Модель предметно-развивающей среды
методическая разработка (старшая группа) на тему
Модель предметно-развивающей среды в групе старшего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Модель предметно-развивающей среды | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель предметно-развивающей среды в группе
возраста с 5 до 6 лет
Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых - от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-пространственной среды.
Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка.
Важнейшим требованием к среде является учет особенностей развития всех видов детской деятельности. Предметная среда должна быть информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне преобразования, экспериментирования. Среда должна являться средством реализации творческих гипотез. Задействованность среды ребенком, ее активное познание, изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого. Ребенок и взрослый действуют вместе и им должно быть удобно в этой предметной среде. Функциональный комфорт предметной среды обеспечивает и психофизическое благополучие.
В своей группе я старалась создать предметно-развивающую среду, которая обеспечивала бы содействие развитию ребенка как личности, становлению базовых характеристик личности каждого ребенка, развитию его способностей и интересов.
Развивающее пространство моей группы организовано на основе следующих принципов:
Принцип индивидуальной комфортности заключается в обеспечении эмоционального благополучия ребенка, развитии его положительного самоощущения. Интерьер групповой комнаты, приближенный к домашней обстановке, помогает дошкольникам легче адаптироваться к детскому саду, способствует снятию стрессообразующего фактора. Созданные в группе условия успокаивают, уравновешивают эмоциональный фон, оказывают благоприятное влияние на нервную систему детей.
В соответствии с принципом эстетичности и красоты в оформлении помещения группы выдержан единый стиль. Стены, шторы, палас подобраны в приятной для глаз светло-зеленой цветовой гамме, не нарушают общей гармонии. Светлые стены и белые потолки оптически расширяют пространство, создают ощущение простора и легкости. Удачно подобранная цветовая палитра способствует всестороннему гармоничному развитию дошкольников.
Важным при организации предметно-развивающей среды является принцип безопасности оборудования и материалов для здоровья детей. Мнение ребенка относительно содержания предметной среды также следует учитывать, поэтому воспитанники активно вовлекаются в процесс оборудования игровых зон и уголков, вносят свои предложения.
Я стараюсь создать в группе условия, как для совместной деятельности воспитанников, так и для индивидуальной, учитывая особенности развития каждого дошкольника.
Предметная среда предоставляет ребенку право выбора деятельности, возможность максимально активно проявлять себя. Доказано, что предметный мир, а не воспитатель побуждает дошкольника к активным самостоятельным действиям. Право выбора деятельности предоставляет ему широкие возможности для саморазвития.
При построении среды соблюдается принцип зонирования. Благодаря организации различных игровых зон и уголков с помощью легких перегородок, открытых стеллажей, не загромождающих помещение, в группе созданы условия для разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской).
Предметно-развивающая среда в старшей группе должна отвечать принципам активности, самостоятельности, творчества, а также динамичности.
Следуя принципу разумности и целесообразности в подборе игрового оборудования, стараюсь осторожно подходить к вопросу насыщения группы игрушками и руководствоваться интересами педагогической целесообразности. Например, в игровых уголках представлены традиционная мозаика и современные пазлы. При выборе игр предпочтение отдается их способности стимулировать развитие. Игровое оборудование создает оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную среду с достаточным пространством для игр и занятий детей.
Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделены центры организации определенного вида деятельности. Они не имеют четкого разграничения, что позволяет соблюдать принцип полифункциональности, когда один и тот же игровой уголок по желанию ребенка можно легко и быстро преобразовать в другой.
В одной и той же зоне согласно принципу интеграции можно заниматься различными видами деятельности. Так, природный уголок может стать местом уединения, книжным уголком или исследовательским центром.
В соответствии с принципом индивидуального подхода в группе предусмотрены зоны для персональных выставок творческих работ детей, фотостенд.
Принцип гендерного подхода к развитию среды позволяет учитывать интересы и наклонности как мальчиков, так и девочек.
Театральный уголок – важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дети раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.
В театральном уголке размещены ширма, маски сказочных персонажей, кукольный, варежковый, перчаточный, пальчиковый и настольный виды театра. Вместе с воспитанниками я готовлю костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.
В музыкальном уголке дети могут импровизировать на различных инструментах, создавать музыкальные ансамбли.
Природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. В нем подобраны и размещены растения, требующие разных способов ухода, приготовлено необходимое оборудование: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы.
В природном уголке размещены детские поделки из природного материала, экспонаты природы, икебаны, гармонично расставленные на полках.
С подгруппой дошкольников я провожу в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера.
Для центра искусства "Юный художник" отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла.
В группе также выделены зоны для сюжетно-ролевых игр – "Больница", "Семья", "Парикмахерская", "Магазин".
Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.
Яркий, веселый, с нестандартным дизайнерским решением, нетрафаретным оборудованием физкультурный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дети занимаются и закрепляют разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т. п. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, как литературный центр (уголок уединения), который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Уют, домашняя обстановка позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг. Долгими зимними вечерами воспитатель может почитать детям их любимые сказки и рассказы, а также организовать в литературном центре выставку произведений того или иного автора (например, к юбилейным датам), провести литературные викторины и конкурсы.
Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.
Большое внимание в нашей группе уделяется патриотическому воспитанию детей, знакомству с символами нашей родины, народными традициями. Этому способствует организация уголка «Наша родина».
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель предметно-развивающей среды в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ как средство оптимизации речевого развития детей с нарушениями речи
Назначение логопедического кабинета – создание рациональных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами.1....
Модель предметно – развивающей среды
Модель предметно – развивающей среды, созданная в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет воспитателем ...
Модель предметно развивающей среды дошкольного учреждения
Модель предметно развивающей среды дошкольного учреждения с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (схема)...
Модель предметно-развивающей среды как средство развития речи дошкольника 6-7 лет
Развивающая среда нужна для того, чтобы воспитать успешного, самостоятельного, иниациативного, активного и творческого ребенка. Она должна способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности...
Описательная модель предметно развивающей среды в группе "Пчелка"
Для воспитателей и родителей...
ПРОЕКТ МОДЕЛИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.
В данной статье описан проект модели для создания предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности (с ОНР) для детей старшего дошкольного возраста. Данный проект наполнения предметно...
Модель предметно-развивающей среды подготовительной к школе группы для детей с ТНР, 2016-2017 учебный год
Предметно-развивающая среда организована по направлениям развития, каждое направление имеет свои компоненты ПРС. Зонирование пространства организовано с учётом всего времени пребывания детей в Д...