Семинар-практикум «Музейная педагогика как форма организации совместной деятельности детей и взрослых»
материал на тему

Петрова Ольга Владимировна

Сценарий семинара - практикума для педагогов ДОУ .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenarnyy_plan.doc71 КБ
Файл oznakomitelnaya_lektsiya_prezentatsiya.docx16.32 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН

 СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА  ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Музейная педагогика как форма организации совместной деятельности детей и взрослых»

( Внедрение регионального компонента в образовательный процесс)

                                                                                                     Северина О.В.

ст. воспитатель

6 октября 2016 г.

г. Красноярск

Тема: «Музейная педагогика как форма организации совместной деятельности детей и взрослых»

Планируемые результаты: Готовность и способность к саморазвитию, применение данной технологии в практике.

Регламент работы и условия проведения: 1 час 40 минут

Цель: актуализировать знания на заданную тему среди педагогов в ходе мероприятия.

Задачи:

  • создать условия для обмена опытом между педагогами на основе их активного взаимодействия;
  • диагностировать дефициты педагогов, «проблемные точки» по заданной теме в ходе взаимного общения, сравнения результатов, наработанных микрогруппами;
  • пропагандировать передовые педагогические практики через сопоставление их с собственным опытом в процессе подведения итогов мероприятия;
  • создать благоприятный эмоциональный настрой педагогов на  преодоление профессиональных трудностей, снять «барьеры» общения в процессе объединения общих усилий и в решении общих актуальных задач.

Оборудование и материалы: столы, стулья, листочки, «дерево», проектор, электронная доска, ватманы, клей, листы формата А 4 ( 2 цветов), название станций:

  • «Создание РППС по теме» (название экспозиций и т.п.),
  • « Методическая копилка» (Какие материалы вам необходимы для реализации патриотического воспитания дошкольников? Какие материалы могут представлять педагогическая ценность – наличие паспорта, содержание работы с детьми),
  • «Взаимодействие с семьей» ( содержание работы с родителями в рамках тематики данного мини-музея),методическая литература по теме.

Предварительная работа:        

  1. Подготовка к участию в семинаре - практикуме педагога успешно реализовавшего проект по  теме: «Презентация мини-музея мяча». 
  2. Подготовить презентацию по теме: «Музейная педагогика как форма организации совместной деятельности детей и взрослых».
  3. Подобрать имеющейся методической литературой по теме.

  1. Регистрация участников - «Дерево знакомства».

Каждый участник семинара-практикума, входя в зал, выбирает цветной листочек, пишет на нем свое имя и возрастную группу, на которой работает, листочки приклеиваются на «дерево».

  1. Открытие семинара-практикума. Мотивация на работу. Актуализация темы семинара.

Здравствуйте! Давайте с вами  познакомимся. Посмотрите, на нашем «Дереве знакомства»  листочки разного цвета. Они такие же разные, как все мы. И внешне, и внутренне, но объединяет нас одно: интерес к теме организации мини-музеев в ДОУ. Настроение у всех разное, но в основном веселое и задорное. Желаю Вам сохранить его до конца нашего мероприятия!

Сейчас я познакомлю Вас с планом работ на сегодня.

  1. Вступительное слова ст. воспитателя Севериной О.В.
  2. Ознакомительная лекция (презентация). Знакомство с имеющейся методической литературой по теме.
  3. Знакомство с положением о конкурсе « Мини — музеев в группе, в ДОУ»»
  4. Планирование работы по созданию мини — музеев через инновационную методическую форму работы «кружок качества». Представление работы группы.
  5. Представление успешного реализованного педагогического опыта по  теме: «Презентация мини-музея мяча».
  6. Заключительный этап. Рефлексия.

2.Введение в тему семинара-практикума, ознакомительная лекция старшего воспитателя Севериной О.В. на тему: «Музейная педагогика как форма организации совместной деятельности детей и взрослых» (выступление прилагается). Согласно решения педагогического совета было решено ввести данную форму организации совместной деятельности детей и взрослых во всех возрастных группах.

3.Знакомство с положением о конкурсе « Мини — музеев в группе, в ДОУ».

(положение прилагается). Так как темы наших мини-музеев определены с помощью опроса детей, творческих и инициативных групп, состоящих из родителей и педагогов, напомню это мини — музеи «Книги Красноярья» и « Игрушки».

4.Практический этап. Предлагаю разделиться на 2 группы по интересу. Работать мы будем по звонку колокольчика, звучит звонок Вашей группе необходимо передвигаются по «экспресс – маршрутам», которые я Вам раздала;

На каждой станции Вам необходимо в течение 4-5 минут записать ответ, основываясь на своих знаниях и собственном опыте работы;

По окончанию работы в группах, ответы собираются на магнитную доску или ватман, для сведения их в «банк идей»;

Группа или представитель знакомит участников с результатами работы группы.

5. Представление успешного реализованного педагогического опыта по  теме: «Презентация мини-музея мяча».

Ведущий представляет участникам наиболее успешный педагогический опыт по заданной теме и предлагает проанализировать и сопоставить с собственным опытом. Выступление из опыта работы с презентацией воспитателя Гараевой М.Г. на тему: «Презентация мини-музея мяча» (выступление прилагается).

 Дальнейшая работа педагогов (за рамками данного мероприятия), с целью создания целостной системы работы по заданной теме. Составляется алгоритм из ходя из «банка идей», которые педагоги придумали.

5.Заключительный этап.

Обмен опытом, обобщение материала, выделение общего и полезного в работе, рефлексия услышанного: метод «Ладонь». 

Рефлексия: Рисуем ладонь, каждый палец - это позиция, по которой надо высказать свое мнение:

БОЛЬШОЙ - для меня было важным и интересным…

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ - по этому вопросу я получила конкретную информацию…

СРЕДНИЙ – мне было трудно (мне не понравилось)…

БЕЗЫМЯННЫЙ – моя оценка психологической атмосферы семинара-практикума  …

МИЗИНЕЦ – для меня было недостаточно…

Спасибо за внимание, всем творческих удач!



Предварительный просмотр:

«Мини – музеи в детском саду»

Ст. воспитатель Северина О.В.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС ДО в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности ,учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Музей в детском саду является  интерактивным образовательным пространством, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом своих интересов и возможностей, обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдение, общаться со взрослыми, сверстниками по поводу увиденного . Назначение , создаваемых мини-музеев – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействоваить на их эмоциональную сферу.   К сожалению, в нашей стране сегодня не только экономический кризис, но и кризис воспитания подрастающего поколения. Дети в своей повседневной жизни окружены в основном телефонами, гаджетами, сильно искаженной иностранными словами речью, комиксами. Нарушились традиции, которые существовали на Руси веками, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые сохранились в народном творчестве. В воспитательном процессе безжалостное обрубание своих корней от народности ведёт к бездуховности. 
В нашем городе есть много музеев. Но выяснилось, что основная часть воспитанников детского сада, ни разу не ходили в музей с родителями, причем по разным причинам. Многие считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения, да и у родителей подчас нет ни времени, ни желания.
Как же привлечь внимание родителей к музеям? Мы решили создать собственный мини-музей. При выборе профиля мини-музея определилось направление - ознакомление с народными промыслами и предметами быта, литературой Красноярского края.

Условиями возрождения и дальнейшего развития традиций народной педагогики является осмысление значимости русской народной игрушки в системе дошкольного образования. Народные игрушки очень быстро исчезают из детства, предпочтение отдаётся иностранным игрушкам.

Наше желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа

Цель создания мини-музеев:

  • привлечь внимание родителей к музеям;
  • создание мини-музея, как отражение интересов и проявление инициативы детей;
  • обогащение развивающей среды группы, ДОУ;
  • использование новых форм работы с детьми и их родителями;

Задачи:

  • формирование у дошкольников представления о музее;
  • формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
  • формирование активной жизненной позиции;
  • развитие креативного и логического мышления;
  • вовлечение родителей в жизнь группы, ДОУ.

Особенности мини-музея в детском саду:

  • участие в создании мини-музея воспитателей, детей и родителей;
  • ребенок – активный участник оформления экспозиции музея;
  • мини-музей – зона удивления, творчества и совместной работы детей и их родителей.

Положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического коллектива.
Выбор темы мини-музея происходит исходя из интересов детей, инициативы педагога, умеющего увлечь и заинтересовать своих воспитанников, часто музей появляется в группе как результат реализации одноименного проекта, как получилось в нашем случае.
Месторасположение мини-музеев определяли с учётом интерактивности и полифункциональности музейного пространства, психологической комфортности и безопасности деятельности. Народная мудрость гласит: «Кто хочет-ищет возможности, кто не хочет- ищет причины». Даже в самых стесненных условиях при желании можно найти уголок для небольшой экспозиции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музейная педагогика как форма организации совместной деятельности детей и взрослых» презентация для доклада на Фестивале педагогических идей

Презентация опыта работы педагогов дошкольного учреждения по созданию и функционированию мини-музеев в детском саду на фестивале педагогических идей...

Методическая разработка. Организация совместной деятельности детей и взрослых "Бабушки в гостях у внуков и внучек. Игры нашего детства"

Конспект "Организация совместной деятельности бабушек, детей и педагогов на тему  «Бабушки в гостях у внуков и внучек»...

Тематический педсовет Повышение эффективности физического развития детей через использование организованных форм обучения, совместной деятельности детей и взрослых в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому важным направлением в дошкольном воспитан...

Организация совместной деятельности детей и взрослых в подготовительной группе Форма проведения: Квест - игра

Организация совместной  деятельности детей и взрослых в подготовительной группеФорма проведения: Квест - играТема: «Дары осени»....