экологический, исследовательско-творческий проект «Я садовником родился» в средней группе
проект (средняя группа) на тему
Паспорт проекта
Название проекта: «Я садовником родился»
Руководитель проекта: Трехсвятская Анна Евгеньевна, воспитатель средней группы МДОУ города Кострома «Детский сад № 5»
Участники проекта - дети средней группы, родители, воспитатели.
Тип проекта: экологический, исследовательско-творческий.
По количеству участников: Групповой
По времени проведения: Долгосрочный – учебный год (с 1 сентября по 15 июня).
По характеру контактов (степени охвата): в рамках образовательного учреждения.
Цель проекта: Создание условий для исследовательской деятельности через вовлечение дошкольников в практическую деятельность по выращиванию рассады однолетних цветов и в облагораживании территории детского сада.
Задачи проекта:
— обучать элементарному планированию;
— формировать навыки сбора и обработки информации, материалов;
— развивать творческие способности;
— формировать позитивное отношение к познавательной, исследовательской, творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_yasadovnikom_rodilsya | 65.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
Название проекта: «Я садовником родился»
Руководитель проекта: Трехсвятская Анна Евгеньевна, воспитатель средней группы МДОУ города Кострома «Детский сад № 5»
Участники проекта - дети средней группы, родители, воспитатели.
Тип проекта: экологический, исследовательско-творческий.
По количеству участников: Групповой
По времени проведения: Долгосрочный – учебный год (с 1 сентября по 15 июня).
По характеру контактов (степени охвата): в рамках образовательного учреждения.
Цель проекта: Создание условий для исследовательской деятельности через вовлечение дошкольников в практическую деятельность по выращиванию рассады однолетних цветов и в облагораживании территории детского сада.
Задачи проекта:
— обучать элементарному планированию;
— формировать навыки сбора и обработки информации, материалов;
— развивать творческие способности;
— формировать позитивное отношение к познавательной, исследовательской, творческой деятельности.
По видам детской деятельности и образовательным областям:
Социально-коммуникативное развитие:
Игровая:
- через дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые игры познакомить детей с разнообразием цветов и их строением, с профессией садовник, с различными инструментами необходимыми садовнику и т.д.;
- формировать представление о семенах и плодах, об их разнообразии и назначении;
- учить классифицировать предметы по разным признакам, находить у них общие и отличительные черты;
- закрепление полученных знаний об условиях развития растений.
Коммуникативная:
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых.
Самообслуживание и элементарный бытовой труд
(в помещении и на улице):
- приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.
Познавательное развитие:
Познавательно-исследовательская:
- способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи через следующие объекты познания: природы и трудовой деятельности;
- сформировать устойчивый интерес к выращиванию растений, закрепить знания детей о развитии растений на разных этапах;
- предоставить детям дополнительной возможности приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Речевое развитие:
Коммуникативная:
- совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных);
- активизировать речевую деятельность детей в процессе трудовой деятельности;
- развивать фразовую речь;
- обогащать словарь детей (семена, рассада, грунт, лунка, пикировка, всходы, росток, цветник, вазон, клумба, теплица, парниковый эффект, и т.д.).
Художественно-эстетическое развитие:
Изобразительная:
- воспитывать умение правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений;
- развивать умения составлять узоры, учитывая ритм, симметрию, цвет;
- овладение техническими приемами работы с различными материалами;
Музыкальная:
- приобщать детей к культуре слушания музыки;
- формировать представления об отражении в музыке чувств, настроений образов, явлений окружающей жизни, связанных с их жизнедеятельностью, прежде всего в мире родного дома и семьи;
- выражать свои музыкальные впечатления и отношение к характеру и музыкальному образу прослушанной музыки в элементарных эстетических суждениях.
Восприятие художественной литературы и фольклора:
- воспитывать литературно-художественный вкус, способность умению понимать настроение произведения, чувствовать музыкальность, звучность и ритмичность поэтических текстов;
- красоту, образность и выразительность языка сказок и рассказов;
- развивать эмоциональную отзывчивость.
Физическое развитие:
Двигательная:
- способствовать раскрытию потенциальных возможностей организма ребенка;
- создавать условия для реализации свободы действий, обеспечивая гармонию ребенка с самим собой, окружающей природой и социальной средой.
Актуальность проекта:
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму».
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Новые знания должны быть взяты из реальной жизни, тогда ребёнку будет легче воспринимать окружающий мир, а при решении возникающих проблем он будет опираться на знания полученные ранее. Педагог лишь направляет деятельность детей на самостоятельный поиск, подсказывает источник получения информации. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
Однако проблема состоит в том, что дети среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Все вышеизложенное стало основой для разработки и процесса создания проекта «Я садовником родился».
Содержание исследовательской деятельности:
- Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
- Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
- Развивать познавательные и творческие способности.
Предварительная работа: наблюдения, сбор материала, беседы, чтение художественной литературы.
Предполагаемый результат:
1.Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
2.У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях, на клумбах, в цветнике.
3.Дети познакомятся с культурными растениями (однолетними, двулетними и многолетними).
4.С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
5.С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
6.У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
7.Формирование у детей уважительного отношения к труду.
8.Создание в группе огорода на подоконнике.
9.Активное участие родителей в реализации проекта.
Продукт проектной деятельности: создать в группе детского сада огород на подоконнике. Получить урожай зелени и рассады цветов. Красиво оформленная территория детского сада (цветник, клумбы).
1 ЭТАП – подготовительный.
Подборка и изучение методической литературы по теме проекта.
Подобрать иллюстрированный материал по данной теме.
Подобрать материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности.
Составить алгоритмы ухода за растениями, дневник наблюдения за растениями.
Подборка художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки, экологические сказки.
Обеспечить материалы для разнообразной художественно-изобразительной деятельности (конструирование, лепка, аппликация, рисование).
Составить перспективный план мероприятий.
Работа с родителями.
- Родительское собрание: «Участвуем в проекте «Я садовником родился». Воспитатели группы, родители.
- Обсуждение приобретения необходимого оборудования: контейнеры, земля, удобрения, семена, палочки для рыхления земли (для взрослого), лейки.
Родительский актив.
- Домашнее задание – с детьми вырастить зеленый лук и/или любой цветок у себя дома на подоконнике, составить рассказ о том, как ухаживали за ним.
- Для родителей, на протяжении всего проекта, будут проводиться консультации по теме проекта, раздаваться памятки, организовываться конкурсы и т.д.
2 ЭТАП – исследовательский.
Сбор и рассматривание семян настурции, календулы, ромашки, тагетсов, посадка семян, выращивание рассады и пересадка в грунт.
Дети, воспитатели группы.
Дети наблюдают за ростом растений, проводят опыты, эксперименты. Устанавливают связи: растения – земля, растения – вода, растения – свет, растение – тепло, растения – человек. Результаты экспериментов фиксируют в дневник. В процессе исследований дети познакомятся с художественной литературой о цветах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривают иллюстрации, картины.
Организуется НООД, дидактические игры, беседы, просмотр презентаций (см. перспективный план).
Дети, воспитатели группы.
Опытно-экспериментальная деятельность:
- Строение растений,
- Условия, необходимые для жизни растений.
- Размножение, рост, развитие растений.
Дети, воспитатели группы.
Труд в природе: ухаживание за комнатными растениями и за рассадой в группе, ухаживание за цветником и клумбами, поддержание чистоты на прогулочном участке.
3 ЭТАП - заключительный.
Проведение экскурсии по территории детского сада, анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской и трудовой деятельности детей.
Оформить выставку рисунков «От семени к ростку», где дети представят на обозрение родителей свои рисунки, подготовят и расскажут о том, как они вырастили рассаду, на подоконнике в группе, затем высадили в цветнике и на клумбы и как ухаживали за ними.
Фотовыставка процесса по реализации проекта.
Выполнение домашнего задание – фотография выращенного лука и/или цветка и рассказ, как он рос, как за ним дети и родители ухаживали.
Подведение итогов реализации проекта.
Развлечение «Бал цветов».
Дети, воспитатели группы, родители.
Сентябрь | |||||
Деятельность с детьми | Взаимодействие с родителями | Совершенствование предметно-развивающей среды | |||
Цель: дать детям представление о существовании объектов природы и предметов, созданных руками человека («неприроды»).
[3, с. 13] Цель: уточнять названия цветов с целью определения их строения (стебель, листья, цветки, корни).
Цель: закрепить умения у детей правильно определять объекты природы и неприроды.
| Родительское собрание: «Участвуем в проекте «Я садовником родился». Задание для родителей: принести различные семена для коллекции с фотографией растения. Изготовление перфокарт «Природа и рукотворный мир», «Живая и неживая природа». Консультация для родителей «Как воспитывать у детей интерес к таинственному миру растений?» | В центре художественной деятельности поместить обводки и трафареты цветов. Совершенствовать оснащение центра природы, дизайн и наполняемость. Выложить «Ботаническое лото». Разместить в центре природы перфокарты «Природа и рукотворный мир», «Живая и неживая природа». | |||
Октябрь | |||||
Деятельность с детьми | Взаимодействие с родителями | Совершенствование предметно-развивающей среды | |||
Цель: ознакомить детей с центром природы и расширить представления о комнатных растениях.
(герань душистая и бальзамин) [1, с. 95] Цель: учить сравнивать листья, используя предметно-манипулятивный метод исследования (по окраске, форме, величине, характеру поверхности, количеству).
Цель: Содействовать умению находить растение по описанию.
«В мире цветов», «Осенний подарок», «Цветы», Н. Самоний «Детям нравятся цветы», Е. Благинина «Бальзамин», «Комнатные цветы».
| Пополнение копилки о растениях «Мы их знаем». Предложить родителям творческий конкурс «Строение растений». Консультация для родителей: «Лекарство в нашем доме» | В центре художественного творчества выложить разнообразный природный материал для самостоятельного изготовления детьми поделок. В познавательном центре поместить коллекцию семян, чтоб дети самостоятельно рассматривали, изучали и сравнивали. В центре книги поместить книги с иллюстрациями цветов (детские энциклопедии, учебники для дошкольников). | |||
Ноябрь | |||||
Деятельность с детьми | Взаимодействие с родителями | Совершенствование предметно-развивающей среды | |||
Цель: обучить детей практическим навыкам поливки растений, как одному из структурных звеньев трудового процесса.
Цель: подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений. Содержание опытов: 1. Проращивать луковицы в сухой банке и банке с водой. 2. Проследить изменение во внешнем виде комнатного растения до поливки и после нее.
Цель: закрепить знания по уходу комнатными растениями.
Г. Охапкина «История одного растения».
Т. Генина Герань; Н. Нищева «Умница»; Т. Крылова «Про фикус».
| Консультация для родителей «О пользе комнатных растений». Памятка для родителей «Трудовое воспитание детей в семье». Создание деталей строения цветов, для дидактической игры «Сложи цветок». Предложить родителям с детьми поход в цветочный магазин. | В центре книги поместить открытки с комнатными растениями. В центре художественного творчества выложить разнообразные раскраски с комнатными растениями и цветами. В центре природы поместить карты-схемы ухода за растениями. | |||
Декабрь | |||||
Деятельность с детьми | Взаимодействие с родителями | Совершенствование предметно-развивающей среды | |||
Цель: Учить детей узнавать цветущие растения по внешним признакам.
Цель: формировать представления о том, что в почве, хорошо разрыхленной содержится больше воздуха.
Цель: формировать представления о том, что рост и развитие растения происходит только при наличии воздуха».
Цель: Закреплять умение находить цветок по описанию.
| Памятка для родителей по теме: «Выращивайте зимой зелень вместе с детьми». Изготовление табличек с условными обозначениями ухода за комнатными растениями. Создание страниц для совместного альбома «Комнатные растения». | В уголке природы прикрепить таблички к горшкам с растениями, с условными обозначениями ухода. В центре художественного творчества поместить образцы поделок и аппликаций с цветами, выложить необходимый материал для самостоятельного творчества. В центре книги разместить альбомы с иллюстрациями комнатных, садовых и луговых цветов. | |||
Январь | |||||
Деятельность с детьми | Взаимодействие с родителями | Совершенствование предметно-развивающей среды | |||
Цель: формировать знания детей о процессе посадки, как об одном из структурных звеньев трудового процесса.
Цель: формировать понимание детей о том, что растениям необходимы органические вещества, как дополнительный источник питания.
Цель: закрепить знания детей о разнообразии растений и месте их произрастания.
| Консультация для родителей «Состояние здоровья ребенка зависит от качества окружающей среды». Изготовление родителями с детьми различных атрибутов для оформления огорода на подоконнике. Памятка для родителей «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта». | В центре природы поместить пошаговую схему процесса посадки семян. Оформление огорода на подоконнике группы. В центре книги разместить книгу К. Линдстрем, А. Нюберг «Огород на подоконнике». | |||
Февраль | |||||
Деятельность с детьми | Взаимодействие с родителями | Совершенствование предметно-развивающей среды | |||
Цель: познакомить детей с новым комнатным растением, дать сведения о нем.
Цель: познакомить детей с профессией садовника, объяснить, что именно делает садовник и какие инструменты необходимы в данной профессии и для чего.
Н. Абрамцева «Правдивая история о cадовнике».
[5, с. 70] Цель: познакомить детей с понятием «парниковый эффект», подвести к пониманию, что теплый и влажный микроклимат необходим для развития семян.
| Памятка для родителей «Любви к природе ребенок учится у родителей». Предложить родителям для домашнего чтения с детьми Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр. | В центре художественного творчества выложить раскраски связанные с профессией садовник. В центре книги разместить иллюстрации с красиво оформленными клумбами, газонами, парками и т.д. Выложить настольно-печатные игры "Группы растений", «Цветы», «Профессии». | |||
Март | |||||
Деятельность с детьми | Взаимодействие с родителями | Совершенствование предметно-развивающей среды | |||
Цель: подвести детей к выводу, что только сочетание трёх основных условий (тепла, света, влаги) обеспечит хороший рост растения.
«Садовник и куст».
| Предложить родителям экскурсию с детьми в тепличный комбинат «Высоковский». Напомнить родителям, что надо подготовить контейнеры, землю и т.д. для посадки рассады цветов. Объявить конкурс поделок из бросового материала для оформления цветника. Консультация для родителей "Наблюдая природу, развиваем речевое творчество детей". | В центре природы поместить модели трудового процесса посадки семян. В центре художественного творчества разместить: раскраски и обводки по точкам, на весеннюю тематику. В центре книги разместить открытки с русским народным художественным промыслом, где используется природная и цветочная тематика: Хохлома, Городецкая, Жостовская, Гжельская роспись. | |||
Апрель | |||||
Деятельность с детьми | Взаимодействие с родителями | Совершенствование предметно-развивающей среды | |||
Цель: обучать навыкам составления рассказа об объекте в логической последовательности по плану, предложенному педагогом.
Цель: формировать представление, что растения дышат листьями.
«Собери букет». "Узнай растение" .
Г. Мистраль «Душистый хоровод», В. Пасналеева «Лесная фиалка», Н. Капустюк «Ночью за ландышами».
| Памятка для родителей «Приучайте детей трудится». Посоветовать родителям, вместе с детьми вырастить рассаду любых цветов для будущей клумбы около дома или на даче. Экологическая акция «Любимый чистый детский сад». Цель: Уборка территории и создание экологически благоприятной среды на территории детского сада. Консультация для родителей «О чем говорят растения» | В центре книги разместить энциклопедии с иллюстрациями комнатных растений и садовых. В центре художественного творчества выложить разнообразные раскраски с комнатными растениями и цветами.
| |||
Май | |||||
Деятельность с детьми | Взаимодействие с родителями | Совершенствование предметно-развивающей среды | |||
Цель: расширить представления о цветнике весной и о подготовке почвы к пересадке рассады.
Цель: формировать представления о способах размножения растений.
Цель: Познакомиться детей с типами цветников и правилами их оформления.
Цель: закрепить ранее полученные знания (описание комнатных растений, правила ухода за комнатными растениями, умение объединять растения по одному признаку).
| Участие в благоустройстве территории детского сада. Подготовка клумб и цветников, прополка, перекопка. Предложить родителям для домашнего чтения с детьми книги со сказками Н. Павловой «Жёлтый, белый, лиловый», «Загадки цветов», « Не Видели — Увидим» и т.д. Памятка для родителей «Охрана растений». | В центре художественного творчества разместить: образец аппликации «Нарциссы» и необходимый материал для самостоятельного творчества детей (белые салфетки, клей-карандаш). Выложить настольно-печатные игры "Группы растений", «Цветы» |
Июнь | ||||
Деятельность с детьми | Взаимодействие с родителями | Совершенствование предметно-развивающей среды | ||
Цель: Создание условий для озеленения и благоустройства территории детского сада (пересаживание рассады тагетес в цветник, на клумбы, в вазоны), посев семян настурции, календулы, ромашки.
Цель: Совершенствовать умение сопоставлять рисунок с натурой, добиваться большей точности изображения.
| Участие в благоустройстве и озеленении территории детского сада. Папка-раскладушка: «Опасные соседи – ядовитые растения» Консультация: «Летний отдых с ребенком» | В центре художественного творчества выложить разнообразный природный материал для самостоятельного изготовления детьми поделок, поместить обводки и трафареты цветов. |
Литература:
- Добро пожаловать в экологию! О. А. Воронкевич - СПб.: Детство-Пресс, 2007.
- Наш дом - природа: Блок занятий "Я и Природа" Н.А. Рыжова - М. : Карапуз-дидактика, 2005.
- Прогулки в детском саду И.В. Кравченко, Т.Л. Долгова - М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Ознакомление детей дошкольников с комнатными растениями В.А. Баймашова, Г.М. Охапкина – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.
- Методика детского экспериментирования Л.В. Рыжова - СПб.: Детство-Пресс, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: "Я садовником родился...."
Уже с рождения ребёнок начинает познавать мир. Всё, что видит и ощущает, он старается исследовать самостоятельно. Но ещё не может найти ответы на все интересующие его вопросы, поэтому ему помогают взр...
организавция экологического позновательно-исследовательского проекта "Огород на окне" в средней группе детского сада.
Никишина Анжелика Александровна воспитатель ГБДОУ детский сад № 23 комбинированного вида Московского района Санкт-Петербурга.Особенности познавательно-исследовательского проекта «Огород на окне» с дет...
Презентация к проекту "Я садовником родился"
Создание условий для исследовательской деятельности через вовлечение дошкольников в практическую деятельность по выращиванию однолетних цветов и в облагораживании территории детского сада.Задачи ...
Экологический исследовательско-творческий семейный проект «Здравствуй, дерево!»
Цели проекта:Формирование экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения; развитие опытно-исследовательской деяте...
Презентация фотоальбома к проекту "Я садовником родился!"
Бархатцы, одни из последних цветов осени. Может быть поэтому, они собрали в свои соцветия столько оттенков яркого солнышка - оранжевого и желтого, бордового и красноватого и много - много золота. Пото...
Экологический проект «Я садовником родился…»для старших дошкольников
Проект «Я садовником родился…» направлен на расширение и обобщение знаний у дошкольников о разнообразии цветов, уходе за цветами. Также дети разовьют свои исследовательс...
Проект "Я садовником родился"
Экологическое воспитание- одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Цветы- это не только красота, но часть живо...