Дополнительная общеобразовательная программа по тестопластике
рабочая программа (младшая группа) на тему

Высотина Елена Дмитриевна

Готовая дополнительная общеобразовательная программа для детей младшей группы по тестопластике. Целью программы являетса развитие мелкой моторики детей для дальнейшего развития. Указаны формы работы, приемы, результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_obshcherazvivayushchaya_programma.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеразвивающая программа

для детей младшей группы

по тестопластике

 «Тили-тили-тесто»

                                                                                                                   Составила: Высотина Е.  Д.

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

•        Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 12 2012 года № 273 – ФЗ;

•        Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

•        Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

•        Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО);

•        Примерная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;

•        Устав ДОУ;

•        Положение о рабочей программе.

Человек от природы – творец. Для этого у него есть всё: воображение, мысли, идеи и тело, которое воплощает все это в жизнь. Как же интересно наблюдать свои идеи, выраженные в танце, звуке, красках, глине или тесте! Танец пальцев придает материи форму, заданную нашим воображением, а название этому "танцу" рук – ЛЕПКА! Материалов для лепки предостаточно: глина, пластилин, гипс, тесто, снег, песок! Лепить можно даже из хлеба и воска.

Соленое тесто становиться все более популярным в нашей стране, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые дает этот материал для развития творческих способностей дошкольников.

Соленое тесто – это замечательный материал для поделок. Оно обладает целым рядом преимуществ: не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, экологически чистый натуральный материал, не вызывающий аллергии. Его можно даже съесть. Лепить могут как дети 5-6 лет, так и самые маленькие. Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали. На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов – пуговицы, ладошки, вилки, гвоздика, расчески, ткани – любой предмет, рельеф которого вам интересен.

Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе, радость творчества посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста.

Целесообразность

Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

Занятья лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:

Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пластики.

Синхронизирует работу обеих рук.

Развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук.

Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса.

В процессе обучения у ребят налаживаются межличностные отношения, укрепляется дружба. Царит искренняя атмосфера.

Цель: Обучение детей навыкам изготовления разнообразных изделий из соленого теста, воспитание творческой личности, развитие её интересов, наклонностей, способностей.

Задачи:

1.        Обучить детей работать с соленым тестом;

2.        Научить разнообразным способам выполнения приемов лепки: «разминание», «отщипывание», «сплющивание» и «шлепанье»;

3.        Развивать творческие способности: фантазию, воображение, мелкую моторику;

4.        Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

Возраст детей на которых рассчитана программа 3-4 года.

Форма организации работы: Подгрупповая (8-9 человек)

Режим работы образовательной деятельности: 1 раз в неделю по вторникам, во вторую половину дня, с сентября по май. Длительность составляет: 20 минут.

Количество часов: 9.

Формы и  методы обучения:

1.        Последовательное знакомство с различными видами лепки:

Конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепят из отдельных частей. Его чаще использую на начальных этапах обучения, когда у детей еще нет навыка лепки.

Пластический – изделие выполняют из целого куска. Здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление.

Комбинированный – этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический. Так выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.

2.        Словесный метод: беседа, рассказ; объяснение, пояснение; вопросы; словесная инструкция.

3.        Наглядный метод: рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия); показ выполнения работы (частичный, полностью); работа по технологическим картам.

4.        Интеграция тестопластики с другими видами деятельности детей:

математикой; развитием речи; художественной литературой.

Используемые приемы лепки:

«Разминание» - надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина или теста.

«Отщипывание» - отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки.

Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.

«Шлепанье» - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.

«Сплющивание» - сжимание куска теста (пластилина) с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.

Предполагаемый результат работы кружка:

• повысятся технические навыки и умения

• разовьется моторика рук

• дети будут проявлять творчество в процессе лепки

• станет устойчивым интерес к изотворчеству на занятиях и самостоятельной деятельности.

Способ определения результативности: проведение тестирования по критериям.

Критерии оценки знаний, умений и навыков детей

Для выявления степени овладения ребенком навыков в лепке и в росписи изделий из соленого теста предлагается следующая диагностика. Данная диагностика осуществляется педагогом методом наблюдения за практической работой детей на занятиях по тестопластике и росписи изделий. С этой целью разработаны диагностические карты, в которых определены соответствующие критерии и показатели по каждой из трех возрастных групп. Оценки по каждому критерию даются по трехбалльной системе: 3 балла соответствуют высокому уровню усвоения программы, 2 – достаточному и 1 – низкому.

Уровни усвоения программы

Высокий уровень - ребенок владеет основными приемами лепки из соленого теста, точно передает форму, строение, пропорции предметов. В росписи передает окраску предметов, используя цвет как средство выразительности образов. Раскрашивает изделия аккуратно

Эмоционально относится к процессу создания поделки. Лепит и раскрашивает самостоятельно, без помощи взрослого. Адекватно оценивает результаты своей деятельности и других детей.

Достаточный уровень – ребенок в основном владеет основными приемами лепки из соленого теста, но немного искажает форму, строение, пропорции предметов. В росписи изделий допускает небольшие неточности.

В реализации замысла проявляет самостоятельность, творчество, инициативу, получая при этом эстетическое наслаждение от результатов своей деятельности. В процессе работы изредка обращается я за помощью к педагогу. Самостоятельно оценивает результаты своей работы и работы других детей.

Низкий уровень – характеризуется у ребенка желанием лепить и раскрашивать. Но не всегда удается передать в лепке форму, строение, пропорции предметов.. Знает названия цветов, но не всегда правильно использует их при раскрашивании.. Не владеет приемами работы стеками Раскрашивает изделия неаккуратно. При реализации замысла творчество проявляется при активном напоминании педагога. В процессе работы часто обращается за помощью.

У каждого ребенка суммируются все баллы по каждому из критериев, а затем высчитывается средний балл. По полученному среднему баллу и определяется уровень умений и навыков каждого ребенка.

УРОВНИ:

Менее 2 баллов – низкий

От 2 до 2,5 баллов – достаточный

3 балла – высокий

Список литературы:

1.        Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009.

2.        Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.

3.        Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М.:ТЦ «Сфера», 2000.

4.        Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / Н.Б. Хананова И.Н. Соленое тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 104 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).

5.        Глебова И.Ю., Тупичкина Е.А. Содержание работы кружка «Страна Тестопландия» в условиях предшкольной подготовки. // Практика организации предшкольного образования на всех ступенях образования: сборник научных статей.

6.        Глебова И.Ю. Развитие творческого воображения детей в процессе занятий тестопластикой. // Детский сад от А до Я, 2011. - №1(49)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕСТОПЛАСТИКЕ «Фантазеры»

Дополнительная общеобразовательная программа по тестопластике для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...

Дополнительная общеобразовательная программа «Игры с песком и тестопластика»

Занимаясь творчеством, ребёнок не только помогает взрослому понять свои проблемы, но и таким образом решает их сам. Детям бывает трудно поделиться своими переживаниями. А посредствам творчества ребёно...