проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
проект (младшая группа) на тему
Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада .
«Детство – это важнейший период человеческой жизни , не подготовка к будущей жизни , а настоящая , яркая , самобытная , неповторимая жизнь .И от того , кто вёл ребёнка за руку в детские годы , что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит , каким человеком станет сегодняшний малыш .»
В.А. Сухомлинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektadaptatsiya_detey_rannego_vozrasta_k_usloviyam_detskogo_sada.docx | 46.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Малышка» с/п Выдрино»
МО «Кабанский район» Республики Бурятия
проект
«Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
Воспитатель
Шлапацкая Ирина Александровна
2015 год
Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада .
«Детство – это важнейший период человеческой жизни , не подготовка к будущей жизни , а настоящая , яркая , самобытная , неповторимая жизнь .И от того , кто вёл ребёнка за руку в детские годы , что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит , каким человеком станет сегодняшний малыш .»
В.А. Сухомлинский.
Тип проекта : социальный .
Вид проекта : групповой , долгосрочный .
Актуальность проекта состоит в том, чтобы успешно адаптировать детей и родителей к условиям детского сада.
Проблема:
С поступлением ребенка раннего возраста в детский сад в его жизни происходит множество изменений: строгий, распланированный режим дня, отсутствие родителей в течение дня несколько часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками и малознакомыми ему взрослыми, новое помещение, совершенно другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка внезапно и одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Это и послужило причиной тому, что проблема привыкания ребенка к детскому саду стала очень актуальной.
Цель: помочь детям в адаптации к условиям детского сада .
Задачи:выявление психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к условиям д/с; создание благоприятных условий для комфортного пребывания в д/с ;формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексногоразвития детей: снятие эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; развитие внимания, восприятия, речи, воображения; развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений; развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Участники проекта: дети 1,6-2 лет, воспитатели, родители ,узкие специалисты.
Продолжительность проекта: бессрочный.
Ожидаемым результатом данного проекта является успешная адаптация детей к условиям детского сада, что прослеживается на всем протяжении пребывания ребенка в группе.
Методы и приёмы :
- Анализ теоретического и фактического материала(анализ листов адаптации)
- Анкетирование
- Наблюдение
- Беседа с родителями
- Диагностика
- Совместные мероприятия с родителями
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
1.Подготовительный этап
- Подбор и изучение необходимой литературы
- Составление плана работы, подбор методик.
- Проведение информационно-просветительской работы среди родителей дошкольников.
2.Основной этап. Реализация проекта.
1.Заполнение адаптационных листов.
2.Систематично проводить адаптационные игры с детьми
3.Проведение родительских собраний, консультаций.
3.Завершающий этап.
1. Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей.
2. Составление презентации проекта.
3.Защита проекта.
Ожидаемые результат проекта :
- Благоприятное прохождение периода адаптации у детей.
- Позитивное развитие отношений в детском коллективе.
- Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей.
- Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
- Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей.
Работа с родителями
- Консультации:
- «Адаптация ребёнка в детском саду. Адаптационный период»,
- «Что нужно знать родителям, когда ребенок приходит в детский сад?
- Анкетирование: «Сведения о ребенке».
- Беседа с родителями:
- «Завтра в детский сад»,
- «Ваш ребёнок пришёл в детский сад».
4.Памятки для родителей
- «Я уже детсадовец!»
- Памятка родителям о воспитании детей
- Памятка родителям от ребенка
5.Папка – передвижка «Адаптация детей к условиям д /сада .»
В педагогической литературе в большей степени освещены вопросы адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста (А.И. Жукова, Н.И.Добрейцер, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Н.Д.Ватутина и др.). Адаптация определяется прежде всего как медико-педагогическая проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса (Н.М.Аксарина, А.И.Мышкис).
Значительное внимание проблема приспособления детей к условиям общественного воспитания уделяется в современных исследованиях учёных стран Западной и Восточной Европы (К.Грош, М.Зейдель, А.Атанасова-Вукова, В.Манова-Томова, Э.Хабинакова). Доказано, что поступление в дошкольное учреждение связано со значительными неблагоприятными эмоционально-психологическими изменениями личности, коррекция которых требует целенаправленного воспитательного воздействия.
Большой вклад в изучение проблем адаптации личности сделан в отечественной (М.Р. Битянова, Я.Л. Коломинский, А.А.Налчаджян, А.В.Петровский, А.А.Реан и др.) и зарубежной психологии (А.Маслоу, Г.Селье, К.Роджерс, А.Фрейд, З.Фрейд, Т.Шибутани, Х.Хартманн и др.).
В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах (Ш.А.Амонашвили, Г.Ф.Кумарина, А.В.Мудрик, И.П.Подласый, Е.А.Ямбург и др.).
При рассмотрении теоретических проблем, относящихся к психологии и педагогике развития личности, адаптация рассматривается как фаза личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность (Э.В.Ильенков, А.В.Петровский, Л.С.Выготский, Д.И.Фельдштейн). Развитие личности здесь представляется как процесс ее вхождения в новую социальную среду, адаптация и, в конце концов, интеграция с ней.
Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды .
Правильное воспитание увеличивает способность детского организма целесообразно реагировать на изменение окружения. Благоприятные бытовые условия , соблюдение режима питания ,сна ,спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое – всё это не только полезно для здоровья ,но и является основой для нормальной адаптации и ребёнка при поступлении в д / с .
От того, как проходит привыкание ребёнка к новому режиму , к незнакомым людям ,зависит его физическое и психическое развитие ,помогает предотвратить или снизить заболеваемость , а так же дальнейшее благополучие ,существование в д / с и семье .
От того , насколько ребёнок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение , зависит и течение адаптационного периода , и его дальнейшее развитие .Существует 3 степени адаптации:лёгкая, средняя и тяжёлая.
Длительность адаптации:
* с 1 до 14 дней – лёгкая;
* от 15 до 29 дней – средней тяжести;
* выше 30 дней тяжелая.
Степень адаптации учитывается по таким параметрам:
- Эмоциональное состояние ребёнка.
- Социальные контакты ребёнка.
- Сон ребёнка.
- Аппетит ребёнка.
При выявлении степени адаптации на определённого ребёнка, лист адаптации на этого ребёнка не ведётся, например: если ребёнок (с 1 до 14-го дня адаптации) показывает хорошие результаты, то в листе наблюдения пишем «Адаптация лёгкой степени» и запись в листе адаптации не фиксируем, но наблюдение за этим ребёнком продолжаем, или, если ребёнок показывает положительные результаты от 15-го до 32-го дня адаптации, то в листе адаптации пишем «Адаптация средней тяжести» и запись в листе адаптации дальше не фиксируем, продолжая за ним наблюдение, и т.д. на каждого ребёнка. Наблюдение за ребёнком надо продолжить, так как в том случае, если ребёнок заболел или по другим причинам не посещал детский сад, необходимо определить, как это повлияло на его адаптацию. Наблюдая и делая выводы, воспитатель должен знать и учитывать индивидуальные особенности ребёнка до поступления в детский сад так, например, если у ребёнка до поступления в детский сад был неустойчивый аппетит или он плохо говорил, это не следует рассматривать как показатель адаптации
Игровая деятельность.
«Божья коровка».
Задачи:
-создание положительного эмоционального настроя в группе;
развитие умения действовать соответственно правилам игры;
-развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;
-развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов);
-развитие внимания, речи и воображения.
Материалы:
игрушечная «божья коровка» (желательно круглой формы);
большие и маленькие машинки, матрёшки, куклы, кубики и т.п.;
черная краска для рисования пальцами или гуашь, смешанная с зубной пастой
лист с изображением божьей коровки (для каждого ребенка).
Ход занятия
Приветствие.
Психолог показывает детям игрушечную божью коровку и говорит:
-К нам в гости прилетела Божья коровка. Посмотрите, какая она красивая!
Давайте поздороваемся с ней.
Дети рассматривают божью коровку, здороваются с ней.
Психолог предлагает определить цвет, форму и величину игрушки, затем вместе с детьми считает точки на спинке божьей коровки.
- Ребята, представьте себе, что наша божья коровка полетела. Ну-ка, попробуем ее поймать!
Психолог, делая вид, что пытается поймать воображаемого жучка, выполняет хватательные движения над головой: одной рукой, другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения.
- Давайте разожмем кулачки и посмотрим, смогли ли мы поймать божью коровку.
Дети вслед за психологом медленно разжимают кулачки.
- Вот наш жучок! Подставьте ему обе ладошки.
Дети вслед за психологом соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат воображаемого жучка.
(Психолог рассказывает потешку и показывает движения.Дети повторяют за ним.)
-создание положительного эмоционального настроя в группе;
развитие умения действовать соответственно правилам игры;
-развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;
-развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов);
-развитие внимания, речи и воображения.
Материалы:
игрушечная «божья коровка» (желательно круглой формы);
большие и маленькие машинки, матрёшки, куклы, кубики и т.п.;
черная краска для рисования пальцами или гуашь, смешанная с зубной пастой
лист с изображением божьей коровки (для каждого ребенка).
Ход занятия
Приветствие.
Воспитатель показывает детям игрушечную божью коровку и говорит:
-К нам в гости прилетела Божья коровка. Посмотрите, какая она красивая!
Давайте поздороваемся с ней.
Дети рассматривают божью коровку, здороваются с ней.
Воспитатель предлагает определить цвет, форму и величину игрушки, затем вместе с детьми считает точки на спинке божьей коровки.
- Ребята, представьте себе, что наша божья коровка полетела. Ну-ка, попробуем ее поймать!
Воспитатель, делая вид, что пытается поймать воображаемого жучка, выполняет хватательные движения над головой: одной рукой, другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения.
- Давайте разожмем кулачки и посмотрим, смогли ли мы поймать божью коровку.
Дети вслед за воспитателем медленно разжимают кулачки.
- Вот наш жучок! Подставьте ему обе ладошки.
Дети вслед за воспитателем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат воображаемого жучка.
(Воспитатель рассказывает потешку и показывает движения.Дети повторяют за ним.)
Божья коровка, | Ритмично покачивают ладонями |
Улети на небо, | Делают взмахи перекрещенными кистями рук |
Принеси нам хлеба, | Машут кистями рук на себя. |
Чёрного и белого, | Ритмично хлопают в ладоши |
Только не горелого! | Грозят указательным пальцем. |
-Замерзла божья коровка, не может взлететь. Давайте согреем ее нашим дыханием. Дети дышат на ладошки.
- Согрелась божья коровка, давайте сдуем ее с ладошки.
Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, подставляют под холодные струйки воздуха ладошки.
На начальном этапе освоения этого упражнения можно предложить детям на выдохе длительно произносить звук «У».
— А теперь, ребята, давайте сами превратимся в божьих коровок.
Мы вокруг себя покружились И в божьих коровок превратились | Кружатся |
Божьи коровки, покажите мне ваши Головки, носики, ротики, Ручки-крылышки, ножки, животики. | Показывают названные части тела. |
— Замечательно! А теперь мы поиграем в игру «Божьи коровки и ветер». Светит солнышко, божьи коровки ползают по листочкам.
Дети встают на четвереньки и ползают по полу.
- Подул злой холодный ветер, перевернул жучков.
Дети переворачиваются на спину, шевелят расслабленными руками.
-Подул добрый теплый ветерок, помог перевернуться жучкам.
Дети снова встают на четвереньки и ползают.
Игра повторяется 2-3 раза.
- Теплый ветер подул сильнее, поднял божьих коровок в воздух, и они полетели.
Дети, изображая полет божьих коровок, медленно бегают, плавно машут руками, жужжат.
- Воробей летит! Спасайтесь, божьи коровки!
Игровая деятельность
Весёлый ПЕТРУШКА
Задачи:
-развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха;
-закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка-мальчик);
-закрепление пространственных представлений («верх»,«низ»);
-развитие общей и мелкой моторики;
-развитие восприятия, речи и воображения.
Материалы:
игрушка ( кукла бибабо) «Петрушка»;
игрушечный паровозик с привязанной к нему длинной лентой;
бельевая прищепка синего цвета (для каждого мальчика);
бельевая прищепка желтого цвета (для каждой девочки);
обруч, с привязанными к нему лентами желтого и синего цвета;
мягкая игрушка или кукла (для каждого ребенка).
Ход занятия
Приветствие.
Воспитатель говорит:
- Ребята, к нам в гости едет веселый Петрушка.
Раздается «гудок паровоза» и в групповую комнату входит воспитатель, который везет куклу на игрушечном паровозике.
«Петрушка» обращается к детям:
- Здравствуйте, дети! Я - веселая игрушка, а зовут меня ...
Дети хором произносят: «Петрушка!»
- Правильно, угадали! Наверное, вы меня ждали? Ну, тогда давайте играть и веселиться! Кто хочет на моем — паровозе прокатиться?
Дети встают друг за другом, берутся одной рукой за ленту, привязанную к паровозику, дружно шагают и поют песенку:
Паровоз, паровоз, маленький блестящий,
Он вагоны повез, будто настоящий.
- Кто едет в поезде?
Плюшевые мишки, зайки пушистые,
Кошки да мартышки!
- Вот мы и приехали в страну игр и развлечений.
Вставайте в круг. Давайте с нашими ручками и ножками. Ой, а где же ваши ручки спрятались?
Здесь и далее слова сказочных персонажей произносит воспитатель.
Воспитатель и «Петрушка» поют песенку и показывают движения. Дети повторяют за ними.
Где же, где наши ручки? Где же наши ручки? Где же наши ручки? | Разводят руками, удивлённо смотрят друг на друга. |
Нету наших ручек! | Прячут руки за спину. |
Вот наши ручки! Вот наши ручки! | Поворачивают ладошки тыльной стороной вверх-вниз |
Пляшут, пляшут наши ручки! Пляшут наши ручки! | Ритмично машут ладошками перед собой. |
Где же, где же наши ножки? Где же наши ножки? Где же, где же наши ножки? | Разводят руками, удивлённо смотрят друг на друга. |
Нету наших ножек! | Садятся на корточки |
Вот, вот, наши ножки! Вот наши ножки! | Ритмично хлопают ладошками по ногам. |
Где же где же наши детки? Где же наши детки? Где же, где же наши детки? | Разводят руками, удивлённо смотрят друг на друга. |
Нету наших деток! | Прячут лицо в ладошки. |
Вот, вот наши детки! Вот наши детки! | Открывают лицо, улыбаются, покачивают головой |
Пляшут, пляшут наши детки! Пляшут наши детки! | Пританцовывая, поворачиваются вокруг себя |
Петрушка» раздает детям «билеты». Девочки получают желтые прищепки, а мальчики - синие. Дети самостоятельно прикрепляют прищепки на одежду. «Петрушка» обращается к каждому из детей с вопросами: «Какого цвета у тебя билет? Почему?»
Дети отвечают:
-У меня желтый билетик, потому что я девочка.
-У меня синий билетик, потому что я мальчик.
«Петрушка» показывает «карусель» (обруч с желтыми и синими лентами), предлагает детям подойти к тем лентам, которые совпадают по цвету с их «билетиками». Дети выбирают себе ленты и называют их цвет.
Дети, взявшись за ленты, встают в круг. Психолог и «Петрушка» рассказывают потешку и показывают движения. Дети повторяют за ними.
Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели, | Идут медленно. |
А потом, потом, потом, | Идут быстрее |
Всё бегом, бегом, бегом! | Бегут. |
Тише, тише, не спешите, | Переходят на шаг. |
Карусель остановите! | останавливаются |
Раз, два, раз, два! | Берутся руками за голову, наклоняют голову вправо-влево. |
Закружилась голова! | Делают вращательные движения головой |
Игра повторяется 2-3 раза. Чтобы у детей не закружилась голова, направление каждый раз меняется на противоположное.
При отсутствии обруча и разноцветных лент можно предложить детям встать в круг и взяться за руки.
- Ребята, вы так весело катались на карусели, играли, что вашим игрушкам тоже захотелось поиграть.
Дети выбирают себе игрушки и подходят к воспитателю.
Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели, | Идут медленно. |
А потом, потом, потом, | Идут быстрее |
Всё бегом, бегом, бегом! | Бегут. |
Тише, тише, не спешите, | Переходят на шаг. |
Карусель остановите! | останавливаются |
Раз, два, раз, два! | Берутся руками за голову, наклоняют голову вправо-влево. |
Закружилась голова! | Делают вращательные движения головой |
Игра повторяется 2-3 раза.
Раздается «гудок паровоза».
- Ребята, паровозик говорит, что нам пора возвращаться. Садитесь быстрее в вагончики. Поехали!
Дети берутся за ленту, привязанную к паровозику, дружно идут и подпевают «Петрушке».
Вот какой паровоз к празднику купили,
Вот какой паровоз детям подарили.
Катится, катится дальняя дорога!
Вдоль нашей комнаты, прямо до порога.
Дети и взрослые вспоминают, какие правила игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.
Воспитатель и дети благодарят «Петрушку» и паровозик путешествие и игры. Все прощаются до следующей встречи. Петрушка уезжает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адап...
Проект "Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада"
Проект был представлен в рамках I Педагогических чтений...
ПАСПОРТ ПРОЕКТА ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА «ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД»
ПАСПОРТ ПРОЕКТАПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА«ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД» (социально-значимый)...
"Добро пожаловать в детский сад". Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Проект "Добро пожаловать в детский...
Проект "Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада"
Игры и занятия с детьми, предложенные в проекте, помогут детям безболезненно войти в новую социальную среду, а родители смогут лучше понять проблемы малышей в этот период....
Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Здравствуй, детский сад!»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский Проект по адаптации детей раннего возрастак условиям детского с...
Тема проекта: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
Тема проекта: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»Автор работы: Белошкурская Татьяна Александровна, воспитатель МБДОУ ДС№55Х.Обуховка, Азовского р-а, Ростовско...