Главные вкладки
«Модель социального партнерства ДОУ и семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ в рамках внедрения ФГОС»
план-конспект занятия (средняя группа)
Работа с семьей становится, таким образом, одним из важнейших направлений в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Модель социального партнерства ДОУ и семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ в рамках внедрения ФГОС»
Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников.
Взаимодействие с семьей – важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения – системно образующее ядро каждой.
Работа с семьей становится, таким образом, одним из важнейших направлений в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.Основные цели и задачи работы по организации взаимодействия детского сада с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ
Система психолого-педагогического сопровождения включает следующие направления работы: психологическое изучение, консультирование и психокоррекцию.
Диагностическая и консультативная и психокоррекционная работа с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, предполагает системный подход, включающий определение основных целей, задач, принципов изучения семьи ребенка с ОВЗ.
Основная цель:
создание в ДОУ необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями, воспитывающими ребенка с ОВЗ, обеспечивающих целостное и всестороннее развитие личности дошкольника, а т.ж. выстраивание системы психолого- педагогического сопровождения семей воспитанников.
Задачи работы:
1.Оказание квалифицированной поддержки родителям (законным представителям), воспитывающих детей с ОВЗ.
2.Установление ответственных взаимозависимых отношений с семьями воспитанников с ОВЗ.
3. Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной поддержки семьям воспитанников.
4.Активизация и обогащение педагогических умений родителей в сфере воспитания, обучения и развития детей с ОВЗ.
5.Оказание квалифицированной психолого - педагогической помощи семьям воспитанников в вопросах воспитания, образования, развития детей с ОВЗ.
2.Этапы формирования взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
1.«ЗНАКОМСТВО» педагогов и родителей
-знакомство с ДОУ, педагогами, с организацией воспитательно-образовательного пространства в учреждении, определение состава родительской общественности, особенностей воспитанников с ОВЗ.
2.«ВХОЖДЕНИЕ» педагогов и родителей
-включение всех субъектов взаимодействия в педагогическую деятельность.
-привлечение родных к учебно-образовательному, коррекционно-развивающиму процессу в образовательном учреждении.
3.«СОТРУДНИЧЕСТВО» педагогов и родителей
-активное общение, соучастие, взаимное дополнение родителей с воспитателями и специалистами ДОУ в организации образовательного пространства.
-формирование увлечения родителей процессом воспитания, образования и развития ребенка с ОВЗ.
4.«СОТВОРЧЕСТВО» педагогов и родителей
-активная деятельность, креативность в работе ДОУ и семьи в вопросах организации работы с детьми.
-раскрытие перед членами семьи возможности личностного поиска творческих подходов к обучению малыша и личного участия в исследовании его возможностей.
3.Система психолого – педагогической работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ
1.Исследование семьи: изучение особенностей функционирования семьи, выявление ее скрытых ресурсов, сбор информации о ее социальном окружении, изучение потребностей родителей и ребенка и пр.;
2.Установление контакта, работа на преодоление реакций психологических защит, мотивирование на сотрудничество;
3.Оценка путей оказание психолого-педагогической помощи;
4.Выбор направлений работы в зависимости от результатов диагностики;
5.Работа специалистов по оказанию психолого–педагогической помощи семье, направленной на активизацию социальной позиции родителей, восстановление и расширение социальных связей, поиск возможностей членам семьи опираться на свои собственные ресурсы;
6.Анализ эффективности достигнутых результатов в работе с семьями.
4.Экспресс-диагностики семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Схема экспресс-диагностики семьи имеет три раздела.
- Первый раздел включает общие сведения о семье.
- Второй позволяет изучить психологические особенности ребенка и
детско-родительские отношения.
- Третий направлен на определение психологического типа родителей и избранной ими модели воспитания в семье.
Первый раздел. Сведения о семье:
Сведения о семье могут быть получены из документации о ребенке, в процессе беседы с родителями, а также в результате наблюдения.
1. ФИО ребенка с ОВЗ (указать дату рождения)
Состав семьи: полная, неполная, родители в разводе, другие лица, есть ли в семье другие инвалиды (указать кто, если есть).
2. Социально-культурный уровень членов семьи:
Образование (указать профиль полученного образования), кем работает (указать должность), работающие члены семьи:
3.Оформлена ли инвалидность на ребенка, кто является опекуном ребенка с ОВЗ:
4. Особенности общения по наблюдению во время консультации:
4.2. Отношения в семье (с точки зрения каждого из родителей).
Второй раздел. Оценка личностных особенностей детей и детско-родительских отношений.
Данные для второго и третьего разделов могут быть получены только экспериментальным путем. В зависимости от поставленных задач и практического опыта психолога перечень и число методик может меняться. Ниже приводятся примерные характеристики, которые могут быть получены
по результатам исследования диагностическим комплексом методик.
1.Рисуночные тесты: определяется характер внутрисемейной атмосферы (доброжелательная, недоброжелательная, отчужденная, враждебная); дается оценка отношений и контактов ребенка с окружающими (оптимальные, недостаточные, фрустрирующие, симбиотические и др.).
2.Методика «Два дома» (И. Вандвик и П. Экбланд): определяются приоритеты ребенка в отношениях с близкими и значимыми лицами (в красном домике со мной будут жить …;в другом домике останутся ...).
3.Методика «Лесенка для ребенка» (В.В. Ткачёва): определяются предпочтения в социальных контактах ребенка.
4.САТ — Детский апперцептивный тест (Л. Беллак) определяются особенности межличностных отношений ребенка со значимыми близкими (родителями, сестрами, братьями и др.).
Третий раздел. Определение структуры семьи, психологического типа родителей, особенностей внутрисемейных отношений, преобладающей модели воспитания в семье.
1.Анкета «Психологический тип родителя» (В.В. Ткачёва): определяется психологический тип родителя (невротичный, авторитарный, психосоматичный).
2.Социограмма «Моя семья» (В.В. Ткачёва): определяются динамика развития семьи, изменения в ее структуре, связанные с рождением ребенка с ОВЗ.
3.Опросник родительского отношения — ОРО (А.Я. Варга и В.В. Столин): определяется характер родительского отношения к ребенку (принятие-отвержение, кооперация, симбиоз, авторитарна гиперсоциализация, маленький неудачник).
Психологическое заключение по результатам диагностики традиционно пишется в свободной форме.
В первой части заключения кратко отражаются общие сведения о семье конкретного ребенка, излагаются жалобы, опасения и потребности родителей.
Вторая часть отражает собственно результаты психологического изучения семьи, которые включают основные характеристики, определяющие внутрисемейную атмосферу.
В третьей части заключения по результатам психологического изучения устанавливается коррекция родительских отношений к ребенку.
5.Формы и методы работы с родителями с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ
1. Информационна – аналитические формы работы на первом этапе включают в себя - выявление интересов, потребностей, запросов родителей. Уровня их педагогической грамотности, далее установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
Используются следующие Методы работы:
- Социологические опросы
- Тесты;
- Анкетирование
- Почтовый ящик
- Информационные карнизы и пр.
2. Познавательные формы работы:
- познакомить родителей с возрастными и психофизиологическими особенностями детей дошкольного возраста с ОВЗ;
- познакомить с основами и принципами методов воспитания и обучения, организацией предметно–развивающего пространства для ребенка в семье;
- формирование у родителей практических навыков воспитания, образования и развития детей.
В процессе очень эффективно использовать такие методы работы как: конференции, «круглый стол»;
- педагогическая гостиная;
- семинары – практикумы, мастер – классы, тренинги;
- педагогические журналы;
- игры с педагогическим содержанием;
- педагогическая библиотека для родителей.
3. Наглядно информационные формы работы: - ознакомление родителей с дошкольным учреждением;
- особенностями работы ДОУ;
- особенностями воспитания детей с ОВЗ;
- с педагогами ДОУ;
- преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ.
Для решения этих задач используются следующие методы:
- тематические выставки;
- выставки детских работ;
- выставки совместных работ детей и родителей;
- информационные проспекты для родителей;
- открытые просмотры различных видов деятельности детей в ДОУ,
видеоролики о жизни ДОУ;
- выпуск газет, организация мини – библиотек по основным проблемам семейной педагогики.
5.Рекомендации родителям по воспитанию детей с ОВЗ
1. В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчёркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в своих силах.
2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
3. Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
4.Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
5. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации
внимания (например, работа с кубиками, конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение).
Заключение
Психологическая поддержка является важным звеном в системе психолого - педагогической помощи родителям детей с ОВЗ. Основная цель психологической поддержки – повышение сензитивности родителей к проблемам детей, снижение эмоционального дискомфорта у родителей в связи с отклонениями в развитии ребенка, формирование у родителей адекватных представлений о потенциальных возможностях детей с ОВЗ, оптимизация их педагогического потенциала. Огромную роль в эффективности психологической поддержки родителей играет создание разнообразных форм группового взаимодействия родителей и детей.
Таким образом, можно отметить, что важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка с ограниченными возможностями является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. — СПб., 2000. —528с.
2.Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство / А.Л. Венгер. — М., 2002. —160с.
3.Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. завед. —М., 2001. — 192 с.
4.Левченко И.Ю., Ткачёва В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: методическое пособие. — М., 2008 — 239 с.
5.Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. –СПб.: Речь, 2005. –190с.
6.Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развитиядетей : пособ. по практ. психологии / Т.Д. Марцинковская. —М., 1997. — 176с.
7.Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие:хрестоматия. — СПб., 2007. — 400 с.
8.Психолого-педагогическая диагностика / Под ред.И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. — М., 2003. — 320с.
9.Психолого-педагогическая диагностика развития лиц сограниченными возможностями здоровья: Учеб. для студ.учреждений высш. проф. обр. / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д.Забрамной. — 6 изд. перераб. и доп. — М., 2011. — 336 с.
10.Ткачёва В.В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В.В. Ткачёва. —М., 2004. — 192с.
11.Ткачёва В.В. Психолого-педагогическое сопровождение
современной семьи. — М., 2008. — 131с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы. Модель социального партнерства ДОУ и семьи в рамках ФГОС
Современная модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собст...
Рабочая программа. «Социальное партнерство дошкольного отделения и семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ в рамках внедрения ФГОС»
Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потом...
Модель социального партнерства ДОУ и семьи, воспитывающего ребенка с ОВЗ
Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников.Взаимодействие с семьей – важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения -...
Модель социального партнерства ДОО и семьи в рамках ФГОС"
Выступление на РМО для педагогов МДОУ...
Модель социального партнерства ДОО и семьи в рамках ФГОС"
Выступление на РМО для педагогов МДОУ...
Кожуунный семинар для заведующих Тема:«Модель социального партнерства ДОО и семьи в рамках ФГОС ДО»
Семинар Тема: «Модель социального партнерства ДОО и семьи в рамках ФГОС ДО» Актуальность:Семья и детский сад взаимодействуя друг с другом, создаем оптимальные условия для полноц...