Статья "Модель социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и семьи рамках ФГОС ДО".
учебно-методический материал по теме
Социальное партнерство – тип социального взаимодействия, ориентирующий участников на равноправное сотрудничество, поиск согласия и оптимизацию отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_rmo_na_20.01.16.docx | 39.18 КБ |
prezentatsiya_na_rmo_na_20.01.16.pptx | 1.41 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 18 «ЯГОДКА»
Выступление на тему:
Модель социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и семьи рамках ФГОС ДО.
Составил: воспитатель
МБ ДОУ ДС № 18
Лембурова Н.А.
ст. Новомалороссийская
2016
Современная модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. В современных исследованиях под партнерством понимают взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат».
Слайд №2
Социальное партнерство – тип социального взаимодействия, ориентирующий участников на равноправное сотрудничество, поиск согласия и оптимизацию отношений.
Для проникновения в сущность социального партнерства важно понимание, что партнеры - вовсе не обязательно друзья и единомышленники, у них могут разнится интересы и возможности, между ними могут быть противоречия.
Главное для партнерства – это осознание, что без другого, без реализации его интереса свой собственный интерес не реализовать.
Для того, чтобы в полной мере скоординировать деятельность нашей ДОО по осуществлению партнерства с семьями воспитанников создана и реализуется модель взаимодействия с семьями воспитанников. Модель представляет открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой - педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Условно она состоит из трех блоков: информационно-аналитический, практический и контрольно-оценочный. Реализация каждого блока модели взаимодействия детского сада с родителями осуществляется через использование разнообразных форм и методов. В рамках данной модели социальное партнерство включает развитие проектной культуры, разделяемой партнерами, как среды для разделения задач (ответственности). Оно включает процесс поиска новых (альтернативных) решений, относящихся к специфическим группам уязвимых людей, куда партнеры вовлекают друг друга. Оно содержит контрактные обязательства и систему улучшения качества (услуг), которую все партнеры должны изучать и развивать. Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Родители наших воспитанников становятся настоящими союзниками, а в некоторых случаях и первооткрывателями новых идей в вопросах формирования основ здоровой личности дошкольников, базирующихся в первую очередь на учёте и использовании индивидуальных особенностей детей, создании определённых условий, как в дошкольном учреждении, так и в семье.
Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто как детский сад, а как организация, оказывающая образовательные услуги, конкурирующая с другими организациями своего профиля. В любом случае конкурентоспособное образовательное учреждение - это учреждение, которое обеспечивает устойчивый уровень качества образовательных услуг. Новые задачи, встающие перед нашим учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие на основе принципов успешного взаимодействия с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи
Слайд № 3
Слайд № 4 Принципы взаимодействия:
- единство реализации цели в вопросах развития личности
- добровольность и открытость
- взаимное доверие, уважение друг к другу
- равноправие и равноответственность родителей и педагогов
- индивидуальный и дифференцированный подход к каждой семье
Слайд № 5 ЦЕЛЬ: Создание единого образовательного пространства «детский сад - семья», обеспечивающего целостное развитие личности дошкольника, через организацию взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников на основе социального партнерства.
ЗАДАЧИ
Создание документационного обеспечения взаимодействия ДОУ и семьи на основе нормативно – правовых документов федерального, регионального муниципального уровня и уровня ДОУ.
Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросу взаимодействия с семьями воспитанников на основе социального партнерства.
Сбор и анализ сведений о родителях (законных представителей) и детях, изучение семей, их трудностей и запросов; выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения.
Создание условий для формирования доверительных отношений родителей с педагогическим коллективом детского сада в процессе повседневного общения и специально-организованных мероприятий.
Планирование и реализация психолого – педагогической поддержки важнейших социальных функций семьи: правовой, воспитательной, рекреативной (досуговой), влияющих на качество семейного воспитания.
Внедрение эффективных технологий сотрудничества ДОУ с семьями в практику психолого-педагогического партнёрства, способствующих повышению потенциала взаимодоверительных и равноответственных отношений.
Слайд № 6 УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ
- Установление интересов каждого из партнеров;
- Согласие родителей на активное включение в образовательный процесс и понимания важности участия родителей в образовательной деятельности;
- Совместное формирование целей и задач деятельности (документационное обеспечение);
- Выработка четких правил действий в процессе сотрудничества (планирование);
- Использование активных форм и методов общения; Обязательная обратная связь педагогов с родителями для оценки эффективности взаимодействия;
- Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ.
ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ
- Контингент детей и родителей ДОУ;
- Образовательный и творческий потенциал социума;
Слайд №7Планирование работы
ФГТ Планирование в трёх формах:
- «Непосредственная образовательная деятельность».
- «Образование в свободной деятельности».
- «Образование в режимных моментах».
ФГОС …в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.
Слайд № 8 Инновации ФГОС
Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Слайд № 9 Формы работы с родителями в рамках ФГОС ДО:
Индивидуальные формы
- Индивидуальные консультации.
- Индивидуальные беседы.
- Работа консультационных пунктов
Коллективные формы
- Семинар – практикум.
- Конференции.
- Встречи с интересными людьми.
- Экскурсии.
- Клубы по интересам.
- Совместная творческая деятельность педагогов, родителей и детей.
- Дни открытых дверей
- Совместные тематические праздники праздники.
- Концерты.
Наглядно-информационные формы
- Родительские уголки.
- Выпуск буклетов.
- Выставки.
- Обмен литературой.
- Видеоролики, презентации о работе ДОУ.
- Тематические видеоролики семьи.
- Сайт ДОУ.
Слайд № 10 Деятельность в рамках предложенной модели взаимодействия детского сада и семьи предполагает:
- формирование банка данных социальных характеристик семей;
- составление программы изучения семьи (её структуры, психологического климата, принципов семейных отношений, социального статуса отца и матери);
- изучение (посредством анкетирования) потребностей родителей в участии жизнедеятельности дошкольного учреждения;
- оборудование помещений для общения с родителями;
- систематическое проведение дней открытых дверей для семей воспитанников;
- апробирование способов реализации потенциала семей дошкольного учреждения (спортивная семья, хобби - рукоделие, музыкальная семья,…..);
- создание семейных клубов по интересам;
- составление картотек «Педагогическая копилка» ( с целью взаимообогащения педагогического мастерства);
- обобщения положительного семейного опыта;
- систематизацию учебно – методических разработок;
Слайд № 11 Наши достижения:
- создание эмоционально-психологического комфорта в детском саду
- достижение единых ценностных ориентаций у педагогов и родителей
- признание значимости социальной и педагогической роли семьи в жизни ребёнка
- повышение педагогической, психологической и правовой грамотности родителей
- снижение до минимума неблагополучных семей и педагогической запущенности в воспитании детей.
Литература
1. Андреева, H. A. Влияние общения в семье на психическое развитие детей дошкольного возраста. Инновационные технологии в системе дошкольного образования: Материалы российской научно-практической конференции / Н. А. Андреева // – Курган. - 2001. - С. 4-8.
2. Андреева, H. A. Пути повышения эффективности взаимодействия семьи и ДОУ. Материалы межрегиональной научно-практической конференции / Н. А. Андреева // - Курган. - 2000. - С. 21-24.
3. Майер, А. А., Тимофеева, Л. Л. Реализация новых положений законодательства в образовании: построение партнерских отношений между семьями воспитанников и ДОО / А. А. Майер, Л. Л. Тимофеева // Справочник старшего воспитателя. – 2014. - №9. – С. 17-21.
4. Нищева, Н.В. Введение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций / Н. В. Нищева // СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». – 2014. – С. 135-147.
5. Слободчиков, В. И. Концепция дошкольного образования. Детский сад со всех сторон / В. И. Слободчиков // 2006. - № 19. – С. 1-20.
Раздаточный материал
Таблица № 1
Принципы успешного взаимодействия педагогов и семьи
Принцип | Реализация принципа |
1. Обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса | Каждому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность. Главное - сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. Важнейшими условиями формирования субъектной позиции в любом виде деятельности являются: - осознание важности и значимости предстоящей деятельности для себя и других, личного вклада в общий результат, смотивированность на предстоящую работу; - включение детей и родителей в процесс целеполагания и планирования учебной и воспитательной деятельности; - ориентация на интересы и потребности семьи, родителей и детей, обеспечение им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе. |
2. Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на индивидуализацию развития личности детей | Этот принцип требует: - обеспечения взаимной информированности педагогов и родителей об особенностях ребенка, его достижениях и трудностях, выявление общих проблем для решения; - определения, с одной стороны, общих задач воспитания, развития детей, которые объединят усилия педагогов и родителей, а с другой стороны, конкретизации задач для каждой из взаимодействующих сторон; - совместного принятия решений, согласованности действий при выполнении решений, затрагивающих интересы взаимодействующих сторон; - согласованности требований к ребенку, обеспечения единства педагогических влияний на него; - соблюдения обязательств, договоренностей, соглашений каждым участником педагогического процесса |
3. Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей | - выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения; - единый подход к развитию личности в семье и детском коллективе; - обеспечение каждому родителю возможности знать, как живет и развивается ребенок; - обеспечение возможности видеть жизнь ребенка в дошкольном учреждении; - опору на положительные стороны родителей и детей; - раскрытие индивидуальности каждого, предоставление возможности проявить свою индивидуальность и достичь успеха и одобрения окружающих в совместной деятельности; - принятие родителей, как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка; - подход с оптимистической гипотезой к семье, к решению возникающих проблем; - принятие, учет традиции семьи, толерантность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению; - создание ситуаций проявления взаимного внимания, заботы о детях и родителях; - доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие |
4. Научно практический принцип | - создание методической базы для оснащения и контроля хода исследования; - организация оптимальных форм взаимодействия на разных этапах онтогенеза между социальными партнерами; - организация психологической и педагогической помощи всем участникам инновационной деятельности |
5. Индивидуальный подход | Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации |
6. Динамичность | Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей |
Таблица 2
Критерии оценки эффективности системы социального партнерства ДОО с семьей
Критерий | Показатели | |
Уровень компетентности педагогов по вопросам взаимодействия с семьей. |
| Качественные характеристики проявления умений и навыков:
|
Уровень сформированности условий, обеспечивающих включение семей в образовательное пространство ДОУ |
| |
Уровень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в ДОУ |
безопасности его пребывания в ДОУ.
| Качественные характеристики эффективности работы ДОУ с семьей:
|
Степень эффективности сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи |
Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению и активность их участия в них | Качественные характеристики эффективности работы ДОУ с семьей:
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Социальное партнерство в сфере образования Социальное партнерство – тип социального взаимодействия, ориентирующий участников на равноправное сотрудничество, поиск согласия и оптимизацию отношений. Для проникновения в сущность социального партнерства важно понимание, что партнеры - вовсе не обязательно друзья и единомышленники, у них могут разнится интересы и возможности, между ними могут быть противоречия. Главное для партнерства – это осознание, что без другого, без реализации его интереса свой собственный интерес не реализовать.
МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МБ ДОУ ДС № 18 С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ НА ОСНОВЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 1. Основные нормативно – правовые документы международного уровня: Всеобщая декларация прав человека (1948г.); Декларация прав ребенка (1959г.); Конвенция ООН о правах ребенка (1989г.); Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990г.). 2. Нормативно-правовые документы федерального уровня: Конституция РФ; Гражданский и Семейный кодекс РФ (2000г.); Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; Закон 273 – ФЗ «Об образовании в РФ»; 3. Региональные нормативно – правовые документы и акты по вопросам охраны прав детей : Закон Краснодарского края от 21 июля 2008г. № 1539 КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» 4. Нормативно – правовые документы муниципального уровня. 5. Нормативно-правовые документы ДОУ: Договор ДОУ с родителями (законными представителями); Локальные акты ДОУ
Принципы взаимодействия : единство реализации цели в вопросах развития личности добровольность и открытость взаимное доверие, уважение друг к другу равноправие и равноответственность родителей и педагогов индивидуальный и дифференцированный подход к каждой семье
ЦЕЛЬ: Создание единого образовательного пространства «детский сад - семья», обеспечивающего целостное развитие личности дошкольника, через организацию взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников на основе социального партнерства. ЗАДАЧИ Создание документа- ционного обеспечения взаимодействия ДОУ и семьи на основе нормативно – правовых документов федерального, регионального муниципаль-ного уровня и уровня ДОУ . Повышение профессио-нальной компетент-ности педагогов ДОУ по вопросу взаимодейст-вия с семьями воспитанни-ков на основе социального партнерства. Сбор и анализ сведений о родителях (законных представителей) и детях, изучение семей, их трудностей и запросов; выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения. Создание условий для формирования доверительных отношений родителей с педагоги- ческим коллективом детского сада в процессе повседневного общения и специально-организован- ных мероприятий . Планирование и реализация психолого – педагогической поддержки важнейших социальных функций семьи: правовой, воспитатель-ной, рекреативной (досуговой), влияющих на качество семейного воспитания. Внедрение эффективных технологий сотрудничества ДОУ с семьями в практику психолого-педагогического партнёрства, способствующих повышению потенциала взаимодовери-тельных и равноответст-венных отношений.
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ Установление интересов каждого из партнеров; Согласие родителей на активное включение в образовательный процесс и понимания важности участия родителей в образовательной деятельности; Совместное формирование целей и задач деятельности (документационное обеспечение); Выработка четких правил действий в процессе сотрудничества (планирование); Использование активных форм и методов общения; Обязательная обратная связь педагогов с родителями для оценки эффективности взаимодействия; Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ. ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ Контингент детей и родителей ДОУ; Образовательный и творческий потенциал социума;
Планирование работы ФГТ ФГОС Планирование в трёх формах: «Непосредственная образовательная деятельность». «Образование в свободной деятельности». «Образование в режимных моментах». Большой простор для педагогического творчества: … в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.
Инновации ФГОС Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность , в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Индивидуальные формы Коллективные формы Наглядно-информационные формы Индивидуальные консультации. Индивидуальные беседы. Работа консультационных пунктов. Семинар – практикум. Конференции. Встречи с интересными людьми. Экскурсии. Клубы по интересам. Совместная творческая деятельность педагогов, родителей и детей. Дни открытых дверей Совместные тематические праздники праздники . Концерты. Родительские уголки. Выпуск буклетов. Выставки. Обмен литературой. Видеоролики, презентации о работе ДОУ. Тематические видеоролики семьи. Сайт ДОУ.
Деятельность в рамках предложенной модели взаимодействия детского сада и семьи предполагает: формирование банка данных социальных характеристик семей; составление программы изучения семьи (её структуры, психологического климата, принципов семейных отношений, социального статуса отца и матери); изучение (посредством анкетирования) потребностей родителей в участии жизнедеятельности дошкольного учреждения; оборудование помещений для общения с родителями; систематическое проведение дней открытых дверей для семей воспитанников; апробирование способов реализации потенциала семей дошкольного учреждения (спортивная семья, хобби - рукоделие, музыкальная семья,…..); создание семейных клубов по интересам; составление картотек «Педагогическая копилка» ( с целью взаимообогащения педагогического мастерства); обобщения положительного семейного опыта; систематизацию учебно – методических разработок;
Наши достижения: создание эмоционально-психологического комфорта в детском саду достижение единых ценностных ориентаций у педагогов и родителей признание значимости социальной и педагогической роли семьи в жизни ребёнка повышение педагогической, психологической и правовой грамотности родителей снижение до минимума неблагополучных семей и педагогической запущенности в воспитании детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Социальное партнерство дошкольных образовательных учреждений с семьей».
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменитьдруг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнерских отношений между дошкольным об...
Социальное партнерство дошкольного образовательного учреждения с родителями, как ресурс реализации первого уровня образования.
В помощь педагогам...
Социальное партнерство дошкольного образовательного учреждения в решении задач воспитательной системы ДОУ в условиях ФГОС ДО
Основным результатом открытости системы является успешное взаимодействие с социумом, осваивая который ДОУ само становится мощным средством социализации личности ребёнка. Опыт работы нашего учреждения ...
Образовательный проект "Приобщение детей дошкольного возраста к детской художественной литературе как средство развития речи в условиях социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и городской библиотеки"
Ознакомление с художественной литературой влияет на все стороны личности ребенка. Наше общество, еще в недавнем прошлом «читающее», превратилось в «смотрящее». Угасание интерес...
Городское методическое объединение воспитателей общеразвивающих групп по теме «Социальное партнерство дошкольного образовательного учреждения в вопросах нравственно-патриотического воспитания».
Социальное партнерство – особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременность...
Выступление на педагогическом совете "Социальное партнерство дошкольного образовательного учреждения, как условие для успешного развития современного дошкольника."
Социальное партнерство дошкольного образовательного учреждения, как условие для успешного развития современного дошкольника....
Презентация для родителей " Социальное партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи"
Актуальность темы социального партнерства семьи и ДОУ заключается в том, что на совпременном этапе ДОУ должно стать открытой социальной системой........