Семинар-практикум «Использование технологии сотрудничества в организации совместной деятельности с детьми» для педагогов ДОУ
учебно-методический материал
Семинар-практикум «Использование технологии сотрудничества в организации совместной деятельности с детьми» для педагогов ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_praktikum.docx | 29.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар -практикум
«Использование технологии сотрудничества в организации совместной деятельности с детьми»
Воспитатель
МБДОУ «ДСКВ № 110»
Марченко Галина Николаевна
Цель: Развитие и коррекция профессиональных компетенций педагога направленных на сотрудничество при организации совместной деятельности с детьми;
Задачи:
1. Ознакомить педагогов с технологией сотрудничества;
2. Предложить педагогам практические материалы, способствующие развитию определенных качеств, для налаживания сотрудничества между дошкольниками.
3. Способствовать развитию рефлексии после совместной деятельности.
Ход мероприятия:
Организационный этап:
Педагогам предлагается выйти в центр зала и встать в круг. Сделать шаг вперед в соответствии с фразой, которая подходит именно вам:
- шаг вперед, кто любит петь;
- шаг вперед, кто любит танцевать;
- шаг вперед, кто умеет вязать;
- шаг вперед, кто умеет вкусно стряпать;
- шаг вперед, у кого есть дочь (сын);
- шаг вперед, кто любит кофе.
Мы все разные, но рядом с нами всегда есть люди, с которыми мы можем найти общие интересы, с которыми мы можем сотрудничать и заниматься совместной деятельностью.
Теоретический этап:
Уважаемые коллеги, тема семинара «Использование технологии сотрудничества в организации совместной деятельности». Как вы понимаете, что такое технология сотрудничества? (педагоги высказывают свои предположения)
Технология сотрудничества – это идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
В ФГОС ДО указано, что в дошкольном возрасте необходимо создавать условия для развития навыков сотрудничества детей со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развития умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Проблема развития отношений сотрудничества дошкольников получила определенное отражение в исследованиях многих педагогов и психологов, как Ш. А Амонашвили, В. В. Давыдов, А. В. Петровский, Л. С. Выгодский. Они рассматривают условия развития сотрудничества у старших дошкольников, однако процесс развития сотрудничества возможен уже в раннем возрасте под чутким руководством взрослых
Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящую во многие современные педагогические технологии как их часть.
Современные подходы к дошкольному образованию ориентируют практиков на необходимость предоставления достаточно большого количества времени для реализации потребностей детей, их самовыражения в разных видах деятельности.
Использование технологии сотрудничества в совместной деятельности является способом обучения, когда ребенок учиться взаимодействовать в парах или подгруппах. Данная технология позволяет более эффективно решать такие образовательные задачи, как развитие у дошкольников умений объединяться для совместной игры, согласовывать свои действия с действиями других участников, совместно решать поставленную задачу.
Как вы считаете, перекликается ли совместная деятельность с технологией сотрудничества?
Совместная деятельность - одно из требований ФГОС ДО, которое должны выполнять воспитатели и другие педагоги детского сада. Воспитатели должны решать образовательные задачи в совместной партнерской деятельности с детьми и создавать условия для свободной самостоятельной деятельности дошкольников.
Технология сотрудничества осуществляется в:
- совместной деятельности с детьми, проявляется как равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «взрослый – ребенок»;
- совместных играх;
- совместном изготовлении пособий, игрушек, подарков к праздникам;
- творческой деятельности (игры, труд, досуги, развлечения);
- индивидуально-подгрупповой работе.
Более подробно можно ознакомиться с технологией сотрудничества в методических рекомендациях (см. приложение), а сейчас приглашаю вас к практическим действиям.
Практический этап:
Первое задание. Педагогам предлагается создать 3 команды. На спинки стульев, прикреплена часть картинки. Ваша задача взять свою часть и найти 5 товарищей с частями той же картинки, чтобы получился полноценный сюжет (на картинках изображена деятельность детей).
Как только картинки будут собраны, командам педагогов предлагается сесть каждой за свой стол. А теперь задание. Внимательно посмотреть на картинку которую вы собрали. Определить вид детской деятельности, поставить цель, распределить деятельность детей, спланировать ваши действия в руководстве данной совместной деятельности с детьми.
Команды педагогов поочередно представляют свой материал.
Второе задание. Из предложенного материала (самоклеющаяся, цветная и белая бумага А4, клей, ножницы, фломастеры, картон) создать плакат или картину по следующим темам:
1 команда «С новым годом!»
2 команда «С 8 марта!»
3 команда «С 23 февраля!»
Цель: Показать, как важно уметь просить, принимать и оказывать помощь и поддержку. Оценить себя в сложившейся ситуации. Применить технологию сотрудничества при выполнении задания.
По окончанию педагоги делятся своими высказываниями, о выполненном задании.
Как вы успели отметить, уважаемые педагоги, что для успешной реализации этой цели способствует соответствующее содержание. Для овладения навыками совместной работы и определения для детей преимущества такой работы используются различные дидактические упражнения. Вот пример одного такого упражнения, которое называется «Волшебный ковёр-самолёт» (организованная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений)
Дети разделены на подгруппы. Каждой подгруппе предлагается карточка с изображением модели ковра-самолёта, на которой изображена уменьшенная модель-схема с расположенными геометрическими фигурами. Ковёр-самолёт взлетит только тогда, если будет соответствовать схеме. Детям предлагается следующее:
1 ребёнок определяет, какие и сколько фигур необходимо для составления ковра.
2-й ребёнок отсчитывает названное количество фигур.
3-й ребёнок располагает их на большом листе.
Затем предлагается совместно проверить правильность выполнения задания.
Подобные дидактические упражнения с карточками, схемами можно предлагать детям и в других видах организованной образовательной деятельности.
На подготовительном этапе целесообразно организовывать с детьми игры, способствующие развитию коммуникативных навыков, умению работать в команде. Примерные варианты игр представлены в картотеке.
Картотека игр «Учимся сотрудничать»
для старшего дошкольного возраста
№ | Название и цель игры | Ход игры |
1 | «Перестройка» Цель: развивать умение действовать сообща | Дети встают в круг. Им предлагается, не расцепляя рук, построить квадрат, потом треугольник и т.д. |
2 | «Голоса животных» Цель: развивать умение слышать партнера | Дети разбиваются на пары и выбирают голос какого-то животного. Затем они расходятся в разные стороны помещения. Задача игроков – найти партнера по голосу выбранного животного. |
3 | «Заколдованная тропинка» Цель: развивать умение работать в команде, оказывать поддержку товарищам, способствовать сплочению группы | Один из детей (ведущий) показывает остальным участникам, как пройти по тропинке через заколдованный лес. Дети должны в точности повторить его маршрут. Тот из детей, кто собьется с пути, превращается в заколдованное дерево». Задача команды – спасти его, «расколдовать». Для этого необходимо сказать ему слова поддержки. |
4 | «Составь слово» Цель: развивать способность к согласованному взаимодействию | Дети делятся на пары. На столах разложены буквы. Дети должны договориться, какие слова они выложат. Один ребенок готовит буквы, а другой выкладывает из них слова. |
5 | «Составь сказку» Цель: развивать умение взаимодействовать при составлении сказки | Дети составляют сказку (рассказ) по готовой сюжетной картинке. Каждый ребенок говорит одно предложение. Сказка (рассказ) составляется по цепочке. Воспитатель записывает и читает, что получилось. |
6 | Упражнение «Раскрась правильно» Цель: развивать умение договариваться | Дети работают в парах. Необходимо раскрасить рисунок по образцу, выполняя инструкцию партнера (между детьми ставят ширму) Один ребенок берет образец и дает команду второму, что и как надо раскрасить. После выполнения задания сверяют результат с образцом. |
Третье задание направлено на развивающие занятия, включающие технологию сотрудничества, которые имеют особую структуру.
1. На первом этапе детям предлагается проблемная ситуация, которая побуждает детей к поиску решения не только поставленной проблемы, но и способов организации для успешного решения, например: «Как мы будем работать? Как легче и быстрее выполнить это задание?»
Для поиска решения задачи педагог организует дискуссию, в процессе которой каждый ребенок хочет высказаться. Обобщив несколько точек зрения детей, воспитатель объединяет и предлагает проверить, кто прав, через реальные действия: «Вот попробуем выполнить и увидим, кто из нас был прав».
2. Второй структурный элемент организованной образовательной деятельности – определение формы организации детей и воспитателя с детьми для решения задачи. Дети должны понять, что успешность выполнения задания зависит от планирования совместных действий, коллективного замысла будущего продукта, от работы каждого члена группы.
3. Третий структурный элемент – непосредственное выполнение задания. Воспитатель может включиться в деятельность детей в паре с ребенком, в группе или самостоятельно на отдельном материале.
4. Четвертый структурный элемент – организация контроля и оценки.
Технология сотрудничества предполагает поэтапное введение средств и способов взаимодействия, а также форм контроля и оценки.
Учитывая эти особенности, структура деятельности представлена в технологической карте:
Используя предложенную технологическую карту, каждой команде педагогов предлагается составить конспект совместной деятельности на любую тему.
Технологическая карта по использованию
технологии сотрудничества
№ | Этапы | Действия педагога | Действия детей |
1 | Создание проблемной ситуации | Организует активизирующее общение или дискуссию о том, как решить проблему | Формулирует проблему (с помощью педагога), включаются в поиск решения проблемы |
2 | Выбор формы организации деятельности: учет трех моделей сотрудничества (совместно-индивидуальной, совместно-последовательной, совместно-взаимодействующей) | Организует обсуждение «Как мы будем работать? Как легче и быстрее выполнить это задание?» | Выбирают способ организации для успешного решения: объединяются в пары, тройки, микрогруппы. |
3 | Формулировка цели | Помогает сформулировать цель: что хотим? | Осознают и формулируют общую цель. |
4 | Планирование действий: учет трех моделей сотрудничества (совместно-индивидуальной, совместно-последовательной, совместно-взаимодействующей) | Помогает спланировать действия: «Что надо сделать? Как будем делать? | Планируют процесс достижения цели; используют элементы символизации для выражения своих действий. |
5 | Распределение ролей (обязанностей) | Помогает распределить роли (функции), используя разные способы (сучетом желания, возможностей партнера или другим образом) | Распределяют роли (функции) между собой. |
6 | Деятельность по реализации плана | Сотрудничает с детьми | Выполняют свои роли (функции). Достигают результата. |
7 | Оценка, контроль действий и полученного результата | Помогает осуществить оценку полученного результата: «Что получилось? Что для этого сделали? Что сделано хорошо? Недостаточно хорошо?» | Осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль и взаимооценку по результатам деятельности. |
Команды готовятся и представляют результаты своих технологических карт, совместно обсуждают, высказывают свои мнения, дополняют друг друга.
Рефлексия
Уважаемые коллеги, семинар-практикум подошел к завершению. А сейчас я попрошу вас, выполнить ряд моих указаний, если вам:
- очень понравилось, получили много интересной информации - руки вверх,
- семинар-практикум обычный, не было никакой полезной информации - голова вниз
- не интересный, не было никакой полезной информации - закрыть лицо руками
Вывод: т.о., технология сотрудничества имеет огромный развивающий потенциал в совместной деятельности. Создает условия для речевой и познавательной активности каждого ребенка, его самореализации, повышает интерес к познавательной деятельности, формирует предпосылки учебной деятельности, открывает возможности взаимного обучения.
Спасибо за участие!
Приложение
Методические рекомендации использования технологии сотрудничества в организации совместной деятельности
Цель использования: обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов, приоритет личностных отношений, индивидуальный подход к воспитанникам детского сада.
Достижение этой цели предполагается посредством решения следующих задач:
· формировать у детей способы взаимодействия в паре, малой группе;
· развивать способность к использованию элементов символизации
для выражения своих действий;
· развивать основы самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки по результатам деятельности.
Принципы и методы педагогики сотрудничества:
• увлечённость ребят яркой, интересной, перспективной совместной деятельностью;
• определение индивидуальных зон творческого развития коллектива в целом и каждого ребёнка в отдельности;
• общие подходы к предстоящей деятельности, поиск вариантов оптимального решения, совместное обсуждение условий предстоящей деятельности и вариантов решения задач в ситуации психологического равноправия воспитателей и ребёнка как сотрудников, а не как ведущего и ведомых;
• уважительное отношение к разнообразным подходам к проблеме, выдвигаемой в ходе совместного творчества, обязательное обсуждение каждого мнения, результатов совместной творческой деятельности.
Порядок использования технологии в практической профессиональной деятельности.
Технология развития сотрудничества у дошкольников – это трёхэтапное решение усложняющихся задач взаимодействия педагога и детей.
1 этап.
Необходимо сосредоточить внимание на обогащении представлений дошкольников о сверстнике как о партнёре по совместной деятельности в атмосфере укрепления положительных эмоциональных контактов между детьми, поддержании желания и интереса в сотрудничестве с ними. Нужно развивать у детей отдельные умения, необходимые для осуществления сотрудничества в совместной деятельности на занятиях.
На данном этапе педагогу необходимо направить свои усилия на:
- поддержание положительного эмоционального фона взаимодействия детей;
- проведение с детьми бесед по обогащению, уточнению правил сотрудничества и дружбы;
- ориентацию на развитие понимания детьми эмоционального состояния партнёра, отзывчивость на него;
демонстрацию образцов поведения и действий с использованием игровых персонажей;
- непосредственную включённость педагога в процесс общения и совместных действий в качестве посредника или партнёра.
2 этап.
Осмысление предстоящих моделей сотрудничества.
Совместно-индивидуальная модель сотрудничества предполагает, что после принятия общей цели в паре или подгруппе, каждый ребёнок – участник деятельности будет выполнять свою часть общей работы индивидуально. Эта часть на завершающем этапе станет частью общего итогового результата.
Согласование действий участников должно осуществляться в её начале – на этапе принятия цели, при планировании и в конце, когда нужно суммировать результаты.
Совместно-последовательная модель сотрудничества предполагает принятие не только общей цели, но и последовательное выполнение действий детьми, когда результат действия, выполненного одним ребёнком, становится предметом деятельности другого. По этому принципу действует производственный конвейер.
Совместно-взаимодействующая модель сотрудничества предполагает, с одной стороны, наличие у детей определённого опыта совместной работы, с другой, открывает новые возможности в освоении умений планирования, координации и оценки как промежуточного, так и итогового результатов. На занятии сначала дети работают в парах или подгруппах, а затем осуществляют взаимодействие между ними для достижения общего результата.
3 этап.
Сотрудничество связано с предоставлением детям разнообразного содержания ситуаций для максимального проявления деловых качеств в совместной деятельности и расширения возможностей самостоятельности при решении образовательных задач.
Результат использования.
-Формирование более глубоких, разносторонних знаний, коммуникативных навыков.
-Расширение, обобщение, систематизация знаний и навыков в поведении детей.
- Положительная динамика результатов усвоения программного материала.
-Освоение опыта сотрудничества развивает способности детей к согласованию общих целей, осуществлению взаимного контроля и коррекции действий, умению понимать состояния и мотивы поступков других детей и соответственно на них реагировать. При этом у дошкольников формируется эмпатия, социальная чуткость. Всё это в дальнейшем поможет ребёнку психологически грамотно строить своё взаимодействие с партнёрами (взрослыми и сверстниками).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация совместной деятельности с детьми старшей подготовительной группы на тему: «Букет для мамы» с использованием образовательных технологий:
Задачи:· закрепить навыки рисования в нетрадиционной технике – рисование губкой;· формировать композиционные навыки;· развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать четки...
Использование игровых приемов в организации совместной деятельности с детьми раннего возраста, способствующие их легкой адаптации
Консультация для воспитателей...
Мастер - класс для воспитателей на тему: «Использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Мастер - класс для воспитателей на тему: «Использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста» Цель: распространение опыта по и...
Мастер-класс для воспитателей: «Использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Распространение опыта по использованию исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста среди педагогов - дошкольников....
Семинар-практикум для воспитателей «Технология сотрудничества как ключевая технология образовательного процесса ДОУ»
Сотрудничество – стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми, психологическое равноправие, открытость, уважительное отношение к различиям во мнениях и подходах в реш...
Методы и приёмы в процессе организации совместной деятельности с детьми и педагогом
Методы и приёмы в процессе организации совместной деятельности с детьми и педагогом...
«Использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Использование в образовательном процессе активных методов обучения, таких как исследовательский метод, способствует качественно более высокому уровню организации детей. Тем самым мы подтверждаем истин...