Творческий проект: «Росиночка» (Работы с музыкально одарёнными детьми старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ) (Срок: 2015 г. - 2018 г.)
проект (старшая группа)

Тельминова Ольга Владимировна

Вашему вниманию предоставляется  

Творческий проект: «Росиночка»

 (Работы с музыкально одарёнными детьми  старшего дошкольного возраста в условиях  ДОУ)

 (Срок:  2015 г. - 2018 г.)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_proekt_s_odaryonnymi_detmi.docx45.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА  "ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

     г. ТАРКО-САЛЕ  ПУРОВСКОГО РАЙОНА

Творческий проект: «Росиночка»

 (Работы с музыкально одарёнными детьми  старшего дошкольного возраста в условиях  ДОУ)

 

(Срок:  2015 г. - 2018 г.)

составитель:

Музыкальный руководитель  О.В. Тельминова

                                                 г. Тарко  -  2015 г.

Пояснительная  записка

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.

Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что воспитанники, имеющие предрасположенность и  способности к музыкальной деятельности имеют ярко выраженный эмоциональный отклик, высокую степень заинтересованности, активности и качество выполнения музыкальных видов деятельности.  Они  испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала в дополнительных  занятиях.

В 2015  году в  детском  саду  стартовала  целевая образовательная программа «Поддержки   талантливых  и  одаренных  воспитанников» , целью которой является: создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных воспитанников, на реализацию и совершенствование их способностей, способствующих самоопределению, самореализации личности. Она  акцентируют внимание педагогического сообщества на том, что выявление одаренных и  талантливых детей должно начинаться уже в детском саду. Таким образом,  коллектив   детского  сада приступил  к  целенаправленной,  систематической  работе по  развитию  талантливых  и одаренных  воспитанников. Руководствуясь данной программой, я разработала проект  вокального  кружка « Росиночка» для детей 5-7 лет, имеющих высокие показатели по результатам диагностики музыкального развития детей.

Цель  проекта: Развитие природных, творческих задатков, вокально-певческих способностей и исполнительского мастерства у старших дошкольников.

Задачи  по  реализации  проекта:

1. Развивать у воспитанников  музыкальную память, вокальную артикуляцию, расширять диапазон голоса, учить петь с музыкальным сопровождением и a cappella.

2.  Способствовать развитию исполнительского потенциала: помочь воспитанникам научиться красиво и артистично держаться и двигаться на сцене, эмоционально и выразительно исполнять песенный разно жанровый репертуар.

3. Формировать вокально-хоровые навыки, навыки совместной деятельности в коллективе, ответственность за коллективное творчество.

4. Способствовать формированию внутренней мотивации к творческому самовыражению: привить ощущение собственной значимости в коллективе, стремиться к раскрепощению инициативы и внутренней свободе, к осознанию своих возможностей и развитию целеустремлённости.

 Проект включает следующие разделы:

  1. восприятие музыки;
  2. развитие музыкального слуха и голоса;
  3. песенное творчество;
  4. певческая установка;    
  5. певческие навыки.

Возрастные особенности воспитанников  позволяют включать в работу вокального кружка  два взаимосвязанных направления:

  1. Вокальную работу (постановку певческого голоса).
  2. Организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства, в которую входит: пение хором в унисон; хоровыми группами (дуэт, трио и т. д); тембровыми подгруппами; при включении в  ансамбль  солистов; пение под фонограмму; пение по нотам.

Этапы работы с детьми по формированию вокальных навыков:

1. Выявление особенности певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии.

2. Определение ребенка в ту или иную тембровую подгруппу в соответствии с природным типом голоса.

Условия, необходимые для  формирования вокальных навыков

1. Новизна - музыкального репертуара, подобранного с учетом возможностей и предпочтений детей; он должен быть сложнее, разнообразным и вариативным.

2. Игровой характер музыкальных занятий и упражнений, практическое погружение воспитанников  в исполнительскую деятельность.

3. Атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия).

4. Сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.

5. Звуковоспроизводящая аппаратура (  фортопияно, музыкальный центр, СD-диски –  с записями музыкального материала);

6. Активная концертная деятельность воспитанников.

Методические приемы:

1.  Разучивание песен в три этапа: знакомство с песней в целом (трудный текст песни прочитывается  как стихотворение, пение без сопровождения);  работа над вокальными и хоровыми навыками (звукообразование, дыхание, дикция, чистое интонирование); -проверка знания у детей об усвоении песни.

2. Работа над произведением: исполнение песни с полузакрытым ртом;       применение слогового пения («ля», «бом» и др.); четкое проговаривание согласных в конце слова; произношение слова шепотом в ритме песни; выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова; настрой перед началом пения (тянуть один первый звук); задержка на отдельном звуке и прислушивание, как он звучит; акцентирование внимания на высоте звука, направление мелодии; использование элементов дирижирования; пение без сопровождения; использование зрительной наглядности.

3. Работа по звуковедению: выразительный показ (a cappella); образные упражнения; вопросы; оценка качества исполнение песни.         

Формы и  методы  работы  для  достижения  поставленной цели:

-  применение  на занятиях

       -  прогулки

       -  досуг

       -  праздники

       -  развлечения

       -  консультации

       -  беседы

       -  атрибуты

Партнёры:

       -  воспитанники

       -  педагоги

       -  родители

       -  Педагоги   ДШИ.

        -   Администрация  ГБУ ЯНАО «Центр  социального обслуживания                     населения МО Пуровский  район»

       -  Средства  массовой  информации:  радио  «Луч»,  местное  телевидение.

Группы – участники  проекта

Группа

Результат

Воспитанники

Развитие  вокальных навыков, речи  и чувства ритма.  

Пополнение  словарного запаса.

Развитие  коммуникативных отношений.

Развитие  координации  движений.

Развитие  музыкально – творческих  способностей

Участие  в концертах,  праздниках, развлечениях.

Педагоги

Ознакомление  с репертуаром

Участие  в праздниках, развлечениях

Участие  в  концертах

Индивидуальные  беседы

Изготовление  атрибутов

Родители

Совместное разучивание репертуара.

Консультации, беседы

Участие  в музыкальных  праздниках,  развлечениях,концертах

Изготовление  костюмов, атрибутов

Этапы реализации проекта.

Этапы

Педагог

Воспитанники

Родители

Подготовительный

Составление плана мероприятий.

Проведение занятий.

Участие в приобретении и изготовлении атрибутов.

Распределение обязанностей между группами.

Организация занятий.

Проведение практических занятий.

Использование  материала  в повседневной жизни.

Основной

Проведение  занятий направленных на музыкальное развитие и развитие вокальных способностей детей.

Участие в играх.

Пропевание,

распевок, попевок, потешек.  

Активизация

словарного запаса.

Разучивание и закрепление.

  Участие в организации игр и музыкальных праздников.

Развитие координации движений, пластики.

Создание положительного – эмоционального климата

Заключи

тельный

Проведение итогов работы (праздники, развлечения, концерты, конкурсы городские и районные)

Развитие музыкально – ритмической, вокальной, активности  воспитанников.

Беседы,

Консультации.

Критерии и показатели эффективности работы:

  • Вокальные умения: исполняет  репертуар с музыкальным сопровождением; исполняет a cappella.
  • Исполнительское мастерство: артистично и непринуждённо держится на сцене; выразительно исполняет репертуар.
  •  Вокально-хоровые навыки: владеет навыками   звукообразования, дыхания; соблюдает культуру хорового пения; поёт в дуэте, трио, ансамбле.
  •  Участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном уровнях:  городской вокальный конкурс  «Поющее детство», открытый районный  фестиваль- конкурс детского вокального творчества народов Севера «Снегирёк», районный фестиваль творчества воспитанников ДОУ «Лучик в ладошке», «Парад Надежд» городской конкурс юных дарований.

                          Перспективный план работы

Период прохождения материала

Программное содержание

Репертуар

Сентябрь - октябрь

- Расширять диапазон детского голоса.       - Закреплять у воспитанников  умение точно передавать ритмический рисунок хлопками и на металлофоне.                        - Способствовать прочному усвоению воспитанниками  разнообразных интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического движения (вверх-вниз) и различные интервалы.         - Учить воспитанников  точно попадать на первый звук мелодии песни.                   - Учить воспитанников петь легко, не форсируя звук, с чёткой дикцией.                - Брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами.                   - Учить слушать и слышать себя и товарищей по пению.                                 

- Учить петь хором, небольшими ансамблями, по одному, с музыкальным сопровождением и без него.                        - Учить петь ускоряя и замедляя темп, усиливая и ослабляя звук.                             - Добиваться выразительного исполнения песен.                                                               - Учить детей передавать характер и смысл каждой песни.                                     - Поощрять сочинение собственных мелодий, марша, колыбельной (без текста).                                                           - Совершенствовать умение правильно сидеть  и стоять во время пения.                                                  

Дыхательные упражнения:        «Ладошки», «Погончики», «Насос», «Кошка», «Обними плечи», «Маятник», «Повороты головы».                         Артикуляционные упражнения:                                    Подвижные игры: «Ёлочка», «Синий шар», «Каша».                Упражнения для развития вокально-хоровых навыков:      «Кукушка» Е.Тиличеевой,             «Бубенчики» Е.Тиличеевой,          «Качели» Е.Тиличеевой.                Песни:                    «Кукушка» А.Варламова,               «Если добрый ты» Б.Савельева,               «Мама» Н.Тимофеевой, «Улыбка» В.Шаинского.             Творческие задания:                   «Самолёт» Т.Бырченко,                  сочинение марша, колыбельной.             

Ноябрь - декабрь

- Уточнять умение воспитанников различать высокие и низкие звуки в пределах терции;                                                                                                               - Упражнять в чистомпропевании этого интервала сверху вниз;                                        

 - Упражнять в чистом интонировании поступенных и скачкообразных движений мелодии;                                                          - Закреплять умение различать долгие и короткие звуки, отмечать длительности движением руки;                                                                                                                                            

Дыхательные упражнения:        

«Ушки», «Маятник головой», «Перекаты», «Рок-н-ролл», «Мячик», «Песня волка», «Песня ветра», «Ниточка».                                     Артикуляционные упражнения:

Подвижные игры: «Тарелка»,     «Чашка», «Утки».                           

 

Ноябрь - декабрь

- Учить детей удерживать интонацию на одном звуке.                                                   - Продолжать учить петь без форсирования звука, естественным голосом.                                                                                      

- Удерживать дыхание до конца фразы, концы фраз не обрывать, заканчивать мягко.                                                             - Правильно выполнять логические ударения.        

- Продолжать учить детей чисто интонировать мелодию в поступенном движении вверх и вниз, а также скачки вверх вниз на квинту и кварту.                     - Упражнять в точном интонировании трезвучий (фа-ля-до, ре-фа-ля), удерживать интонацию на повторяющихся звуках, точно интонировать тонический ход на сексту вверх.                              

- Петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером песни (ласковая, светлая, задорная, игривая и т.д.).                            

- Побуждать воспитанников импровизировать простейшие мотивы определённого характера, жанра (вальс, марш, полька).                            

- Контролировать певческую установку во время пения.    

Упражнения для развития вокально-хоровых навыков:      «Барабан» Е.Тиличеевой,               «Как под наши ворота» (р.н.п.),    «Вальс» Е.Тиличеевой.                  Песни:                                              «Голубой вагон» В.Шаинского,                    «Спляшем Ваня» А.Варламова,                             «Гномики» К.Костина.              

Творческие задания:                    «Снежок»

 Т. Бырченко,                   «Вальс», «Полька», «Марш», «Плясовая».                                                               

 

Январь - февраль

- Продолжать учить различать и самостоятельно определять направление мелодии, слышать и точно интонировать повторяющиеся звуки.          

- Упражнять в чистом пропевании поступенного и скачкообразного движения мелодии.                                    

- Упражнять в чёткой дикции.                     - Формировать хорошую артикуляцию;     - Уметь показать рукой движение мелодии вверх и вниз, чередование долгих и коротких звуков.                           - Уточнить умение воспитанников вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук.                                    

- Чисто интонировать в заданном диапазоне.  

- Учить самостоятельно реагировать на одинаковые музыкальные фразы с разным окончанием.                                                   - Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания.                       - Добиваться выразительного исполнения песен различного характера;                                                                                                                    

Дыхательные упражнения:        «Восход-заход», «Стокатто», «Удивлялки», «Знакомство», «Веточка», «Кукушонок», «Певец».           

Артикуляционные упражнения:  

Подвижные игры: «Конь», «Мамочка», «Ворона», «Петух».                       Упражнения для развития вокально-хоровых навыков:      «Небо синее» Е.Тиличеевой,          «Бубенчики» Е.Тиличеевой,          «Труба» Е. Тиличеевой.   

Песни:                         «Где водятся волшебники?» М.Минкова,                  «Дождь пойдёт по улице» В.Шаинского,                                      

Январь февраль

- Петь с музыкальным сопровождением и без него.                                                          - Подводить воспитанников  к умению самостоятельно давать оценку качеству пения товарищей, отмечая не только правильное и неправильное пение, но и выразительное исполнение.                

- Продолжать стимулировать и развивать песенное творчество воспитанников.          - Учить воспитанников  самостоятельно находить песенные интонации различного характера на заданный текст.                      - Развивать ладотональный слух, используя интонационно-фонетические, речевые  упражнения.

«Три весёлых зайчика» К.Костина,                                     «Бабочка» А.Варламова.               Творческие задания:                   «Зайка, зайка, где бывал?» М.Скребковой.       

Март – апрель - май

- Закреплять умение воспитанников различать долгие и короткие звуки, отмечать длительность движением руки, выкладыванием ритмического рисунка мелодии на фланелеграфе;                         - Продолжать упражнять в умении удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке;                                                                

- Закреплять навык звуковысотной ориентировки, добиваясь осмысленного, быстрого и точного пропевания одного и того же мелодического оборота выше – ниже.                                              

- Учить воспитанников  распознавать на слух движения мелодии, определять повторность звуков, наличие скачка в начале.                                              

- Упражнять в умении удерживать интонацию на высоком звуке (до, ре).                                                                               - Петь выразительно, передавая динамику не только от куплета к куплету, но и по музыкальным фразам; выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические ударения в соответствии с текстом произведения.        - Закреплять навык естественного звукообразования, умение петь легко, свободно, без напряжения.                        

- Следить за правильным дыханием.           - Удерживать интонацию при переходе от одной тональности в другую.                       - Продолжать учить воспитанников импровизировать мелодии различного характера на заданный текст и придуманный самостоятельно (по картинке, исходя из словесного образа и т.д.).     

- Добиваться, чтобы при самостоятельных поисках песенных импровизаций воспитанники  использовали свой музыкальный опыт, знание музыкальной речи, сочиняя песню – марш, песню – вальс, песню – польку, грустную и весёлую песни и т.д.                                                                                                  

Дыхательные упражнения:        «Свечи», «Воздушный шарик», «Сова», «Аист», «Шапка», «Гармошка», «Деревья», «Зоосад».                 

Артикуляционные упражнения:  

Подвижные игры: «Зайка», «Звери», «Медвежонок», «Грузовик», «Бабочка».                  Интонационно-фонетические упражнения.              

Упражнения для развития вокально-хоровых навыков:      «Смелый пилот» Е.Тиличеевой, «Скок-поскок» р.н.попевка,           «Вальс» Е.Тиличеевой.                   Песни:                                              «Самая счастливая» Ю. Чичкова,               «Дорога добра» М.Минкова,          «Кот Мурлыка» Л.Олифировой,   «Кашалотик» Р.Паулса.                  Творческие задания:                    «Осенью», «Весной» Г.Зингера,    «Весёлая песенка», «Грустная песенка» В. Агафонникова.  

 Последовательность работы на примере одного  занятия:

  1. Распевание. 

Цель:  подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Упражнения (попевки, вокализ) исполняются в среднем, удобном диапазоне, с транспонированием вверх и вниз по полутонам в течение 10 минут

2. Динамическая пауза в форме физминутки. 

Цель: отдых голосового аппарата после распевания в течение 1-2 минуты.

  1. Основная часть

Цель: развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара. Разучивание текста, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

  1. Заключительная часть

Цель: работа над выразительным,  артистичным исполнением. Пение с движениями, оценка, самооценка.

Результативность:

  • Воспитанники   имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству.
  • Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно; могут петь без музыкального сопровождения, без помощи руководителя.
  • Умеют правильно передавать мелодию в пределах  до-ре2 октавы, чисто интонируют; различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное; соблюдают певческую установку.
  • Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок; контролируют слухом качество пения.
  • Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов.
  • Проявляют активность и творческие способности  в  песенном творчестве;
  • Поют дружно, не отставая, и не опережая друг друга.

Итогом моей работы является:

  • Участие воспитанников  в концертных программах и досуговых мероприятиях, посвященных  календарным праздникам и знаменательным событиям на уровне ДОУ, города   и района.
  • Участие в конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном уровнях;
  • Воспитанники  по окончании детского сада продолжают заниматься в вокальных студиях  города ,  ДШИ.

Работая с одаренными детьми, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы способствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Я считаю, что у одаренного ребенка  певческие способности  необходимо развивать с  самого  раннего детства.  

Используемая  литература:

  1. Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 220 с.                                  
  2. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.
  3. Психология одаренности: от теории к практике/ Под ред. Д. В. Ушакова, - М.: ИП РАН, 2000.-96 с
  4. Доровской А. И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. 312 с.
  5. Белова Е.С. Одаренность малыша:  раскрыть, понять, поддержать - М; 1998 -251с.
  6. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей. / Под ред. А.М. Матюшкина. М.; Воронеж, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческие задания как средство активизации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста

Публикация в сборнике "Музыкальное образование в XXI веке" (Архангельск, 2012)...

Инновационный педагогический проект "Использование ИКТ в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста"

В данном проекте разработан материал по применению ИКТ на музыкальных занятиях а детском саду...

Краткосрочный творческий проект в детском саду для детей старшего дошкольного возраста «Зимнее окно»

Задачи:Учить создавать коллективную композицию из вырезанных фигурок детей на зимней прогулке.Показать возможность создания снегирей, снеговиков и снежного пространства из ваты.Расширять представления...

Проект «В гостях у сказки» Краткосрочный творческий проект «В гостях у сказки» для старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с 12 «Солнышко» Составитель: Шестакова С.А.

Актуальность темы: Сказка - входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь.Сказка - необходимый элемент д...

Педагогическая статья « Музыкальная одарённость детей дошкольного возраста – как путь детского творчества в музыкальной деятельности»

Одарённость – это системное развивающее в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижение человека, более высоких незаурядных результатов в одном или нескольких видах.О...

МЕТОД ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Метод ТВОРЧЕСКИх ПРОЕКТов КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Одной из главных задач дошкольного музыкального воспитания детей является развитие музыкальны...