Статья "Модель социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и семьи рамках ФГОС ДО".
учебно-методический материал по теме
Социальное партнерство – тип социального взаимодействия, ориентирующий участников на равноправное сотрудничество, поиск согласия и оптимизацию отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_rmo_na_20.01.16.docx | 39.18 КБ |
prezentatsiya_na_rmo_na_20.01.16.pptx | 1.41 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 18 «ЯГОДКА»
Выступление на тему:
Модель социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и семьи рамках ФГОС ДО.
Составил: воспитатель
МБ ДОУ ДС № 18
Лембурова Н.А.
ст. Новомалороссийская
2016
Современная модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. В современных исследованиях под партнерством понимают взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат».
Слайд №2
Социальное партнерство – тип социального взаимодействия, ориентирующий участников на равноправное сотрудничество, поиск согласия и оптимизацию отношений.
Для проникновения в сущность социального партнерства важно понимание, что партнеры - вовсе не обязательно друзья и единомышленники, у них могут разнится интересы и возможности, между ними могут быть противоречия.
Главное для партнерства – это осознание, что без другого, без реализации его интереса свой собственный интерес не реализовать.
Для того, чтобы в полной мере скоординировать деятельность нашей ДОО по осуществлению партнерства с семьями воспитанников создана и реализуется модель взаимодействия с семьями воспитанников. Модель представляет открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой - педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Условно она состоит из трех блоков: информационно-аналитический, практический и контрольно-оценочный. Реализация каждого блока модели взаимодействия детского сада с родителями осуществляется через использование разнообразных форм и методов. В рамках данной модели социальное партнерство включает развитие проектной культуры, разделяемой партнерами, как среды для разделения задач (ответственности). Оно включает процесс поиска новых (альтернативных) решений, относящихся к специфическим группам уязвимых людей, куда партнеры вовлекают друг друга. Оно содержит контрактные обязательства и систему улучшения качества (услуг), которую все партнеры должны изучать и развивать. Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Родители наших воспитанников становятся настоящими союзниками, а в некоторых случаях и первооткрывателями новых идей в вопросах формирования основ здоровой личности дошкольников, базирующихся в первую очередь на учёте и использовании индивидуальных особенностей детей, создании определённых условий, как в дошкольном учреждении, так и в семье.
Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто как детский сад, а как организация, оказывающая образовательные услуги, конкурирующая с другими организациями своего профиля. В любом случае конкурентоспособное образовательное учреждение - это учреждение, которое обеспечивает устойчивый уровень качества образовательных услуг. Новые задачи, встающие перед нашим учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие на основе принципов успешного взаимодействия с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи
Слайд № 3
Слайд № 4 Принципы взаимодействия:
- единство реализации цели в вопросах развития личности
- добровольность и открытость
- взаимное доверие, уважение друг к другу
- равноправие и равноответственность родителей и педагогов
- индивидуальный и дифференцированный подход к каждой семье
Слайд № 5 ЦЕЛЬ: Создание единого образовательного пространства «детский сад - семья», обеспечивающего целостное развитие личности дошкольника, через организацию взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников на основе социального партнерства.
ЗАДАЧИ
Создание документационного обеспечения взаимодействия ДОУ и семьи на основе нормативно – правовых документов федерального, регионального муниципального уровня и уровня ДОУ.
Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросу взаимодействия с семьями воспитанников на основе социального партнерства.
Сбор и анализ сведений о родителях (законных представителей) и детях, изучение семей, их трудностей и запросов; выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения.
Создание условий для формирования доверительных отношений родителей с педагогическим коллективом детского сада в процессе повседневного общения и специально-организованных мероприятий.
Планирование и реализация психолого – педагогической поддержки важнейших социальных функций семьи: правовой, воспитательной, рекреативной (досуговой), влияющих на качество семейного воспитания.
Внедрение эффективных технологий сотрудничества ДОУ с семьями в практику психолого-педагогического партнёрства, способствующих повышению потенциала взаимодоверительных и равноответственных отношений.
Слайд № 6 УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ
- Установление интересов каждого из партнеров;
- Согласие родителей на активное включение в образовательный процесс и понимания важности участия родителей в образовательной деятельности;
- Совместное формирование целей и задач деятельности (документационное обеспечение);
- Выработка четких правил действий в процессе сотрудничества (планирование);
- Использование активных форм и методов общения; Обязательная обратная связь педагогов с родителями для оценки эффективности взаимодействия;
- Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ.
ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ
- Контингент детей и родителей ДОУ;
- Образовательный и творческий потенциал социума;
Слайд №7Планирование работы
ФГТ Планирование в трёх формах:
- «Непосредственная образовательная деятельность».
- «Образование в свободной деятельности».
- «Образование в режимных моментах».
ФГОС …в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.
Слайд № 8 Инновации ФГОС
Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Слайд № 9 Формы работы с родителями в рамках ФГОС ДО:
Индивидуальные формы
- Индивидуальные консультации.
- Индивидуальные беседы.
- Работа консультационных пунктов
Коллективные формы
- Семинар – практикум.
- Конференции.
- Встречи с интересными людьми.
- Экскурсии.
- Клубы по интересам.
- Совместная творческая деятельность педагогов, родителей и детей.
- Дни открытых дверей
- Совместные тематические праздники праздники.
- Концерты.
Наглядно-информационные формы
- Родительские уголки.
- Выпуск буклетов.
- Выставки.
- Обмен литературой.
- Видеоролики, презентации о работе ДОУ.
- Тематические видеоролики семьи.
- Сайт ДОУ.
Слайд № 10 Деятельность в рамках предложенной модели взаимодействия детского сада и семьи предполагает:
- формирование банка данных социальных характеристик семей;
- составление программы изучения семьи (её структуры, психологического климата, принципов семейных отношений, социального статуса отца и матери);
- изучение (посредством анкетирования) потребностей родителей в участии жизнедеятельности дошкольного учреждения;
- оборудование помещений для общения с родителями;
- систематическое проведение дней открытых дверей для семей воспитанников;
- апробирование способов реализации потенциала семей дошкольного учреждения (спортивная семья, хобби - рукоделие, музыкальная семья,…..);
- создание семейных клубов по интересам;
- составление картотек «Педагогическая копилка» ( с целью взаимообогащения педагогического мастерства);
- обобщения положительного семейного опыта;
- систематизацию учебно – методических разработок;
Слайд № 11 Наши достижения:
- создание эмоционально-психологического комфорта в детском саду
- достижение единых ценностных ориентаций у педагогов и родителей
- признание значимости социальной и педагогической роли семьи в жизни ребёнка
- повышение педагогической, психологической и правовой грамотности родителей
- снижение до минимума неблагополучных семей и педагогической запущенности в воспитании детей.
Литература
1. Андреева, H. A. Влияние общения в семье на психическое развитие детей дошкольного возраста. Инновационные технологии в системе дошкольного образования: Материалы российской научно-практической конференции / Н. А. Андреева // – Курган. - 2001. - С. 4-8.
2. Андреева, H. A. Пути повышения эффективности взаимодействия семьи и ДОУ. Материалы межрегиональной научно-практической конференции / Н. А. Андреева // - Курган. - 2000. - С. 21-24.
3. Майер, А. А., Тимофеева, Л. Л. Реализация новых положений законодательства в образовании: построение партнерских отношений между семьями воспитанников и ДОО / А. А. Майер, Л. Л. Тимофеева // Справочник старшего воспитателя. – 2014. - №9. – С. 17-21.
4. Нищева, Н.В. Введение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций / Н. В. Нищева // СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». – 2014. – С. 135-147.
5. Слободчиков, В. И. Концепция дошкольного образования. Детский сад со всех сторон / В. И. Слободчиков // 2006. - № 19. – С. 1-20.
Раздаточный материал
Таблица № 1
Принципы успешного взаимодействия педагогов и семьи
Принцип | Реализация принципа |
1. Обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса | Каждому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность. Главное - сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. Важнейшими условиями формирования субъектной позиции в любом виде деятельности являются: - осознание важности и значимости предстоящей деятельности для себя и других, личного вклада в общий результат, смотивированность на предстоящую работу; - включение детей и родителей в процесс целеполагания и планирования учебной и воспитательной деятельности; - ориентация на интересы и потребности семьи, родителей и детей, обеспечение им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе. |
2. Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на индивидуализацию развития личности детей | Этот принцип требует: - обеспечения взаимной информированности педагогов и родителей об особенностях ребенка, его достижениях и трудностях, выявление общих проблем для решения; - определения, с одной стороны, общих задач воспитания, развития детей, которые объединят усилия педагогов и родителей, а с другой стороны, конкретизации задач для каждой из взаимодействующих сторон; - совместного принятия решений, согласованности действий при выполнении решений, затрагивающих интересы взаимодействующих сторон; - согласованности требований к ребенку, обеспечения единства педагогических влияний на него; - соблюдения обязательств, договоренностей, соглашений каждым участником педагогического процесса |
3. Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей | - выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения; - единый подход к развитию личности в семье и детском коллективе; - обеспечение каждому родителю возможности знать, как живет и развивается ребенок; - обеспечение возможности видеть жизнь ребенка в дошкольном учреждении; - опору на положительные стороны родителей и детей; - раскрытие индивидуальности каждого, предоставление возможности проявить свою индивидуальность и достичь успеха и одобрения окружающих в совместной деятельности; - принятие родителей, как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка; - подход с оптимистической гипотезой к семье, к решению возникающих проблем; - принятие, учет традиции семьи, толерантность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению; - создание ситуаций проявления взаимного внимания, заботы о детях и родителях; - доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие |
4. Научно практический принцип | - создание методической базы для оснащения и контроля хода исследования; - организация оптимальных форм взаимодействия на разных этапах онтогенеза между социальными партнерами; - организация психологической и педагогической помощи всем участникам инновационной деятельности |
5. Индивидуальный подход | Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации |
6. Динамичность | Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей |
Таблица 2
Критерии оценки эффективности системы социального партнерства ДОО с семьей
Критерий | Показатели | |
Уровень компетентности педагогов по вопросам взаимодействия с семьей. |
| Качественные характеристики проявления умений и навыков:
|
Уровень сформированности условий, обеспечивающих включение семей в образовательное пространство ДОУ |
| |
Уровень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в ДОУ |
безопасности его пребывания в ДОУ.
| Качественные характеристики эффективности работы ДОУ с семьей:
|
Степень эффективности сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи |
Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению и активность их участия в них | Качественные характеристики эффективности работы ДОУ с семьей:
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Социальное партнерство в сфере образования Социальное партнерство – тип социального взаимодействия, ориентирующий участников на равноправное сотрудничество, поиск согласия и оптимизацию отношений. Для проникновения в сущность социального партнерства важно понимание, что партнеры - вовсе не обязательно друзья и единомышленники, у них могут разнится интересы и возможности, между ними могут быть противоречия. Главное для партнерства – это осознание, что без другого, без реализации его интереса свой собственный интерес не реализовать.
МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МБ ДОУ ДС № 18 С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ НА ОСНОВЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 1. Основные нормативно – правовые документы международного уровня: Всеобщая декларация прав человека (1948г.); Декларация прав ребенка (1959г.); Конвенция ООН о правах ребенка (1989г.); Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990г.). 2. Нормативно-правовые документы федерального уровня: Конституция РФ; Гражданский и Семейный кодекс РФ (2000г.); Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; Закон 273 – ФЗ «Об образовании в РФ»; 3. Региональные нормативно – правовые документы и акты по вопросам охраны прав детей : Закон Краснодарского края от 21 июля 2008г. № 1539 КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» 4. Нормативно – правовые документы муниципального уровня. 5. Нормативно-правовые документы ДОУ: Договор ДОУ с родителями (законными представителями); Локальные акты ДОУ
Принципы взаимодействия : единство реализации цели в вопросах развития личности добровольность и открытость взаимное доверие, уважение друг к другу равноправие и равноответственность родителей и педагогов индивидуальный и дифференцированный подход к каждой семье
ЦЕЛЬ: Создание единого образовательного пространства «детский сад - семья», обеспечивающего целостное развитие личности дошкольника, через организацию взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников на основе социального партнерства. ЗАДАЧИ Создание документа- ционного обеспечения взаимодействия ДОУ и семьи на основе нормативно – правовых документов федерального, регионального муниципаль-ного уровня и уровня ДОУ . Повышение профессио-нальной компетент-ности педагогов ДОУ по вопросу взаимодейст-вия с семьями воспитанни-ков на основе социального партнерства. Сбор и анализ сведений о родителях (законных представителей) и детях, изучение семей, их трудностей и запросов; выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения. Создание условий для формирования доверительных отношений родителей с педагоги- ческим коллективом детского сада в процессе повседневного общения и специально-организован- ных мероприятий . Планирование и реализация психолого – педагогической поддержки важнейших социальных функций семьи: правовой, воспитатель-ной, рекреативной (досуговой), влияющих на качество семейного воспитания. Внедрение эффективных технологий сотрудничества ДОУ с семьями в практику психолого-педагогического партнёрства, способствующих повышению потенциала взаимодовери-тельных и равноответст-венных отношений.
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ Установление интересов каждого из партнеров; Согласие родителей на активное включение в образовательный процесс и понимания важности участия родителей в образовательной деятельности; Совместное формирование целей и задач деятельности (документационное обеспечение); Выработка четких правил действий в процессе сотрудничества (планирование); Использование активных форм и методов общения; Обязательная обратная связь педагогов с родителями для оценки эффективности взаимодействия; Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ. ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ Контингент детей и родителей ДОУ; Образовательный и творческий потенциал социума;
Планирование работы ФГТ ФГОС Планирование в трёх формах: «Непосредственная образовательная деятельность». «Образование в свободной деятельности». «Образование в режимных моментах». Большой простор для педагогического творчества: … в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.
Инновации ФГОС Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность , в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Индивидуальные формы Коллективные формы Наглядно-информационные формы Индивидуальные консультации. Индивидуальные беседы. Работа консультационных пунктов. Семинар – практикум. Конференции. Встречи с интересными людьми. Экскурсии. Клубы по интересам. Совместная творческая деятельность педагогов, родителей и детей. Дни открытых дверей Совместные тематические праздники праздники . Концерты. Родительские уголки. Выпуск буклетов. Выставки. Обмен литературой. Видеоролики, презентации о работе ДОУ. Тематические видеоролики семьи. Сайт ДОУ.
Деятельность в рамках предложенной модели взаимодействия детского сада и семьи предполагает: формирование банка данных социальных характеристик семей; составление программы изучения семьи (её структуры, психологического климата, принципов семейных отношений, социального статуса отца и матери); изучение (посредством анкетирования) потребностей родителей в участии жизнедеятельности дошкольного учреждения; оборудование помещений для общения с родителями; систематическое проведение дней открытых дверей для семей воспитанников; апробирование способов реализации потенциала семей дошкольного учреждения (спортивная семья, хобби - рукоделие, музыкальная семья,…..); создание семейных клубов по интересам; составление картотек «Педагогическая копилка» ( с целью взаимообогащения педагогического мастерства); обобщения положительного семейного опыта; систематизацию учебно – методических разработок;
Наши достижения: создание эмоционально-психологического комфорта в детском саду достижение единых ценностных ориентаций у педагогов и родителей признание значимости социальной и педагогической роли семьи в жизни ребёнка повышение педагогической, психологической и правовой грамотности родителей снижение до минимума неблагополучных семей и педагогической запущенности в воспитании детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Социальное партнёрство дошкольного образовательного учреждения и семьи с библиотекой как ресурс социокультурного развития личности ребёнка». (ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН)
Для того, чтобы подвести родителей к тому, что чтение детям книг играет огромную роль для их всестороннего развития, нами разработано перспективное планирование, направленное на расширение представлен...
«Социальное партнерство дошкольных образовательных учреждений с семьей».
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменитьдруг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнерских отношений между дошкольным об...
Социальное партнерство дошкольного образовательного учреждения с родителями, как ресурс реализации первого уровня образования.
В помощь педагогам...
Социальное партнерство дошкольного образовательного учреждения в решении задач воспитательной системы ДОУ в условиях ФГОС ДО
Основным результатом открытости системы является успешное взаимодействие с социумом, осваивая который ДОУ само становится мощным средством социализации личности ребёнка. Опыт работы нашего учреждения ...
Образовательный проект "Приобщение детей дошкольного возраста к детской художественной литературе как средство развития речи в условиях социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и городской библиотеки"
Ознакомление с художественной литературой влияет на все стороны личности ребенка. Наше общество, еще в недавнем прошлом «читающее», превратилось в «смотрящее». Угасание интерес...
Городское методическое объединение воспитателей общеразвивающих групп по теме «Социальное партнерство дошкольного образовательного учреждения в вопросах нравственно-патриотического воспитания».
Социальное партнерство – особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременность...
Выступление на педагогическом совете "Социальное партнерство дошкольного образовательного учреждения, как условие для успешного развития современного дошкольника."
Социальное партнерство дошкольного образовательного учреждения, как условие для успешного развития современного дошкольника....