Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями речи, в контексте ФГОС ДО.
статья по коррекционной педагогике на тему
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями речи, в контексте ФГОС ДО.
Каждый ребенок, имеющий те или иные особенности в развитии речи и интеллекта, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, позволяющей ему преодолеть эти нарушения. Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребенка единого коррекционно-развивающего пространства, поддерживать которое призваны не только учителя-логопеды, дефектологи и воспитатели, но и в разной степени все взрослые, окружающие его в повседневной жизни и влияющие на его развитие: педагог-психолог, медицинский персонал, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель и, конечно же, семья.
ФГОС ДО предполагает: включение каждой семьи в активный образовательный процесс, открытость, доступность информационной среды.
Стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Известно, что рождение ребенка с недостатками в развитии (особенно в интеллектуальном) коренным образом изменяет жизненные перспективы семьи и оказывает на ее членов (в большей степени на мать) длительное психопатогенное воздействие.
Поведение родителей искажается, что, как правило, не осознается ими самими, и приводит в результате к качественным изменениям на всех уровнях: психологическом, социальном и соматическом:
-нарушается взаимодействие с социумом (родственники, знакомые, врачи, учителя, дефектологи); при этом наблюдается замыкание в своей семье, неадекватные реакции на врачебные и педагогические рекомендации, конфронтации с дошкольным учреждением, а затем со школой, если ребенок очень тяжелый, то некоторые матери оставляют работу по избранной до рождения ребенка специальности, чтобы ухаживать за ним
- нарушаются внутрисемейные отношения, в особенности супружеские, как правило, в этом случае наблюдается резкое искажение позиции отца, который тяжелее, чем мать переживает, что его ребенок болен, и что он, как и другие здоровые члены семьи, оказывается в положении «заброшенного», часто семьи распадаются.
-нарушается дальнейшее репродуктивное поведение, т.е. в случае небольшого риска рождения ребенка с той же патологией супруги принимают решение (и в дальнейшем строго его придерживаются) не иметь больше детей, а в случае большого риска, наоборот, горячо желают иметь еще детей
- складываются неверные представления о больном ребенке, возможностях его лечения и воспитания; очень часто в семье не признается необратимость диагноза и соответственно вытекающих отсюда последствий; даже в случае понимания родители продолжают тратить огромные силы и средства на так называемое «хождение по кругу врачей» в надежде, что диагноз не подтвердится, или, в крайнем случае, найдутся лекарства, которые помогут вылечить ребенка
-затяжной психический стресс, как правило, приводит к острым эмоциональным расстройствам, к возникновению различных психосоматических заболеваний, неврозов, невротической депрессии; в результате у матери могут обостриться многие заболевания
Психолого-педагогическая помощь семье в условиях инклюзивного образовательного пространства дошкольного учреждения комбинированного вида включает набор коррекционно-педагогических методов, направленных на всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, поддержку его семьи и осуществляется педагогами (воспитателями) и специалистами дошкольного учреждения: дефектологом, логопедом, психологом.
Основная цель работы специалистов с родителями – это их своевременное информирование об особенностях развития психики ребенка, характеристика уровня актуального развития, обоснование необходимости специальных коррекционных занятий, проводимых целенаправленно и систематически; формирование активной позиции в вопросах воспитания и обучения и продуктивных форм взаимодействия со своими детьми.
Важным инструментом в рамках психолого-педагогической помощи выступает диагностическое обследование как особенностей развития самого ребенка, оценка структуры и степени нарушения в развитии, выявление особенностей умственного и физического развития, так и характера взаимоотношений в семье, выявление воспитательской позиции семьи по отношению к ребенку, способов взаимодействия с ним, уровня педагогической компетенции семьи.
Педагоги и специалисты дошкольного учреждения исходят из представления о том, что с помощью специально организованного процесса взаимодействия у обратившихся за помощью родителей возможно актуализировать дополнительные психологические силы и способности, помогающие отыскать наиболее продуктивные варианты выхода из проблемной семейной ситуации.
С учетом факторов, влияющих на степень эффективности коррекции отклонений в развитии детей (их своевременное выявление и раннее начало целенаправленной коррекционно-развивающей работы, содержание образовательного процесса, адекватные методы и приемы коррекционного воздействия, единство требований к воспитанию и обучению в семье и дошкольном учреждении, взаимодействие в работе специалистов), можно выделить основные задачи психолого-педагогической помощи семье в условиях дошкольного учреждения:
- формировать у родителей правильное понимание целей воспитания и обучения ребенка с отклонениями в развитии;
- осуществлять совместную с коллективом дошкольного учреждения целенаправленную систематическую работу по всестороннему развитию детей;
- распространять знания по различным направлениям коррекционно-педагогической деятельности, знакомить с приемами и методами коррекционно-развивающего воздействия;
- изучать опыт семейного воспитания, распространять его среди родителей, использовать в деятельности дошкольного учреждения.
Индивидуальные формы работы с родителями имеют важнейшее значение для установления взаимопонимания с ними, наиболее глубокого понимания педагогами и специалистами особенностей развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Беседы, консультации с родителями и другими членами семьи проводятся утром или вечером, в любой будний день по запросу родителей или специалистов. В содержание таких бесед включаются профессиональные советы и рекомендации по вопросам организации развивающих занятий в домашних условиях, закреплению и автоматизации умений и навыков по различным направлениям работы. Специалисты знакомят родителей с особенностями возрастного и личностного развития детей с особыми образовательными потребностями, влиянием первичного дефекта на общее психофизическое развитие, появлением вторичных отклонений в развитии.
Очень часто родителям требуется наглядное раскрытие методики работы по какому-либо разделу программы. С этой целью организуются индивидуальные занятия, на которых специалист проводит обучение родителей адекватным формам взаимодействия с их ребенком с использованием игровых коррекционно-развивающих методов и приемов. Родители имеют возможность ознакомиться с программным содержанием занятий, перенять опыт работы педагогов по использованию приемов активизации и удержания внимания детей, предупреждения их утомления, применения полученных знаний и умений в собственной продуктивной и речевой деятельности детей.
В работе дошкольного учреждения помимо индивидуальной работы с родителями используются и коллективные формы. Родительские собрания проводятся для всех родителей группы. К родительским собраниям приурочиваются выставки детских работ, поделок, доступной литературы по вопросам воспитания и обучения детей. Конкретные вопросы обучения детей, связанные с проведением коррекционной работы, обсуждаются на тематических родительских собраниях. Формы работы, как правило, разнообразны – как в виде сообщений дефектолога, логопеда, воспитателей, так и в вопросно-ответной форме. Полезной и интересной формой работы с родителями является проведение праздников, утренников, вечеров развлечений в детском саду, к участию в которых приглашаются родители. Они видят своих детей в праздничной обстановке, могут оценить результаты работы коллектива дошкольного учреждения.
В дошкольном учреждении широко распространена работа педагогов по оформлению информационных стендов, уголков для родителей. В уголках для родителей содержится полезная информация по вопросам организации воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, педагогические рекомендации по различным направлениям воспитания и обучения, использованию конкретных методов и приемов коррекционной работы по развитию элементарных математических представлений, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, сенсорному воспитанию, развитию эмоционально-волевой сферы, подготовке к школе в условиях семьи. Предусмотрена работа почтового уголка, в котором родители могут оставить свои вопросы, рекомендации, пожелания коллективу, поделиться радостью или сомнениями, обратиться за помощью к конкретному специалисту. Кроме того, в уголках для родителей размещается информация по вопросам воспитания и обучения детей дошкольного возраста, новинки специальной литературы.
Специалисты (дефектолог, логопед) привлекают родителей к совместному изготовлению дидактических пособий, игр, направленных на развитие речи, обогащение представлений об окружающей действительности, развитие элементарных математических представлений, мелкой моторики, различных видов восприятия и т.д. Данная форма взаимодействия способствует наиболее полному пониманию родителями задач коррекционно-педагогической работы, осмыслению сущности методов и приёмов специального обучения.
В оказании психолого-педагогической помощи родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в особом подходе к реализации их образовательных потребностей, важны последовательность, систематичность, учет реальных возможностей как детей, так и родителей.
Взаимопонимание педагогов и родителей, совместное участие и активность в проведении развивающей и коррекционной работы способствуют повышению уровня педагогической компетенции родителей, формированию у них положительных форм взаимодействия с ребенком, активной позиции по отношению к его воспитанию в семье.
Эффективность системы комплексной психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, находит подтверждение в том, что родители, взаимодействующие с педагогами и специалистами дошкольного учреждения, обретают в себе уверенность в своих силах, проявляют творческую активность и направляют ее в продуктивное взаимодействие со своим ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на развитие конструктивных детско-родительских отношений семей "Счастливы вместе"
Пояснительная записка:В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота появления на свет таких детей за десяти...
Консультация для родителей "Семья, воспитывающая ребенка с нарушениями речи"
Консультация для родителей "Семья, воспитывающая ребенка с нарушениями речи"...
Работа с семьей воспитывающей ребенка с нарушением речи
Приведены приемы и последовательность работы сродителями ребенка, поступающего в логопедическую группу....
Комплексное сопровождение семей, воспитывающих детей с нарушениями речи
Работа с родителями...
«Образовательно-просветительская работа с семьями, воспитывающими ребенка с нарушением речи»
Презентация опыта работы по теме:«Образовательно-просветительская работа с семьями, воспитывающими ребенка с нарушением речи»Выступление на педагогическом совете коллектива № 43 от 20.01.2...
Психолого - педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями речи.
Поддержка ребенка с нарушением речи требует усилий не только от семьи, но и от педагогов и специалистов. Важно, чтобы эти различные группы работали вместе, обменивались информацией и сотрудничали для ...
ИОМ психолого – педагогического (логопедического) сопровождения обучающегося с фонетико – фонематическим нарушением речи
ИОМ психолого – педагогического (логопедического) сопровождения обучающегося с фонетико – фонематическим нарушением речи(учитель - логопед)...