Программа по дополнительному образованию детей 3-5 лет «Вместе к успеху» (студия индивидуального развития) (социально - коммуникативное развитие)
рабочая программа на тему

Семяшкина Татьяна Владимировна
Программа дополнительного образования «Вместе к успеху» относится к образовательным областям   «Социально-коммуникативное развитие» и  «Физическое развитие», соответствует ФГОС ДО. Данная программа не дублирует основную образовательную программу дошкольного образования.
Программа «Вместе к успеху» предназначена для детей 3-5 лет, рассчитана на 1 год прохождения курса в режиме дополнительных занятий в первой половине дня (с учетом одного кружкового занятия в неделю).
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon do.programma_vmeste_k_uspkhu.doc216.67 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

по дополнительному образованию детей 3-5 лет

 «Вместе к успеху» (студия индивидуального развития)

(социально - коммуникативное развитие)

Срок обучения: 1 год

Составила:

Педагог-психолог МБДОУ № 19 «Золушка»

Семяшкина Татьяна Владимировна

Пояснительная записка.

Предлагаемая программа предназначена для работы с детьми 3—5 лет в до школьном учреждении.

Программа включает в себя 32 занятия продолжительностью до 30 минут: первая часть — 6 занятий, вторая часть — 8 занятий, третья часть — 10 занятий, четвертая часть – 8 занятий.

Занятия проводятся 1 раз в неделю в форме мини-тре нингов, игровых обучающих ситуаций в спортивном зале, где дети могли бы разместить ся по кругу, сидя на стульчиках или на ковре.

Программа состоит из четырех частей, которые направлены на развитие восприятия, телесных ощущений, двигательной координации детей, умения осознавать и контролировать свои переживания, понимать собственное эмоциональное состояние.

В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность: становится осмысленным, целенап равленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия в этом возрасте оказывает речь. Дети активно используют названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Именно на этом этапе работа по специальной организации процесса восприятия у детей особенно важна.

Первая часть программы «Давайте знакомиться» направлена на сплочение группы, развитие навыков культурного общения, коммуникативных навыков, произвольности (умение слушать инструкцию взрослого, соблюдать правила игры). Закрепление знаний об особенностях поведения мальчиков и девочек.

Вторая часть программы «Потрогаю, понюхаю, посмотрю, по слушаю, и если это можно есть, то, конечно, скушаю» знакомит детей с различными видами восприятия.

По словам Л.С. Выготского, «...всякое восприятие имеет свое динамическое продолжение в движении... Эти части являются нераздельными моментами динамически целого, единого психо физиологического процесса» (Выготский, 2000, с. 855).

Поэтому третья часть программы — «Моя первая ступень в телесный мир» — направлена на развитие у ребенка основных отношений «восприятие —движение». Она построена на идее освоения ребен ком личностного пространства «Мое тело — мой дом» посред ством движения.

Четвертая часть — «Путешествуем по стране эмоций и настроения» — вводит ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помогает ему прожить опре деленное эмоциональное состояние, создать свой собственный «эмоциональный фонд», с помощью которого он сможет ориенти роваться в своих  чувствах и в чувствах людей, которые его ок ружают. Основной акцент, сделан не только на проработке эмоций на уровне их узнавания по мимике, жестам, поведению, словам людей и сказочных персонажей. Важно, чтобы в ходе занятий ре бенок проживал каждую эмоцию на телесном уровне, наблюдал за своими телесными ощущениями и оценивал их. Таким образом развивается умение дифференцировать ощущения тепла и холо да, напряжения и расслабления мышц тела.

Все занятия, приведенные в программе, — игровые, ведь игра — это основная деятельность ребенка, в которой он сначала эмоци онально, а затем интеллектуально осваивает систему человечес ких отношений.

Цель и задачи

Цель:

Создание условий для естественного психофизического развития ребенка.

В соответствии с этой целью формируются задачи:

  • развивать коммуникативные умения, необходимые для успешного разви тия процесса общения.
  • развивать восприятие детей, их способность к фор мированию более точных и полных образов, обучая их раз личным способам обследования окружающего мира;
  • учить детей произвольно улавливать основные телесные ощущения (тепло, холод), расслаблять и напрягать отдель ные группы мышц;
  • формировать навыки осознания чувств, ощущений своего тела;
  • помогать детям осознавать эмоции и проживать их на те лесном уровне;
  • развивать навыки ассоциативно-образного восприятия;
  • развивать самосознание, уверенность, внимание;
  • повышать групповую сплоченность;
  • развивать двигательные качества и умение координировать движения;
  • стимулировать интеллектуальную среду и развивать психические  процессы через разумную физическую нагрузку;
  • развивать творчество в двигательной активности.

Принципы проведения занятий

  • системность подачи материала;
  • наглядность обучения;
  • цикличность построения занятия;
  • доступность;
  • проблемность;
  • развивающий и воспитательный характер учебного материала.      

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:

  1. Организационный этап
  • Создание эмоционального настроя в группе;
  • упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.
  1. Мотивационный этап
  • Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;
  • выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.
  1. Практический этап
  • Подача новой информации на основе имеющихся данных;
  • задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мыш ления, воображения) и творческих способностей;
  • отработка полученных навыков на практике.
  1. Рефлексивный этап
  • Обобщение полученных знаний;
  • подведение итогов занятия.

Содержание программы

Раздел 1. «Давайте знакомиться» (развитие навыков культурного общения, коммуникативных навыков, произвольности (умение слушать инструкцию взрослого, соблюдать правила игры). Закрепление знаний об особенностях поведения мальчиков и девочек.)

Занятие 1.1. «Знакомство»

Занятие 1.2. «Давайте дружить»

Занятие 1.3. «Волшебные слова»

Занятие 1.4. «Правила поведения на занятиях»

Занятие 1.5. Из чего же сделаны наши мальчишки?

Занятие 1.6. Из чего же сделаны наши девчонки?

Раздел 2. «Потрогаю, понюхаю, посмотрю, послушаю, и если это можно есть, то конечно, скушаю» (знакомство детей с различными видами восприятия)

Занятие 2.1 «Путешествие с Радужкой начинается »

Занятие 2.2. «В гости к Ушастику»

Занятие 2.3. «В гости к Глазке»

Занятие 2.4. «В гости к Нюх-нюху»

Занятие 2.5. «В гости к Вкусику»

Занятие 2.6. Закрепляем знания об органах чувств

Занятие 2.7. «В гости к Чувствительному»

Занятие 2.8. «Здравствуй, Восприятие!»

Раздел 3. «Моя первая ступень в телесный мир» (развитие у ребенка основных отношений «восприятие — движение»)

Занятие 3.1. Развитие чувства общности у детей в группе, снятие мышечного напряжения; активизация внимания

Занятие 3.2 Развитие ловкости и координации движений, навыков ориентации в пространстве, опосредованное развитие зрительного восприятия.

Занятие 3.3. Снятие мышечных зажимов, развитие умения выражать свои эмоции с помощью движений.

Занятие 3.4. Развитие ловкости, координации движений, ориентирование в пространстве, опосредованное развитие зрительного восприятия.

Занятие 3.5. Снятие мышечных зажимов, стимуляция моторного и эмоционального самовыражения, развитие координации движений, обучение элементам саморегуляции и релаксации.

Занятие 3.6. Развитие вестибулярного аппарата, координации движений, произвольности, развитие ориентации в пространстве, формирование доверия в группе.

Занятие 3.7. Развитие координации движений, мелкой моторики, развитие остроты зрения.

Занятие 3.8. Развитие ориентации в пространстве, координации движений, мелкой моторики, зрительного анализатора, развитие умения сосредотачиваться.

Занятие 3.9. Подготовка к циклу занятий по расширению представлений об эмоциях, развитие воображения, сплочения группы, повышение интереса к дальнейшим занятиям.

Раздел 4. «Путешествуем по стране эмоций и настроения» (знакомимся с эмоциями, привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека)

Занятие 4.1. «Смехаханьки»

Занятие 4.2. «Вообразилия»

Занятие 4.3. «Радость и грусть»

Занятие 4.4. «Гнев»

Занятие 4.5. «Испуг»

Занятие 4.6. «Спокойствие»

Занятие 4.7. «Страх»

Занятие 4.8. «Словарик эмоций»

Учебный план

Тема

Кол-во занятий

Кол-во часов

1

Давайте знакомиться

6

6

2

Потрогаю, понюхаю, посмотрю, послушаю,

и если это можно есть, то конечно скушаю

8

8

3

Моя первая ступень в телесный мир

10

10

4

Путешествуем по стране эмоций и настроения

8

8

Всего

32

32

Календарно - тематическое планирование

Раздел

Тема занятий

Время проведения

  1. Давайте знакомиться

Занятие 1.1. «Знакомство»

1-я неделя октября

Занятие 1.2. «Давайте дружить»

2-я неделя октября

Занятие 1.3. «Волшебные слова»

3-я неделя октября

Занятие 1.4. «Правила поведения на занятиях»

4-я неделя октября

Занятие 1.5. Из чего же сделаны наши мальчишки?

1-я неделя ноября

Занятие 1.6. Из чего же сделаны наши девчонки?

2-я неделя ноября

  1. «Потрогаю, понюхаю, посмотрю, послушаю, и если это можно есть, то конечно, скушаю»

Занятие 2.1 «Путешествие с Радужкой начинается »

3-я неделя ноября

Занятие 2.2. «В гости к Ушастику»

4-я неделя ноября

Занятие 2.3. «В гости к Глазке»

1-я неделя декабря

Занятие 2.4. «В гости к Нюх-нюху»

2-я неделя декабря

Занятие 2.5. «В гости к Вкусику»

3-я неделя декабря

Занятие 2.6. Закрепляем знания об органах чувств

4-я неделя декабря

Занятие 2.7. «В гости к Чувствительному»

2-я неделя января

Занятие 2.8. «Здравствуй, Восприятие!»

3-я неделя января

Раздел 3. «Моя первая ступень в телесный мир»

Занятие 3.1. Развитие чувства общности у детей в группе, снятие мышечного напряжения; активизация внимания

4-я неделя января

Занятие 3.2 Развитие ловкости и координации движений, навыков ориентации в пространстве, опосредованное развитие зрительного восприятия.

1-я неделя февраля

Занятие 3.3. Снятие мышечных зажимов, развитие умения выражать свои эмоции с помощью движений.

2-я неделя февраля

Занятие 3.4. Развитие ловкости, координации движений, ориентирование в пространстве, опосредованное развитие зрительного восприятия.

3-я неделя февраля

Занятие 3.5. Снятие мышечных зажимов, стимуляция моторного и эмоционального самовыражения, развитие координации движений, обучение элементам саморегуляции и релаксации.

4-я неделя февраля

Занятие 3.6. Развитие вестибулярного аппарата, координации движений, произвольности, развитие ориентации в пространстве, формирование доверия в группе.

1-я неделя марта

Занятие 3.7. Развитие координации движений, мелкой моторики, развитие остроты зрения.

2-я неделя марта

Занятие 3.8. Развитие ориентации в пространстве, координации движений, мелкой моторики, зрительного анализатора, развитие умения сосредотачиваться.

3-я неделя марта

Занятие 3.9. Подготовка к циклу занятий по расширению представлений об эмоциях, развитие воображения, сплочения группы, повышение интереса к дальнейшим занятиям.

4-я неделя марта

Раздел 4. «Путешествуем по стране эмоций и настроения»

Занятие 4.1. «Смехаханьки»

1-я неделя апреля

Занятие 4.2. «Вообразилия»

2-я неделя апреля

Занятие 4.3. «Радость и грусть»

3-я неделя апреля

Занятие 4.4. «Гнев»

4-я неделя апреля

Занятие 4.5. «Испуг»

1-я неделя мая

Занятие 4.6. «Спокойствие»

2-я неделя мая

Занятие 4.7. «Страх»

3-я неделя мая

Занятие 4.8. «Словарик эмоций»

4-я неделя мая

Условия реализации программы и ресурсное обеспечение.

Реализация программы «Вместе к успеху» предполагает наличие спортивного зала и кабинета по оказанию платных образовательных услуг, оснащенного необходимым оборудованием:

  • музыкальный центр;
  • музыкальные инструменты (колокольчик, бубен, ложки, румба, маракас, трещетка)
  • фонотека музыкальных произведений и различных звуков природы;
  • коробочки с пряностями (тмин, гвоздика, мята и т.д.),
  • эфирные масла (ландыш, роза, лаванда, жасмин)
  • предметные игрушки, картинки;
  • доска;
  • цветные мелки, карандаши, фломастеры, ножницы, клей;
  • писчая и цветная бумага;
  • строительный материал;
  • ковер;
  • массажные мячики, коврики;
  • игра «Бирюльки»;
  • мешочки с разными наполнителями;
  • «Живая веревочка» (атласные ленточки разных цветов, белый бельевой шнур (веревка));
  • «Волшебный мешочек», «Волшебный ковер» (для релаксации)

Критерии оценки достижения детей

Работа в рамках программы позволит развить эмоциональную сферу, координацию и двигательные навыки детей.

  • Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
  • Способен договариваться, учитывая интересы и чувства других, адекватно проявлять свои чувства.
  • Ребенок подвижен, любознателен, задает вопросы взрослым и сверстникам.
  • Ребенок проявляет самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений в подвижных играх
  • У ребенка развиты двигательные качества и умения.

Программно – технологическое обеспечение

  1. Крюкова С.В., Донскова Н.И. Удивляюсь, злюсь боюсь. Программа групповой психологической работы с дошкольниками. – М.: Генезис, 2014.
  2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 1996.
  3. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. Цветик – семицветик. Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 3-4, 4-5 лет. – СПб,:  Речь; М.: Сфера, 2011.
  4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – М.: Генезис, 2000.
  5. Фопель Клаус. Подвижные игры для детей 3-6 лет. – М.: Генезис, 2010.
  6. Юматова Д.Б. Интерес. Движение. Игра. Развивающая двигательно-коммуникативная деятельность младших дошкольников (3-4 и 4-5 лет). Методическое пособие – М.: Ювента, 2013.
  7. Юматова Д.Б. Волшебый коврик – комплекс игровых релаксационных упражнений на занятиях по логпедической ритмике// Дошкольная педагогика, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая Разработка Конспекта НОД с Детьми Среднего Дошкольного Возраста по Реализации Образовательных Областей Познавательное Развитие, Речевое Развитие, Социально-Коммуникативное Развитие, Художественно-Эстетическое Развитие. «Осень»

закреплять знания о времени года, характерных признаках осени,  сезонных изменениях в природе, закрепить знание осенних месяцев; познакомить с загадками об осени.    Помочь увидеть мног...

Конспект интегрированного занятия по образовательным областям: «познание», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «социально- коммуникативное развитие». "Мастерская домовенка Кузи"

Конспект занятия для средней группы (4-5 лет).Цель: Учить детей рисовать ватными палочками с помощью метода «тычка».Задачи:- научить изображать снег, используя технику нанесения рисунка ватными палочк...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по образовательным областям познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическая культура для детей младшей группы.

1. Уточнить  знание детей о геометрических фигурах, цвете, счете до 5.2. Упражнять в различении предметов по величине (длинный – короткий, большой, маленький)4. Активизировать словарный зап...

Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Диагностические листы:                   Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...

Конспект совместной деятельности Интеграция образовательных областей: ″Художественн0- эстетическое развитие″ (рисование), ″Познавательное развитие″ " Социально-коммуникативное развитие″, на тему «Платочек для Машеньки» Для детей второй младшей группы

Конспект совместной деятельности Интеграция образовательных областей:″Художественн0- эстетическое развитие″ (рисование), ″Познавательное развитие″ " Социально-коммуни...