Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Математика в играх»
методическая разработка по математике (подготовительная группа)
Данная Программа разработана на основе методики З.А. Михайловой «Игровые занимательные задачи для дошкольников». В систему занятий включены логические задания, игры, головоломки для занятий с детьми 6-7 лет. Материал представлен в определенной системе, что важно для повышения уровня общего умственного развития ребят.
Программа «Математика в играх» через систему специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, игровыми действиями и правилами способствует успешному развитию логико-математического мышления детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_matematika_v_igrah_6-7_let.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 29 «Рябинка»
г. Саров Нижегородской области
ПРИНЯТО протокол педагогического совета № _____от «____» ____________20 ___г. | УТВЕРЖДЕНО приказом заведующей МБДОУ «Детский сад № 29» _____________ ___________________ (подпись) (расшифровка) № ______от «_____» ____________ 20____г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
кружка «Математика в играх»
«Логико-математическое развитие детей»
Возраст воспитанников: 6 – 7 лет
Срок реализации программы: 7 месяцев
Автор программы:
Яшина Наталья Вячеславовна,
воспитатель
г. Саров
2016 г.
Содержание
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название программы | Дополнительная общеразвивающая программа «Математика в играх» |
Направленность программы | Интеллектуально-развивающая |
Авторы программы | Н.В Яшина, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №29» г. Саров |
Возраст детей, участвующих в реализации программы | 6 – 7 лет |
Сроки реализации программы | 7 месяцев |
Место реализации программы | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29» г. Саров Нижегородской области |
Цель программы | Способствовать развитию логико-математического мышления детей через систему специально подобранных дидактических игр и упражнений. |
Задачи программы |
|
Ожидаемые результаты |
|
Нормативно – правовая база программы |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Образование России переживает период перехода в новое качество, его содержание направлено не на передачу объема знаний, а на формирование личности, способной к саморазвитию, проявлению инициативы и познавательной активности в современных социально-экономических условиях, что соответствует новому социальному заказу.
Дошкольный возраст является уникальными и самоценными периодом развития личности. Именно в это время закладываются такие важные и фундаментальные человеческие способности как познавательная активность, любознательность, уверенность в себе, целенаправленность и настойчивость, воображение. В период дошкольного детства ребёнок включается в разные виды деятельности. Но игра – особый вид деятельности по тем возможностям, которые она открывает для ребенка. Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста была раскрыта в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Н. Н. Поддьякова и др. Игра – это ведущая деятельность ребенка-дошкольника, посредством которой он органично развивается. Д.Б.Эльконин называл игру "гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека". Поэтому, все задания Программы «Математика в играх» носят игровой характер, что способствует привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчает работу мышления и воображения.
Содержание Программы строится на идеях развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, с учётом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). Обучение ведёт за собой развитие, создаёт «зону ближайшего развития», которая определяется как область потенциальных возможностей ребёнка или «расстояние» между тем, что ребёнок может сделать самостоятельно и тем, что он делает при помощи взрослого, в сотрудничестве с ним.
Программа дополнительного образования по логико-математическому развитию детей старшего дошкольного возраста разработана в соответствии с положениями Закона «Об образовании» (ст.12), а также в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Реализация Программы ведется в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, исследовательской деятельности, в форме творческой активности.
Данная Программа разработана на основе методики З.А. Михайловой «Игровые занимательные задачи для дошкольников». В систему занятий включены логические задания, игры, головоломки для занятий с детьми 6-7 лет. Материал представлен в определенной системе, что важно для повышения уровня общего умственного развития ребят.
Программа «Математика в играх» через систему специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, игровыми действиями и правилами способствует успешному развитию логико-математического мышления детей.
При реализации Программы логико-математического развития используются наглядные и практические методы, способствующие познавательной активности, самостоятельности в процессе исследовательской и творческой деятельности. Предлагаемые логические задания несут определенную умственную нагрузку: составить фигуру, видоизменить, проанализировать, найти пути решения, найти недостающую фигуру, обобщить, исключить, систематизировать. Все это способствует развитию смекалки, находчивости, инициативы, активной умственной деятельности.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.
Дети подготовительной группы № 4 любознательны, познавательно- активны, проявляют большой интерес к решению графических головоломок и выполнению заданий на проявление логики и смекалки. Проанализировав тематические модули «Развитие сенсорной культуры» и «Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем» основной образовательной программы детского сада, мы обратили внимание на то что, содержание данных модулей традиционно (сравнение-счёт, уравнивание-измерение, комплектование-вычисление), но имеет свои особенности. В модули включены элементы предматематической подготовки детей, содержание обогащено элементами логики и математики. С целью поддержки детской инициативы и проявлению интереса детей к заданиям логико-математического характера была разработана дополнительная общеразвивающая программа «Математика в играх».
Реализация данной программы способствует развитию у детей умения логически мыслить, анализировать, развивает память, совершенствует зрительное восприятие, способствует развитию умения правильно выражать свои мысли, делать логические умозаключения.
Предполагается, что освоение данной программы будет способствовать естественному непрерывному логико-математическому развитию ребенка дошкольника.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ.
В процессе реализации программы логико-математического развития детей решаются не только задачи умственного развития детей. Выполняя задания, дети комментируют свои действия, что способствует развитию грамматически правильной речи. Решение графических головоломок, требует упорства к достижению результата, что стимулирует развитие таких свойств личности как целеустремленность, добросовестность, ответственность. Аккуратное выкладывание изображение из геометрических форм способствует развитию мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ.
Программа строится на следующих принципах:
- возрастная адекватность (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей, учет потребностей данного возраста в игровой деятельности - ведущей для этого периода развития);
- наглядность (использование дидактических материалов и демонстрационных пособий);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых (взаимодействие педагога и ребенка как субъектов образовательного процесса);
- системность и последовательность занятий (занятия кружка проводятся регулярно в системе «от простого к сложному»);
- индивидуализация (учет индивидуальных особенностей и возможностей детей).
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ.
Цель программы: способствовать развитию логико-математического мышления детей через систему специально подобранных дидактических игр и упражнений.
Основные задачи программы:
- упражнять в умении решать логические задания путем целенаправленных проб и обдумывания хода решения, осуществлять целенаправленные поисковые действия, способствовать развитию поисковой активности;
- способствовать развитию смекалки, сообразительности в процессе логических игр;
- развивать умение рассуждать, делать логические умозаключения, доказывать свою точку зрения;
- способствовать активизации творческого воображения;
- способствовать развитию аналитических способностей;
- воспитывать уверенность в себе, стремление к преодолению трудностей, проявлению настойчивости к достижению результата.
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ.
Адресат: рекомендуется к использованию с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Форма работы с детьми: данная программа предусмотрена для групповой работы с детьми 6-7 лет в рамках дошкольного образовательного учреждения.
Время проведения: один раз в неделю, после полдника
Продолжительность занятия: 25-30 минут
Количество детей: 8-10 человек
Состав детей в течение всего цикла занятий не меняется.
Длительность и интенсивность: 1 занятие в неделю во второй половине дня продолжительностью 30 минут (28 занятий за учебный год).
Оснащение занятий:
1. Счетный палочки.
2. Развивающие игры:
- «Монгольская игра»;
- «Колумбово яйцо»;
- «Вьетнамская игра»;
- «Волшебный круг»;
- «Выложи из палочек»;
- «9 недостающий»;
- «Танграм».
3. Набор карточек:
- «Найди отличия»;
- «4 лишний»;
- «Исключения»;
- «Обобщение»;
- «Логические пары».
4. Картотека образцов фигур-силуэтов расчлененного и контурного характера.
Структура занятий:
1. Разминка.
Разминка проводится в виде логической словесной, зрительной загадки, игры «Данетка», которая способствует активизации внимания детей, поднятию их настроения, помогает настроить на образовательную деятельность, на общение с педагогом.
2. Решение задач на смекалку.
Задачи даются в указанной последовательности, начиная с более простых к более сложным действиям (игры «9 недостающий», «Сложи из палочек»).
3. Физминутка.
Физминутка позволяет детям расслабиться, снять статическое и умственное напряжение.
4. Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений.
(Игры «Танграм», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг»)
5. Самостоятельная деятельность.
Заключительный этап представляет собой самостоятельную практическую деятельность по теме занятия и является своеобразной рефлексией, логическим окончанием организованной деятельности.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
6 – 7 лет
В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. В 6—7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объём информации. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным.
В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребёнок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Возможность успешно совершать действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления всё более активно включается речь.
Ребенок 6-7 лет способен к организации и осуществлению познавательно-исследовательской деятельности в соответствии с собственными замыслами. Он проявляет интерес к предметам окружающего мира символам, знакам, моделям пытается устанавливать различные взаимосвязи; владеет системой эталонов осуществляет сенсорный анализ, выделяя в сходных предметах отличие, в разных – сходство.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Ребенок способен к проявлению поисковой активности.
2. У ребенка сформировано логическое мышление.
2. Ребенок проявляет повышенную степень мыслительной мобильности.
3. У ребенка сформированы умения зрительно-мыслительного анализа, выявления закономерности способа расположения фигур графической головоломки.
4. У ребенка развита зрительно-моторная координация.
4. Ребенок имеет представление о способах преобразования фигур из одной в другую по условию.
5. Ребенок проявляет способность находить «неожиданные» связи между объектами, умение находить в «поле мышления» сразу несколько объектов.
6. У ребёнка развито умение рассуждать, уверенное обосновывать свою точку зрения.
7. Ребенок самостоятелен, проявляет упорство в достижении результата.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Занятия по программе дополнительного образования проводятся в групповом помещении детского сада.
МЕТОДИЧЕСКОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методическая литература:
- З.А. Михайлова Игровые занимательные задачи для дошкольников: Пособие для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 1985.
Наглядно-дидактические пособия:
- Счетный палочки;
- Набор карточек «Найди отличия»
- Набор карточек «4 лишний»
- Набор карточек «Исключения»
- Набор карточек «Обобщение»
- Набор карточек «Логические пары»
- Картотека образцов фигур-силуэтов расчлененного и контурного характера
Развивающие игры:
- «Монгольская игра»;
- «Колумбово яйцо»
- «Вьетнамская игра»
- «Волшебный круг»
- «Выложи из палочек»
- «9 недостающий»
- «Танграм»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование занятий представлено в Приложении 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА: ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА
В основу программы кружка положены идеи развития личностного потенциала ребенка и его психического становления, посредством художественно-эстетического освоения математических поня...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка «Шахматёнок»
Образовательная программа «Шахматёнок» разработана в соответствии и на основании основных действующих нормативных документов РФ с учетом приоритетов развития системы дополнительного образо...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»Возраст детей: 5-6 летСрок реализации: 1 год...
Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Чудо ручки, чудо штучки» (рабочая программа)
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные реш...
Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Городской фермер» относится к естественно-научной направленности. Программа предназначена для детей дошкольного возраста 6-7 лет.
Понятие «сити-фермерство» и, соответственно, профессия «сити-фермер» возникли в Сингапуре в 2012 году, где впервые была применена система вертикального озеленения на крыше небо...
Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Маленькие исследователи» относится к естественно-научной направленности. Программа предназначена для детей дошкольного возраста 4-5 лет.
Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышл...
- Мне нравится (2)