ПРОЕКТ МОДЕЛИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
В данной статье описан проект модели для создания предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности (с ОНР) для детей старшего дошкольного возраста. Данный проект наполнения предметно-развивающей среды был реализован в нашей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_proekt_modeli.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тинникова Ольга Алексеевна, воспитатель группы компенсирующей направленности
Хакимова Марина Егоровна,
воспитатель группы общеразвивающей направленности
ПРОЕКТ МОДЕЛИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.
Цель проектной модели- развитие основных психических процессов ребенка с недоразвитием речи через создание предметно-развивающей среды.
Задачи проекта:
1.Обеспечить многофункциональность групповой комнаты за счет организации центров развития детей, оборудованных дидактическим материалом, играми, пособиями в соответствии с принципами построения развивающей среды, их коррекционной направленности.
2.Создать условия для формирования ключевых компетентностей дошкольников с патологией речи: интеллектуальной, информационной, коммуникативной, социальной.
3.Экспериментально проверить эффективность реализации данной модели.
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации проекта созданы центры развития детей соответственно специфике группы компенсирующей направленности с содержанием коррекционного материала, главной целью которого является развитие речи и логическое мышление детей. Центры позволяют обеспечить реализацию потенциальных возможностей каждого ребенка с учетом его интересов. В результате интеграции различных видов деятельности представления об окружающем мире более дифференцированы, наполняются конкретным содержанием; речь и логическое мышление переходят на более высокий, качественный уровень; поведение детей будет характеризоваться большей уверенностью, дети смогут самостоятельно найти решение проблемы, не опираясь на образец взрослого; повысится творческая активность, самостоятельность, инициативность, умения выполнять задание и понимать его.
Идея проекта заключается в формировании развивающей среды в соответствии с коррекцией и развитием разных психических процессов ребенка с ОНР и использованием планируемых центров развития. Она должна быть полифункциональна, содержательна, доступна, соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.
Этапы формирования коррекционно-развивающей среды:
1.Организационный этап. Содержание:
- проведение диагностики уровня развития логического мышления и речи у детей среднего дошкольного возраста;
-проведение консультаций для родителей о необходимости создания предметно-развивающей среды;
-составление плана работы по организации центров развития совместно со специалистами детского сада и родительским активом.
2.Основной этап( формирующий). Содержание:
-организация предметно-развивающей среды путем создания центров развития.
-наполнение центров дидактическими пособиями и игровым оборудованием.
3.Заключительный этап (контрольный). Содержание:
-проведение диагностики итогового уровня развития компетенций ребенка;
-проведение анализа эффективности данного проекта.
Рекомендации по использованию модели:
1.Каждый центр должен содержать дидактические пособия, направленные на развитие ребенка, согласно тематике центра.
2.Дидактические пособия каждого центра должны соответствовать уровню развития детей, быть научно обоснованными.
3.Деятельность в центрах развития должна носить системный и последовательный характер.
4.Предметно-развивающая среда должна создавать благоприятную психологическую атмосферу, учитывать пожелания родителей.
5.Предметно-развивающая среда должна содержать традиционные и современные компоненты, своевременно пополняться новыми пособиями и оборудованием.
6.Предметно-развивающая среда должна обеспечивать достижения нового перспективного уровня развития в детской деятельности.
7.Организация предметно-развивающей среды должна сплотить участников проекта - родителей, воспитателей, педагогов доп. образования, учителя-логопеда в единый коллектив с общей целью.
Описание модели предметно-развивающей среды.
Название центра | Оборудование | Значение |
1.Центр «Говорим правильно» | 1.Зеркало 2.Полка для пособий 3.Игрушки и пособия для развития правильного дыхания. 4.Игры на развитие мелкой моторики (семена, косточки, бусы, шнуровки и т.д.). 5.Наборы сюжетных и предметных картинок. 6.Опорные схемы и модели для составления рассказов, заучивания стихотворений. 7.Игры на формирование грамматического строя ( «Один-много», «Скажи ласково» и т.д.) 8.Игры на развитие фонематического слуха ( «Назови звук», «Согласный-гласный» и т.д.) 9.Рабочие тетради, наборы букв. 10.Звуковые карточки. | Формирование правильного физио-логического дыхания. Формирование правильной артикуляции звуков, их дифференциации. Формирование связной грамматически правильной речи. Формирование фонематического слуха. |
2. Центр «Наша библиотека» | 1.Стеллаж для книг, стол, стульчики. 2.Детские произведения разных авторов по программе, фольклор, энциклопедии, любимые книги детей. 3.Папки с предметными и сюжетными картинками по лексическим темам. 4.Атрибуты к сюжетно-ролевым играм. 5.Набор аудиокассет с записями музыки и литературных произведений. 6.Наборы известных репродукций картин, иллюстраций. | Развитие логического мышления. Развитие связной речи и познавательной активности. Освоение родного языка. Приобщение к общечеловеческим ценностям. Воспитание духовной культуры. Воспитание патриотических чувств, чувства любви к родному краю родному городу. Воспитание любви к художественной литературе. |
3.Центр «Маленький театр» | 1.Большая и маленькая ширма. 2.Куклы, маски, игрушки для различных видов театра( перчаточный, пробковый, пальчиковый, кукольный и т.д.) 3.Костюмы и предметы для драматизации. 4. Произведения художественной литературы , иллюстрации для театральной деятельности. | Развитие связной устной речи. Развитие навыков речевого общения. Формирование умений играть разные роли. Формирование умения перевоплощения с использованием мимики, голоса, интонации, дикции. Развитие творческих способностей, фантазии детей. |
4.Центр «Короли логики» | 1. Счетный материал. 2.Комплекты цифр и знаков. 3.Игровое оборудование для формирования элементарных математических навыков. 4. Блоки Дьенеша, Палочки Кьюизенера. 5.Схемы и планы различных объектов (групповая комната, детский сад, маршруты) 6.Рабочие тетради по математике. 7.Наборы объемных и плоскостных фигур. 8.Дидактические игры на развитие математических представлений. 9.Счетные палочки. | Развитие логического мышления. Совершенствование навыков ориентировки в пространстве, на плоскости, на листе бумаги. Развитие зрительной и словесной памяти. Развитие внимания, навыков действовать по инструкции. Закрепление навыков устного счета, состава числа. Развитие творческого воображения. |
5. Центр «Учимся творить» | 1. Восковые и акварельные мелки. 2.Цветной и белый мел. 3.Гуашь и акварельные краски. 4.Пластилин. 5. простые и цветные карандаши. 6. Цветная и белая бумага, бумага разных форматов и состава. 7. Цветной картон, белый картон. 8.Наклейки, ткани, нити, ленты, пленки, природный и бросовый материал. 9.Кисти, стеки, трафареты, ножницы, клей, книжки-раскраски. | Развитие мелкой моторики рук. Развитие творческого воображения, творческой фантазии. Закрепление умений и приемов рисования, лепки, аппликации. Закрепление представления о цвете, свойстве и качествах различных предметов и материалов. Знакомство с русским народным творчеством (гжель, хохлома и т.д.), хакасским народным творчеством (хакасский орнамент). Совершенствование навыков ориентировки на листе бумаги. Закрепление понятий: композиция, единый сюжет. |
6. Центр «Будь здоров!» | 1.Мячи разных размеров. 2.Обручи разных размеров. 3.Толстая веревка, шнуры разной длины. 4.Кольцеброс. 5.Кегли с шариками. 6.Мишени на ковролиновой основе с набором мячей. 7.Скакалки. 8.Массажные коврики. 9.Шарики «су-джок» | Развитие ловкости, быстроты, выносливости, точности, двигательной активности. Развитие общей и мелкой моторики. Координация движений. Формирование правильной осанки. Профилактика плоскостопия. Приобщение к здоровому образу жизни. Активизация функций организма. |
7. Центр «Наша лаборатория» | 1.Природный материал: песок, глина, гравий, камни разных размеров и форм, земля, вода, ракушки, мел, минералы, семена, плоды, кора деревьев, спилы деревьев, мох, листья. 2.Крупы разные. 3.Емкости разных размеров. 4.Инструменты: лопатки, палочки, воронки, сито, ложки, пипетки, лупы, колбы, плоские тарелочки, шприцы без иглы и т.д. 5.Передники, нарукавники, халаты, марлевые повязки, мед.шапочки. 6.Вата, марля, сахар, соль. 7. Микроскоп. 8.Схемы, модели, таблицы с алгоритмами выполнения опытов. 9.Тетрадь для записи результатов опытов. 10.Дидактические альбомы с фиксированными результатами опытов, проектов. | Развитие логического мышления. Развитие познавательной деятельности. Развитие исследовательской деятельности. Расширение представления об явлениях живой и неживой природы. Формирование первичных естественно-научных представлений . Развитие наблюдательности, внимательности, любознательности, памяти, мышления. Развитие познавательной активности. Формирование способов познания путем сенсорного анализа. Формирование умений действовать по инструкции. Формирование представления о технике безопасности. Формирование комплексного алгоритма обследования предметов. Развитие умений анализировать и фиксировать результаты познавательно-исследовательской деятельности. |
8. Центр «Мы играем» | 1.Кукольная мебель. 2.Наборы посуды. 3.Куклы разных размеров. 4.Коляски для кукол. 5.Комплекты одежды для кукол. 6.Машинки разных видов и размеров. 7.Кухонный уголок. 8.Мягкий уголок. 9.Атрибуты к сюжетно-ролевым играм. | Развитие социально- коммуникативных навыков. Формирование ролевых действий и перевоплощений. Развитие воображения, фантазии, творчества. Развитие диалогической речи, связной речи. Закрепление в игре примеров эмоционального, социального, речевого поведения. Развитие умений общаться в малой и большой группе. Развитие умений выбирать себе партнера. |
9. Центр «Учимся строить и конструировать» | 1.Крупный и мелкий строительный конструктор. 2.Атрибуты к сюжетно-ролевым играм. 3.Крупный и мелкий конструктор. 4.Крупный и мелкий транспорт. 5.Конструктор «Архитектор» , «Лего». 6.Игрушки-трансформеры. 7.Матрешки. 8. Схемы построек и алгоритмы их выполнения. | Развитие пространственного мышления, творческой инициативности, конструкторских навыков. Совершенствование навыка работы по заданной схеме, модели. Создание условий для пространственной лексики. Формирование зрительно-двигательной координации. |
Уголок уединения. | Ширма в виде домика, диван, магнитофон, аудиозаписи. | Создание условий для уединения ребенка. |
Используемая литература:
1.«От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» п/р Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой-М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010;
2.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация«Предметно-развивающая среда в разновозрастной группе компенсирующей направленности (коррекция зрения) в соответствии с ФГОС»
Принципы построения, требования к предметно развивающей среде в соответствии с ФГОС....
Предметно-развивающая среда в старшей группе компенсирующей направленности «Радуга» темы недели: "Здравствуй, зимушка – зима!","Новый год"(декабрь 2022г. )
В группе созданы условия для разностороннего развития детей с учётом возрастных, индивидуальных и полоролевых особенностей. Центры активности оборудованы для вс...
Организация предметно– развивающей среды в подготовительной группе компенсирующей направленности.
Организация предметно– развивающей среды в подготовительной группе компенсирующей направленности. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ...
доклад "Предметно-развивающая образовательная среда как условие успешного развития ребенка".
Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью совершенствования предметно–развивающей среды в коррекционной группе в соответствии с новыми требованиями ФГОС дошкольного образования. В ...
Организация предметно– развивающей среды в подготовительной группе компенсирующей направленности.
Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка, выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функ...
Описание предметно - развивающей среды в разновозрастной группе компенсирующей направленности, дети с ЗПР «Соболек»
Описание предметно - развивающей среды в разновозрастной группе компенсирующей направленности, дети с ЗПР «Соболек»...
Описание предметно - развивающей среды в разновозрастной группе компенсирующей направленности, дети с ЗПР «Соболек»
Описание предметно - развивающей среды в разновозрастной группе компенсирующей направленности, дети с ЗПР «Соболек»...