Рабочая программа. «Социальное партнерство дошкольного отделения и семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ в рамках внедрения ФГОС»
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Караблина Викторина Николаевна

 Нет случайно родившихся детей.

 Ни один Путник Вечности случайно не рождается.

Каждый ребенок есть явление в земной жизни.

 Он родился потому, что должен был родиться.

 Родился потому, что именно его не хватало миру. ….»

Ш. Амонашвили “Спешите, дети, будем учиться летать!”)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 2088 «ГРАЙВОРОНОВО»

  Адрес: 109518, Москва, Волжский бульвар, д. 6, корп. 3                   Е-mail: 2088@edu.mos.ru                                      

 Тел.  8 (499) 177-5692, 8 (499) 177-5688                                      ОГРН 1137746894086, ИНН 7722820502 /КПП 772201001

«Социальное партнерство дошкольного отделения и семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ в рамках внедрения ФГОС»

Срок реализации 2017 – 2018 учебный год

 Нет случайно родившихся детей.

 Ни один Путник Вечности случайно не рождается.

Каждый ребенок есть явление в земной жизни.

 Он родился потому, что должен был родиться.

 Родился потому, что именно его не хватало миру. ….»

Ш. Амонашвили “Спешите, дети, будем учиться летать!”)

Воспитатель

высшей категории

Титова

 Викторина Николаевна

Москва

2017г.

Пояснительная записка

Настоящая Программа определяет цели, задачи и направления деятельности воспитателя с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Цель Программы

-обеспечение единства деятельности ДО и семьи в ходе решения задач инклюзивного образования в соответствии с ФГОС ДО, развитие активной позиции родителей как участников коррекционно-педагогического процесса.

Задачи Программы

- повышение педагогической и психологической компетентности и культуры родителей, пополнение   их знаний  по  конкретному  вопросу  воспитания  ребенка  в  семье  и в дошкольном отделении (ДО);

- сoдействие к сплочению  родительского  коллектива, вовлечения  пап  и  мам  в  жизнедеятельность  группы ДО;  

- выработка  коллективных  решений  и  единых  требований  к  воспитанию  детей, интеграция  усилий  семьи  и  педагогов  в  деятельности  по  развитию  личности  ребенка;

- профилактика возможных психологических затруднений у родителей. Коррекция системы семейных взаимоотношений;

- оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи семьям воспитанников в вопросах воспитания, образования, развития детей с ОВЗ.

В основе взаимодействия семьи и воспитателя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. 

Этапы реализации Программы

1  этап  реализации  Программы – ориентировочный  

На данном  этапе  будет  производиться  анализ  и  изучение  семей  детей  с ОВЗ из группы ДО  и  создание  условий  для  участия  семей  в  воспитательном  процессе.

2  этап – основной  

В данном этапе будет производиться педагогическое и психологическое просвещение родителей, работа с проблемными семьями, сотрудничество воспитателя и родителей  в  организации  воспитательной  работы  в  ДО.

3 этап -  обобщающий  

Подведение итогов совместной деятельности воспитателя, родителей и детей за   год.

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом.

  • Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют дошкольное отделение и семья.  
  • Ведущую роль в организации сотрудничества ДО и семьи играют воспитатели. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую детским садом по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.
  • Функции воспитателя разнообразны, работа с семьями своих воспитанников - важное направление его деятельности.

II. Направления воспитательной работы

- поддержка и повышение социального статуса семей

- вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

- профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления.

- содействие к сплочению родительского коллектива, вовлечение пап  и  мам  в  жизнедеятельность группы.  

Специфические обязанности коррекционной работы в дошкольном отделении к родителям:

- вселять в них уверенность, что обучение и воспитание будет иметь успех;

- поддерживать их при неудачах, привлекая внимание к положительным сторонам личности ребенка с УО, с РАС, с ЗПР с ДЦП;

- важно, чтобы родители увидели позитивное отношение воспитателя к их ребенку, и могли быть уверены в том, что педагог действует именно в его интересах.

III. Основные направления сотрудничества
воспитателя с родителями
 

Психолого-педагогическое, логопедическое, дефектологическое просвещение родителей

- родительские собрания; конференции; индивидуальные и тематические консультации и т.п.

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс  

- дни открытых дверей; дни творчества детей и их родителей; открытые занятия, досуги, тематические праздники, мастер-классы

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом

- участие родителей в работе родительского комитета;

Взаимодействие с семьями воспитанников: 

Индивидуальные

  • посещение на дому социальным работником
  • приглашение к администрации детского сада
  • индивидуальные беседы воспитателя
  • индивидуальные консультации воспитателя
  • переписка

Групповые

  • тематические беседы
  • тематические консультации
  • детские мероприятия

Коллективные

  • родительские собрания в группе ДО
  • общие родительские собрания
  • дни открытых дверей
  • концерты, конкурсы, фестивали
  • выставки учебных работ
  • творческие отчеты

Значительное место в системе работы воспитателя с родителями воспитанников отводится психолого-педагогическому сопровождению.

Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их мышления, практических умений и навыков в области воспитания.

Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты.

Все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между ДО и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с ОВЗ.

Содержание направлений работы с семьёй по пяти образовательным областям

Образовательная область

Образовательный потенциал семьи

Социально-

коммуникативное

развитие

Все виды деятельности, предполагающие общение с членами семьи Развитие взаимодействия ребенка с социумом. Совместная игровая деятельность. Семейные традиции.

Работа по формированию безопасного поведения на улице, дома, на природе.

Демонстрация личного примера соблюдения правил безопасного поведения на дорогах, бережного отношения к природе и т.д.

Совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов. Формирования навыков самообслуживания.

Знакомство детей с домашним и профессиональным трудом. Совместное с ребенком чтение литературы, посвященной различным профессиям, труду, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.

Проведение в детском саду совместных с родителями конкурсов, акций.

Привлечение родителей к участию в проектной деятельности.

Познавательное

развитие

Интеллектуальное развитие ребенка в семье.

Поощрение возникновения детских вопросов, совместный поиск ответов на них.

Чтение художественной и познавательной литературы, просмотр

художественных, документальных видеофильмов Совместные прогулки и экскурсии.

Совместная с детьми исследовательская, проектная и продуктивная деятельность дома.

Привлечение родителей к участию в конкурсах.

Речевое

развитие

Все виды деятельности, предполагающие общение с членами семьи.

Обмен информацией, эмоциями, впечатлениями.

Свободное общение взрослых с детьми.

Домашнее чтение.

Организация семейных театров.

Совместная игровая деятельность.

Стимулирование детского сочинительства.

Художественно-

эстетическое

развитие

Участие в выставках семейного художественного творчества в ГБОУ Школе №2088, в зданиях реализующих программу дошкольного образования.

Участие в праздниках, концертах, утренниках, развлечениях.

Развитие художественной деятельности детей. Совместная с детьми творческая деятельность.

Совместное рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий, альбомов и т.д.

Посещение выставочных залов. Занятия в творческих студиях, детских клубах.

Посещение концертов профессиональных и самодеятельных коллективов.

Физическое

развитие

Участие в совместных с детьми физкультурных праздниках, соревнованиях.

Выполнение утренней гимнастики вместе с ребенком. Совместные спортивные занятия, игры. Создание дома спортивного уголка Покупка ребенку спортивного инвентаря.

Совместное чтение литературы, посвященной спорту, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов Ведение здорового образа жизни. Организация полноценного питания. Закаливание. Совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.

IV. Прогнозируемые результаты

Среди прогнозируемых результатов следует перечислить:

  • повышение уровня педагогической культуры родителей;
  • создание условий, способствующих развитию взаимопонимания, сотрудничества семьи и ДО;
  • гармонизацию семейных детско-родительских отношений и др.

Направления работы с родителями учащихся на весь период реализации программы

Направление работы

Сроки

Составление перспективного плана работы с родителями

август

Сбор информации о семьях воспитанников, их классификация

сентябрь

Изучение семьи ребенка

сентябрь

Ознакомление родителей с нормативными актами и документами в области образования

сентябрь

Собрание родителей «Фгос в детском саду»

сентябрь

Выявление и учёт семей групп социального риска.

Провести учет и обследование условий воспитания детей в неблагополучных, неполных и многодетных семьях

сентябрь в течение года

 Индивидуальная работа с родителями дети которых имеют трудности в обучении и воспитании.    

 

в течение года

Индивидуальные психолого-педагогические консультации по вопросам обучения и воспитания для родителей по телефону и при непосредственной беседе

в течение года

Проведение  родительских собраний

два раза в год

Осведомление родителей об индивидуальных маршрутах детей

в течение года

Совместные занятия с детьми (досуги, коллективные творческие дела)

в течение года

Организация психолого-педагогического просвещения родителей (активное включение в работу с семьей педагога-психолога, социального педагога, педагогов дополнительного образования).

Повышение психолого-педагогической компетенции родителей

в течение года

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.     

в течение года  

 Содержание программы сотрудничества с семьей

Формы работы

Цель

Примерное содержание

Сроки

Индивидуальные консультации

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и особых образовательных потребностях ребенка

Диагностика на начало года

Диагностика на конец года

В начале учебного года

В конце учебного года

Занятия для родителей с детьми (мастер-классы)

Обучение навыкам взаимодействия с ребенком, помощь в организации и проведении совместного досуга родителей  и ребенка

Использование ИКТ в обучении ребенка, подбор материала

2 раза в год

Присутствие родителей при проведении занятий

Обеспечение единства требований к ребенку в семье и на занятиях в ДО

По плану воспитателя

По запросу родителя

Участие родителей в свободное время

Повышение активности родителей, преодоление социальной изоляции, формирование партнерских отношений родителей и воспитателя

Выездные конкурсы, фестивали, соревнования

Согласно плану детского сада

План работы с родителями на 2017 -2018 учебный год

№п/п

Тематика

Срок проведения

Тематические собрания

Родительское собрание «Давайте познакомимся», «ФГОС в детском саду». Выборы родительского комитета и планирование его деятельности.  

сентябрь

Общее родительское собрание

сентябрь

Родительское собрание со специалистами «Успехи воспитанников»

декабрь

Родительское собрание «Выпускной в детском саду», «Итоги года».

март

День открытых дверей

апрель

Консультации

Групповая беседа «Специализированная группа для детей с ОВЗ»

сентябрь

Групповая беседа «Особенные дети»

октябрь

Групповая консультация «Особенности адаптационного периода»

октябрь

Групповая консультация «Ребенок и книга»

ноябрь

Групповая консультация «Учим детей беречь природу»

апрель

Беседы по формированию ЗОЖ, ПДД

в течение года

Индивидуальные консультации и беседы

по запросу

Праздники

Конкурс поделок «Осенний урожай»

октябрь

Праздник Осени

октябрь

Досуг с мастер-классом ко Дню матери «Я и моя мама»

ноябрь

Конкурс поделок «Новогоднее волшебство»

декабрь

Новогодний праздник

декабрь

Инсценировка  произведения «Кто сказал МЯУ!»

январь

Конкурс построек из снега

февраль

Народные гуляния «Здравствуй масленица»

февраль

Изготовление подарков папам своими руками

февраль

Досуг «День защитника Отечества»

февраль

Изготовление подарков мамам своими руками

март

Праздник «8 марта»

март

Конкурс чтецов «Весна пришла!»

апрель

Конкурс поделок «Путешествие в космические дали»

апрель

Конкурс рисунков ко «Дню Победы»

май

Выпускной бал

май

Конкурс рисунков «День защиты детей»

июнь

Список литературы:

Краузе М. П. Дети с нарушениями развития: психологическая помощь родителям: - М.: Академия, 2006.

Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2001. – 220с.

Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 160с.

Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов / Под. ред. Савиной Е. А., Максименко О. В. – М.: ВЛАДОС, 2008.

Руководство практического психолога: Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 176с.

Савина Е.А., Чарова О.Б. “Особенности материнских установок по отношению к детям с нарушениями в развитии” / научнометодический журнал “Вопросы психологии”, № 6, 2002,

Солодянкина О. В. Воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007.

Строгова Н.А., Магарычева Е.А. “Проблема психологической помощи родителям, имеющим детей с отклонениями в развитии” / журнал “Школьный логопед”, № 1(16), 2007, с. 56-59;

Стребелева Е.А., Закрепина А.В. “Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии” / “Дефектология”, № 1, 2005, стр. 3–10;

Ткачева В.В. Пути социальной адаптации семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Практикум по социальной адаптации. – М.: Издат. ГНОМиД, 2000.

Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. – М.: Издат. ГНОМиД, 2000.

Хайртдинова Л.Ф. “О работе с родителями в специальном (коррекционном) дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями интеллекта” / “Дефектология”, № 1, 2005.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/

Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья http://www.maam.ru/detskijsad/formy-i-soderzhanie-raboty-s-roditeljami-detei-s-ogranichenymi-vozmozhnostjami-zdorovja.html

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с требованиями ФГОС ДО http://logoportal.ru/statya-14785/.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Модель социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и семьи рамках ФГОС ДО".

Социальное партнерство – тип социального взаимодействия, ориентирующий участников на равноправное сотрудничество, поиск согласия и оптимизацию отношений....

Социальное партнерство дошкольного образовательного учреждения в решении задач воспитательной системы ДОУ в условиях ФГОС ДО

Основным результатом открытости системы является успешное взаимодействие с социумом, осваивая который ДОУ само становится мощным средством социализации личности ребёнка. Опыт работы нашего учреждения ...

Рабочая программа педагога-психолога дошкольного отделения на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа педагога-психолога дошкольного отделения на  учебный год разработана с учетом Примерной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖ...

«Модель социального партнерства ДОУ и семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ в рамках внедрения ФГОС»

Работа с семьей становится, таким образом, одним из важнейших направлений в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья....

Модель социального партнерства ДОУ и семьи, воспитывающего ребенка с ОВЗ

Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников.Взаимодействие с семьей – важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения -...