ПАСПОРТ ПРОЕКТА ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА «ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД»
методическая разработка (младшая группа)

Дмитриева Елена Сергеевна

  

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

«ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД»

(социально-значимый)

 

                                                                           

 

 

                                                                                                                                                                                                      Дмитриева Е.С.   воспитатель МАДОУ ЦРР д/с №10     

 

Советск

2016

 

Краткая аннотация проекта

Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, как правило, иной стиль общения, необходимость общения со сверстниками, новое помещение - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Эти новые факторы вызывают у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими.

И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать.

Положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования акцент делают на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка.

Основная ценность  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования - ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации и индивидуализации дошкольников. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения.

Таким образом, привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша.

 

Современный человек постоянно вынужден приспосабливаться к изменениям окружающей среды: к новой работе, социальным изменениям в обществе, новым условиям жизни и деятельности. И порой психоэмоциональные нагрузки, связанные с адаптацией к этим изменениям, даже у взрослых вызывают тревожные состояния, переживания и стресс.

Что уж говорить о маленьких детях, которые впервые в своей жизни не только попадают в совершенно новые, непривычные, а от этого еще более страшные и пугающие условия, но и активно начинают социализироваться в современном обществе.

Современные родители, безусловно, более образованы и активны в отношении собственных детей: отсюда и секции, кружки, группы раннего развития, центры творчества и обогащения. Но не всегда даже педагогически грамотные родители знают, как подготовить своего ребенка к посещению дошкольного учреждения и самим быть готовыми к этому.

В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников, повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей, снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период,  активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей, формирование у воспитанников положительных ассоциаций, связанных с ДОУ, уход от практики дистанцирования семьи от детского сада позволяют значительно облегчить адаптацию детей к дошкольному учреждению.

Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.

Проблема

В современной жизни мы мало уделяем внимания проблеме адаптации, а ведь успешная адаптация ребенка к изменяющимся условиям его существования – залог его будущей успешной взрослой жизни, залог его побед и достижений.

Масштаб проекта:

  • Краткосрочный – (сентябрь – декабрь). (На сроки проекта влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость).
  • Территориальный – МАДОУ ЦРР д/с №10 «Родничок»

Участники проекта:

  • дети раннего возраста,
  • специалисты,
  • воспитатели,
  • родители.

Целевая группа:

  • Дети 1 младшей группы
  • Родители 1 младшей группы

Цель: обеспечение психолого-педагогической поддержки  семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья.

Задачи:

  1.  Создание психолого-педагогических условий по преодолению стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду и развитию навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
  2.  Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышение коммуникабельности между родителями;
  3. Совершенствование профессиональной компетентности сотрудников дошкольного образовательного учреждения к проблеме организации адаптации детей раннего возраста.

Ресурсное обеспечение:

Нормативно — правовое обеспечение:

  1. Конституция РФ 12.12.1993г.
  2. Конвенция о правах ребенка 20.11.1989г.;
  3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан Пин 2.4.1.2660-10;
  5. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», от 15 мая 2013 г. N 26.
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17  октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования».
  7. Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка детский сад №10 «Родничок» Советского ГО от 18.09.2015г.
  1.  Программа

Методическое обеспечение проекта:

  • Материально – технические ресурсы.

Развивающая среда, дидактические игрушки, игры, познавательная литература, мультимедийное оборудование, проектор, магнитофон, фотоаппарат, ноутбук.

  • Методическое обеспечение.
  1. Белкина Л.В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Воронеж, 2004
  2. Ветрова В.В. «Во что играть с ребенком до 3 лет»  М., 2008
  3. Е.В.Полозова «Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста» Воронеж, 2007
  4. «Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования» / Под. ред. Т.Н.Дороновой, Т.И.Ерофеевой М., 2010
  5. Теплюк С.Н. «Занятия на прогулке с малышами» М., 2001
  6. Хомякова Е.Е. «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста»  М., 2009
  • Технологии:
  1. Здоровьесберегающие педагогические технологии
  2. Информационно-коммуникационные технологии
  3. Игровые технологии

Ожидаемые результаты и социальный эффект:

  1. Социализация детей раннего возраста и сокращение сроков адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
  2. Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.
  3. Активная позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышение коммуникабельности между родителями.
  4. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
  5. Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
  6. Усовершенствованная профессиональная компетентность сотрудников дошкольного образовательного учреждения к проблеме организации адаптации детей раннего возраста.

Основные педагогические принципы:

  1. Оптимизации
  2. Систематичности и последовательности
  3. Демократизации
  4. Уважение норм и ценности семьи
  5. Преемственности

  Условия успешной адаптации

  1. Личная заинтересованность родителей и педагогов
  2. Методическая и психолого-педагогическая поддержка  деятельности педагогов
  3. Целостность процесса на всех уровнях

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап

  1. Изучение теоретических основ адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.
  2. Анализ направлений совместной деятельности воспитателя и родителей по оптимизации процесса адаптации детей раннего дошкольного возраста.
  3. Разработка перспективного планирования по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
  4. Разработка программы просвещения родителей.
  5. Разработка эскизов оформления группы в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
  6. Разработка совместных занятий с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
  7. Подбор необходимого материала для создания Лэпбука «Вопросы адаптации»

Основной этап.

  1. Заполнение адаптационных листов.
  2. Знакомство детей с детским садом, друг с другом. Ежедневное, последовательное введение правил поведения в группе и приучение к режиму дня. Систематическое проведение адаптационных игр и мероприятия с детьми.
  3. Проведение круглого стола « Адаптация ребенка к условиям ДОУ»
  4. Оформление выставки Мы ждем тебя” - альбом с фотографиями из жизни детского сада
  5. оформление  красочной книги с иллюстрациями «Я иду в детский сад. Проблемы адаптации”, читая которую, родитель вместе с ребенком знакомится с особенностью жизни детей в детском саду;

6.  Проведение родительских собраний, консультаций, анкетирование.

7. Изготовление лэпбуков  с кратким материалом “Адаптация. Что это такое?” и рекомендациями по подготовке ребенка к детскому саду”.

 

Завершающий этап.

  1. Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей.
  2. Подведение итогов адаптации на родительской конференции.
  3.  Изучение материала лэпбука «Вопросы адаптации»

План работы с родителями.

месяц

тема

форма работы

сентябрь

Сведения о ребенке.                                                   «Мама не уходи! Или в д/с без слез».                                             «Адаптация ребенка в детском саду, адаптационный период».                                                                            Выбор родительского комитета. 

Анкетирование родителей.                                Консультации, наглядная информация по адаптации, папки – передвижки.                       Круглый стол.

октябрь

Что такое современный д/с, кто такой современный ребенок, кто такой современный педагог, родитель?

«Вот какой я!».

Беседа – обсуждение с родителями                            Родительское собрание «Давайте познакомимся!».                                              Составление альбома – портфолио             Домашнее задание родителям.                          Мастер – класс по изготовлению игрушки из ткани «зайка», обыгрывание её.

ноябрь

О воспитании детей.                   «Завтра в д/с», «Ваш ребенок пришел в д/с».

Изготовление памятки родителям.                    Беседы с родителями. Изготовление стенда для родительского уголка.

декабрь

Подведение итогов по адаптации детей и родителей.                  

Родительская конференция.

 

План работы с детьми.

 

Направление развития ребёнка

Содержание                                                                                          Форма работы

  1.  

 

 

Социально-коммуникативное
развитие   

Знакомство-беседа с родителями и ребенком.                 Знакомство с группой, игрушками.                              Заполнение адаптационных листов.                       Художественная литература: Чтение потешек.              Приучение детей к самообслуживанию: показывать, как  одеваться, причесываться, держать ложку или чашку, ходить на горшок, мыть руки.                                                    Игры-занятия: «Уложим куклу Катю спать», «Оденем куклу на прогулку», «Научим куклу раздеваться».  Пальчиковые игры, подвижные   игры и упражнения. Театрализованные представления русских народных сказок и потешек.                                                        Дидактические игры:
- «Накормим куклу Таню»; 
- «Покатаем куклу на машине»; «Уложим куклу спать»; 
«Отгадай и назови».
Пальчиковые игры: 
- «Этот пальчик дедушка»;
- «Пальчик - мальчик».
Дидактические игры:
- «Поможем кукле Тане одеться на прогулку».
Рассматривание сюжетных картинок: 
- «Играем вместе».                                                                        - содействие накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками;
- обогащение чувственного опыта детей в играх с дидактическим материалом;
- развитие наблюдательности, внимания и памяти.
- воспитание добрых чувств, заботы  друг к другу;
- привлечение родителей к оснащению кукольного центра.
- развитие интереса к сверстникам;
- знакомство с правилами безопасного взаимодействия друг с другом.

  1.  

 

 

Познавательное развитие   

Дидактические игры:
-  «Чудесный мешочек»;
- «Построим домик для котика»; 
- «Угостим сметаной киску»; 
- «Чьи детки»;
- «Подбери такую же картинку».                                                        -  формирование представления о предметах ближайшего окружения;  
- развитие тактильных ощущений;
- обогащение сенсорного опыта, знакомя с предметами.

  1.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Речевое  развитие  

Чтение потешки: 
- «Кто у нас хороший»; 
- «Чики – чики чикалочки»;
-  «Поехали, поехали»;
- «Зайка к деткам подбежал»;
-  «Где же, где наши ручки».
Упражнения на звукоподражание: пи-пи, мяу,  ко-ко, ква-ква, ку-ка-ре-ку.
Формирование словаря:
- «Принеси Машеньке вазочку для варенья»;
-  «Возьми красный карандаш»; 
- «Спой песенку маленькому медвежонку». 
Название местоположения:                                                     - «Грибок на верхней полочке, высоко».                                                                             - Создание благоприятных условий для эмоционального контакта с детьми;
- формирование умения отвечать на вопросы, подводить к обобщающему понятию;
- развитие умения повторять фразы, активизировать слова детей за счет звукоподражания героев потешки;
- развитие умения детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру.

  1.  

 

 

 

 

Художественно-эстетическое развитие   

Конструктивно - модельная деятельность: 
- «Мебель для кукол»;
- «Машина»;
- «Дорожки длинные и короткие».
Слушание:
- муз. Е.Макшанцева
«Дождик»
- муз. И.Арсеева 
- «Колокольчик»;
-  «Воробушки».
- муз  В. Верховенца «Ай - да»
Изобразительная деятельность:
- знакомство с изобразительными материалами, со свойствами краски; с правилами работы кисточкой, карандашом.
- знакомство с пластилином, его свойствами и правилами работы с этим материалом.
- рисование дорожки следов кисточкой;
- лепка «колбаски».    - Знакомить с мебелью;
- создание постройки, накладывая детали друг на друга и ставя их рядом по образцу;
- обыгрывание постройки;
- общение в диалоге с воспитателем, со сверстниками;
- развитие эмоциональности и образности восприятия музыки через движения;
- развитие интереса к музыкальным произведениям.
Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде;
- формирование умения бережно относиться к материалам, правильно их использовать

  1.  

 

 

 

 

Физическое развитие  

Потешка:  
- «Водичка, водичка»;
-  «Мыльные пузыри»;
- «Ладушки, ладушки».
Тематическая утренняя гимнастика:
- «Дети спрятались»;
-  «Птички».
Подвижные игры: 
- «Спрячем игрушку»; 
- «Догони мяч»; 
- «Солнышко и дождик»;
-  «Птички и автомобиль».                                                                   

 - Поддержание игровой мотивации, положительного настроя. 

 

 

 

Взаимодействие специалистов в период адаптации ребёнка к ДОУ.

Формы работы

Педагогический совет, психолого-педагогические семинары, конференции, семинары-практикумы, индивидуальная работа по самосовершенствованию и др.

Методы работы

Изучение научной и методической литературы, обсуждение, мастер-класс, показ, индивидуальное планирование, анализ результатов деятельности, самоанализ, самонаблюдение и т. д.

Средства работы

Сборники нормативных документов, методические реко­мендации, контрольно- измерительные материалы, тесты, анкеты, и др.

 

 В ходе реализации данного проекта адаптация детей к детскому саду прошла без осложнений с высоким процентом легкой степени адаптации; эмоциональное состояние детей нормализовалось в короткие сроки.

Возросла профессиональная компетентность воспитателей групп раннего возраста. Установлен тесный эмоциональный контакт между сотрудниками, детьми и их родителями.

Внедряя эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, воспитатели и специалисты ДОУ способствовали повышению информационной культуры родителей по вопросам воспитания и образования малышей,  возросла активность родителей, включенность их в единое образовательное пространство детского сада.




 

 

 

Актуальность проекта.

    Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации ребёнка к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.

     Поступление ребёнка в детский сад вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

     От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.

     И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

         Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.

         В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил.

         Готовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько тревожны, что это состояние проецируют на ребёнка.

         Работа воспитателя заключается не только в помощи адаптации детям, но и в помощи родителям, оставить благоприятное отношение к детскому саду. Личность воспитателя должна обладать такими качествами как доброжелательность, отзывчивость, компромисс – как одно из условий решения конфликтов.

         Предполагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада детей раннего возраста, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста.

         Ведущая деятельность в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому проект  строится на основе игровых упражнений.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx1.07 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПАСПОРТ ПРОЕКТА ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА «ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД» (социально-значимый) Автор: воспитатель МАДОУ ЦРР д /с №10 Дмитриева Е.С. . Советск 2016

Слайд 2

Паспорт проекта

Слайд 3

Стресс ребёнка Актуальность

Слайд 4

Проблема В современной жизни мы мало уделяем внимания проблеме адаптации, а ведь успешная адаптация ребенка к изменяющимся условиям его существования – залог его будущей успешной взрослой жизни, залог его побед и достижений.

Слайд 5

Цель проекта обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья.

Слайд 6

Задачи проекта

Слайд 7

Ожидаемые результаты и социальный эффект Социализация детей раннего возраста и сокращение сроков адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Активная позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышение коммуникабельности между родителями. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации. Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников. Усовершенствованная профессиональная компетентность сотрудников дошкольного образовательного учреждения к проблеме организации адаптации детей раннего возраста.

Слайд 8

Этапы работы над проектом

Слайд 9

Подготовительный этап

Слайд 10

Основной этап

Слайд 11

Завершающий этап

Слайд 12

План работы с родителями месяц тема Форма работы Сентябрь Сведения о ребенке. «Мама не уходи! Или в д /с «Без слез». «Адаптация ребенка в детском саду, адаптационный период». Выбор родительского комитета. Анкетирование родителей. Консультации, наглядная информация по адаптации, папки – передвижки. Круглый стол. Октябрь Что такое современный д /с, кто такой современный ребенок, кто такой современный педагог, родитель? «Вот какой я!». Беседа – обсуждение с родителями Родительское собрание «Давайте познакомимся!». Составление альбома – портфолио Домашнее задание родителям. Мастер – класс по изготовлению игрушки из ткани «зайка», обыгрывание её. Ноябрь О воспитании детей. «Завтра в д /с», «Ваш ребенок пришел в д /с». Изготовление памятки родителям. Беседы с родителями. Изготовление стенда для родительского уголка. декабрь Подведение итогов по адаптации детей и родителей. Родительская конференция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Я хочу в ясли!»

Цель: создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада. Задачи: • преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к...

"Добро пожаловать в детский сад". Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Проект   "Добро пожаловать в детский...

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Здравствуй, детский сад!»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский Проект по адаптации детей раннего возрастак условиям детского с...

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада "Добро пожаловать в детский сад!"

Цель проекта – создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ....

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада "Здравствуй, детский сад!"

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада "Здравствуй, детский сад!"...

«Здравствуй, Детский сад» проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Проект "Здравствуй, Детский сад" направлен на то, чтобы сделать переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение по возможности, более плавным и обеспечить оптимальное течение адаптации....

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада "Первые шаги в детский сад"

Вид, тип проекта: групповой, долгосрочный.В раннем возрасте организм ребёнка уязвим, и сопротивляемость к болезням низкая, поэтому в период адаптации к детскому саду важно создать комфортную обстановк...