Проект "Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада"
проект (младшая группа) на тему

Баннова Елена Викторовна

Проект был представлен в рамках  I Педагогических чтений 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bannova_proekt.docx27.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок»

Проект

Адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

 (из опыта работы воспитателя)

Выполнила: Баннова Е.В.,

воспитатель 1 квалификационной категории

р.п. Бутурлино

2017

Участники проекта:

   Заведующий; старший воспитатель; медицинский работник; воспитатель группы раннего возраста; музыкальный руководитель; родители детей, группа (15  детей, возраст от 1,5 до 3 лет).

Целевая группа:

Дети группы раннего дошкольного возраста и их родители.

Сроки реализации:

Июнь-сентябрь 2016 года

Цель проекта:

- создание благоприятных условий для ребенка;

- налаживание сотрудничества с семьей ребенка.

Задачи проекта:

- создать условия для организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

- внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие повышению их педагогической компетентности

- привлечь внимание сотрудников дошкольного образовательного учреждения к проблеме организации адаптации детей раннего возраста через повышение профессиональной компетентности

Актуальность проекта:

С поступлением ребенка раннего возраста в детский сад в его жизни происходит множество изменений: строгий, распланированный режим дня, отсутствие родителей в течение дня несколько часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками и малознакомыми ему взрослыми, новое помещение, совершенно другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка внезапно и одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. В этой связи реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям детского сада является весьма актуальной.

Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:

- предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;

- постепенное заполнение группы;

- гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;

- информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт;

- осуществление систематического контроля за ребенком в группе (медицинская сестра, термометрия, кожные покровы, зев, стул);

- наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье, медицинская сестра);

- протекание адаптации (медицинская сестра).

Ожидаемые результаты

- благоприятный адаптационный период детей 1,5до 3 лет.

- снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.

- повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

- привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей.

- становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

- создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.

Этапы реализации проекта:

I. Подготовительный этап (май – июнь).

На подготовительном этапе, перед набором группы я ставила перед собой следующие задачи:

-  подбор и изучение методической литературы по характеристике особенностей детей младшего дошкольного возраста

-  отбор художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;

-  пополнение и оформление предметно-развивающей среды группы раннего возраста;

- составление плана работы и подбор методик работы с детьми

-проведение мероприятия «Школа молодой матери»

Результат:

Мной была тщательно изучена литература известных педагогов на тему адаптации детей к ДОО и составлен конспект основных моментов, которые помогут в моей дальнейшей работе.

Также была создана предметно-развивающая среда в группе, обновлена художественная литература и база развивающих и дидактических игр.

Был составлен план работы на адаптационный период.

Проведено мероприятие «Школа молодой матери»

II. Основной этап (июнь – сентябрь).

Задачами основного этапа стали:

- заполнение родителями «Социального паспорта»;

- ознакомление с каждым ребенком и его семьей, выявление индивидуальных особенностей малыша;

- формирование положительного настроя детей при приходе в детский сад;

- создание доверительных отношений с каждым ребенком;

- адаптационные игры на ознакомление с группой (игры с мягкими модулями; рассматривание и манипуляция с игрушками; знакомство с каждым помещением группы);

- приучение детей в игровой форме к режимным моментам;

- дидактические игры с детьми на знакомство с каждым ребенком и персоналом сада;

- исследование навыков самообслуживания детей;

- развитие умений играть на территории участка.

Результат:

В нашей группе набор детей начался с 03. 06. 2016 года. С первого же дня родителям была предложено заполнить  «социальный паспорт » для знакомства с ребенком, его родителями и уточнения контактных данных. Прием детей проходил постепенно. Дети принимались по одному человеку  в неделю, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. На каждого ребенка мы завели листы адаптации, где отмечали: аппетит, сон, общение со сверстниками, взрослыми, индивидуальные особенности.

К концу первого месяца группа состояла из 9 детей, причем те дети, которые первыми были приняты, полностью прошли адаптацию и уже достаточно уверенно чувствовали себя в группе.

К концу второго месяца и  в начале третьего месяца  группа была сформирована и состояла из 15 человек. Большинство детей уже с интересом играли в  группе, были знакомы с их местом за столом, освоились с понятиями «завтрак», «обед», «ужин» и правилами поведения во время приема пищи, с энтузиазмом принимали участие в совместных занятиях и играх, хорошо знали свою игровую площадку на улице.

С детьми я проводила целый ряд дидактических игр, с постепенным вовлечением всех ребят группы и увеличением сложности. Кроме того, все режимные моменты сопровождались потешками, что позволило в игровой форме запоминать последовательность действий, без напоминаний и принуждений. Много времени отводилось чтению художественной литературы: сказки, загадки, стихов. Использовала  телесное прикосновение в виде  «обнималок». Очень нравились детям, организованные мною театрализованные  сказки, игры; пальчиковые  игры.

Летний сезон справедливо считается благоприятным периодом для оздоровления дошкольников. Можно больше находиться на воздухе, играть, закаляться, в полной мере насладиться его дарами: свежим воздухом, солнечными лучами и теплой нежной водой. Это в значительной мере помогло облегчить процесс адаптации, снизить стрессовое состояние детей.

У нас в детском саду имеется большая площадь, не задействованная  под прогулочные  участки. В начале первого месяца адаптации (июне) расцветает много цветущих растений, кустарников. Этот участок  я использую для рассматривания  и   наблюдений в природе. Также провожу  целевые прогулки по территории детского сада.  Игры с песком и сооружение построек из него – одно из самых увлекательных занятий в летнее время.

К концу летнего сезона было выявлено:

9 воспитанников  с степенью адаптации – период адаптации длился примерно 7-10 дней. У детей наблюдалось незначительное расстройство сна и аппетита, которое последующим быстро нормализовалось. Во время приема пищи и отхода ко сну дети капризничали, ели вяло с неохотой. В первые, дни были недостаточно активны, иногда плакали и звали маму. По происшествию недели у детей быстро стабилизировалось эмоциональное состояние, стали налаживаться взаимоотношения со сверстниками и воспитателем.

6 воспитанников  со средней степенью адаптации – привыкание проходило от 2-х недель до 1 месяца. В это время настроение малыша неустойчиво: он часто плачет, просится домой, зовет маму, спрашивает, придет ли она за ним. Разлука с родителями сопровождается слезами, долго не может отпустить маму, плачет после ее ухода. От данных переживаний ребенка можно отвлечь, утвердительно и уверенно отвечая, что мама обязательно придет за ним и заберет домой, а затем, ободрив его, переключала внимание на игрушки. Нарушался сон и аппетит, которые восстанавливались через 2-3 недели. Снижалась речевая и общая активность, возникали простудные заболевания. В первые, дни и недели ребята были несколько пассивны и малоподвижны, в руках у ребят была игрушка принесенная из дома. Постепенно дети освоили группу, стали замечать окружающую обстановку. Включались в игру, которую я организовывала, но довольно быстро теряли интерес. Наблюдались трудности в установления контакта с другими детьми. Они часто обращались ко мне за помощью. Сидели у меня на коленях.

0% - дети с тяжелой степенью адаптации.

В течение всего периода адаптации поведение каждого ребенка во все режимные моменты фиксировалось в адаптационный лист.

Многим родителям помогли мои личные консультации, а также родительский уголок в группе, где постоянно обновлялась информация

- «Советы для облегчения адаптации детей»

- «Ваш ребенок поступает в детский сад»,

- «Режимные моменты в детском саду»,

- «Как одевать ребенка летом»,

- «Солнце. Воздух. Вода. Закаливание».

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что в целом процесс адаптации в нашей группе проходит успешно. Дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации.

Заключительный этап:

 Родительское собрание  с включением  в повестку дня «Адаптация ребенка к условиям  детского сада».

Итоговое  совместное педагогов, родителей (законных представителей ) и воспитанников мероприятие «Давайте познакомимся». Где  участников образовательного процесса  знакомят с педагогическим коллективом ДОУ, традициями детского сада,  в сопровождение с играми, песнями.

Результат:

В ходе проектной деятельности востребованы следующие виды совместной деятельности воспитателя с детьми:  чтение, слушание, обыгрывание. Учитывая, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра, в ходе проекта были реализованы следующие формы игровой  деятельности: дидактические игры, настольно-печатные, пальчиковые игры, сюжетно-ролевые, игры с  элементами театра.  

В проекте активно использовались следующие методы: наглядные, словестные, практические.  Приёмы: рассматривание, показ воспитателя, ситуативные беседы, образец, обыгрывание, художественное слово.

Подведены итоги адаптации детей группы к детскому саду, даны советы по дальнейшей совместной работе родителей, детей и воспитателей, которые фиксируются в анализе работы ДОО. За последние несколько лет процесс привыкания детей  в ДОУ проходит успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Положительным является и то, что дети раннего возраста привыкают к дошкольной организации безболезненно.

Список литературы:

1. Годовой план работы на 2016-2017 учебный год;

2.Оновная образовательная программа МБДОУ детского сад «Колосок»;

3. Основанная образовательная программа «От рождения до школы», под редакцией  Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;

4. Федеральный государственный образовательный  стандарт дошкольного образования, утвержденный  приказом министерства образования и науки Российской Федерации  от 17.10.2013 № 1155;

5. Федеральный закон  от 29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании  в Российской Федерации »;

6.Белкина В.Н., Белкина Л.В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ», 2006 г.;

7. Арнаутова Е.П. «Планируем работу ДОУ с семьей» , Управление ДОУ, 2002;

      8.Воспитание и обучение детей раннего возраста, под редакцией Г.М. Ляминой, 1981г.;

      9. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста,  Дошкольное воспитание, 2006г.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Задача: создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...

Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Итак, основной моей задачей является создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развити...

ПАСПОРТ ПРОЕКТА ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА «ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД»

ПАСПОРТ ПРОЕКТАПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА«ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД» (социально-значимый)...

"Добро пожаловать в детский сад". Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Проект   "Добро пожаловать в детский...

Круглый стол для педагогов детского сада «Значение адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада»

Помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом д/с (педагогами)....

Консультация для родителей по теме: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» Ранняя группа №1 «Медвежата» 24.01.2021 г.

Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает подчас очень болезненно. Когда он впервые приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привы...