Проект «Использование нейроигр и упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС и ФОП ДО» «Нейроумки»
материал
Проект
«Использование нейроигр и упражнений
в работе с детьми старшего дошкольного возраста
в условиях реализации ФГОС и ФОП ДО»
«Нейроумки»Проект
«Использование нейроигр и упражнений
в работе с детьми старшего дошкольного возраста
в условиях реализации ФГОС и ФОП ДО»
«Нейроумки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_neyroigry_2024_god_nash.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю Заведующий МБДОУ «Д/с № 56» ________________И.В.Овчинникова |
Проект
«Использование нейроигр и упражнений
в работе с детьми старшего дошкольного возраста
в условиях реализации ФГОС и ФОП ДО»
«Нейроумки»
Воспитатели: Арбузова Н.Ю.
Беликова А.В.
«Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения»
Ж. Тассо.
Краткая аннотация.
Данный проект ориентирован на применение нейроигр и упражнений, как средства всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста.
Введение.
Федеральный государственный образовательный стандарт и образовательная программа дошкольного образования, социальный прогресс, высокие темпы развития науки и техники, требуют нового подхода к системе образования. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуального, физического, творческого и эмоционального развития ребенка.
Особенно актуально для педагогов дошкольного образования сегодня стоят задачи по социализации ребенка, формированию его любознательности и мотивации в достижении успеха, всестороннего развития его психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
К моменту поступления в школу дети должны иметь определенные умения и навыки, быть психологически подготовленными к быстрому и качественному восприятию новой информации, усвоению новых знаний, уметь выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, и при этом быть стрессоустойчивыми в любых жизненных ситуациях.
Актуальность.
Нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин нарушения внимания, проблем с координацией, недостатка развития общей и мелкой моторики, нарушения речи, а в дальнейшем чтения и письма.
Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков. Нейроигры можно представить как набор физических упражнений, объединение движения и мысли. Это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.
Развитие межполушарных связей посредством нейроигр улучшает концентрацию внимания, улучшает координацию, способствует развитию общей и мелкой моторики.
Игровые технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию. Ведь игра - это естественное состояние и потребность любого ребенка.
Использование нейропсихологических игр – одно из инновационных направление работы педагогов.
Новизна проекта обусловлена недостаточной освещенностью данного вопроса в методической литературе.
Разработка и внедрение проекта продиктованы обозначенной проблемой, которая своевременна и актуальна и для детей с разнообразными нарушениями.
Проблема Современные исследования показывают, что с каждым годом увеличивается количество детей с различными нарушениями развития. В последнее время наряду с речевыми нарушениями, есть проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, памятью, вниманием, восприятием. Дети невнимательны, неорганизованны, не способны сосредоточиться и верно выполнить предложенное задание.
В настоящее время неуклонно растет количество первоклассников не готовых к школе и испытывающих трудности в обучении. Кому-то трудно бывает сосредоточиться на занятии, упорядочить и запомнить информацию, тяжело быстро переключаться с одного задания на другое, а также это и дети с дефицитом внимания, гиперактивностью, повышенной импульсивностью, с различными задержками и дефицитами психического развития. Все это приводит к когнитивной и эмоционально-личностной неготовности ребенка к адекватной адаптации к социуму и обучению в школе.
Чтобы количество школьников, испытывающих трудности в обучении, сократилось, необходимо решать все проблемы еще в дошкольном возрасте.
Цель проекта:
Активизация речи у детей, развитие межполушарных связей и психических процессов, умения мыслить самостоятельно, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, расширять кругозор, развитие мелкой моторики рук, регулировать собственную деятельность у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Развивающие:
- развивать межполушарные связи с помощью нейроигр, упражнений;
- развивать познавательные способности и мыслительные операции у дошкольников;
- развивать мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию, произвольную регуляцию движений;
- стимулировать речевую активность у детей.
Образовательные:
- активизировать познавательный интерес;
- формировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
- формировать общие учебные умения и навыки (умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.);
- формировать индивидуальные творческие способности личности.
Воспитательные:
- воспитывать у детей умение работать в коллективе;
- воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции действий и самоконтроля.
Гипотеза
Если в группе дошкольников создать развивающую предметно-пространственную среду с использованием нейропсихологических технологий в системе, то получим всесторонне-развитого дошкольника готового к успешному обучению в школе.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Методы и приемы работы:
- Поисковые (моделирование, опыты, эксперименты).
- Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы).
- Информационно-компьютерные технологии (электронные пособия, презентации).
- Практические (нейроигры, упражнения).
- Нейродинамическая гимнастика.
- Использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические задачи и упражнения, дидактический материал).
Ожидаемые результаты
Для детей:
- синхронизируется работа полушарий;
- повышается стрессоустойчивость, произвольность и устойчивость внимания, снижается утомляемость;
- развивается мелкая и крупная моторика, ускоряется формирование пространственных представлений;
- совершенствуется мыслительная деятельность, память, речь.
Для родителей:
- повысится уровень педагогической компетентности родителей в области применений нейропсихологических технологий.
Практическая значимость проекта
Проект направлен на устранение затруднений дошкольника при переходе к школьному обучению, развитие необходимых для успешного усвоения программы психических качеств.
Материально-техническое обеспечение
Мультимедийное оборудование: ноутбук, принтер, колонки. Развивающие зоны с набором нейроигр в каждой. Картотеки нейроигр по всем образовательным направлениям и режимным моментам.
Продукт проекта: Картотека нейроигр и упражнений для всех образовательных областей, лэпбук «Нейроигры», памятки для родителей «Дома играем-мозг развиваем», «Как играючи помочь ребенку?» изготовление нейроигр своими руками «Мастер-класс», оформление уголка.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В РАМКАХ ПРОЕКТА НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
Месяц |
Содержание работы с детьми |
Оборудование | Работа с родителями и педагогами |
Сентябрь-октябрь | - Дыхательное упражнение: «Вдох-выдох». - Глазодвигательные упражнения «Взгляд влево , вверх» -Дидактическая игра «Нейрокарточки». -«Игра мячик сквиш» -Упражнение для развития мелкой моторики «Колечко», «Зеркальное рисование» -Игры с массажными шариками - Игра «Сложи целое» - Игра «Запоминалочка» -Музыкальные ритмические игры | Изготовление пособия Нейрокарточки | Консультация для родителей «Что такое нейрогимнастика и чем она полезна?» Пополнение речевого центра картотекой нейроигр и упражнений. |
Ноябрь-декабрь | - Дыхательное упражнение: «Ныраяльщик» - Дидактическая игра «Говорящие ручки». -Упражнение «Ухо-нос» -Тренажеры для межполушарного развития -Игра «Кулак-ладошка» -Упражнения для развития мелкой моторики «Кулак – ребро – ладонь» - Тактильный мешочек - Игра «Ухо – нос – хлопок» - Глазодвигательные упражнения «Горизонтальная восьмерка» | Изготовление альбома «Кинезиологические сказки» | Консультация для родителей «Что такое гимнастика для мозга?» |
Январь | - Дыхательное упражнение: «На вдохе подъем руки и ноги». - Рисование двумя руками -Дыхательное упражнение «Дышим носом» - Дидактическая игра «Жесты». -Пальчиковая игра «Нейродорожки» -Игра Нос-пол-потолок | Изготовление пособия «Жесты». | Круглый стол для педагогов «Нейроигры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста» |
Февраль | - Дыхательное упражнение: «Ныряльщик» - Зрительная гимнастика -Упражнения двигательного репертуара: «Глаз за рукой». - Дидактическая игра «Двойная игра» -Самомассаж -Растяжка «Снеговик» -Разминка «Сорви яблоко» -Игра Графический диктант -«Нейротаблица или покажи одновременно» | Изготовление игры «Двойная игра» (психографика) выглядит как два зеркально отраженных лабиринта. Ребенку нужно передвигать два бегунка одновременно. Эта игра стимулирует работу обоих полушарий головного мозга, влияет на синхронизацию работы глаз и рук, а также развивает концентрацию, усидчивость, внимательность и мелкую моторику. | Буклеты для родителей «Делай дома гимнастику для мозга!» (комплексы нейрогимнастики и кинезиоупражнений) |
Март | - Дыхательное упражнение: «Дыхание с задержкой: 1,2,3,4,5». - Игра «Дорисуй рисунок». -Игра Лабиринты - Дидактическая игра «Найди пару» Разминка «Тряпичная кукла и солдат» -«Подвижная нейроигра на счет» -Игра «Повтори ряд» | Сделать игру Найди пару. Цель: развитие памяти и межполушарных связей. Атрибуты: 4 карточки. | Иготовление нейроклассиков: «Нейрогимнастика как технология оптимизации учебной деятельности в образовательном процессе» |
Апрель | - Дыхательное упражнения «Дышим носом» -Дидактическая игра «Мнемокарточки с нейроритмами» -Нейрогимнастика -Разминка «Дерево» -Упражнение на релаксацию «Путешествие на облаке» -Игра Придумай и дорисуй - Игра «Повтори по точкам» | Изготовление пособия «Мнемокарточки с нейроритмики» | Демонстрация занятий по использованию нейроигр и упражнений |
Май | -Дыхательное упражнение: «Свеча» - Игра «Кто быстрее» с поп-итом -Дидактическая игра «Нейроальбом- «Зарядка для мозга». Упражнение на релаксацию «Дирижер» -Игра «Повтори фигуры». | Изготовление пособия «Нейроальбом- «Зарядка для мозга» | Консультация для родителей «Нейрогимнастика для детей дошкольного возраста».
|
Кинезиологические упражнения
Растяжки
«Снеговик»
Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
«Дерево»
Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.
«Тряпичная кукла и солдат»
Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки.Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.
«Сорви яблоки»
Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.
Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.
Дыхательные упражнения
«Свеча»
Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
«Дышим носом»
Исходное положение – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.
«Ныряльщик»
Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.
Упражнения на релаксацию
«Дирижер»
Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка) Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.
«Путешествие на облаке»
Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.
Упражнения для развития мелкой моторики
«Колечко»
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.
«Кулак – ребро – ладонь»
На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.
«Зеркальное рисование»
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
«Ухо – нос»
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
«Змейка»
Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
Содержание игр
Игры, направленные на развитие познавательных способностей
Нейрогимнастика
Упражнения для рук со сменой положения пальцев. Например, «коза-корова»: поочерёдно показываем то указательный и средний пальцы, то указательный и мизинец. Сначала выполняем упражнение только правой рукой, только левой, потом двумя одновременно. Начинаем медленно и постепенно ускоряемся. Сюда же относятся упражнения «кулак-ладонь», «кольцо», «фонарики».
Шарики, мячи и кочки
Очень полезно играть с массажными шариками и кольцами су-джок, бросать и ловить мячи, заполненные водой или песком, прыгать по ортоковрикам, переступать по массажным кочкам.
Тактильный мешочек
На ощупь ищем в мешочке и узнаём фигурки, предметы и фактуры. Можно искать в мешочке пары предметов или конкретную фигурку по описанию.
Нос-пол-потолок
Произносим слова «нос», «пол», «потолок», а ребёнок показывает пальцем на то, что называем. Переставляем слова в любом порядке, постепенно ускоряемся. «Путаница». Взрослый говорит, какое положение тела принять (например, ноги вместе, руки вверх), а сам выполняет задание с ошибками. Дети должны следовать устной инструкции и не сбиваться.
Графический диктант
Диктуем ребёнку, что где рисовать и каким цветом. Например, красный круг в центре листа, справа от него зелёный круг поменьше, в левом верхнем углу – солнышко. Вариант посложнее – проводить линии на листе в клеточку по инструкции: две клетки вверх, пять вправо, одна наискосок влево. В результате линия замыкается и образует силуэт. Вариант пространственного диктанта для самых маленьких – конструировать по инструкции из крупных деталей разного цвета и формы.
Лабиринты
Дети прокладывают путь в лабиринте или распутывают дорожки. Есть лабиринты сразу на несколько детей, где нужно провести своего героя к финишу первым.
Придумай и дорисуй
Превращаем геометрическую фигуру или закорючку в рисунок.
Игра «Повтори по точкам» – игра разных уровней сложностей.
Цель: закрепляют знания о природном и предметном окружении, закрепляют математические представления, развивают логическое мышление.
Материалы: набор картинок разного уровня сложности, заламинированные, стираемые маркеры.
Первый уровень сложности – это простые схемы, второй уровень – это усложненные схемы с большим количеством точек, как правило состоящие из нескольких деталей.
Ход игры: предложить детям повторить заданный рисунок-схему по точкам. Главное условие – правильно посчитать количество точек, которое отведено на отдельный элемент. Игра очень увлекает детей и закрепляет много знаний по разным образовательным областям.
«Подвижная нейроигра на счет»
Не просто игра с цифрами, а целая нейрозадача!
Начинаем с простого: называем цифру, находим соответствующее число.
Подбираем количество точек.
Когда освоились, задачу можно усложнить. Один встает возле любой цифры, другой ищет нужное количество точек.
Пусть сначала цифры и точки идут по порядку, а когда и этот вариант покажется простым, выставляем вразброс.
Прекрасная подвижная нейроигра!
Музыкальная нейрогимнастика (Нейроритмика)
Нейроритмика включает в себя нейроигры и упражнения для развития ритмической работы мозга у дошкольников, работу над чувством ритма, развитием координации и переключения с одного действия на другое. Удобно и то, что проводить тренировки можно практически в любое время без привязки к месту. Эти упражнения включаются в различные виды деятельности детей: занятия, прогулки, режимные моменты.
Игра «Дорисуй рисунок».
Цель: закрепление математических и пространственных знаний, развитие творческого воображения, дети знакомятся с понятием симметричность предметов. Данные игры способствуют активизации мыслительных процессов, которые подкрепляются нейронными связями в головном мозге.
Материалы: набор картинок разного уровня сложности, заламинированные, легко стираемые маркеры.
Ход игры: по сигналу взрослого ребенок должен повторить уже прорисованный рисунок с другой стороны. Дорисовать часть рисунка. Данную игру так же можно разделить на несколько уровней сложности. Начать от простого – несложные
геометрические фигуры, и усложнять до интересных многокомпонентных рисунков. Можно предложить детям посоревноваться на скорость, а также поменять «рабочую руку» (с правой на левую, и наоборот).
«Нейротаблица или покажи одновременно»
Цель: Развитие концентрации внимания, усидчивости, синхронизация работы левого и правого полушария, тренировка межполушарных связей., оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом.
Материалы: Оборудование: набор карточек для левой и правой руки.
Ход игры: под диктовку ребенку необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые предметы. Можно играть группой, можно делиться на команды, или играть индивидуально
Игра «Сложи целое».
Цель: развитие двух полушарий головного мозга и активизации познавательных процессов. Материалы: из фетра, картона, фоармина вырезать разнообразные детали одной целой картинки. Из разного материала можно вырезать несколько фигур.
Ход игры: предложить ребенку одновременно собрать двумя руками целую картинку и маленьких деталей. Для развития пространственных представлений и создание новых межполушарных связей в головном мозге лучше использовать многокомпонентные картинки. В нашем случае это был цветок с улыбчивым лицом. Дети играли в малых группах, соревнуюсь друг с другом. Кто же быстрее соберет все детали цветка на нужное место. Игра усложняется тем, что детям не предлагался образец картинки.
Игры на развитие социально-коммуникативных навыков
Применение нейропсихологических игр позволяют решать одновременно с познавательными задачами, задачи социально – коммуникативного развития, такие как умение выбирать участников по совместной деятельности, умение самостоятельно выбирать род занятий, ставить задачи и решать их, сообща играть, помогать друг другу.
В игре «Кто быстрее» используем поп- ит, который так любят дети.
Цель: закрепить умение счета до 10, развивать дух дружеского соперничества, продолжать формировать навык игры в парах.
Материалы: поп-ит для каждого участника игры, карточки с цифрами, фасоль или рукой одручный материал, который поместится в отверстие поп-ита.
Ход игры: каждый из игроков вытягивает карточку с цифрой от 1 до 10 и на скорость каждому необходимо одновременно двумя руками и лопнуть «пузырик» и вложить в него фасоль. Можно предложить два варианта игры: сначала только нажимать на поп-ит одновременно двумя руками выпавшее количество «пузырьков». Второй вариант – и нажимать, и вкладывать фасоль. Чем больше участников игры – тем интереснее. Игра носит соревновательный характер, дети соревнуются в скорости счёта до 10. Складывать мелкие детали в отверстия поп-ит не так то и просто, но дети с удовольствиям выполняют задания любого уровня сложности. Так дети учатся радоваться своим успехам и успехам товарища, а дух здорового соперничества побуждает их активнее и быстрее выполнять поставленные задачи.
Игра «Повтори фигуры». Цель: тренировать кратковременную память, закрепить знания о геометрических фигурах.
Материалы: магнитная доска, маркеры, набор магнитных геометрических фигур.
Описание игры: В начале игры дети внимательно рассматривают заданный алгоритм, оторый состоит из разноцветных геометрических фигур и выкладывают его двумя руками одновременно. Игра проводится в групповой и индивидуальной форме. Так ребята запоминают геометрические фигуры и учатся управлять своими эмоциями при выигрыше и проигрыше. Эту игру можно усложнять - начинать с простых фигур и дальше добавлять более сложные.
«Повтори ряд»(она усложнена карточками с более сложным алгоритмом и мелкими деталями)
Цель: тренировать кратковременную память, умение радоваться победам товарища, закрепить знания о геометрических фигурах.
Материалы: магнитная доска, маркеры, набор магнитных геометрических фигур.
Описание игры: нами были составлены разного уровня сложности алгоритмы, которые детям необходимо было выложить на магнитных досках мелкими разноцветными деталями и главное, двумя руками одновременно. В этой игре мы объединили сразу несколько областей развития: счет, сенсорные эталоны, пространственное мышление, кратковременную память.
Игра «Запоминалочка».
Цель игры - развитие концентрации внимания, умения следовать инструкции, расширение объёма слухового восприятия и кратковременной памяти
Описание игры: Один из игроков придумывает слово. Затем каждый участник добавляет по одному слову, повторяя фразу целиком. Слова можно вставлять в начало фразы, в середину, в конец. Постепенно фраза становится всё длиннее. Проиграл тот, кто не смог правильно повторить всю фразу. Например:
Улица
Зелёная улица.
Зелёная улица с домиками.
Зелёная улица с красивыми домиками.
Игра «Ухо – нос – хлопок».
Цель: улучшение мыслительной деятельности, повышает стрессоустойчивость, способствует самоконтролю, произвольности деятельности.
Описание игры: Левой рукой возьмитесь за кончик оса, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью да наоборот.
Глазодвигательные упражнения
«Взгляд влево вверх»
Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на «прямо перед собой». (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.
«Горизонтальная восьмерка»
Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.
Самомассаж
- Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считать до 10.
- Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторить 5 раз. Выполнение с закрытыми глазами удваивает эффект.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с одарёнными детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
В данном материале раскрыты такие понятия как "одарённость", "одарённый ребёнок", прописаны виды одарённости детей ( по В. В. Щорсу). Представлена система работы с одарёнными...
Проект "Использование нейроигр и упражнений в работе с детьми среднего дошкольного возраста"
quot;Использование нейроигр и упражнений в работе с детьми среднего дошкольного возраста"...
Презентация на тему:" Комплекс нейроигр и упражнений для работы с детьми старшего дошкольного возраста»
Актуальность:Восприятие, внимание, пространственнаяориентация, речь, память, эмоциональноереагирование - эти процессы являются основными,определяющими успешность развития ребенка. Еслиэти процессы сфо...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Использование нейроигр и упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС и ФОП ДО»
Краткая аннотация.Данный проект ориентирован на применение нейроигр и упражнений, как средства всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста.Введение.Федеральный государственный образоват...
Проект «Использование нейроигр и упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте является игра, которая чрезвычайно многообразна по содержанию, характеру, организации, поэтому точная ее классификация затруднительная. В дошкольном...
Проект «Использование нейроигр и упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Нейропсихологические упражнения помогают оптимизировать работу педагога, внося новые способы взаимодействия педагога и ребенка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют активизаци...
Использование нейроигр и упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Эффективность нейроигр состоит в том, что они являются прежде всего здоровьесберегающей технологией, способствуют развитию всех психических процессов. Посредством применения нейроигр и упражнений заме...