Методический материал к районному конкурсу "Воспитатель года - 2018"
материал по теме
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников — процесс сложный и длительный. Я убеждена, что в основе этого лежит развитие нравственных чувств, и для того, чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превратились в пустой звук, очень важно, чтоб у ребенка возник емкий образ Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar.docx | 18.06 КБ |
esse.docx | 14.28 КБ |
ssylka_na_prezentatsiyu_k_metodicheskomu_seminaru.pptx | 615.82 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Хасанова Светлана Владимировна
МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»
«Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой Родины»
Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы увидеть своих детей счастливыми, умными, уважаемыми людьми, чтобы они, выросли настоящими патриотами своей Родины.
При этом мы знаем, что воспитание чувства патриотизма у дошкольников — процесс сложный и длительный. Я убеждена, что в основе этого лежит развитие нравственных чувств, и для того, чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превратились в пустой звук, очень важно, чтоб у ребенка возник емкий образ Родины.
Актуальность.
Подрастающее поколение растет и формируется под массивным воздействием чуждых нашей самобытности культуре и традициях. В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Об актуальности патриотического воспитания в современных условиях говорил и В.В.Путин. «Вопрос о патриотическом воспитании – это разговор о самом главном, о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей».
На государственном уровне были приняты ряд программ «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы (2011-2015 годы, 2016-2020 годы)».
С 1 января 2014 года вступил в силу «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», который направлен на достижение следующих задач: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
В связи с этим, в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования - приобщение детей к истории своей Родины, к культуре и традициям своего народа рассматривается в качестве основного критерия развития ребенка.
Научность.
Проблема воспитания любви к родному краю неоднократно поднималась ведущими педагогами и психологами. Многие педагоги (Ушинский К.Д., Лихачев Б.Т., Запорожец А.В., Логинова В.И. и другие подчеркивали, что без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства и положительных качеств личности. «Детство - каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия», писал В.А. Сухомлинский.
Осознание значимости проблемы патриотического воспитания и побудило меня к углубленной работе над этой темой. Учитывая, что гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев воспитательной работы, передо мной встала проблема создания такой воспитательной системы, которая бы обеспечила движение от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию патриотических чувств, любви и гордости за свою Родину.
Инновацинность опыта.
Инновационность или новизна опыта заключается в том, что воспитание патриотических чувств через ознакомление с историей и культурой идет комплексно по всем пяти образовательным областям («Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»).
Методологическая основа опыта.
Процесс воспитания чувства патриотизма у дошкольников сложный и длительный. Поэтому я поставила перед собой цель — формировать чувство патриотизма через знакомство с историей своей страны, культурой своего народа.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- воспитание любви к семье, дому, детскому саду, городу, области, стране в целом;
- формирование бережного отношения к истории;
- формирование понимания культурных традиций;
- воспитание гордости за спортивные и культурные успехи представителей своего народа;
- воспитание уважения к национальным особенностям своего народа;
- формирование толерантного отношения к другим людям;
- формирование нетерпимости к проявлениям социальных пороков.
На мой взгляд, очень важна работа с детьми по данной теме в том плане, что она несет познавательную, художественно-эстетическую, духовно-нравственную и природоохранную функции. Для выполнения задач я разработала план, включая основные формы работы: непосредственно образовательная деятельность (НОД); совместная деятельность педагога и воспитанника в режимных моментах; праздники и развлечения; экскурсии и целевые прогулки; выставки декоративно-прикладного искусства; музейная деятельность; игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические и народные игры); мультимедиа презентации.
При этом использовала такие методы как:
- чтение и рассказ воспитателя;
- беседы о родном городе, стране, её истории;
- естественные и виртуальные наблюдения за изменениями в облике родного края (города, села);
- наблюдения за трудом людей в детском саду и в городе, селе;
- показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
- прослушивание аудиозаписей (гимн России, Республики, патриотические песни о Родине);
- использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры, сказки, песни, потешки, заклички русского, татарского и мордовского народов);
- ознакомление с русским, татарским, мордовским народным декоративно – прикладным искусством;
- знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов;
- личный пример воспитателей и родителей.
В ходе такой работы дети испытывали огромный интерес к теме, с удовольствием слушали познавательные рассказы о прошлом и настоящем нашей огромной Родине-России, а также о ее малой части - нашей Республике и родном селе.
Решить поставленные задачи, в полном объеме помогает сотрудничество с социальными партнерами (посещение библиотеки, встреча с интересными людьми, участие в конкурсах, экскурсии и др.)
В работе по ознакомлению с традициями и культурой своего народа важным условием является тесная взаимосвязь с родителями, семьёй, как ячейкой общества и хранительницы национальных традиций. Ведь у каждой семьи своя собственная история, но она тесно переплетается с историей всей страны. Поэтому с родителями провожу беседы, конкурсы, совместные праздники. В тесном сотрудничестве с родительским сообществом в группе оформлен центр патриотического воспитания.
Над темой патриотического воспитания я работаю второй год, думаю, что ее продолжу и дальше, у меня есть ещё интересные задумки, планы на будущее.
Практическая значимость.
Завтрашний день России зависит от того, насколько выверенными и дальновидными будут принимаемые сегодня меры по внедрению новых стандартов качества и доступности образования — при безусловном сохранении лучших национальных традиций.
Концептуальные основы патриотически-ориентированного образования призваны сыграть роль по разработке и внедрению в своем образовательно-воспитательном пространстве системы становления человека культуры, гражданина и патриота — представителя поколения ХХI века.
Результативность опыта
Благодаря целенаправленной работе у детей отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности. Они стали добрее, внимательнее, терпимее. У воспитанников развился познавательный интерес к изучению своей страны; обогатился опыт о Родине; появилось чувство любви к родной стране, чувство уважения к другим народам, их культуре и традициям. У детей сформировались начала социальной активности: они участвуют в социально значимых событиях, переживают эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами соотечественников, горожан, стремятся выразить позитивное отношение к пожилым жителям города. Знают природные богатства, заботятся об окружающей природе, о благополучии и защите своей страны.
Вывод.
Опыт работы показывает, что мы можем вырастить поколение достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, создавая для этого определенные условия, знакомя детей с историческими и культурными особенностями своей Родины, в тесном сотрудничестве детского сада, семьи и общественности.
Надеюсь, что, проводимая мной работа не окажется бесполезной, и мои воспитанники в будущем станут патриотами своей великой страны, а накопленный мною опыт разнообразит деятельность педагогов в работе с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию.
Предварительный просмотр:
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»
Хасанова Светлана Владимировна
МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»
«Я - воспитатель»
Профессия воспитатель – призвание или судьба ?...
Сказать, что я мечтала об этой профессии с детства, я не могу. Но так случилось. И вот уже 3 года я работаю воспитателем. Труд воспитателя – воспитание детей – процесс непрерывный и сложный. Мы всегда учимся на чужом примере. И поэтому воспитатель всегда находится под прицелом многих детских глаз, а также оценочных взглядов их родителей. Поэтому воспитатель всегда должен быть интеллигентным, активным, находчивым, веселым и, обязательно творческим человеком, а так же лидером по характеру. Для современного воспитателя обязательным является постоянное самосовершенствование, повышение уровня своих знаний, а как по-другому, если в нынешнем мире новшества появляются ежеминутно. Ведь нужно смотреть на мир глазами современного ребенка. А дети XXI века живут в условиях повсеместного интернета и поэтому главная задача современного воспитателя заинтересовать детей в реальном мире, научить их любить мир, свою страну, свой дом, своих друзей и все, что нас окружает.
Я часто задумываюсь над тем, кем станут мои воспитанники, когда вырастут, как примет их современная жизнь. У меня есть огромное желание многое им дать, многому научить, чтобы они стали хорошими, умными, талантливыми, успешными, жизнерадостными личностями. Конечно, здесь не обойтись без строгости, (в первую очередь к самому себе), но главное детей надо любить. Любить просто так, ни за что, отдавать им каждый миг частичку своего сердца, и любить их как собственных, без компромиссов и условий. Любить и понимать их не только разумом, но и душой, открыть им свое сердце, воспитателя и детей должна связывать невидимая нить любви, радости, уважения, взаимопонимания и доверия. И тогда они впустят нас в свой веселый, полный неожиданностей мир - мир детства.
Мир детства намного интереснее, безграничнее и богаче, чем мир взрослого. И задача воспитателя - не разрушить эту детскую непосредственность видения мира, а влиться в нее. Воспитатель должен разговаривать с детьми на одном языке, понимать их и принимать такими, какие они есть: активные, непредсказуемые, наивные, жизнерадостные, вредные и озорные, но ведь на, то они и дети.
Общаясь с детьми, мы многому их учим. Но какими превосходными учителями являются они сами! Учат нас радоваться каждому дню, смотреть на мир и восхищаться всему, что видишь. Ведь если глубоко покопаться в своей душе, то мы все еще дети, готовые удивляться, верить в чудо и радоваться каждому новому дню! И всем этим мы обязаны детям!
Бывают моменты, что возникает желание все бросить и уйти. Но наступает утро. И какая-то непонятная, волшебная сила зовет меня к моим маленьким, шумным, любознательным человечкам. Эти маленькие проказники устраивают тебе каждый день, каждый час, каждую минуту экзамен на прочность. И это надо выдержать. Выдержать для себя, для них,
Ведь дети – это будущие взрослые. Это те, кто будут потом нам продавать хлеб в магазине, водить автобус, в котором мы будем ездить. Это почтальоны, которые будут приносить нам пенсию. Это учителя, у которых будут учиться наши внуки, врачи, которые будут нас лечить. Это все те люди, которые будут нас окружать в будущем. И от нас, от нашей работы зависит наше будущее, будущее самих детей, будущее нашей страны. И поэтому так важно воспитать добрых, умных и отзывчивых к чужой беде, людей. Как говорил Иммануил Кант «Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЙ материал к районному конкурсу "ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА"
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом обще...
Методический семинар на конкурс Воспитатель года 2018 г.
материал для участия в конкурсе "Воспитатель года - 2018"...
Методическая разработка на конкурс "Учитель года 2018"
quot;Волшебный осенний лес и чудо-дерево"....
Материал к конкурсу "Педагог года Советского района -2018"
Пояснительная записка к Опыту работы.Опыт работыКонкурсное задание Мастер класс " Математический планшет"Занятие по ФЭМП "Макет новой улицы"Презентация к занятиюСамоанализ занятияЭ...
Материал на конкурс "Воспитатель года - 2018"
Конспект непосредственной образовательной деятельностиТема: «По дорожкам радуги»для детей 5 – 6 лет...
Материал на конкурс "Воспитатель года - 2018"
Эссе на тему: «Я – педагог»...
Информационно-методический материал для родителей: «Времена года»
Предлагаю вам вместе с ребёнком сделать игру «Времена года», которая поможет ему легко ориентироваться в последовательности времён года. Аналогично, можно вместе с ребёнком, сде...