Тема проекта: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
проект
Тема проекта: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
Автор работы: Белошкурская Татьяна Александровна, воспитатель МБДОУ ДС№55
Х.Обуховка, Азовского р-а, Ростовской обл..
Вид работы: Информационно-творческий; практико-ориентированный; групповой; краткосрочный.
Место реализации работы: ясельная группа МБДОУ ДС №55
х.Обуховка, Азовского района, Ростовской обл.
Участники проекта: воспитатели, дети и родители группы.
Сроки реализации работы: учебный год 2017 – 2018гг .
Актуальность: Адаптация к дошкольному учреждению – сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Трудности адаптации и их причины изучались отечественными и зарубежными исследователями (Н. М Аксарина, Р. В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер, В. Манова-Томова).
Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.
От того как проходит привыкание ребенка к новому зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье.
Цель работы: Систематизация работы по созданию благоприятных условий социальной адаптации детей в условиях дошкольного учреждения.
Задачи работы:
• Изучить инновационный опыт;
• Установить систему взаимодействия участников проекта;
• Создать эмоционально-комфортную предметно-развивающую среду;
• Вызвать положительное отношение к детскому саду у детей и их родителей;
• Сформировать у детей умения общения со взрослыми и сверстниками;
• Сформировать систему взаимодействия с родителями для повышения их педагогической компетенции;
• Систематизировать содержание работы в адаптационный период.
Гипотеза: Если использовать системный подход в организации адаптации, в основе которого лежит комплекс мер направленных на создание оптимальных условий для детей раннего возраста, то это позволит детям значительно легче перенести этот период.
Ожидаемые результаты:
Дети:
• Легко войдут в новую для них среду и приспособятся к ее условиям с позитивными результатами;
• Сформируются умения общения с взрослыми и сверстниками.
Родители:
• Сложится эмоционально-положительное отношение к детскому саду;
• Стремление родителей к сотрудничеству.
Воспитатели:
• Установится тесное взаимодействие в решении проблем адаптации;
• Повысится уровень компетентности воспитателей в организации адаптационного периода.
Программа работы:
I этап: Организационно-подготовительный
II этап: Основной
III этап:Заключительный.
I этап:Организационно-подготовительный этап:
- Изучение методической литературы;
- Повышение уровня педагогической компетенции;
- Подбор диагностического материала, анкет для родителей;
- Составление диагностического инструментария;
- Составление планов работы с детьми, родителями;
- Создание системы в планировании;
- Оформление и обновление предметно-развивающей среды;
- Создание эмоционального комфорта;
- Составление и подбор информационного материала для родителей;
- Повышение педагогической компетенции родителей;
- Анкетирование родителей;
- Исследование социальных навыков детей;
- Выявление особенностей семейного воспитания;
- Прогноз вероятной степени адаптации детей.
II этап: Основной:
Принципы работы:
- Постепенное заполнение группы (прием 2—3 малышей в неделю);
- Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации, дополнительные выходные дни);
- Учёт индивидуальных особенностей ребенка.
- Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциями, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_plan_polnyy.docx | 33.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема работы: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
Автор работы: Белошкурская Татьяна Александровна, воспитатель МБДОУ ДС№55
Х.Обуховка, Азовского р-а, Ростовской обл..
Вид работы: Информационно-творческий; практико-ориентированный; групповой; краткосрочный.
Место реализации работы: ясельная группа МБДОУ ДС №55
х.Обуховка, Азовского района, Ростовской обл.
Участники проекта: воспитатели, дети и родители группы.
Сроки реализации работы: учебный год 2017 – 2018гг .
Актуальность: Адаптация к дошкольному учреждению – сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Трудности адаптации и их причины изучались отечественными и зарубежными исследователями (Н. М Аксарина, Р. В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер, В. Манова-Томова).
Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.
От того как проходит привыкание ребенка к новому зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье.
Цель работы: Систематизация работы по созданию благоприятных условий социальной адаптации детей в условиях дошкольного учреждения.
Задачи работы:
• Изучить инновационный опыт;
• Установить систему взаимодействия участников проекта;
• Создать эмоционально-комфортную предметно-развивающую среду;
• Вызвать положительное отношение к детскому саду у детей и их родителей;
• Сформировать у детей умения общения со взрослыми и сверстниками;
• Сформировать систему взаимодействия с родителями для повышения их педагогической компетенции;
• Систематизировать содержание работы в адаптационный период.
Гипотеза: Если использовать системный подход в организации адаптации, в основе которого лежит комплекс мер направленных на создание оптимальных условий для детей раннего возраста, то это позволит детям значительно легче перенести этот период.
Ожидаемые результаты:
Дети:
• Легко войдут в новую для них среду и приспособятся к ее условиям с позитивными результатами;
• Сформируются умения общения с взрослыми и сверстниками.
Родители:
• Сложится эмоционально-положительное отношение к детскому саду;
• Стремление родителей к сотрудничеству.
Воспитатели:
• Установится тесное взаимодействие в решении проблем адаптации;
• Повысится уровень компетентности воспитателей в организации адаптационного периода.
Программа работы:
- Организационно-подготовительный
- Основной
- Заключительный.
- Организационно-подготовительный этап:
- Изучение методической литературы;
- Повышение уровня педагогической компетенции;
- Подбор диагностического материала, анкет для родителей;
- Составление диагностического инструментария;
- Составление планов работы с детьми, родителями;
- Создание системы в планировании;
- Оформление и обновление предметно-развивающей среды;
- Создание эмоционального комфорта;
- Составление и подбор информационного материала для родителей;
- Повышение педагогической компетенции родителей;
- Анкетирование родителей;
- Исследование социальных навыков детей;
- Выявление особенностей семейного воспитания;
- Прогноз вероятной степени адаптации детей.
- Основной:
Принципы работы:
- Постепенное заполнение группы (прием 2—3 малышей в неделю);
- Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации, дополнительные выходные дни);
- Учёт индивидуальных особенностей ребенка.
- Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциями, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).
Работа с детьми:
Мероприятие | Дата |
Знакомство и наблюдение | август |
Диагностирование детей, прогнозирование результатов | август |
Учет домашних привычек, интересов | август – май |
Индивидуальный подход к ребенку | август – май |
Игры-занятия | август – май |
Формирование детского коллектива, эмоционально-положительного контакта с взрослыми | сентябрь |
Игры-упражнения | октябрь |
Игры-инсценировки | ноябрь |
Использование фольклора | декабрь |
Сюрпризные моменты | август – май |
Продуктивная деятельность | август – май |
Элементы закаливающих мероприятий | август – май |
Сохранение и укрепление здоровья детей | август – май |
Оптимальный двигательный режим | август – май |
Работа с родителями | август – май |
Рекомендации «Адаптационный период в детском саду»
Мероприятие | Дата |
Эмоционально-положительное отношение к адаптационному периоду Выпуск буклета «Вместе легче нам шагать». | сентябрь |
Беседа «Знакомство родителей с условиями жизни детей в детском саду». | Июль - август |
Родительское собрание «Возрастные особенности детей 2 года жизни. Основные задачи воспитания». | август |
Повышение педагогической компетенции родителей: | |
Беседа «Гигиенические требования к одежде ребенка». | август |
Беседа «Питание – залог здоровья». | сентябрь |
Выпуск информационного листа «Наше здоровье в наших руках» | октябрь |
Консультация «Капризы и их предупреждение» | ноябрь |
Рекомендации «Влияние игры на психическое и личностное развитие ребенка». | декабрь |
Папка-передвижка «Прививаем культурно-гигиенические навыки с раннего детства» | декабрь - февраль |
Повышение педагогической компетенции родителей: | |
Консультация «Воспитание у детей раннего возраста самостоятельности и самообслуживания». | январь |
Рекомендации «Пальчиковая гимнастика» | январь |
Оформление газеты «Как мы живем в детском саду» | март - апрель |
Мини-выставка детских работ Декабрь | декабрь |
III этап: Заключительный:
Мероприятие | Дата |
Наблюдение | сентябрь |
Диагностирование детей | сентябрь |
Анализ степени адаптированности каждого ребенка (по адаптационным листам) | октябрь - ноябрь |
Анкетирование родителей | в течение года |
Изучение эффективности деятельности | в течение года |
Анализ полученных результатов | май |
Подведение итогов работы | май |
Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми | май |
Выявление недостатков | в течение года |
Корректировка планов работы с детьми и родителями | май |
Устранение недостатков | в течение года |
Форма предоставления результатов
• составление отчётов
• Методические разработки
Примерное перспективное планирование занятий по профилактике дезадаптации детей
№ | Тема занятия | Материалы |
БОЖЬЯ КОРОВКА | игрушечная божья коровка, большие и маленькие машинки, матрешки, куклы, кубики и т.п.; черная краска для рисования пальцами или гуашь, смешанная с зубной пастой; лист с изображением божьей коровки (для каждого ребенка). | |
ЛИСТОПАД | большой зонт; магнитофон, кассета с записью шума дождя, кассета с записью медленной спокойной музыки; два кленовых листа (для каждого ребенка); желтая, красная, зеленая гуашь; лист с изображением осеннего пейзажа и кисточка (для каждого ребенка). | |
МЯЧИК | большой мяч; матерчатый мешочек, маленький пластмассовый мяч и пластмассовый кубик (соразмерные по величине). | |
ПРОГУЛКА В ОСЕННИЙ ЛЕС | картина или фотография «Осенний лес»; игрушечный ежик; игрушки (куклы бибабо): лиса, волк, медведь; красный, желтый и зеленый кленовые листья (для каждого ребенка); красная, желтая и зеленая корзинки | |
ВЕСЕЛЫЙ ПЕТРУШКА | игрушка (кукла бибабо) «Петрушка»; игрушечный паровозик, с привязанной к нему длинной лентой; бельевая прищепка синего цвета (для каждого мальчика); бельевая прищепка желтого цвета (для каждой девочки); обруч, с привязанными к нему лентами желтого и синего цвета; мягкая игрушка или кукла (для каждого ребенка). | |
НОВЫЙ ГОД | игрушечный Дед Мороз; новогодняя елка; пластиковые бутылки с холодной, теплой и горячей водой; краски для пальце графии или гуашь, смешанная с зубной пастой; лист с изображением новогодней елочки (для каждого ребенка); матерчатый мешочек с одинаковыми подарками для детей («Чупа-чупсами», «Киндер-сюрпризами», маленькими игрушками и т.п.). | |
МЯЧИКИ | большой красный мяч и маленький синий мячик; мячи среднего размера (для каждой пары детей); магнитофон, кассета с записью спокойной музыки и ритмичной плавной мелодии; лист бумаги и цветные карандаши или большой красный круг и маленький синий кружок (для каждого ребенка). | |
ЗАЙКА | мягкие игрушки: заяц и лиса; магнитофон, кассета с записью веселой плясовой музыки; матерчатый мешочек с набором пластиковых овощей. | |
МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ | набор для выдувания мыльных пузырей; магнитофон, кассета с записью плавной мелодии; мячи; мячи для подскоков (хоппы). | |
МУЗЫКАНТЫ | ширма; игрушки: заяц, медведь (слон, кот и кукла); игрушечные музыкальные инструменты: барабан, гусли, труба, гармошка, пианино. | |
МАМИН ДЕНЬ | кукла и игрушечный медвежонок (для каждого ребенка); головные уборы (платки, косынки, шарфики) и украшения (заколки, ленты, браслеты, бусы и т.п.); ширма; колокольчик. | |
МИШКА | игрушечный медвежонок; магнитофон, кассета с записью пения птиц; гуашь желтого цвета, лист с изображением банки 0 (для каждого ребенка, кисточка (поролоновый тампон). | |
НЕПОСЛУШНЫЕ МЫШАТА | игрушечная мышка; розовый и черный косметические карандаши; большие игрушечные часы; магнитофон, кассета с записью плясовой музыки. | |
КОЛОБОК | куклы бибабо (персонажи сказки « Приключения Колобка»); матерчатый мешочек; фрукт и овощ; пластилиновый шарик (для каждого ребенка); дидактический набор «Мисочки»; деревянные игрушки: грибок, шарик, кубик (соразмерные по величине); спортивный инвентарь: дорожки с разно фактурной поверхностью, гимнастические бревна, гимнастическая . скамейка, обруч. | |
КОТЯТА | магнитофон, кассета «Голоса животных и птиц»; жёлтые, красные, синие, зеленые бабочки размером с детскую ладошку (по количеству детей); игрушки или предметные картинки желтого, красного, синего и зеленого цветов. |
Информационные ресурсы:
• Белкина Л. В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Воронеж, 2004
• Ветрова В. В. «Во что играть с ребенком до 3 лет» М., 2008
• Давыдова О. И., Майер А. А «Адаптационные группы в ДОУ Методическое пособие» М, 2005
• Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст» М., 2009
• Е. В. Полозова «Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста» Воронеж, 2007
• «Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования» / Под. ред. Т. Н. Дороновой, Т. И. Ерофеевой М., 2010
• Теплюк С. Н. «Занятия на прогулке с малышами» М., 2001
• Халезова Н. Б. «Лепка в детском саду» М., 2008
• Хомякова Е. Е. «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста» М., 2009
• Янушко Е. А. «Аппликация с детьми раннего возраста» М., 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему:"Анализ Адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
Презентация на тему: "Анализ Адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада"...
Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адап...
Проект "Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада"
Проект был представлен в рамках I Педагогических чтений...
проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада .«Детство – это важнейший период человеческой жизни , не подготовка к будущей жизни , а настоящая , яркая , самобытная , неп...
Проект "Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада"
Игры и занятия с детьми, предложенные в проекте, помогут детям безболезненно войти в новую социальную среду, а родители смогут лучше понять проблемы малышей в этот период....
Консультация для родителей группы раннего возраста Тема: «Проблемы адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
Консультация для родителей .Познакомить родителей с понятием «адаптация» и ее особенностями у детей;Дать рекомендации по адаптации ребенка в условиях семьи...
Проект социальной направленности по теме "Добро пожаловать!" (по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада)
Проект социальной направленности по теме "Добро пожаловать!" (по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада)...