихся к детскому саду и рост детей с тяжелой формой адаптации.
- Факторы, влияющие на адаптацию ребенка в ДОУ.
Факторы, влияющие на адаптацию ребенка в ДОУ:
1. Низкий уровень социализации ребенка. Ребенку часто, имевшему неоднократный опыт разлуки с матерью хотя бы на несколько часов, контактирующему со сверстниками и другими взрослыми гораздо легче будет привыкать, нежели тому, который круглые сутки находится, в основном дома под родительской опекой.
2. Недооценивание важности режима адаптации. Часто, родитель, вопреки всем нормам и рекомендациям педагогических работников оставляют ребенка сразу на целый день. Условно нормой можно считать постепенное увеличение времени пребывания начиная с двух часов, но единого рецепта нет, для каждого ребенка нужно подбирать свой режим, исходя из его возможностей.
3. Низкие навыки самообслуживания ребенка или полное их отсутствие. Вопреки мнению многих родителей к трем годам ребенок способен многое уже делать самостоятельно, естественно речь не идет о завязывании шнурков и застегивании пуговиц на одежде. Но пользоваться некоторыми столовыми приборами, такими как ложка или одевать колготки с майкой ребенку вполне по силам. И конечно у ребенка, которого не учили самообслуживанию, будут возникать сложность, вплоть до снижения самооценки и возникновения комплексов.
4. Разница в режиме дня. В идеале перед поступлением в детский сад нужно постепенно приближать режим дня дома к садовскому, это поможет избежать недосыпания и связанных с ним стрессов, нежелания утром идти в детский сад. Поэтому даже в выходные дни рекомендуется не менять режима.
5. Разница в питании. У детей, привыкших к «баночному» питанию, с несформированным навыком питания будут возникать трудности, так же как и у детей приученных к одним пельменям с сосисками, которым не по душе придутся супы с запеканками. Отсюда могут возникнуть проблемы с пищеварением. Дети, которым разрешалось употреблять бутерброды на ходу, будут все время выскакивать из-за стола. Следовательно, ребенка к садовской пище и культуре поведения за столом стоит готовить заблаговременно.
6. Отсутствие регулярного посещения садика. Не редко ребенка в сад водят «через день», то проспали, то лень и т.д. Ребенок, регулярно, посещающий ДОУ привыкает быстрее.
Советы и рекомендации для родителей.
Из вышеперечисленного следует, что ребенка следует готовить к посещению ДОУ заранее. Ошибочно предполагать, что приведя в сад - его тут же всему научат. Подготовленные дети адаптируются легче и быстрее. Большую роль тут играет педагогическая грамотность и осведомленность родителей. Так педагогически запущенным детям или, иначе говоря, избалованным, не знающим слов «нет», не привыкшим к отказу, прихоти которых всегда исполняются, будет труднее, чем другим детям. Родители таких детей, как правило, или молодые, неопытные, или родители позднего, единственного долгожданного ребенка, не осознают, что в садике существует иная система и методы воспитания и требований. Другая группа риска – дети из неблагополучных семей, которые часто на фоне других отстают в развитии, что, несомненно, усложняет адаптацию ребенка. Излишне тревожные родители, которые подолгу расстаются по утрам с рыдающим ребенком, а вечером тщательно осматривая на предмет ссадин и царапин на коленках, часто неосознанно передают свою тревогу ребенку. Чем дольше такой родитель прощается и успокаивает, тем сильнее и громче плачет ребенок, доходя до истерики с катанием по полу. В такой ситуации родителям стоит успокоиться самим, запастись терпением и если уж они решили ребенка водить в садик, то нужно доверять персоналу ДОУ и понять что слезы естественная реакция ребенка – не бывает детей, которые не плачут. Если расставание с мамой переживается очень тяжело и у мамы самой «разрывается сердце» целесообразно будет попросить отводить ребенка в сад кого-то другого, на пример бабушку или дедушку. При правильном подходе и терпении ребенок смирится с неизбежностью своего пребывания в саду и через какое-то время обнаружит для себя много нового и интересного в садике. Особенное внимание следует обратить на заблаговременную профилактику простудных заболеваний и действий, направленных на повышение иммунитета. Ведь, чем чаще ребенок будет болеть, тем дольше он будет адаптироваться. Самое главное правило – одевать ребенка по погоде, не нужно его одевать потеплее в 18-20 °С, создавая для него тепличные условия. Так же пытаясь избегать общественных мест, чтобы не заболел, можно приведя ребенка в сад получить обратный эффект – постоянные ОРЗ и ОРВИ. При подготовке ребенка к ДОУ неплохо было бы так же заранее познакомить его с садом, с группой, которую он будет посещать, с воспитателями.
Так же полезны недлительные прогулки в садике с потенциальным воспитателем и игры в детский сад дома, беседы о садике.
Самыми частыми ошибками родителей во время адаптации детей в саду являются запугивание садом и обсуждение персонала ДОУ в неуважительном тоне в присутствии ребенка. Например, угроза за непослушание: «Если ты плохо себя будешь вести, отведу на выходные в садик». Все это заранее формирует у ребенка негативное отношение к саду и его персоналу. Еще одной ошибкой является желание родителей «нагрузить» ребенка как можно больше посещением кружков или других мероприятий типа цирка, зоопарка во время адаптации – ему это сейчас не нужно, у него и так стресс.
Педагогические приемы для успешной оптимизации адаптации ребенка в ДОУ
Для более эффективной и успешной адаптации воспитатель должен предпринять шаги: 1) На предварительном собрании родителей группы рассказать и донести, как правильно подготовить ребенка к садику: что нужно делать и что делать нельзя, познакомить со всеми режимными моментами.
2) Перед приемом новой группы обязательно провести анкетирование родителей. Чем большей информацией воспитатель владеет, о том какие у ребенка привычки, особенности, предпочтения, какими навыками он владеет, каким темпераментом обладает; тем легче будет найти подход к нему. Ведь к каждому ребенку подход должен быть индивидуальным.
3) Так же нужно составить график посещения детей, чтобы не возникло ситуации, когда на 1 сентября ровно в 07.00 придут 20 плачущих детишек. Часто бывает, когда спокойный, играющий ребенок, услышав и увидев, как другой плачет, тоже начинает плакать и начинается цепная реакция – все дети плачут – воспитатели разрываются.
4)Хорошие результаты дают совместные «круглые столы», тренинги и беседы, совместные игры с родителями. Вообще адаптация должна проходить в тесном взаимодействии родителей с воспитателями ДОУ, с тем, чтобы выработать определенную стратегию и линию поведения с ребенком, которой будут придерживаться все.
Считать ребенка адаптированным к детскому саду можно:
– если он владеет или успешно начинает осваивать необходимые навыки самообслуживания и правила поведения в ДОУ, коммуникативные навыки;
– пребывание в детском саду для ребенка комфортно.
Ошибочно считать, что если ребенок не плачет, тихий и послушный адаптация для него закончена, важно выполнение второго условия – ощущение комфорта и доверия во время пребывания в ДОУ.
Формы и способы адаптации.
В процессе привыкания ребенка к дошкольной образовательному учреждению используют следующие формы и способы адаптации:
– элементы телесной терапии (объятия, поглаживания);
– исполнение колыбельных песен перед сном;
– релаксационные игры (песок, вода);
– музыкальные занятия и развитие движений;
– сказкотерапия.
Используемая литература
1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация де-тей раннего возраста / Ребенок в детском саду. – 2003. – № 5.
2. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образоват.
учреждения и семьи: пособие для воспитателей / О.Г. Заводчикова. – М.: Просвещение, 2007.
3. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ.
пособие / Н.В. Кирюхина. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006.
4. Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду . – М.,
2008.
5. Гринева И.А., Жомир М.Ю. Первый раз в детский сад. – Воронеж,
2007.
6. Ильина И.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь,
эмоциональное развитие. – М., 2008.
7. Кузьмина А.В.Взаимодействие педагогов и родителей в период адаптации ребенка в детском саду//Обучение и воспитание:методики и практики.2015. - № 18.-URL:http://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-pedagogov-i-roditeley-v-period-adaptatsiirebenka-v-detskom-sadu(дата обращения: 31.01.2016).
8.Пистун Ю.В.Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и его семьи к дошкольного образовательного учреждения] / Ю. В. Пистун, К. И. Григорян, Г.П. Ковачева // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1064-1066. - URL: http://www.moluch.ru/archive/63/10076/(дата обращения: 31.01.2016).
9.Шабан О.В.Влияние стиля семейного воспитания на адаптацию детей раннего возраста к детскому саду // Вестник экспериментального образования . - 2015. - №1. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-stilya-semeynogo-vospitaniya-na-adaptatsiyu-deteyrannego-vozrasta-k-detskomu-sadu
10.Хачатрян Л.А.Состояние воспитательного потенциала современной российской семьи/Л. А. Хачатрян, Н. С. Кабанова // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология - 2013.-№1 (13). - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanievospitatelnogo-potentsiala-sovremennoy-rossiyskoy-semi
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ» МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г.Железногорск Курской области МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
-Как максимально адаптировать дошкольное образовательное учреждение к потребностям и интересам конкретного ребенка.-Как организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребенка к новым услов...
Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ» МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г.Железногорск Курской области
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИКИНПО(ПКиПП)СОО Программа по адаптации детейраннего дошкольного возрастак условиям дошкольногообразовательного учреждения«ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ ...
Программа адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ»
Проблема социальной адаптации ребенка не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных. Социальная адаптация ребенка перестает рассматриваться в биологическом аспекте приспособления индивида к ...
Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения "Дом, в котором хорошо малышам и взрослым".
Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения....
Приемы адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ.
Анализируя свой педагогический опыт работы, я решила раскрыть наиболее значимую для меня тему - адаптации ребенка к детскому саду....
Планирование работы по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения.
Составила: Музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 10 комбинированного вида» города Железногорск...
Презентация:"Методы и приемы адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям в ДОУ
Актуадьность:Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения, новую обстановку незнакомых люде...