Тема проекта: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
проект

Татьяна Александровна Белошкурская

Тема проекта: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Автор работы: Белошкурская Татьяна Александровна, воспитатель МБДОУ  ДС№55

Х.Обуховка, Азовского р-а, Ростовской обл..

Вид работы: Информационно-творческий; практико-ориентированный; групповой; краткосрочный.

Место реализации работы: ясельная группа МБДОУ ДС №55

 х.Обуховка, Азовского района, Ростовской обл.

Участники проекта: воспитатели, дети и родители группы.

Сроки реализации работы: учебный год 2017 – 2018гг .

Актуальность: Адаптация к дошкольному учреждению – сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Трудности адаптации и их причины изучались отечественными и зарубежными исследователями (Н. М Аксарина, Р. В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер, В. Манова-Томова).

Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.

От того как проходит привыкание ребенка к новому зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье.

Цель работы: Систематизация работы по созданию благоприятных условий социальной адаптации детей в условиях дошкольного учреждения.

Задачи работы:

• Изучить инновационный опыт;

• Установить систему взаимодействия участников проекта;

• Создать эмоционально-комфортную предметно-развивающую среду;

• Вызвать положительное отношение к детскому саду у детей и их родителей;

• Сформировать у детей умения общения со взрослыми и сверстниками;

• Сформировать систему взаимодействия с родителями для повышения их педагогической компетенции;

• Систематизировать содержание работы в адаптационный период.

Гипотеза:  Если использовать системный подход в организации адаптации, в основе которого лежит комплекс мер направленных на создание оптимальных условий для детей раннего возраста, то это позволит детям значительно легче перенести этот период.

Ожидаемые результаты:

Дети:

• Легко войдут в новую для них среду и приспособятся к ее условиям с позитивными результатами;

• Сформируются умения общения с взрослыми и сверстниками.

Родители:

• Сложится эмоционально-положительное отношение к детскому саду;

• Стремление родителей к сотрудничеству.

Воспитатели:

• Установится тесное взаимодействие в решении проблем адаптации;

• Повысится уровень компетентности воспитателей в организации адаптационного периода.

Программа работы:

I этап: Организационно-подготовительный

II этап: Основной

III этап:Заключительный.

 

I этап:Организационно-подготовительный этап:

  • Изучение методической литературы;
  • Повышение уровня педагогической компетенции;
  • Подбор диагностического материала, анкет для родителей;
  • Составление диагностического инструментария;
  • Составление планов работы с детьми, родителями;
  • Создание системы в планировании;
  • Оформление и обновление предметно-развивающей среды;
  • Создание эмоционального комфорта;
  • Составление и подбор информационного материала для родителей;
  • Повышение педагогической компетенции родителей;
  • Анкетирование родителей;
  • Исследование социальных навыков детей;
  • Выявление особенностей семейного воспитания;
  • Прогноз вероятной степени адаптации детей.

 

II этап: Основной:

Принципы работы:

  • Постепенное заполнение группы (прием 2—3 малышей в неделю);
  • Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации, дополнительные выходные дни);
  • Учёт индивидуальных особенностей ребенка.
  • Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциями, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_plan_polnyy.docx33.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тема работы: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Автор работы: Белошкурская Татьяна Александровна, воспитатель МБДОУ  ДС№55

Х.Обуховка, Азовского р-а, Ростовской обл..

Вид работы: Информационно-творческий; практико-ориентированный; групповой; краткосрочный.

Место реализации работы: ясельная группа МБДОУ ДС №55

 х.Обуховка, Азовского района, Ростовской обл.

Участники проекта: воспитатели, дети и родители группы.

Сроки реализации работы: учебный год 2017 – 2018гг .

Актуальность: Адаптация к дошкольному учреждению – сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Трудности адаптации и их причины изучались отечественными и зарубежными исследователями (Н. М Аксарина, Р. В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер, В. Манова-Томова).

Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.

От того как проходит привыкание ребенка к новому зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье.

Цель работы: Систематизация работы по созданию благоприятных условий социальной адаптации детей в условиях дошкольного учреждения.

Задачи работы:

• Изучить инновационный опыт;

• Установить систему взаимодействия участников проекта;

• Создать эмоционально-комфортную предметно-развивающую среду;

• Вызвать положительное отношение к детскому саду у детей и их родителей;

• Сформировать у детей умения общения со взрослыми и сверстниками;

• Сформировать систему взаимодействия с родителями для повышения их педагогической компетенции;

• Систематизировать содержание работы в адаптационный период.

Гипотеза:  Если использовать системный подход в организации адаптации, в основе которого лежит комплекс мер направленных на создание оптимальных условий для детей раннего возраста, то это позволит детям значительно легче перенести этот период.

Ожидаемые результаты:

Дети:

• Легко войдут в новую для них среду и приспособятся к ее условиям с позитивными результатами;

• Сформируются умения общения с взрослыми и сверстниками.

Родители:

• Сложится эмоционально-положительное отношение к детскому саду;

• Стремление родителей к сотрудничеству.

Воспитатели:

• Установится тесное взаимодействие в решении проблем адаптации;

• Повысится уровень компетентности воспитателей в организации адаптационного периода.

Программа работы:

  1.  Организационно-подготовительный
  2.  Основной
  3. Заключительный.

  1. Организационно-подготовительный этап:
  • Изучение методической литературы;
  • Повышение уровня педагогической компетенции;
  • Подбор диагностического материала, анкет для родителей;
  • Составление диагностического инструментария;
  • Составление планов работы с детьми, родителями;
  • Создание системы в планировании;
  • Оформление и обновление предметно-развивающей среды;
  • Создание эмоционального комфорта;
  • Составление и подбор информационного материала для родителей;
  • Повышение педагогической компетенции родителей;
  • Анкетирование родителей;
  • Исследование социальных навыков детей;
  • Выявление особенностей семейного воспитания;
  • Прогноз вероятной степени адаптации детей.

  1.  Основной:

Принципы работы:

  • Постепенное заполнение группы (прием 2—3 малышей в неделю);
  • Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации, дополнительные выходные дни);
  • Учёт индивидуальных особенностей ребенка.
  • Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциями, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).

Работа с детьми:

Мероприятие

Дата

Знакомство и наблюдение

август

Диагностирование детей, прогнозирование результатов

август

Учет домашних привычек, интересов

август – май

Индивидуальный подход к ребенку

август –  май

Игры-занятия

август –  май

Формирование детского коллектива, эмоционально-положительного контакта с взрослыми

сентябрь

Игры-упражнения

октябрь

Игры-инсценировки

ноябрь

Использование фольклора

декабрь

Сюрпризные моменты

август – май

Продуктивная деятельность

август – май

Элементы закаливающих мероприятий

август – май

Сохранение и укрепление здоровья детей

август – май

Оптимальный двигательный режим

август – май

Работа с родителями

август – май

Рекомендации «Адаптационный период в детском саду»

Мероприятие

Дата

Эмоционально-положительное отношение к адаптационному периоду

Выпуск буклета «Вместе легче нам шагать».

сентябрь

Беседа «Знакомство родителей с условиями жизни детей в детском саду».

Июль - август

Родительское собрание «Возрастные особенности детей 2 года жизни. Основные задачи воспитания».

август

Повышение педагогической компетенции родителей:

Беседа «Гигиенические требования к одежде ребенка».

август

Беседа «Питание – залог здоровья».

сентябрь

Выпуск информационного листа «Наше здоровье в наших руках»

октябрь

Консультация «Капризы и их предупреждение»

ноябрь

Рекомендации «Влияние игры на психическое и личностное развитие ребенка».

декабрь

Папка-передвижка «Прививаем культурно-гигиенические навыки с раннего детства»

декабрь - февраль

Повышение педагогической компетенции родителей:

Консультация «Воспитание у детей раннего возраста самостоятельности и самообслуживания».

январь

Рекомендации «Пальчиковая гимнастика»

январь

Оформление газеты «Как мы живем в детском саду»

март - апрель

Мини-выставка детских работ Декабрь

декабрь

III этап:   Заключительный:

Мероприятие

Дата

Наблюдение

сентябрь

Диагностирование детей

сентябрь

Анализ степени адаптированности каждого ребенка (по адаптационным листам)

октябрь - ноябрь

Анкетирование родителей

в течение года

Изучение эффективности деятельности

в течение года

Анализ полученных результатов

май

Подведение итогов работы

май

Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми

май

Выявление недостатков

в течение года

Корректировка планов работы с детьми и родителями

май

Устранение недостатков

в течение года

Форма предоставления результатов

• составление отчётов

• Методические разработки

Примерное перспективное планирование занятий по профилактике дезадаптации детей

Тема занятия

Материалы

БОЖЬЯ КОРОВКА

игрушечная божья коровка, большие и маленькие машинки, матрешки, куклы, кубики и т.п.; черная краска для рисования пальцами или гуашь, смешанная с зубной пастой; лист с изображением божьей коровки  (для каждого ребенка).

ЛИСТОПАД

большой зонт; магнитофон, кассета с записью шума дождя, кассета с записью медленной спокойной музыки; два кленовых листа (для каждого ребенка); желтая, красная, зеленая гуашь; лист с изображением осеннего пейзажа и кисточка (для каждого ребенка).

МЯЧИК

большой мяч; матерчатый мешочек, маленький пластмассовый мяч и пластмассовый кубик (соразмерные по величине).

ПРОГУЛКА В ОСЕННИЙ ЛЕС

картина или фотография «Осенний лес»; игрушечный ежик; игрушки (куклы бибабо): лиса, волк, медведь; красный, желтый и зеленый кленовые листья (для каждого ребенка); красная, желтая и зеленая корзинки

ВЕСЕЛЫЙ ПЕТРУШКА

игрушка (кукла бибабо) «Петрушка»; игрушечный паровозик, с привязанной к нему длинной лентой;

бельевая прищепка синего цвета (для каждого мальчика); бельевая прищепка желтого цвета (для каждой девочки); обруч, с привязанными к нему лентами желтого и синего цвета; мягкая игрушка или кукла (для каждого ребенка).

НОВЫЙ ГОД

игрушечный Дед Мороз;  новогодняя елка; пластиковые бутылки с холодной, теплой и горячей водой; краски для пальце графии или гуашь, смешанная с зубной пастой; лист с изображением новогодней елочки  (для каждого ребенка); матерчатый мешочек с одинаковыми подарками для детей («Чупа-чупсами», «Киндер-сюрпризами», маленькими игрушками и т.п.).

МЯЧИКИ

большой красный мяч и маленький синий мячик; мячи среднего размера (для каждой пары детей); магнитофон, кассета с записью спокойной музыки и ритмичной плавной мелодии;

лист бумаги и цветные карандаши или большой красный круг и маленький синий кружок (для каждого ребенка).

ЗАЙКА

мягкие игрушки: заяц и лиса; магнитофон, кассета с записью веселой плясовой музыки; матерчатый мешочек с набором пластиковых овощей.

        МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ

набор для выдувания мыльных пузырей; магнитофон, кассета с записью плавной мелодии; мячи;

мячи для подскоков (хоппы).

МУЗЫКАНТЫ

ширма; игрушки: заяц, медведь (слон, кот и кукла); игрушечные музыкальные инструменты: барабан, гусли, труба, гармошка, пианино.

МАМИН ДЕНЬ

кукла и игрушечный медвежонок (для каждого ребенка); головные уборы (платки, косынки, шарфики) и украшения (заколки, ленты, браслеты, бусы и т.п.); ширма; колокольчик.

МИШКА

игрушечный медвежонок; магнитофон, кассета с записью пения птиц; гуашь желтого цвета, лист с изображением банки 0 (для каждого ребенка, кисточка (поролоновый тампон).

НЕПОСЛУШНЫЕ МЫШАТА

игрушечная мышка; розовый и черный косметические карандаши; большие игрушечные часы;

магнитофон, кассета с записью плясовой музыки.

КОЛОБОК

куклы бибабо (персонажи сказки « Приключения Колобка»); матерчатый мешочек; фрукт и овощ; пластилиновый шарик (для каждого ребенка); дидактический набор «Мисочки»; деревянные игрушки: грибок, шарик, кубик (соразмерные по величине); спортивный инвентарь: дорожки с разно фактурной поверхностью, гимнастические бревна, гимнастическая .    скамейка, обруч.

КОТЯТА

магнитофон, кассета «Голоса животных и птиц»; жёлтые, красные, синие, зеленые бабочки размером с детскую ладошку (по количеству детей); игрушки или предметные картинки желтого, красного, синего и зеленого цветов.

Информационные ресурсы:

• Белкина Л. В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Воронеж, 2004

• Ветрова В. В. «Во что играть с ребенком до 3 лет» М., 2008

• Давыдова О. И., Майер А. А «Адаптационные группы в ДОУ Методическое пособие» М, 2005

• Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст» М., 2009

• Е. В. Полозова «Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста» Воронеж, 2007

• «Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования» / Под. ред. Т. Н. Дороновой, Т. И. Ерофеевой М., 2010

• Теплюк С. Н. «Занятия на прогулке с малышами» М., 2001

• Халезова Н. Б. «Лепка в детском саду» М., 2008

• Хомякова Е. Е. «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста» М., 2009

• Янушко Е. А. «Аппликация с детьми раннего возраста» М., 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему:"Анализ Адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

Презентация на тему: "Анализ Адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада"...

Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адап...

Проект "Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада"

Проект был представлен в рамках  I Педагогических чтений...

проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Адаптация детей раннего возраста к условиям  детского сада .«Детство – это важнейший период человеческой жизни , не подготовка к будущей жизни , а настоящая , яркая , самобытная , неп...

ПАСПОРТ ПРОЕКТА ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА «ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД»

ПАСПОРТ ПРОЕКТАПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА«ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД» (социально-значимый)...

Проект "Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада"

Игры и занятия с детьми, предложенные в проекте, помогут детям безболезненно войти в новую социальную среду, а родители смогут лучше понять проблемы малышей в этот период....

Консультация для родителей группы раннего возраста Тема: «Проблемы адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Консультация для родителей .Познакомить родителей с понятием «адаптация» и ее особенностями у детей;Дать рекомендации по адаптации ребенка в условиях семьи...