План работы по самообразованию «Специфика работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС»
материал на тему
Повысить собственный уровень знаний (путём изучения методической литературы, через консультации, семинары-практикумы) специфики работы с детьми в условиях введения ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobraz_po_fgos.docx | 161.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №11 «Вишенка»
План по самообразованию
Выполнила воспитатель
подготовительной логопедической группы
Чалова Нина Николаевна
Г.Вольск
План работы по самообразованию
Воспитатель: Чалова Нина Николаевна________
Подготовительная логопедическая группа МДОУ д\с №__11__
Тема:__ «Специфика работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС»
Цель: Повысить собственный уровень знаний (путём изучения методической литературы, через консультации, семинары-практикумы) специфики работы с детьми в условиях введения ФГОС.
Задачи:
- Совершенствовать свое развитие ;
- Изучить ООПП «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, которая была разработана на основе ФГОС ДО;
- Изучить учебную и научно-методическую литературу к программе;
- Изучить и пополнить имеющиеся знания об инновационных технологиях в свете ФГОС (обучения и развития дошкольников; проектная деятельность; исследовательская деятельность; взаимоотношения с родителями).
Литература:
- Новый закон «Об образовании в Российской Федерации». - Москва: Эксмо,2013
- Скоропупова, О.А. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: организация внедрения в ДОО [Текст] // О.А. Скоропупова // Справочник старшего воспитателя, - 2014. - №3
- ООПП «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы
- Интернет-ресурсы.
Раздел плана | Сроки | Форма работы | Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.) |
Подготовительный |
| 1.Изучение методической литературы, интернет-ресурсов. 2.Разработка плана по теме самообразования. 3. Изучение и пополнение знаний по уже имеющемуся опыту проектной деятельности | План самообразования |
Практический |
| 1.Разработка перспективного плана. 2. Создание «копилки» 3. разработка тематики исслед. работы и ППРС группы 4.Практическое применение знаний 5. В процессе образовательной деятельности с детьми, участие в педсоветах, метод. объединениях, в работе с родителям | 1.Оформление доклада. 2.Создание «Портфолио педагога», 3.«Портфолио ребенка» 4.Накопление в «Портфолио педагога» методических рекомендаций и практического материала по теме самообразования 5.Консультации для воспитателей ДОУ |
Выводы: | Стандарт ориентирован не только на поддержку разнообразия, принципиальной “нестандартности” самого детства и ребенка, но и вариативности развивающих форм этой поддержки с сохранением его исключительной, предельной самобытности, которая как раз и придает ему “образовательную ценность”. |
Пояснительная записка
Введение ФГОС ДО в учреждениях требует тщательного анализа педагогической деятельности, где особое значение в системе работы по активизации профессиональной деятельности заняла методическая работа педагогов. Цель методической работы педагогов детского сада – создать в детском саду такую образовательную среду, в которой будет полностью реализован профессиональный потенциал каждого педагога и всего педагогического коллектива, с целью построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования в условиях реализации ФГОС. Методическая работа педагогов планируется в образовательной деятельности на решение задач: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей и их эмоционального благополучия; обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка, обеспечение преемственности целей и задач и содержания образования, реализуемых в рамках ООП, создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром.
Именно поэтому каждый педагог: во-первых, продумывает организацию разных способов взросло-детской и детской совместности, с учетом вариативности и интеграции ОО, во-вторых, видеть ресурсы и результаты разных этапов НОД для развития коммуникативной компетентности детей и конечный результат на любой деятельности, педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором, где совместно решают интересную и значимую учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то.
На данном этапе проведен самоанализ организации образовательной среды для каждого ребёнка: предметно-пространственная развивающая образовательная среда, характер взаимодействия с взрослыми, характер взаимодействия с другими детьми, система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
Так с целью реализации государственного стандарта в детском саду создаются благоприятные условия для работы педагогов с детьми совместно с семьёй в условиях реализации современных требований. На данном этапе приобретается развивающее оборудование, методического и дидактического материала для образовательной деятельности: приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде, дидактических материалов, аудио- и видео-материалов, средств обучения, в том числе, материалов, оборудования, спецодежды, игр и игрушек, электронных образовательных ресурсов, необходимых для организации всех видов образовательной деятельности и создания развивающей предметно-пространственной среды, подписки на актуализацию электронных ресурсов, пополнение комплекта средств обучения и подписки на технические средства спортивного, оздоровительного оборудования, инвентаря.
Активная творческая позиция педагогов является одним из выполняемых условием реализации требований ФГОС и направлена на обеспечения качества дошкольного образования. Это проведение тематических мероприятий, развлечений, вечеров, спортивных мероприятий, обучение и организация сюжетно ролевых игр, проведение психологических музыкальных пауз, участие в театральной недели, реализация проектов совместной деятельности с детьми и родителями, проведение оздоровительный и профилактических мероприятий с детьми и т.д.. в соответствии с современными требованиями.
Важен так же профессиональный уровень педагогов, работающих в детском саду. Так чтобы педагоги ДОУ повысили свою профессиональную квалификацию в образовательном процессе, т.е. прошли курсы повышения квалификации по вопросу введения ФГОС ДО, получили дополнительное профессиональное педагогическое образование по профилю их деятельности.
«Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством реализации метода образовательных проектов в условиях введения ФГОС ДО»
Адаптация педагогического процесса к современным требованиям заключается в постановке целей, проектировании нового состояния системы, корректировке отдельных составляющих и этапов данного процесса, объективном анализе их хода и результатов. Адаптация педагогического процесса заключается в том, что он воспринимается как образовательный процесс, который:
- обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- строится с учетом целостности и интеграции содержания дошкольного образования и основывается на комплексно-тематическом принципе построения;
- обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих совместную деятельность детей и взрослых и самостоятельную их деятельность
Целевые ориентиры дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО, предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности при соблюдении требований к условиям реализации Программы. Сегодня, согласно требованиям Стандарта, процесс обучения – это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности.
Переступив порог школы, вчерашний дошкольник попадает в совершенно непривычный для него мир. От того, каким будет его знакомство с этим миром, что он ему подарит, зависит, подружится ли с ним ребенок, или будет себя чувствовать чужим и незащищенным. Что или кто станет помощником, а не препятствием в овладении будущими школьниками образовательной программы? Сегодня мы хорошо понимаем, что ребенок не готовится ни к школе, ни к будущей жизни. Он развивается здесь и сейчас, проживая значимый возрастной период, когда происходит становление базовых составляющих ценностно-смысловой картины мира ребенка.
Реализация системно - деятельностного подхода, являющегося методологической основой ФГОС ДО, подводит нас к необходимости более качественного освоения и адаптации в практике активных технологий, форм и методов обучения, содействующих формированию предпосылок к учебной деятельности, становлению ребёнка, как активного субъекта познания.
Одним из таких методов, на наш взгляд, является метод проектной деятельности, который успешно может быть реализован в дошкольной образовательной организации с использованием интегрированного подхода.
Реализация метода проекта через активное использование различных видов детской деятельности, позволит наиболее качественно сформировать у дошкольников предпосылки к учебной деятельности.
Инновационность опыта работы заключается в использовании матриц А.И.Савенкова, которые для решения проектной задачи помогают детям осуществлять выбор путей и средств, систематизировать свои знания, анализировать предложенные гипотезы с позиции оценки имеющихся ресурсов.
Опираясь на собственный опыт, дети учатся понимать свое настроение, чувствовать, созидать и воображать. Установлено, что дети с развитым воображением легко включаются в учебную ситуацию. Здесь удачным считаю использование методического приема: «Посмотри на мир чужими глазами» или «Как научиться видеть проблему?», который поможет взглянуть на ситуацию со стороны, оценить ее и понять, что и как нужно делать.
Эффективность социально-значимых проектов с точки зрения развития личности ребенка неоспорима: разнообразие тематик проектов обеспечивает формирование у детей всех предпосылок к учебной деятельности, а также позволяет объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.
Существенные особенности проектного метода в работе с детьми дошкольного возраста заключаются в том, что их кругозор, уровень навыков и интересов не позволяют рассчитывать на высокую степень самостоятельности. Поэтому к активному участию в реализации многих проектов мы привлекаем семьи воспитанников, что позволяет сделать их не только непосредственными участниками жизни детского сада, но и организовать конструктивное взаимодействие родителей и детей в условиях семьи на основе совместной исследовательской и творческой деятельности. Кроме того, работая над проектом, мы формируем у дошкольников гражданскую позицию, активное отношение к окружающей действительности.
Сравнительный анализ результатов итоговой диагностики уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп свидетельствует об эффективности использования проектного метода в практике ДОУ. Данное обследование проводилось путем педагогических наблюдений за деятельностью детей в естественных и специально-созданных условиях, а так же с использованием модифицированных методик Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина, Ж. Пиаже. Высокий и средний уровень развития предпосылок к учебной деятельности демонстрируют в среднем 88,5% детей, входящих в состав экспериментальной группы.
Практическая значимость представленного опыта заключается в том, что он применим для использования в любом ДОУ, является средством формирования у детей предпосылок к учебной деятельности, умений и желания учиться, средством повышения уровня профессионализма педагогов, использующих технологию проектного метода, и, следовательно, достижение современного качества дошкольного образования.
Думаю, что образовательный процесс в детских садах станет более индивидуализированным, личностно ориентированным. Можно сказать, что детские сады развернутся «лицом» к детям. Хотя, необходимо это отметить, дошкольное образование — и в этом его отличие от иных уровней образования — всегда было нацелено на работу с каждым ребенком, развитие каждого из воспитанников. Но сегодня, с введением Стандарта, главной целью каждого педагога станет подбор индивидуального «ключика» к каждому ребенку, чтобы обеспечить его полноценное развитие.
Провела сравнительный анализ ФГОС и ФГТ
ФГТ | ФГОС |
1.Структурой программы: 6 разделов | 1. 3раздела: Целевой, содержательный, организационный, краткая презентации. |
2.Объём обязательной части 80% ,часть, формируемая участниками 20% | 2Объём обязательной части 60% ,часть, формируемая участниками 40% |
3. Видами деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально художественная, чтение | 3.Виды деятельности: игровая,коммуникативная,познавательно-исследовательская,восприятие художественной литературы и фольклора,самообслуживание,конструирование,изобразительная,музыкальная,двигательная |
4.Образовательными областями: было 10 областей | 4. стало 5 областей |
5.Целевая направленность: было обучить | 5.Целевая направленность: создать условия для….. |
6.другие задачи | 6.стали другие задачи |
7.Два Требования: к структуре и к условиям | 7.Три требования: к структуре программы, условиям, к результатам |
8.Результатами: было 9 интегративных качеств | 8.Результатами: стали целевые ориентиры- характеристики |
9. нет | 9.Добавились 9 принципов дошкольного образования |
Интеграция уголков группы:
1)Физкультурный уголок:
- Какого Цвета кегли стоят справа, а какого цвета кегли стоят слева от тебя; какого цвета ленты;
- Обруч-это какая фигура;
- Мяч- какая фигура; какого размера мяч справа от тебя, а какого-слева от тебя большой или маленький;
- Сколько шнуров для перепрыгивания лежат перед вами;
- Что выше: скамейка или ребристая доска, что ниже;
2)Книжный уголок:
- Книга справа от тебя большая или маленькая;
- Составление лесенки-последовательности героев сказки «Теремок» с помощью палочек Кюинзера;
- Из каких фигур состоит разрезная картинка- пазл из сказки «Репка»;
- Какая по счёту самая большая книга
- На верху больше или меньше книг ,чем внизу;
3)Уголок природы:
- Какое растение низкое, а какое высокое;,
- Сколько растений с маленькими листочками; сколько с большими
- Как называется растение справа от тебя;
- Какого цвета цветы у растения слева от тебя;
4)Музыкальный уголок:
- Какого цвета этот инструмент;
- Какую форму имеет бубен;
5)Театрализованный уголок:
- Какой по счёту появляется медведь в сказке «теремок»
- Сколько героев-артистов в сказке «колобок»
- 6)Уголок ряжения:
- Эта юбка длинная или короткая
- Какой формы эта шляпа
- Какое количество одежды на тебе одето
7)Уголок развития речи:
- Какой формы эта картинка
- Справа или слева стоит девочка на этой картинки
Вид деятельности | Примеры |
Игровая | разыгрывание сюжетных действий из жизни людей «А я сею,посеваю» |
развивающие игры, в том числе и компьютерные «Повторяй за мной»_________________ | |
Сюжетно-ролевыеигры:«Автобус»________ | |
дидактические игры: «Домики для животных»__ | |
игры-путешествия:«Найди клад по карте,выполняя задания» | |
предметные игры, игры-имитации «У лисички длинный нос»_ | |
Познавательно-исследовательская | исследования объектов окружающего мира через наблюдение «Чем отличается берёза от другого дерева»______________________________ |
экспериментирование:«Узнаем свойство камня» | |
ситуативный разговор: «Что такое мастерская»____________________ | |
обсуждение проблемных ситуаций «_Определи на ощупь» | |
Коммуникативная | совместная деятельность, организация сотрудничества |
овладение навыками взаимодействия с другими детьми и со взрослыми | |
развитие навыков общения: доброжелательного отношения и интереса к другим детям, умения вести диалог, согласовывать свои действия и мнения с потребностями других, умение помогать товарищу и самому принимать помощь, умение решать конфликты адекватными способами: игра «Радио» | |
Восприятие художественной литературы и фольклора | слушание книг и рассматривание иллюстраций; обсуждение произведений:слушание сказки «Жихарка»__________________ |
просмотр и обсуждение мультфильмов: ________ «Пузырь,соломинка и лапоть» | |
разгадывание загадок:«Сам алый,сахарный кафтан зелёный бархатный» | |
обсуждение пословиц | |
драматизация фрагментов из сказки «Гуси-лебеди» | |
разучивание песен, стихов и загадок | |
Конструирование из разных материалов | модели и макеты: «Сделай дом из конструктора для сказочного животного и сочини сказку»_________________________ |
коллективные проекты:_из природного материала сделать героев сказки.____________________ | |
Изобразительная | отражение впечатлений от слушания произведений и просмотра мультфильмов во всех видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация) «Нарисуй понравившегося героя из сказки |
Двигательная | подвижные игры: «У медведя во бору грибы ягоды беру»___ |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд | в помещении и на улице, как в режимной деятельности, так и в самостоятельной деятельности: потешки в режимных моментах |
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
Наименование группы методов | Цель, назначение использования | Формы проведения общения. |
Информационно-аналитические | Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Способствуют организации общения с родителями, их основной задачей является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребёнку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на основе анализа этих данных возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребёнку в условиях дошкольного учреждения и построение грамотного общения с родителями. | Проведение социологических срезов, опросов «Почтовый ящик», «Индивидуальные блокноты». |
Познавательные | Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. | Семинары-практикумы. Тренинги. Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме. Мини-собрания. Игры с педагогическим содержанием. Педагогический брифинг. Устные педагогические журналы. Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. Педагогическая библиотека для родителей. |
Досуговые | Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Обеспечивают установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми. | Совместные праздники, досуги. Выставки детско-взрослых работ. Кружки, секции, клубы. |
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные, информационно-просветительские | Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. Нацелены на знакомство родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. | Информационные проспекты. Альманахи. Журналы и газеты, издаваемые для родителей и родителями. Открытые просмотры образовательной деятельности с детьми. Стенгазеты. Фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки, а также аудиозаписи бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов и др. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация театральной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС
консультация...
«Проектная деятельность в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО»
сценарий обучающего семинара...
Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО
Проблема развития предпосылок учебной деятельности - одна из актуальных. Педагогами и психологами доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания....
Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО
Проблема развития предпосылок учебной деятельности - одна из актуальных. Педагогами и психологами доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания....
План По самообразованию «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий. Ухудшение духовно-нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Использование нейроигр и упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС и ФОП ДО»
Краткая аннотация.Данный проект ориентирован на применение нейроигр и упражнений, как средства всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста.Введение.Федеральный государственный образоват...
Проект «Использование нейроигр и упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС и ФОП ДО» «Нейроумки»
Проект«Использование нейроигр и упражненийв работе с детьми старшего дошкольного возрастав условиях реализации ФГОС и ФОП ДО»«Нейроумки»Проект«Использование н...