Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
проект (младшая группа) на тему
Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.
От того как проходит привыкание ребенка к новому зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_adaptatsiya.docx | 23.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Абрамова Наталья Викторовна
Воспитатель МДОУ
Детский сад №2 «Теремок»
г.о Власиха Московской области
Проект
«Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
Паспорт проекта
Вид проекта: Информационно-творческий; практико-ориентированный; групповой; краткосрочный.
Продолжительность: 2,5 месяца
Сроки проведения: август – октябрь 2016 г.
Участники: воспитатели, дети, родители
Возраст детей: 2-3 года
Актуальность: Адаптация к дошкольному учреждению – сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Трудности адаптации и их причины изучались отечественными и зарубежными исследователями (Н. М Аксарина, Р. В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер, В. Манова-Томова).
Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.
От того как проходит привыкание ребенка к новому зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье.
ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ
Цель проекта: Систематизация работы по созданию благоприятных условий социальной адаптации детей в условиях дошкольного учреждения.
Задачи проекта:
• Изучить инновационный опыт;
• Установить систему взаимодействия участников проекта;
• Создать эмоционально-комфортную предметно-развивающую среду;
• Вызвать положительное отношение к детскому саду у детей и их родителей;
• Сформировать у детей умения общения со взрослыми и сверстниками;
• Сформировать систему взаимодействия с родителями для повышения их педагогической компетенции;
• Систематизировать содержание работы в адаптационный период.
Гипотеза: Если использовать системный подход в организации адаптации, в основе которого лежит комплекс мер направленных на создание оптимальных условий для детей раннего возраста, то это позволит детям значительно легче перенести этот период.
Ожидаемые результаты:
Дети:
• Легко войдут в новую для них среду и приспособятся к ее условиям с позитивными результатами;
• Сформируются умения общения со взрослыми и сверстниками.
Родители:
• Сложится эмоционально-положительное отношение к детскому саду;
• Стремление родителей к сотрудничеству.
Воспитатели:
• Установится тесное взаимодействие в решении проблем адаптации;
• Повысится уровень компетентности воспитателей в организации адаптационного периода.
Программа проекта:
- Организационно-подготовительный – август;
- Основной – сентябрь;
- Заключительный – октябрь.
- Организационно-подготовительный этап:
- Изучение методической литературы;
- Повышение уровня педагогической компетенции;
- Подбор диагностического материала, анкет для родителей;
- Составление диагностического инструментария;
- Составление планов работы с детьми, родителями;
- Создание системы в планировании;
- Оформление и обновление предметно-развивающей среды;
- Создание эмоционального комфорта;
- Составление и подбор информационного материала для родителей;
- Повышение педагогической компетенции родителей;
- Анкетирование родителей;
- Исследование социальных навыков детей;
- Выявление особенностей семейного воспитания;
- Прогноз вероятной степени адаптации детей.
- Основной:
Принципы работы:
- Постепенное заполнение группы (прием 2—3 малышей в неделю);
- Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации, дополнительные выходные дни);
- Учёт индивидуальных особенностей ребенка.
- Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциями, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).
Работа с детьми:
Мероприятие | Дата |
Знакомство и наблюдение | Август |
Диагностирование детей, прогнозирование результатов | Сентябрь |
Учет домашних привычек, интересов | Сентябрь |
Индивидуальный подход к ребенку | Сентябрь |
Игры-занятия | Сентябрь |
Формирование детского коллектива, эмоционально-положительного контакта с взрослыми | Сентябрь |
Игры-упражнения | Сентябрь |
Игры-инсценировки | Сентябрь |
Использование фольклора | Сентябрь |
Сюрпризные моменты | Сентябрь |
Продуктивная деятельность | Сентябрь |
Элементы закаливающих мероприятий | Сентябрь |
Сохранение и укрепление здоровья детей | Сентябрь |
Оптимальный двигательный режим | Сентябрь |
Работа с родителями | Сентябрь |
Рекомендации «Адаптационный период в детском саду»
Мероприятие | Дата |
Эмоционально-положительное отношение к адаптационному периоду с помощью пальчиковых, подвижных игр и упражнений. | Август |
Беседа «Знакомство родителей с условиями жизни детей в детском саду». | |
Родительское собрание «Возрастные особенности детей 3 года жизни. Основные задачи воспитания». | Сентябрь |
Беседа «Гигиенические требования к одежде ребенка». | Сентябрь |
Беседа «Питание – залог здоровья». | Сентябрь |
Консультация «Капризы и их предупреждение» | Сентябрь |
Рекомендации «Влияние игры на психическое и личностное развитие ребенка». | Сентябрь |
Папка-передвижка «Прививаем культурно-гигиенические навыки с раннего детства» | Сентябрь |
Повышение педагогической компетенции родителей: | Сентябрь |
Консультация «Воспитание у детей раннего возраста самостоятельности и самообслуживания». | Сентябрь |
Рекомендации «Пальчиковая гимнастика» | Сентябрь |
Мини-выставка детских работ | Сентябрь |
- Заключительный:
Мероприятие | Дата |
Наблюдение | Октябрь |
Диагностирование детей | Октябрь |
Анализ степени адаптированности каждого ребенка (по адаптационным листам) | Октябрь |
Анкетирование родителей | Октябрь |
Изучение эффективности деятельности | Октябрь |
Анализ полученных результатов | Октябрь |
Подведение итогов работы | Октябрь |
Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми | Октябрь |
Выявление недостатков | Октябрь |
Корректировка планов работы с детьми и родителями | Октябрь |
Устранение недостатков | Октябрь |
Форма предоставления результатов
•Презентация проекта
Анализ уровня адаптации детей младшего возраста к условиям детского сада
в МДОУ Детский сад №62 «Теремок» (август-октябрь 2016г.).
После внедрения проекта «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада», был проведен анализ уровня адаптации.
Результаты анализа уровня адаптации детей:
Высокий уровень адаптации – 10 детей;
Средний уровень адаптации – 6 детей;
Низкий уровень адаптации – 2 детей;
Вывод: Считать проведение периода адаптации детей младшего возраста к условиям детского сада в 2016-2017 учебном году успешным.
Информационные ресурсы:
• Белкина Л. В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Воронеж, 2004
• Давыдова О. И., Майер А. А «Адаптационные группы в ДОУ Методическое пособие» М, 2005
• Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст» М., 2008
• Теплюк С. Н. «Занятия на прогулке с малышами» М., 2016
• Колдина Д.Н «Лепка с детьми в детском саду» М., 2016
• Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия с детьми раннего возраста» Воронеж, 2004
Парамонова Л.А. «Развивающие занятия с детьми» М.,2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Задача: создание необходимых условий для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...
Проект "Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада"
Проект был представлен в рамках I Педагогических чтений...
проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада .«Детство – это важнейший период человеческой жизни , не подготовка к будущей жизни , а настоящая , яркая , самобытная , неп...
Круглый стол для педагогов детского сада «Значение адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада»
Помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом д/с (педагогами)....
Проект "Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада"
Игры и занятия с детьми, предложенные в проекте, помогут детям безболезненно войти в новую социальную среду, а родители смогут лучше понять проблемы малышей в этот период....
Консультация для родителей группы раннего возраста Тема: «Проблемы адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
Консультация для родителей .Познакомить родителей с понятием «адаптация» и ее особенностями у детей;Дать рекомендации по адаптации ребенка в условиях семьи...
Тема проекта: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
Тема проекта: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»Автор работы: Белошкурская Татьяна Александровна, воспитатель МБДОУ ДС№55Х.Обуховка, Азовского р-а, Ростовско...