Взаимодействие с родителями воспитанников ДОУ, как одна из форм социального партнерства.
учебно-методический материал по теме
Статья содержит сведения о понятиии "партнерство", "социальное партнерство". Раскрывает формы и условия для социально - педагогического партнерства в ДОУ. Знакомит с этапами построения взаимодействия детского сада и семьи. Приводит наиболее эффективные программы, методики для осуществления социально - педагогического партнерства в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_s_roditelyami_vospitannikov_dou.docx | 22.86 КБ |
vzaimodeystvie_muzykalnogo_rukovoditelya_s_roditelyami_vospitannikov_dou.pptx | 257.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие с родителями воспитанников ДОУ,
как одна из форм социального партнерства.
В педагогику понятие «партнерство» вошло из социально-трудовой и экономической сфер, трактующих его как механизм взаимоотношений между государственными органами, представителями трудящихся и работодателями, как специфический тип общественных отношений, как способ взаимодействия между различными социальными группами (ст. 24 ТК РФ).
Анализ педагогических исследований трактовки понятий «социальное партнерство» и «социально-педагогическое партнерство» позволяет выделить характеристики данных понятий.
Автор | Определение | Характеристики |
П.Н. Третьяков | Социальное партнерство - это приемлемый для социальных субъектов вариант отношений, мера консенсуса их потребностей, интересов, ценностных ориентиров, основанных на принципах социальной справедливости. |
|
Новая философская энциклопедии | Социальное партнерство - тип социального взаимодействия, ориентирующий участников на равноправное сотрудничество, поиск согласия и достижение консенсуса, оптимизацию отношений. | Равноправное сотрудничество, поиск согласия и достижение консенсуса, оптимизацию отношений. |
О.Д.Никольская | Социальное партнёрство в сфере дошкольного образования рассматривается как особый тип взаимодействия образовательных учреждений с участниками образовательного процесса, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленного на согласование и реализацию интересов участников этого процесса | Согласование и реализация интересов участников процесса взаимодействия |
О.Ю. Кожурова | Социальное партнерство является первым необходимым шагом на пути к содружеству школы и семьи, способом разрешения противоречий между ними, источником взаимообразного повышения воспитательного потенциала | Повышение воспитательного потенциала семьи и школы |
Т.И. Александрова | Социальное партнерство в системе образования процесс взаимодействия, при котором представители различных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере образования, организуют совместную деятельность для повышения эффективности данного взаимодействия |
|
О.П. Гришакина | Социальное партнерство в образовании - это система отношений общеобразовательного учреждения и различных субъектов (общественных, образовательных, производственных, культурных) территории, которая ориентирована на достижение общих интересов в деле обучения и воспитания подрастающего поколения, исходя из социальных запросов населения данного региона и общих требований к образованию на современном этапе | Наличие общественной потребности включаться в реализацию ценностей образования; взаимная заинтересованность всех партнеров; соответствующие юридические документы, оформляющие партнерство и закрепляющие цели и ответственность сторон; определение роли каждого социального партнера; точное определение статуса и функций всех заинтересованных сторон: учащихся, родителей, педагогов, представителей учреждений дополнительного образования, предприятий и организаций; желание работать в команде для достижения общих результатов по подготовке молодежи к жизни в обществе, инициативность участников |
15-й Российский образовательный форум | Социально-педагогическое партнерство - это такое содружество семьи и образовательного учреждения, в котором оба субъекта имеют равные права и в равной степени отвечают за качество результатов. | Равноправие и ответственность за педагогический результат |
А.И. Штыркина | Социально-педагогическое партнерство - это иной опыт, другие формы отношений, опыт межсистемного регулирования, управления при изменении типа взаимодействия образования с внешней средой | Диалогическое отношение социальных субъектов обеспечивает единство, гармонизацию социальных структур и выработку образовательной стратегии единых действий |
О.В. Балалиева | Социально-педагогическое партнерство, это процесс взаимодействия ДОУ с представителями различных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере дошкольного образования, с целью развития образовательной среды и повышению эффективности данного взаимодействия |
|
О.Д. Никольская | Социально-педагогическое партнерство как фактора повышения качества дошкольного образования - процесс специально организованной совместной деятельности ДОУ с представителями различных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере дошкольного образования, с целью повышения его качества. | Качество дошкольного образования |
Т.Н. Касимова | Социально-педагогическое партнерство (СПП) в системе «семья образовательное учреждение» - вид социального партнерства, которое представляет собой форму взаимодействия, объединенного общими целевыми установками педагогического характера, направленными на создание комфортной образовательной среды для развития, воспитания, социализации ребенка |
|
Г.Л. Мозжухина | Педагогическое партнерство базируется на субъектном взаимодействии и осуществляется при решении педагогических задач. | Согласованность действий педагогов, родителей и общественности в интересах детей. |
М.Н. Недвецкая | Педагогическое партнерство, как разновидность педагогического взаимодействия, способ организации педагогического процесса, который базируется на диалогическом отношении субъектов образования и обеспечивает единство, гармонизацию образовательных структур и выработку стратегии единых педагогических действий |
|
Социальное партнерство в ДОУ может происходить:
- внутри ДОУ с привлечением к нему родителей, педагогического совета ДОУ, педагогических коллективов школ, специалистов в каких-либо конкретных областях;
- на уровне региона с участием в нем организаций иных сфер деятельности (здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты).
Формами социального партнерства становятся:
- различные совместные мероприятия (концерты, праздники, спектакли, соревнования) как в ДОУ, так и за его пределами;
- уроки, встречи, поездки познавательного характера;
- дни открытых дверей;
- общие родительские собрания;
- индивидуальная работа с семьей;
- консультации родителей, проведение семинаров, тренингов;
- индивидуальная подготовка детей к школе.
Проблеме эффективных педагогических условий взаимодействия детского сада и семьи посвящены специальные психолого-педагогические исследования (Е.П. Арнаутова, Т.А. Данилина, В.П. Дуброва, О.Л. Зверева, А.В. Иванов, М.В. Кларин, О.В. Огороднова, З.И. Теплова, и др.), которые позволяют выделить ряд общих условий, обеспечивающих эффективность этого взаимодействия:
- единое понимание задач, средств и методов воспитания детей дошкольного возраста;
- стремление реализовать в совместной деятельности комплексный подход к воспитанию ребенка, компетентность воспитателей и родителей, об условиях общественного и семейного воспитания;
- уважение к личности ребенка;
- взаимное уважение и взаимное доверие в отношениях между воспитателем и родителями;
- изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганда его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительных методов семейного воспитания;
- совершенствование воспитания ребенка в семье и детском саду, основанное на взаимопомощи взрослых;
- сближение на основе информированности, взаимной ответственности родителей и педагогов за принятие решений, способных улучшить качество образовательных услуг;
- использование методик, объединяющих людей, способствующих создавать ситуации, благоприятствующие диалогу и общению.
Формирование партнерства педагогов и родителей, предполагающее включение в педагогическую систему нового субъекта (родителей), наделенного определенными правами и обязанностями, безусловно, требует субъект-субъектной модели взаимодействия. Это требование отражено во многих существующих программах дошкольного образования:
- авторы таких программ, как «Истоки», Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста, «Золотой ключик», описывают содержание, условия, задачи, а также методы и формы сотрудничества педагогов и родителей.
- содержание домашнего воспитания по линиям развития ребенка, варианты занятий с ребенком в семье отражено в программах: «Из детства в отрочество», «Кроха», «Преемственность»
- формирование представлений дошкольников о семье, родственных связей, истории семьи являются задачей таких программ, как: «Радуга», «Детство», «Предшкольная пора»
Принцип убедительной наглядности заложили в основу своей педагогической модели психологи В.А. Петровский и АН. Карпенко (1991). Предложенная ими модель взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи направлена на преодоление существующего противоречия между желанием родителей непосредственно участвовать в правильном развитии своего ребенка и невозможностью осуществить это.
Данная модель включает в себя четыре этапа:
1.формирование доверительных отношений с родителями посредством трансляции положительного образа ребенка;
2.трансляция родителям информации, которую они не могут получить из других источников;
3. взаимодействие с семьей до получения положительного результата и повышение авторитета педагогического коллектива в глазах родителей;
4. коррекционная деятельность, включающая индивидуальные программы коррекции развития ребенка.
В основе предложенной модели лежит принцип информированности, или просвещения посредством наглядной информации для родителей.
Современные исследователи (Е.П. Арнаутова, И.Ф. Дементьева, В.П. Дуброва, О.Л. Зверева, В.М. Иванова, Т.В. Кротова, М.Н. Недвецкая) утверждают, что в основе взаимодействия взрослых лежит идея наращивания педагогической компетентности педагогов и педагогической культуры родителей в умении вести диалог.
Для развития педагогической компетентности участников образовательного пространства, необходимо построение эффективного практико-ориентированного образовательного пространства в условиях детского сада, с учетом ориентации на актуальные проблемы, влияющие на развитие детей; развитие родительской рефлексии; учет личного опыта родителей; подвижность образовательных программ; вариативность содержания, форм и методов образования родителей.
Все чаще термин «педагогическое просвещение родителей» (И.В. Гребенников, О.Л. Зверева, Т.А. Маркова, И.В. Кротова, Ю. Хамялайнен), подразумевает целенаправленное, организованное воздействие и систематическое обучение родителей воспитанию детей, способствующее улучшению жизни всех членов семьи и ее развитию.
В результате формального общения родителей и педагогов (Е.П. Арнаутова, Т.А. Куликова, А.В. Хуторской и др.) происходит отчуждение образовательного учреждения и семьи, не формируются положительные, эмоционально насыщенные межличностные отношения и деловое сотрудничество между педагогами и родителями. Авторы полагают, что от методов назидания и принуждения необходимо переходить к методам сотрудничества, диалогическому взаимодействию (деятельностно диалоговой форме взаимодействия, отмечено нами).
Существуют определенные этапы построения взаимодействия детского сада и семьи (А.А. Петрикевич) Первый этап - изучение семьи и установление компенсаторных связей («детский сад-семье», «семья-детскому саду»). Второй этап - работа по формированию у родителей готовности к личным партнерским связям с воспитателем. Третий этап - групповые формы работы с семьями.
Курс на создание единого пространства (детский сад-семья) развития ребенка провозглашают авторы методического руководства «Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития» Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, СИ. Мусиенко. Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для их собственного ребенка. В описываемом исследовании представлены не только целевые (с учетом типа семей, возраста ребенка) предложения и рекомендации по организации взаимодействия с родителями, но и методические рекомендации для старших воспитателей по организации этой работы с воспитателями. Однако формулировки, употребляемые авторами (учить, требовать, добиваться, порицать) либо подчеркивают доминирующую роль воспитателя в процессе взаимодействия, либо являются весьма расплывчатыми: «показывать образцы экологически ориентированного поведения», «показывать пример патриотического отношения».
В 2008 году педагоги дошкольных образовательных учреждений получили возможность познакомиться с методическим пособием Л.В. Свирской для работников детских садов «Работа с семьей: необязательные инструкции». В данном издании даются готовые материалы для организации дошкольной практики, ориентированной на семью. Также представлены: международные стандарты организации работы с семьей; вариативные формы информирования родителей об услугах детского сада; принципы дошкольной практики, ориентированной на семью; методики изучения потребностей семей (не анкеты); способы вовлечения родителей в жизнь группы и в образовательную работу; варианты родительских собраний и условия проведения семинаров для родителей; информацию об одной из современных форм самоорганизации родителей - некоммерческом партнерстве.
В пособии представлены тексты писем, объявлений, отчетов и справочников, которые открыты для творчества и могут быть использованы в работе с родителями любого дошкольного учреждения. Уверенность автора в эффективности работы с родителями основана на практической апробации рассматриваемых в этом издании форм работы для сближения родителей и педагогов вокруг интересов и потребностей самой семьи, сближения на основе информированности, взаимной ответственности родителей и педагогов за принятие решений, нацеленных на улучшение качества образовательных услуг подчеркивается, что знакомство педагогов и родителей следует «начинать не с формальных собраний и информационных стендов, а со сближения души и разума людей, сопричастных жизни ребенка». Особый акцент Л.В. Свирская делает на необходимости педагогов пересмотреть основы взаимоотношений с родителями. Приоритет в этом вопросе остается за педагогами, «так как они получили для этого профессиональное специальное образование и делают нечто нужное для ребенка в отсутствие родителей». В исследовании имеются практические показатели партнерства, ориентированного на семью, включающие несколько моделей поведения сотрудников детского сада: использование навыков положительного общения; предоставление членам семей возможности делать выбор и принимать решения; определение и использование положительных черт, сильных сторон ребенка и семьи; уважение разнообразия и уникальности семей; создание дружелюбного партнерства между детским садом и семьей.
В 2009 году была утверждена программа образования и развития детей дошкольного возраста, состоящих в родственных отношениях, в условиях детского сада, получившая название «Неразлучная семейка». Программа написана авторским коллективом под редакцией В.Г. Алямовской. При разработке содержания программы, авторы руководствовались идеей создания условий жизнедеятельности для детей семейной группы, преодолевающих противоречия государственной и семейной воспитательных систем при сохранении их лучших традиций. Целью программы является создание специфического детского микросоциума, оптимизирующего развитие каждого воспитанника и способствующего его своевременной социализации при сохранении принципов семейного воспитания. Авторами подчеркивается, что реализация этой идеи становится возможной при последовательном решении ряда задач, которые представлены в программе в иерархической последовательности. Вместе с тем, развитие новых форм содружества дошкольного учреждения и семьи стоит в этом перечне последним. В разделе «организация взаимодействия педагогов и родителей семейной группы» авторы представляют специфику организации жизнедеятельности детей, состоящих в родственных связях, что, по их мнению, требует изменения отношений педагогов и родителей: «...педагоги должны быть ориентированы на построение отношений с родителями с позиции субъект-субъектных отношений, что соответствует личностно-ориентированной модели образования». Однако если обратиться к содержанию взаимодействия родителей и педагогов семейной группы, представленного в программе, то семье, в основном, отводится роль организатора и спонсора различных видов деятельности. В представленных примерных планах работы с родителями семейной группы, в основном используются традиционные формы работы: родительские собрания, консультации, анкетирование, конкурсы, праздники, наглядная информация и т.д. Из новых, современных форм взаимодействия, следует отметить: семейный клуб, театральный фестиваль.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
термин «партнерство » (из социально-трудовой и экономической сфер), механизм взаимоотношений между государственными органами, представителями трудящихся и работодателями, как специфический тип общественных отношений, как способ взаимодействия между различными социальными группами (ст. 24 ТК РФ).
«социальное партнерство » особый тип взаимодействия образовательных учреждений с участниками образовательного процесса, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленного на согласование и реализацию интересов участников этого процесса (О.Д. Никольская)
« социально-педагогическое партнерство » это такое содружество семьи и образовательного учреждения, в котором оба субъекта имеют равные права и в равной степени отвечают за качество результатов . (Материалы 15-го Российского образовательного форума)
Социальное партнерство в ДОУ может происходить: внутри ДОУ с привлечением к нему родителей, педагогического совета ДОУ, педагогических коллективов школ, специалистов в каких-либо конкретных областях; на уровне региона с участием в нем организаций иных сфер деятельности (здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты).
Формами социального партнерства становятся: различные совместные мероприятия (концерты, праздники, спектакли, соревнования) как в ДОУ, так и за его пределами; уроки, встречи, поездки познавательного характера; дни открытых дверей; общие родительские собрания; индивидуальная работа с семьей; консультации родителей, проведение семинаров, тренингов; индивидуальная подготовка детей к школе.
Условия для эффективного взаимодействия: единое понимание задач, средств и методов воспитания детей дошкольного возраста; стремление реализовать в совместной деятельности комплексный подход к воспитанию ребенка, компетентность воспитателей и родителей, об условиях общественного и семейного воспитания; уважение к личности ребенка; взаимное уважение и взаимное доверие в отношениях между воспитателем и родителями; изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганда его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительных методов семейного воспитания; совершенствование воспитания ребенка в семье и детском саду, основанное на взаимопомощи взрослых; сближение на основе информированности, взаимной ответственности родителей и педагогов за принятие решений, способных улучшить качество образовательных услуг; использование методик, объединяющих людей, способствующих создавать ситуации, благоприятствующие диалогу и общению.
Существуют определенные этапы построения взаимодействия детского сада и семьи Первый этап - изучение семьи и установление компенсаторных связей («детский сад-семье», «семья-детскому саду») . Второй этап - работа по формированию у родителей готовности к личным партнерским связям с воспитателем. Третий этап - групповые формы работы с семьями.
Программы, методические пособия: « Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития» ( м етодическое руководство) (авторский коллектив Т.Н . Доронова , Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина , СИ. Мусиенко) 2. «Работа с семьей: необязательные инструкции» (методическое руководство) (Л.В . Свирская)
Программы, методические пособия: 3. « Неразлучная семейка» (программа образования и развития детей дошкольного возраста ) (авторский коллектив под редакцией В.Г. Алямовской )
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Викторина для старшей группы по ПДД, как одна из форм социального партнерства ДОУ и семьи»
В викторине посвещённой ПДД участвуют 2 команды детей старшего дошкольного возраста. Команда "Пешеходы" и "Светофор". Игрокам каждой команды помогают их родители.Цель: Формирование у детей и ...
Инновационные формы социального партнерства с семьей. Презентация для родителей "Наш денек"
Презентация отражает дин день из жизни ребят в детском саду. Как часто наши мамы и папы не знают, чем же занят их ребенок в детском саду. Данная форма работы с родителми позволяет наглядно представить...
Презентация "Наш денек", как одна из форм социального партнерства с родителями.
Презентация открывает вам, дорогие родители, небольшой эпизод из жизни вашего ребенка. Каждый день вы интересуетесь как прошел день вашего ребенка, что нового он узнал, чему научился, об успехах и неу...
Мастер – класс с родителями. «Хор рук» как одна из технологий социального партнерства в работе с родителями.
Театр рук в данный момент становится очень популярным видом искусства. Технику создания волшебных образов при помощи рук, можно освоить на мастер-классах, а со временем овладеть искусством создания ди...
Мастер-класс – одна из форм активного взаимодействия с родителями воспитанников детского сада. (опыт работы)
Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспит...
Слушание музыки, как одна из форм взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ
Слушание музыки,как одна из форм взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ...
Социальная акция как форма взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ.pptx
Социальная акция как форма взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ.pptx (25.8 Мб) Цель: распространения опыта взаимодействия с родителями воспитанников путем вовлечения их в участие в ...
- Мне нравится (1)